КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Но можно не куритьСлово «волонтер» переводится как «доброволец». Добрая воля волонтеров Медицинского колледжа заключалась в том, чтобы помочь своим сверстникам осознать опасность химической зависимости, которая угрожает им из-за незнания, равнодушия или под влиянием окружающих. О вреде алкоголя, табака, наркотиков вроде бы и говорится на страницах газет, журналов, учебных пособий, с экрана телевизора, по радио, но количество курящих подростков в стране растет, первое употребление алкоголя происходит во все более раннем возрасте, а наркотики, несмотря на грозящую уголовную ответственность, доступны. Парадокс и в том, что постоянные напоминания об этом в какой-то момент достигают критической массы и вместо настороженности, тревоги и желания исправить ситуацию, оборачиваются привыканием, недоверием, равнодушием, которое и есть причина большинства наших бед. Волонтеры-медики давно это поняли и уже не первый год занимались просвещением своих сверстников. К тому времени, а дело было в 2007 году, они регулярно проводили встречи со старшеклассниками, студентами колледжей, разъясняя им, чем обернется их незнание и следование вредным привычкам. Принцип «равный – равному» (в международном варианте – “peer-education”) предполагает, что молодые люди скорее поверят своему ровеснику, чем сведениям из «официальных» источников. Даже если они будут говорить те же самые слова, приводить те же самые данные. В составе волонтерской группы образца 2007 года были люди, которым в рамках привычных форм (беседы, тренинг, анкетирование, тестирование и пр.) было тесно, они все время старались внести в свои акции какой-то новый элемент, выйти за рамки того, чему их учили преподаватель, психолог, нарколог. Одним из таких новшеств стало включение в программу занятия драматического отрывка на тему наркомании. В каком-то журнале ребята нашли инсценировку по мотивам романа Эда Макбейна «Куколка», где некая Тина Карин Закс дает показания в суде по поводу своего убийства! Таким образом авторы инсценировки желали продемонстрировать губительное влияние наркотиков. Цель, несомненно, благородная, но вот средство… Ребята были в некоторой растерянности: «А как это сыграть?» А сыграть очень хотелось, потому что кроме ощущения важности и необходимости своей работы хотелось еще и удовольствие получать. Нормальное желание. И, как во всех других случаях, они решили обратиться за помощью к специалисту. Не откажет, дело-то благородное, дело общее. Таким специалистом оказался автор этих строк. Согласился легко, за плечами - опыт работы режиссером народного театра, где актерам-любителям, без образования, опыта, иногда с очень посредственными данными, приходилось объяснять, втолковывать, приучать к тому, что на сцене всё происходит сегодня, сейчас, здесь, что чувства нельзя сыграть, их можно только пережить, а это невозможно без искренней и полной веры в то, что происходит. А как поверить в то, что ты умерла, но даёшь показания в суде? И никакие знания о театральной условности, о «театре абсурда», об иносказании не могли помочь, потому что причина была простая. Авторы инсценировки не утруждали себя проблемами сквозного действия, единства образа, да и элементарной достоверности деталей. Они просто записали «по ролям» фрагменты романа и назвали это инсценировкой. Внешне так оно и выглядит. Но не работает. То есть не выполняет функции действенной основы событий, не дает возможности зрителю сопереживать героям, потому что те и не переживают ничего. Не верят в реальность происходящего, а добросовестно произносят заученный текст типа «Героин, или диацетилморфин, - производное опия. Именно героин употребляют подростки в странах Западной Европы, в США, Канаде и Австралии. В бывшем Советском Союзе производство и применение героина было запрещено и героиновой наркомании практически не встречалось». Даже то, что этот текст Адвоката, никак не помогало понять, с какой стати западноевропейский адвокат должен излагать западноевропейскому же суду подробности производства и применения героина в бывшем Советском Союзе. Это произошло потому, что авторы инсценировки сознательно включили в текст действующих лиц необходимую и полезную, с их точки зрения, информацию, нимало не заботясь о достоверности такого решения. И взяли они эту информацию из какой-нибудь брошюры или