КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический подход.С точки зрения исторического подхода культура рассматривается в ее исторической динамике, как последовательная смена различных исторических типов культуры. Обычно выделяют следующие основные исторические этапы (типы) развития культуры: первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура Возрождения, культура Нового и новейшего времени. Особым предметом исследования, с точки зрения исторического подхода, является историческая преемственность культур и их историческое своеобразие. Каждый последующий этап развития культуры характеризуется существенными отличиями по сравнению с предшествующим этапом культурно-исторического развития общества. Но в то же время он не представляет собой исключительно новое явление в развитии культуры, ничем не связанное с предыдущими периодами культурного развития. Напротив, любой последующий этап (период) в развитии культуры опирается на духовные и материальные ценности предшествующих периодов. Тем самым в истории и осуществляется преемственность культур при их ярко выраженном своеобразии. Так, например, средневековье, пришедшее на смену античности представляет собой новую культурную эпоху, новый исторический тип культуры по сравнению с античной культурой. Если античная культура характеризуется антропоцентризмом,то сущность средневековой культуры заключается в ее теоцентризме.В этих сущностных характеристиках раскрывается уникальность и. своеобразие данных типов культуры. Но ведь в определенном смысле именно в недрах античности зарождаются предпосылки для формирования христианства, ставшего стержнем средневековой культуры. И уже в этом проявляется определенный момент преемственности античной и средневековой культур. Преемственность культур осуществляется благодаря такому механизму как традиция. Своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного этапа в развитии культуры становятся возможными в результате появления на данном этапе культурно-исторического развития новых ценностей, идеалов, смыслов, новоготипа человеческих взаимоотношений. На проблему диалектического взаимодействия традиций и новаций в культуре обращал внимание, в частности, Н.А. Бердяев: «В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности». Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.- В 2-х томах. Т.1.- М.: Искусство, 1994. С. 526. 2. Аксиологический подход.В основе аксиологического подходалежит понимание культуры как совокупности всех ценностей. Культура определенного общества, определенной исторической эпохой характеризуется именно ей присущей системой ценностей. Ценностный стержень любой культуры раскрывает ее сущность и специфические характеристики.
Аксиологический анализ культуры предполагает выявление: - стержневых, доминантных ценностей на каждом конкретном этапе развития культуры, в том числе идеалов; - механизмов порождения новых ценностей; - взаимодейств чя духовных и материальных ценностей; - процессов взаимосвязи ценностей социальных и индивидуальных (личностных). Основоположниками аксиологического анализа культуры принято считать представителей баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда (1848 - 1915) и Генриха Риккерта (1863 - 1936). Именно они начали предметно разрабатывать философское учение о ценностях- аксиологию. В. Виндельбанд, например, считал, что существуют вечные ценности, которые возвышаются над изменчивой земной человеческой жизнью. Г. Риккерт дал достаточно четкий ответ на вопрос «что такое ценность?», подчеркнув необходимость различения ценности как таковой и носителя ценности. Он подчеркивал, что «сущность ценностей... - в их значимости, а не в их фактичности»;«фактичен» же лишь носитель ценности. Культуру Г. Риккерт определял как «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей». Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология XX век. Антология.- М: ЮРИСТ, 1995 (Лики культуры). С. 75. Ответы на вопрос о том «Что есть ценность» в современной философско-культурологической литературе весьма различны. Однако, многие ученые подчеркивают, что ценность неесть какой-то конкретный объект (предмет, явление, процесс, событие, факт), а это - отношение,в котором воспринимающим субъектом (человеком, группой людей, обществом) фиксируется значениеданного объекта для субъекта. Ценность – это не качество объекта, а отношение к этому качеству субъекта. Сам же объект является лишь носителем ценностей, но еще не самой ценностью,поскольку вне воспринимающего и оценивающего человека качества объекта фактически не будут актуализированы. Именно человек оценивает конкретный предмет, тем самым, устанавливая его ценность.
Место и роль ценностей в культуре чрезвычайно велика. Ценности выступают важнейшим компонентом культуры. По своей сути культура имеет ценностную природу. «Ценности ... родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни». «... ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность - это не только «осознанное», но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея - это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека». Гуревич П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманит. вузов. 2-е изд.- М.: «Аспект Пресс», 1995. С. 117-118, С. 119-120.
|