КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурно-функциональный подход.Структурно-функциональный подход предполагает два относительно, самостоятельных и в то же время два взаимосвязанных аспекта в анализе культуры: • структурный и • функциональный Цель структурного анализа- выявить основные структурные элементыкультуры, которые взаимосвязаны друг с другом и в своей совокупности составляют ее целостность. Функциональный подходрассматривает культуру в ракурсе ее функционального бытия, выявляет основные механизмы и общие закономерности функционирования культуры. Функциональный анализ культуры предусматривает: - анализ «внутреннего» функционирования культуры (т.е. функционирования тех составных структурных элементов культуры, которые в совокупности образуют культуру как целостное единство); - анализ «внешнего» функционирования системы (т.е. выявление функций культуры как неразрывного целого, функций, которые она выполняет по отношению к другим системам: обществу, человеку, природе). Суть стктурно-функционального подхода состоит в том, что «культура рассматривается как сложная совокупность поведенческих, нормативно-ролевых, институциональных элементов, каждый из которых выполняет определенные функции в рамках целого, является «ответом» на потребность личности, группы или общества в целом». Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры.-Л., 1989. С. 59. Таким образом, структурно-функциональный подход заключается в рассмотрении культуры как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом, выполняющих определенные функции по отношению к культуре как цело! iy и обеспечивающих тем самым ее функционирование как сложной целостной системы. Структурно-функциональный подход «позволяет рассматривать культуру как расчлененную на структурные единицы целостность, в которой каждый структурный элемент или комплекс элементов связаны с определенным функциональным назначением». Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.М. Пономарева, Л.З. Неми-ровская, Т.Н. Тюняева.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. С. 56. В самом общем виде при структурном анализе культуры выявляются такие составляющие культуры как материальная и духовная культура. Материальная культурасуществует как производство, сохранение, ретрансляция материальных ценностей. Она представляет собой «вторую натуру» в ее материализованной форме. «Она аккумулирует средства, способы и результаты освоения природной сферы, имея дело с «очеловеченной частью природы». Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.М. Пономарева, Л.З. Неми-ровская, Т.И. Тюняева.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. С. 60. Материальная культура охватывает всю сферу материального производства, его средства и результаты: орудия труда, транспорт, энергетические и сырьевые ресурсы неорганического и органического происхождения, различного рода здания и сооружения, одежду, предметы повседневного обихода идр. Кроме того, составным элементом материальной культуры выступают материально-предметные отношения человека в сфере производства и обмена, т.е. производственные отношения. Материальная культураявляется результатом практического преобразования человеком мира природыи овеществлением творческой активности человека, воплощением его практически-преобразовательной деятельности. «Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т.е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а, следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль. Материальная культура, в другом смысле слова - человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества ». Культурология / Под ред. Радугина А.А.-М.: «Центр», 1996. С. 67. Духовная культурапроявляется в сфере духовного бытия человека и общества. Духовная культура включает в себя: науку, искусство, право, мораль, философию, образование, воспитание, религию и др. В духовной культуре условно можно выделить следующие уровни: - духовная культура личности - духовная культура общества Как на индивидуально-личностном, так и на социальном уровне духовная. Культура воплощается и функционирует в форме духовных ценностей, норм, идеалов, смыслов.Духовная культура непосредственно связана с процессом творческого преобразования внутреннего мира личности. Духовная культура на личностном уровне является результатом «возделывания», «взращивания» человеческой души, развития его ума, наполнения духовными смыслами его чувств и эмоций. Духовная культура представляет собой ЦАРСТВО ИСТИНЫ,ДОБРА и КРАСОТЫ. Деление культуры на материальную и духовную не является абсолютным. Деление культуры на материальную идуховную возможно лишь на уровне ее теоретического осмысления. В действительности же, все явления материальной культуры «одухотворены», пронизаны человеческим духом: потребностями, знаниями, целями, навыками человека. Духовная культура, зачастую, требует своеобразной материализации, некой материальной оформленности. Рассматривая соотношение материальной и духовной культур, необходимо учитывать с одной стороны их неразрывную связь, а с другой - их качественное своеобразие. Известный ученый XX века М.