научно-популярного издания профилактической направленности. Цель-то благородная. А цель оправдывает средства. И все равно не работает. Потому что сама процедура дачи показаний в суде обязательно сопровождается присягой говорить «правду, одну только правду и ничего кроме правды» и предупреждением об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Но как относиться к такому правдивому показанию: «От руки этого же наркомана я и погибла через пять лет»? Сомневаться в достоверности этих показаний не приходится. Если б не погибла, не было бы и самого суда! Но как покойнику давать показания в суде? Новость о том, что главный свидетель на судебном процессе - покойник – мы узнаем где-то ближе к концу инсценировки, и это завораживало. Значит, что-то в этом заложено! Значит, авторы тем самым пытались нам сообщить что-то важное! Так всегда думает режиссер, приступая к работе над пьесой. Полное доверие к автору – непременное условие работы над драматургическим текстом. В арсенале русской театральной школы есть метод действенного анализа, который помогает за словами героев вскрывать суть происходящих событий, чтобы потом воспроизвести их (события, а не слова!) в драматическом действии. Но «инсценировка – не пьеса, курица – не птица, Болгария – не заграница», как говорили в советские времена! Авторы и не ставили перед собой никаких сложных задач, и не закладывали в инсценировку никакого потаенного смысла и подводных течений. Все сделано просто, как надпись на заборе. Открытым текстом и так же быстро, не задумываясь о последствиях. А последствия были. Для нас, во всяком случае. Как мы ни пытались разбить этот отрывок на части, а потом поменять их последовательность, как ни старались оправдать этот бред тем, что сознание героини искаженно наркотиками, как ни вводили в действие дополнительных персонажей (ангелы, черти, даже сам, прости, Господи! - героин!), выходило нечто, прямо скажем, невразумительное. И, несмотря на вежливые аплодисменты и сдержанные похвалы зрителей, нас не покидало ощущение, что что-то мы сделали не так, где-то ошиблись. Диагноз: врожденный порок действенной основы – мы поставили позже, обсуждая и анализируя весь ход работы над этим представлением. И пришли к следующим выводам:
Столь долгий и подробный рассказ о наших проблемах при подготовке первого театрализованного представления нужен для того, чтобы понять, как формировалась основа программы «Арт-профилактика», с какими проблемами мы столкнулись, какие решения приняли и какими путями шли к выполнению этих решений. Результаты нашего первого эксперимента мы оформили в виде таблицы и повесили на стене кабинета. Идея эта была подсказана еще выдающимся режиссером и педагогом Георгием Александровичем Товстоноговым. Именно у него в книге «Зеркало сцены» автор вычитал совет обязательно записывать впечатление от первого знакомства пьесой и в процессе работы время от времени возвращаться к нему, проверять, не сбились ли мы с пути. Открытия тут никакого нет. В методике преподавания любой учебной дисциплины много внимания уделяется наглядности обучения. Но здесь - особый случай. Творчество, любое, предполагает свободу и отсутствие всяких рамок и ограничений. Но речь идет не о рамках и ограничениях, а об основах, подпорках, если хотите, без которых самое вдохновенное творчество не дает результата. И эти основы, как ориентиры, мы должны держать в памяти, а еще лучше перед глазами, особенно, когда они еще недостаточно прочно усвоены. Первый урок нашей, честно говоря, неудачи состоял в том, что не следует брать тот материал, ту среду, которая тебе не слишком хорошо знакома. К своему стыду, мы так и не прочитали роман Эда Макбейна «Куколка». Оправданием служит лишь то, что зритель его тоже не читал, а это важно. В тех формах, которые мы можем использовать, нет времени для глубокого и основательного погружения в обстановку действия. Она должна быть понятна, известна зрителю и узнаваться по отдельным деталям, по коротким сигналам, с первых секунд. В сравнительно недалекие времена мы жили в едином информационном пространстве и по небольшому намеку могли понять, где и при каких обстоятельствах происходит действие и, что немаловажно, можем ли мы в нем участвовать. Термином «интерактивное театрализованное представление» наши работы стали называться позже, но с самого начала они предполагали высокую активность