КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деятельностный подход.Основной акцент при анализе культуры с позиций деятельност-ного подхода делается на том, что культура рассматривается, прежде всего, как «способ и продукт человеческой деятельности». В отличие от натуры (природы), культура возникает в процессе многообразных форм человеческой деятельности. По сравнению с активностью биологических систем деятельность человека - это то сущностное родовое свойство, способ бытия человека в мире, благодаря которому человек создает особый, отличный от природы мир - мир второй натуры, т.е. культуру. Культура производна от деятельности человека, она составляет целостное ноле человеческой деятельности. «Деятельность человека с философской точки зрения есть активность субъекта, развертывающаяся в пространстве субъектно-объектных отношений. Она выражается, с одной стороны, во взаимодействии субъектов, поскольку является коллективной, требует координации усилий «действующих лиц»; а с другой — в различных операциях, производимых совместно действующими субъектами с объектами,— в их преобразовании, познании и оценивании. В результате всех этих действий возникают новые материальные и духовные объекты — вещи, знания, идеи, идеалы, художественные образы. Вместе с тем все продукты деятельности, в которых она опредмечивается, распредмечиваются субъектами. На этой основе произошла в истории становления человека замена биологического механизма наследственной передачи поведенческих программ механизмом социокультурного наследования. В роли субъектов культуросозидательной деятельности могут выступать: а) конкретные индивиды; б) различные социальные группы - класс, нация, социальная внешность, коллектив; в) исторически конкретное общество; г) человечество, взятое в целом. В роли «объектов -предметов» могут быть: а) природные, естественные объекты; б) частично преобразованные природные объекты; в) социальные объекты, оказывающиеся предметами тех или иных форм деятельности; г) сам человек, поскольку он выступает предметом познания, оценивания и преобразования. В роли «объектов - продуктов» выступают любые материальные и духовные результаты творчества. «Опредмечивание» и «распредмечивание» выступают во всех возможных формах практического овладения миром и плодами его собственной деятельности. Таким образом, культура, или «вторая природа» («искусственная природа»), предстает как целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которых реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой. Тем самым культура охватывает и способы человеческой деятельности и саму предметность продуктов этой деятельности, в которых «угасает», говоря образной формулой К. Маркса, деятельность как созидательный процесс и от которых «возгорается» деятельность распредмечивания». Каган М.С. Культура как предмет философского исследования // Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. С. 138.
|