С. Каган подчеркивает в связи с этим, что широко распространенное расчленение культуры на «материальную» и «духовную» «... не раз вызывало возражения философов, основанные на справедливом утверждении неразрывности материального и духовного во всех действиях человека: однако действительная их связь не позволяет игнорировать сущностное их, качественное различие. Оно выражается не в том, что материальное по своему субстрату вещественно, а духовное эфемерно, что одно обладает физической массой, а другое лишено всяких пространственных признаков; суть их различия состоит в том, что материальность есть способ самостоятельного существования и функционирования как природных, так и рукотворных предметов, отделившихся от своих создателей, даже если в них опредмечено некое духовное содержание - мысль, чувство, устремление, идеальное представление... Тот или иной способ материализации духа - физически-телесный, вещественно-технический или социально-организационный - нужен для того, чтобы духовное сохранилось, выйдя за пределы породившей его психики человека, дабы стать всеобщим достоянием человечества». Каган М.С. Философия культуры.- С.Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. С. 179. Структурный анализ культуры предполагает ответ на вопрос: к какой структурной разновидности культуры (материальной или духовной) относится та область человеческой жизнедеятельности, которая именуется искусством. Большинство исследователей культуры соотносят искусство с областью духовной культуры. Однако, более правомерной представляется точка зрения, согласно которой художественная культура (т.е. культура, концентрирующаяся вокруг искусства) представляет собой отдельный, относительно самостоятельный вид культуры. В соответствии с этой точкой зрения целостное единство культуры будет представлено такими ее структурными составляющими как материальная, духовная и художественная культура, находящимися в тесной взаимосвязи друг с другом, взаимопересечении друг с другом, но при этом не теряющими своей специфичности, своего качественного своеобразия. Аргументами для выделения художественной культуры наряду с материальной и духовной является, в частности, то, что в художественной культуре, (в любом произведении искусства) происходит не механическое соединение материального и духовного, а глубинное гармоничное слияние духовного и материального, рождающее нечто принципиально новое, а именно - художественный образ. М.С. Каган, обосновывая свою позицию отмечает, что в художественных образах «речь идет о подлинном слиянии, а не о механическом соединении - последнее имеет место во множестве случаев, в которых материальное служит простым передатчиком духовного, никак с ним органично не связанным и потому, безболезненно заменимым другим видом материи (например, в элементарных семиотических ситуациях передачи сообщения условно сконструированной знаковой системой - дорожной сигнализацией, звуковыми сигналами, используемыми для управления поведением, азбукой Морзе и т. д.); речь идет о таком слиянии, которое на философском языке следует называть взаимным отождествлением, ибо здесь соединяющиеся противоположности проникают друг в друга насквозь, пропитывают друг друга полностью и становятся нерасчлененными. Именно это происходит с переживанием и звучанием в музыкальной мелодии, с чувством и жестом в танце, с настроением и цветопластической формой в живописном или скульптурном этюде, с поэтической мыслью и словесным выражением в искусстве слова, короче - во всех разновидностях художественной образности. Самое убедительное доказательство данного тезиса - незаменимость материальной формы в художественном образе, невозможность перекодирования его духовного содержания (что без труда происходит в сферах науки, идеологии, философии, документалистики). (Каган М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996, С.131) Динамика взаимоотношений материальной культуры (МК), духовной культуры (ДК) и художественной культуры (ХК) может быть представлена следующей схемой: Функции культуры. Культура, представляя собой очень сложное, многогранное явления, не может быть раскрыта через какую-то одну или две основные функции. Культура полифункциональна, т.е. она выполняет множество самых разнообразных функций. «культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа». Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998. С. 38.