зрителей, потому что это продолжение профилактической работы по принципу «Равный - равному», а какое же тут равенство, если одна сторона имеет право голоса, а другой слова вставить не дают? Сегодня страна не зачитывается одним романом, опубликованным после долгих лет запрета, не смотрит один и тот же фильм, даже когда проходит мировая премьера, в доме у нас от 10 до 50 каналов телевещания, а Интернет сближает нас с жителями другой страны, но отдаляет от соседей по подъезду. Правда, все мы еще учимся в школе, соблюдаем правила дорожного движения, зимой кутаемся, летом загораем, хотим поменьше работать и побольше получать… (Таким образом я воспроизвожу цепочку рассуждений на тему «Что же нас объединяет» - так мы приступили к созданию собственного сценария театрализованного представления на тему борьбы с курением) Итак, мы решили писать сценарий сами. Борьба с курением по-прежнему актуальна и, кажется, уже дает свои результаты. Сегодня безнаказанно курить в общественном месте уже мало кто решается, положительные киногерои задумываются и волнуются уже без помощи сигарет, имидж политических лидеров обходится без сигары и трубки, в общем, прогресс! Но возраст курильщиков снизился, женщины спокойно курят на улицах, а пачка сигарет по-прежнему стоит, как батон хлеба. И по-прежнему мы вдыхаем с табачным дымом около 4 700 различных веществ, многие из которых - канцерогенные, то есть вызывают рак. «Мы» – это не оговорка, потому что есть еще и пассивное курение, от которого никто не застрахован. И по-прежнему 90% случаев рака легкого, 15–20% случаев других онкологических заболеваний, 75% случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлены курением. И об этом надо говорить, напоминать, убеждать. А как? По крайней мере, так, чтобы нас услышали! Путем блиц-опроса было установлено, что самыми популярными и узнаваемыми у молодежи являются программы Первого канала. Может быть, по причине доступности, ведь большинство молодежных каналов транслируются только в городах, да и включать Первый канал молодому человеку специально не нужно – во многих семьях телевизор стал привычным бытовым фоном, «окном в мир», так сказать. Теория создания сценария театрализованного представления (позже мы записали этот алгоритм) требует начинать работу со сбора информации и определения темы, идеи и образного решения программы. Слова эти, известные всем со школьных лет, вдруг стали понятными, необходимыми, ведь кто-то же их придумал, зачем-то они были ему нужны. Значит, и нам это поможет! «Изучение действительности», «знание жизни», «статистика заболеваемости» - как ни называй, всё это нужно, необходимо, но недостаточно. И все-таки сбор информации мы выделяем в отдельный этап работы над сценарием. Здесь пренебрегать нельзя ничем. Лишней информация (на этом этапе) не бывает. Отбор происходит потом, когда обозреваешь проблему «с высоты птичьего полета». А как произвести отбор? Обо всем сразу говорить невозможно. Повторять бесконечно «курить вредно, курить вредно, курить вредно» бесполезно. Нужно объяснить, почему. Нужно задеть за живое. И тогда мы проводим эксперимент на себе. Мы объявляем в колледже конкурс на лучший профилактический материал (текст, картинка, плакат, ролик) и устраиваем им (материалам) кастинг. Участников конкурса немного, зато каждый приносит не то, что формально соответствует теме, а то, что взволновало, задело. И это здорово! Личное, эмоциональное отношение к материалу – это то, чего мы пытаемся добиться от нашей аудитории, А если это взволновало волонтеров, значит, должно волновать и их ровесников! Полемику, которую они затеяли при обсуждении этих материалов, можно было показывать по телевизору. Теперь мы отказались от практики проведения таких конкурсов. Побоялись утонуть, потому что, благодаря Интернету, можно найти столько картинок, видеороликов, текстов, что разобрать и оценить все материалы по силам только редакции крупного издания, а не группе добровольцев. Но свою волонтерскую коллекцию материалов мы собираем. Туда попадает именно то, что удивило, вызвало споры, шокировало. Есть в этой коллекции и материалы, не предназначенные для публичной демонстрации, но они тоже выполняют задачу, которая является главной на этом этапе. Задача в том, чтобы привлечь внимание к привычной, известной, набившей оскомину теме. Мы живем в окружении штампов и стереотипов, а