При выявлении основных функций культуры главная задача состоит в том, чтобы обозначить наиболее важные, существенные функции культуры, которые не зависят от конкретно-исторических форм существования культуры. В современной учебной и научной литературе представлено множество классификационных систем различных функций культуры. Количество, набор, иерархия выделяемых функций культуры весьма разнообразны. «Каждый мыслитель ставит на первое место то ту, то другую функцию культуры, считая ее определяющей. Например, нидерландский культуролог Й. Хейзинга полагал, что самой важной является игровая функция культуры; немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функции; французский социолог Э. Дюркгейм изучал функции социализации и коммуникации; ценностно-нормативную функцию культуры акцентировал немецкий философ М. Вебер; гносеологическую, мировоззренческую - известный социолог П. Сорокин». Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-И классов общеобразовательных учреждений / Г.М. Пономарева, Л.З. Неми-ровская, Т.И. Тюняева,- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. С. 72. Среди множества функций культуры в качестве основных можно выделить следующие: 1. Главной определяющей функцией культуры является человекотворческая функция.Посредством этой функции осуществляется развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. Поскольку в человекотворческой функции в определенном смысле находят свое выражение все другие функции культуры, ее можно назвать синтезирующей функцией культуры. 2. Нормативно-регулирующаяфункция культуры проявляется в «Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения». Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян.- М: Высш. шк., 1998. С. 53. Нормативно-регулятивная функция культуры осуществляется посредством: - моральных норм, предписывающих нравственные правила поведения личности и регламентирующих взаимоотношения людей друг с другом практически во всех сферах жизнедеятельности, опираясь прежде всего на принятые в данное культуре представления о добре и зле; - юридических (правовых) норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, социальными группами, коллективами, социальными институтами, отдельным человеком и коллективом, социальным институтом на основе юридически закрепленных правил, требований, обязательств; - » технико-технологических норм, требующих своего соблюдения в сфере производства и имеющих достаточно конкретизированные форма своего выражения; - экономических норм, ориентирующих человека на согласование - Кроме того, можно выделить политические нормы, экономическиенормы, религиозныенормы и др. Любая культурная норма,благодаря которой реализуется нормативно-регулирующая функция культуры представляет собой «стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических состояний. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности». Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2.- СПб: Университетская книга, 1998. С. 101. 3. Ценностно-ориентирующая функциякультуры реализуется благодаря тому, что именно в культуре заключены жизненно важные для человека и общества ценности. Посредством ценностно-ориентирующей функции культуры раскрывается сама суть культуры, ее ценностная природа. «Именно ценность служит основой и фундаментом любой культуры». П.А. Сорокин В культуре и культурой задаются высшие ценности и жизненные смыслы, определяющие суть человеческого бытия. «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка». Н.О. Лосский Культура фактически появляется в тот период, когда далекий наш человеческий предок оказался способным выделить нечто в окружающем мире как особо ценное, значимое. Вся история человеческого общества направляется теми целями, в которых фиксируются наиболее значимые для людей ценности. Многие исследователи культуры непосредственно связывали сущность культуры с ценностями. Так, Генрих Риккерт определял культуру как «процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития». Риккерт Г. Философия истории.-СПб, 1908. С. 68. Семен Людвигович Франк (1877-1950), один из известнейших мыслителей серебряного века считал, что культура есть «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей». Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины.-М., 1991. С. 177.
Суть ценностно-ориентирующей функциикультуры заключается в том, что культура задает определенную систему ценностных координат,своеобразную «карту, матрицу жизненных ценностей». Благодаря этой системе координат осуществляется человеческая жизнь и жизнь общества в целом. Ценностным вектором,направляющим в определенном направлении жизнь человека и общества, своеобразным «компасом», помогающим осуществить выбор конкретной ценностной системы выступает ИДЕАЛ. Идеал играет определяющую роль в развитии культуры. Определяющая роль идеала в культуре «обеспечивается тем, что идеал, являясь образом, вместе с тем служит ориентиром в той или иной культуре и моделью человеческой деятельности». 4. Информационная функция^культуры- это накопление (кумуляция), хранение, обработка и передача (трансляция) социального опыта «Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса» Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян.- М: Высш. шк., 1998.