еще – в стремительно нарастающем информационном потоке, который подавляет человека, дезориентирует и оглушает. Человек инстинктивно начинает защищаться и пропускать мимо ушей все привычное, знакомое, давно известное. Сейчас мы рискуем впасть в ересь, заявив, что материал обязательно должен быть ярким, вызывающим интерес, эпатажным. Но когда речь идет о здоровье людей, не следует забывать главный медицинский принцип «Не навреди». Поэтому профилактические материалы из волонтерской коллекции обязательно проходят экспертную оценку специалистов – наркологов, психологов, педагогов – на предмет достоверности. Тем не менее, на этапе отбора материала для представления главным критерием является именно эмоциональное впечатление. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» - знаменитую фразу Анны Ахматовой можно пересказать прозой: «Не важно, из какого источника ты получишь материал, который ляжет в основу представления». На этом этапе следует не только собирать материал, но и расширять палитру мнений, суждений, не стесняясь даже откровенных провокаций. Будет полезно найти (или назначить) в коллективе человека, который будет оспаривать все устоявшиеся, общепринятые суждения, искать в них слабое место, ставить под сомнение, провоцировать. Такого человека в составе участников дискуссии называют Адвокатом Дьявола. Действительно, его задача – искушать, вести по ложному пути, проверять на прочность идею представления. Самому фантазировать без всяких ограничений и будить таким образом фантазию своих оппонентов. Нужно поддерживать эту полемику, вносить на обсуждение спорные утверждения, мифы, заблуждения, учиться отстаивать собственную позицию. Это еще один важный этап работы, и он может занять достаточно много времени, но идея должна созреть. В нашем случае лучшим материалом - по результатам голосования - был признан плакат, на котором изображена дымящаяся сигарета, у которой вместо фильтра – кусок вещества, которое является конечным продуктом процесса пищеварения. Понятно, о чем идет речь? Понятно, но не сразу. Именно такое ощущение вызывает этот плакат. «Что это, что? Да это же …! Господи, вляпались!» Здесь важно не само впечатление, а та цепь ассоциаций и рассуждений, которое оно вызывает. Действительно, вляпались! Действительно, в поиске новых впечатлений и ощущений человек «вляпывается» в никотиновую зависимость и долго не может от нее избавиться. Так и люди в поисках новых земель, богатств, знаний отправились за океан и привезли оттуда очень сомнительное приобретение, ставшее глобальной проблемой. В какой-то момент количество накопленной информации превышает критическую массу, и мы начинаем испытывать пресыщение и даже отвращение к самому материалу, голова перестает думать и желание искать новое пропадает. В этот момент следует остановиться, сделать паузу, отвлечься, а потом вернуться и спросить себя: «Что запомнилось, какое суждение первым приходит в голову, когда возвращаешься к проблеме?» Таким суждением стала надпись на одном из плакатов «Я не курю – это не модно!» и фоном - девушка с презрительным выражением лица. Тема была найдена. Её обязательно нужно четко сформулировать, перевести ощущение на язык логики, она станет нашим ориентиром в дальнейшем поиске. На это уйдет еще какое-то время, но в результате появится формула: «Курение – это досадное, вредное, губительное заблуждение человечества. В нем нет ничего привлекательного, а точнее, очень много неприятного, отвратительного, так что хочется вымыть руки и держаться от этого подальше». Очень важно: идея должна быть сформулирована, эмоции должны закрепиться в словах. Дальше можно снова отправляться в свободный поиск, но идея должна теперь сопровождать вас на любом участке пути. А уже на основе идеи мы вырабатываем те установки, которые хотим внедрить в сознание наших зрителей: ü снисходительно сочувственное отношение к курильщикам, как к малым детям, по невежеству и глупости попавшим в нелепую и опасную ситуацию. ü брезгливо отрицательное отношение к табачным изделиям как к носителям этой пагубной привычки ü недоумение и даже удивление желанию курильщиков вдыхать табачный дым с целью получения удовольствия Теперь мы ищем форму представления, точнее её образ. Образ – это то, что в конкретной форме выражает внутреннее содержание, давая ему эмоциональную оценку. Задержитесь немного на формулировке, чтобы хорошенько уяснить, какими свойствами должно обладать то, что вы ищете. На этом этапе полезно обратиться к опыту мастеров сцены и вспомнить суждение классика мировой режиссуры Г. А.