Функционирование культуры осуществляется посредством передачи многообразной культурной информации во времени (от поколения к поколению, от одной культурной эпохи к другой) и в пространстве (между различными людьми, социальными общностями, государствами, культурными образованиями одной временной эпохи). Благодаря информационной функции культуры обеспечивается связь времен - прошлого, настоящего и будущего, формируется относительно единое мировое социокультурное пространство. Информационное поле культуры весьма разнообразно по видам информации, формам ее существования, механизмам передачи. Сущность и особенность функционирования культуры на разных исторических этапах ее развития в значительной степени определяются формами хранения и передачи информации (механизмами трансляции). «В примитивных культурах не существует иных форм хранения информации, кроме естественной памяти. Центром ее кристаллизации служит сознание отдельной личности или небольшого коллектива. При этом исторический и жизненный опыт как бы сливается с реальностью, прошлое и настоящее — с будущим, отдельное — с общим. Если в наше время все познанное записывается, то в древности знания постоянно выговаривались в мифах и легендах. Естественная память обладает гибкостью, избирательностью, способна быстро извлекать из своих кладовых то, что нужно в данный момент. Но процесс припоминания зависит от физического состояния человека — носителя информации, его ценностных установок. Он протекает в зависимости от индивидуальной значимости информации и условий данной конкретной коммуникации. В старости теряется способность присоединять новые знания и рекомбинировать их. Со смертью человека, если нет достойного преемника, гибнут и его знания. Революция в способах хранения и передачи информации связана с изобретением письменности. Записанная информация может накапливаться, систематизироваться, извлекаться целиком или в виде фрагментов. С появлением письменности становится возможным устойчивый синтез отдельных образов и значений в более или менее стройную систематическую картину мира, выделение наиболее сложных проблем, внутренних антиномий разума и их углубленная разработка следующими друг за другом поколениями мыслителей. Развитие информационных систем отделяется от их практического использования. Духовная культура как бы «отслаивается» от непосредственного жизненного процесса. Идеи приобретают собственный импульс, который все в большей мере влияет на течение истории. Работа с информацией становится профессиональным занятием. Этому способствует появление слоя людей, имеющих досуг для умственной жизни, философов и ученых. Рациональное расчленение знания дало толчок отделению науки от религии, развитию исторического, этического, естественнонаучного, политического и иных видов знания. Психика освободилась от обязанности запоминать все и получила свободу для творческого познания. Эффект письменности был многократно умножен благодаря книгопечатанию. Массовая пресса ускорила формирование общественного мнения, усилила влияние идей на практическую жизнь. С конца XIX в. начинается новый, третий период в развитии форм хранения и передачи информации. Появляются радио, телефон, телевидение, фбтография, кино, грамзапись, магнитофон, компьютеры, электронные банки информации. Электронная компьютерная революция только еще набирает силу, но уже сегодня ясно, сколь радикальные общественные сдвиги должны за ней последовать. От способов получения, хранения, распространения информации зависят скорость и направленность социальных процессов, способы решения социальных проблем. Культура тем более эффективно будет обслуживать общество, чем легче будет доступ к уже накопленной информации». Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебное пособие.- Л., 1989. С. 71-72. 5. Коммуникативная функция культурыреализуется в процессе взаимодействия между различными субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, этносами, государствами, религиозными, общественно-политическими объединениями и т.п.). Коммуникация - от лат. communication - со Через коммуникативную функцию культуры осуществляются коммуникативные «возможности культуры, т.е. ее способность сохранять, передавать, тиражировать культурные ценности» (СП. Мамонтов). Посредством коммуникативной функции в культуре достигается определенный уровень взаимопонимания, расширяются сферы и формы взаимодействия субъектов культуры. Средствами осуществления коммуникативной функции культуры являются не только словесный язык, но и языки науки, политики, религии, управления и т.п. Коммуникативная функция культуры реализуется также благодаря тому, что значительный объем культурной информации заключен в обрядах, обычаях, жестах, одежде, манерах поведения, мимике и т.д. В коммуникативной функции культуры можно выделить 2 аспекта - обмен информацией (различной по характеру, содержанию, способам передачи) - обмен социально-культурным опытом между людьми (разных стран, регионов, эпох, возрастов и т.п.). 6. Познавательная функциязаключается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы, отдельного человека. Познание является одной из наиболее значительных форм освоения человеком мира. Познание - важнейший атрибут культуры. Познавательная функция культуры раскрывается через такие формы познания как обыденно-практическое, мифологическое, философское, религиозное, и др. Наиболее полно, ярко и значимо познавательная функция культуры реализуется в науке.
|