Товстоногова о режиссерском замысле: «Вдохновение не посещает ленивых. Надо много и упорно трудиться, подготавливать побольше «топлива» для работы воображения, и тогда придет вдохновение. Если оно не сразу осеняет, если режиссер не сразу видит будущее творение — не надо отчаиваться. Не надо сердиться на свое воображение, топать на него ногами, насиловать его. Надо работать. … Вопрос: «А можно ли это реализовать технологически?» — нужно отбросить совершенно независимо от технических возможностей сцены. Нужно раз и навсегда решить: в театре можно сделать решительно все. Иначе получается, что театральной технологией измеряется количество воображения, которое отпускается на тот или иной театр.» (Г.А. Товстоногов «Зеркало сцены») Конечно, наше театрализованное представление – не спектакль Большого драматического театра, но природа их – единая, и не нужно стесняться обращаться к опыту великих, брать у них уроки мастерства. Это дает уверенность в своих действиях, когда знаешь, что твое решение принято по подсказке мастера! В данном случае подсказка заключалась в том, что не следует ограничивать свой замысел техническими возможностями. Это универсальный совет, к которому нужно прислушиваться всегда и не сковывать свою фантазию, не прерывать полет своей мысли, потому что именно этим вы интересны зрителю. Наши технические возможности и сейчас не поразят воображение, а в ту пору вообще ограничивались магнитолой да листами бумаги, на которых можно что-то нарисовать. И, тем не менее, давайте усвоим: технические возможности не должны сковывать нашу фантазию, когда мы ищем образ представления. В данном случае фантазия завела нас в студию Первого канала на программу «Кто хочет стать миллионером?» А что мы там делаем? Как что? То же, что и все! Хотим разбогатеть без лишних усилий или, по крайней мере, посмотреть, как это получится у других. А вопросы, которые задает ведущий, мы тоже обдумываем и ищем ответ вместе с игроками. Вот и появляется возможность, ничего не навязывая, обратить внимание зрителей на проблему, задуматься над различными её проявлениями с помощью вопросов. Темой нашей игры будет именно курение, и даже название её изменилось - «Кто успеет стать миллионером?» Почему именно так? Уже этот вопрос вовлекает зрителя в игру. В общем-то, простая схема. Приводя эти примеры, мы хотим показать не выдающиеся способности наших участников, а то, как последовательно они идут к поставленной цели: увлечь зрителя занимательной игрой, вовлечь его в действие, исподволь «загрузить» его необходимой информацией и «навязать» свое эмоциональное отношение к проблеме. Сознательно употребляем такие агрессивные формулировки, чтобы подчеркнуть целенаправленный характер всех наших действий. И как бы мы ни увлекались этой игрой, какими бы забавными и нелепыми не оказались наши герои, мы целенаправленно формируем: ü снисходительно-сочувственное отношение к курильщикам, как к малым детям, по невежеству и глупости попавшим в нелепую и опасную ситуацию. ü брезгливо отрицательное отношение к табачным изделиям как к носителям этой пагубной привычки ü недоумение и даже удивление желанию курильщиков вдыхать табачный дым с целью получения удовольствия Это как раз те установки, которые мы сформулировали, определяя идею представления! А технические возможности? У вас нет оборудования телестудии? А оно вам нужно? А если вы запишете прямо с телевизора музыкальные позывные программы «Кто станет миллионером?» и включите их в начале представления? И выйдет ведущий, даже не похожий на Максима Галкина, вообще даже девушка, и бодро защебечет: «Здравствуйте! Мы начинаем игру «Кто хочет стать миллионером?». Сегодня она посвящена курящим людям и поэтому называется «Кто успеет стать миллионером?» Почему так? Да очень просто. Ни для кого не секрет, что некурящие живут процентов на 30 дольше курящих, а, стало быть, у поклонников табака значительно меньше шансов добиться успеха в жизни и обеспечить себе достойную старость. К тому же до старости из них доживут далеко не все – говорит упрямая статистика. Курением обусловлено минимум 90% случаев рака легкого, 15–20% случаев других онкологических заболеваний, 75% случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Но будем же милосердны. Ведь проводим же мы даже олимпиады для инвалидов, а курящие – это по сути тоже инвалиды. Ну, разве можно назвать абсолютно здоровым человека, который знает о вреде курения, но упорно не отказывается от этой губительной привычки. Видимо на то есть свои причины, и мы узнаем о них у самих курильщиков – героев нашей программы. Итак «Кто успеет стать миллионером?». Игра проводится по укороченной схеме – до трех правильных ответов. Это гуманно. Мозг курящего человека, изнуренный постоянным кислородным голоданием, вряд ли выдержит пятнадцать вопросов. Поэтому - три правильных ответа и миллион ваш! И не простой миллион, а миллион пачек сигарет любого сорта, какой только выберет сам победитель. И я приглашаю к игровому столу того, кто первым вспомнит пословицу, поговорку или крылатое изречение о табаке.» Вы еще сомневаетесь в том, куда попали? Да полно! Ну, так и быть, нарисуем на листе ватмана таблицу с вопросами и вариантами ответов и раскрасим её в те же цвета, что и на телеэкране. Это для эстетов. А как же выигрыш, спросите вы? Какой выигрыш? Курящий ничего не выигрывает, только теряет. А впрочем, вы можете выиграть. Я предлагаю вам суперигру! И представляю суперприз. Вот он: Задание на суперигру: Бросаем курить! Вы, наверное, заметили, что сведения, которыми мы делимся со зрителями, давно известны, но благодаря незатейливому театрализованному представлению мы сумели напомнить людям простые истины и подвести их к принятию решения. Но это лишь промежуточный результат, и его можно закрепить. Попробуем. Контакт установлен, и мы дадим возможность зрителям самим участвовать в игре. Только другой. На помощь опять приходит многократно обруганный и обозванный всякими словами телевизор, а точнее, еще не забытая телевизионная игра «Блеф-клуб». Игроки получают в качестве приза карточки с правильными ответами («якоря») и таким образом «погружение» в тему будет продолжаться и за пределами нашей аудитории, даже если победители выбросят эти бумажки. Кому-нибудь на глаза они все равно попадут! А суперприз – кастинг – по-настоящему! Дело в том, что реклама табачных изделий официально запрещена, а запретный плод сладок! Еще во время обсуждения эта тема выдвигалась как основная, но не получила поддержки большинства. И вот момент настал! Мы завелись. Кастинг? Элементарно. Вам нужно произнести (на камеру) фразу о вреде курения (чтобы не нарушать закон). Можете предложить несколько вариантов. И всё! И мы уже не вовлекаем зрителя, а сотрудничаем в деле профилактики курения! А эффективность такого метода профилактики – 90% - самая высокая из всех известных. Затея оказалась настолько интересной, что увлекла самих волонтеров! И довольно скоро мы приступили к съемкам серии из трех роликов под названием «Запретный плод». Так было положено начало еще одному направлению «Арт-профилактики» - созданию видеороликов, слайд-шоу в домашних условиях. Правда, в домашних условиях можно делать только слайд-шоу. Для видеоролика нужна все-таки какая-никакая цифровая видеокамера, но и это не такая уж редкость в наше время. А слайд-шоу, оказывается, может изготовить любой пользователь компьютера, имеющий выход в Интернет. В базовом пакете Microsoft Windows XP есть программа Microsoft Movie Maker, с помощью которой можно делать видеоклипы на основе картинок из Интернета, собственных фотографий и видеороликов, снабжать их надписями, титрами, звуковым сопровождением, немудреными эффектами и переходами. Программа снабжена подробной инструкцией, благодаря которой её можно освоить самостоятельно, но практика показала, что без советов опытных людей в этом деле не обойтись. А к первой работе в этом жанре нас подтолкнул уже упомянутый плакат с уже известным предметом вместо фильтра сигареты. Одному из волонтеров он запомнился особенно, ему было жалко, что увлекшись замыслом телеигры, мы подзабыли про этот плакат. Да мало ли чего мы забыли! Еще придумаем! Не так думал наш товарищ из породы угрюмых технарей, который первым показал нам возможности Microsoft Movie Maker и провел небольшой курс обучения для своих. В одном из обучающих упражнений кто-то догадался использовать этот самый плакат, да так ловко, что мы его увидели словно бы впервые. А дело было в композиционном решении. Один за другим меняли друг друга кадры с изображениями пачек сигарет, появлялась устрашающая информация, но все было как-то так красивенько, что увиденное не вызывало особой тревоги и не задевало. Даже забавляло немножко. И в тот момент, когда мы, снисходительно улыбнувшись, готовы закончить просмотр, на глаза нам попадается этот кусок …, так что наша улыбка сменяется гримасой отвращения и в горле происходит характерный спазм, грозящий неприятностями бытового характера. Мы снова вернулись к первым впечатлениям от собранного материала и объединили их в слайд-шоу «Я не курю – это не модно», которым открываются все наши представления о проблемах никотиновой зависимости. Вот так начиналось направление профилактической работы волонтеров, которое мы называем арт-профилактикой, так складывались её принципы и приемы работы. Когда мы брались за первое представление, нам казалось, что достаточно сочинить по одному сценарию на каждую из тем (алкоголизм, никотиновая зависимость, наркомания, ВИЧ-инфекция) и повторять их из года в год. Но мы обманулись в своих ожиданиях. Оказалось, что новый состав волонтеров не захотел повторять опыт предшественников, а готов предложить собственную версию темы. Они считали, что следует направить профилактическую работу на более молодое поколение и подготовить специальную программу для воспитанников центра «Подросток» в возрасте от 8 до 14лет. Ни у кого не спрашивая, волонтеры написали собственную программу, героем которой стал Незнайка, решивший попробовать закурить, а его друзья и соседи по Цветочному городу воспротивились этому и бросились вразумлять. История получалась скучноватой, изобиловала устрашающими подробностями, была какой-то статичной и неискренней. Однако посыл был верным. И совместными усилиями, привлекая к этому занятию новых людей, мы насытили действие новыми персонажами, на помощь пришли наши технари, изготовившие электронные презентации, ставшие декорациями действия, актеры запели (на мотив «Кузнечика») : Легко сложилась песня – Попробуем все вместе! Попробуем все вместе Вот взять – и не курить! Представьте себе, представьте себе: ВОТ ВЗЯТЬ – И НЕ КУРИТЬ ! Способен детский разум Усвоить это сразу: Курение – заразно… …но можно не курить! Представьте себе, представьте себе: Но можно не курить! И помогло нам в этом знание законов композиции: каждое последующее событие должно вытекать из предыдущего, быть красочней, ярче, а конфликт должен разрешаться в главном событии, называемом кульминацией. Известные со школьных лет названия композиционных элементов: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация - развязка - стали необходимы и понятны нашим доморощенным драматургам, тем более, что их влекло желание доказать свою правоту и творческую состоятельность. Пришлось тактично подправлять их попытки, но ни в коем случае не ставить под сомнение их замысел. Представление получилось несколько наивным, но красочным, костюмированным, эмоциональным. И в главном студенты были правы – подростки с интересом следили за приключениями героев, а потом охотно пускались в обсуждение их поступков, давали им советы. А другая группа новичков захотела превзойти своих предшественников в серьезности и взяла за основу телевизионную программу «К барьеру!», где в непримиримой схватке сошлись представитель табачного бизнеса (ЗАЩИТНИК) и сторонник здорового образа жизни, обвинявший бизнесмена в уничтожении людей ради наживы (ОБВИНИТЕЛЬ). Сцена получилась темпераментной и жесткой, тем более, что юноши, до этого не проявлявшие интереса к волонтерской деятельности, внесли в представление так необходимое мужское начало. Третья группа волонтеров, считая, что медики должны делать акцент на пагубном влиянии никотина на все органы человека вместе и на каждый в отдельности. Они предложили совсем уж фантастическое действо, где легкие, ноги, мозг и желудок на глазах у зрителей борются за право называться самым главным органом человека и вместе погибают под действием табачного дыма. Так в нашем репертуаре появилась более сложная драматургическая форма, включавшая сказку (про Незнайку), дискуссию в стиле программы «К барьеру» и «Сеанс гипноза» - жанровую сцену с элементами пантомимы. А главное, мы убедились в том, что наши волонтеры способны самостоятельно создавать творческие решения профилактических программ, а стало быть, модель «Арт-профилактики» следует рекомендовать для широкого распространения.
|