Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


З. ТЕОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ




 

О телах вне движения, вне всякого отношения

к другим телам, ничего нельзя сказать.

Ф. Энгельс [102,Т.33,с.67].

Развитие - высшая форма состояния естественных, биологических и общественных объектов. Развитие становится нормой идейных процессов. Развитие идей началось в древности, но и сейчас они не полностью соответствуют потребностям общественного прогресса. Изучение развития идей имеет громадное значение для общественного развития. Развитие идей происходит во многих формах, высшей из них является диалектическое мышление.

Диалектическое мышление, в свою очередь, существует в различных формах. Для его понимания надо ответить на вопрос, поставленный Лениным «Что такое диалектика?» [88,Т.29,с.226]. Ответ на этот вопрос столь же сложен, как и ответ на вопрос Гегеля о сущности развития. Фактически на эти два вопроса можно дать ответ только в единстве, системно. Диалектика есть развитие, но не любое развитие, в том числе идей, есть диалектическое мышление. Ошибочно господствующее мнение о синонимичности терминов «развитие» и «диалектика». Если эти термины являются синонимами, то нет двух понятий и тогда можно отказаться от одного синонима. Если диалектика есть развитие, то тогда она возникла до появления общества и диалектически мыслит даже необразованный человек.

Диалектика ® диалектический метод ® диалектическая логика

Диалектика есть не просто развитие идей, а теория о развитии объектов. Иначе, диалектика есть развивающиеся идеи о развивающихся объектах. Только разработка такой диалектики может быть исходным для диалектической логики. Последняя - единственная основа для истинного понимания действительности.

Развитие имеет место в «первой природе», т. е. стихийно развивающейся неживой и живой природе. Диалектика - атрибут «второй природы» на стадии возникновения гуманной формации. Являясь теорией развития объектов, диалектика показывает всеобщее свойство объектов, которое служит основой для переноса свойств с познанных на непознанные объекты.

Диалектика не отражает всех свойств, характеристик или законов развития. Она показывает только всеобщие законы развития. Законы диалектики отражают не только собственно законы развития, но и любые состояния, в том числе покой, изменение, круговорот, цикл. В то же время она не отражает такие законы развития как подобия, мимикрии, гомологических рядов и т. п.

Диалектические законы изучали исследователи всех объектов мира. Их изучали и на фактах природы и на фактах общества и на фактах мышления. Лайель использовал эти законы для объяснения геологии, Дарвин положил их в основу изучения жизни, Д. Менделеев - химических элементов, Ф. Энгельс - форм движения в природе, К. Маркс - общества. Обобщенно представил эти законы диалектики Гегель. «Истинные законы диалектики имеются уже у Гегеля» [102,Т.32,с.456]. В то же время ограниченности трактовки Гегелем законов диалектики стали препятствием для их применения в процессе познания действительности. В связи с этим диалектика оказалась неспособной диалектически объяснить самую себя и мышление вообще, в том числе решить проблему, поставленную Аристотелем - разработать теорию мышления о мышлении.

Господствующие мнения в исследованиях диалектики оказались неспособными систематизировать категории диалектического мышления, дать адекватную потребностям трактовку самого развития и т. д.

«Вопреки претензиям "прогресса", постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения» [102,Т.2,с.91].

«Итак, точное представление о вселенной, о её развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путём, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными» [102,Т. 20,с.22].

«... Развитие заведомо не есть простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, (респектив - уменьшение) etc.» [88,Т.29,с.229]. Развитие объектов представляет многообразие восходящих и нисходящих, возвратных и необратимых и т. п. процессов. Развитие не мыслимо без отрицания старого новым. Диалектика призвана показать всё многообразие характеристик развития. Это учение о законах не только возрождения, но и вырождения. Этот аспект чаще всего упускают из-за непопулярности регресса вообще. Тем не менее, это важный аспект (элемент) диалектики.

Для отображения развития сформировались стихийно антонимы, парные категории: прогресс - регресс, возрождение - вырождение, восхождение - нисхождение и т. д. Их системная трактовка требует диалектического мышления. Восхождение есть любой процесс перехода от простого к сложному.

Вырождение ┌──────────────┼──────────────┐ нисхождение ® умирание ® гибель (распад) (крушение) (крах)

В противоположность восходящим ветвям изменений, имеющим ступени: противоречие - возрождение - прогресс, нисходящие ветви осуществляются в ином направлении: противоречие - вырождение - регресс - гибель. Нисходящая тенденция принимает многие формы: отрицание, вырождение, отмирание, атрофирование, исчезновение, кризис, катастрофа, крушение, крах и т. д. Их систематика предполагает специальные исследования. Основу их системной трактовки может представить метаморфоза трёх нисходящих изменений - отрицание, отмирание, вырождение (или падение, вырождение, упадок). Каждая из них может быть представлена более конкретными формами.

Отрицание - атрибутивный процесс любого изменения. Эта категория является предельной, исходной. В чистой форме она есть прекращение существования формы объекта, которая исчерпала свою функцию и уступает место новым формам объекта. На основании отрицания в чистой форме происходят различные процессы круговорота, цикличности. Простота и наглядность этих процессов, их научная разработанность не требуют особой аргументации сущности этого изменения формы объекта.

Отмирание («кончина», Аристотель) есть форма отрицания и относится как к чисто биологическим так и к социальным процессам. Для отмирания характерно осуществление этого процесса ввиду развития внутренних, собственных законов данного объекта. Отмирание показывает не только внутреннюю обусловленность этого процесса, но и его длительность и бесполезность противодействия этому процессу, так как судьба объекта предрешена собственными законами объекта. Как живое существо отмирает ввиду действия определённых законов жизни всего организма, так и надорганизменные, в том числе и общественные, образования подвержены этим процессам.

«Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях» [102,Т.20,с.621].

Вырождение есть превращенная форма отмирания. Вырождение представляет необратимый процесс. Возможно выделить ряд форм этого процесса. Вырождение можно считать преждевременным отмиранием по причине несоответствия обстоятельств существования потребностям возрождения. Вырождением можно также считать и сохранение той формы объекта, которая должна была бы прекратить существование, но сохраняется в результате каких-либо консервирующих её факторов.

Атрофирование характерно тем, что уменьшается способность формы объекта к сложному существованию. Она упрощается до тех пор, пока не прекращается её способность существования в прежней форме, и заканчивается её гибелью. Такие процессы диалектичны и до определённого периода времени свидетельствуют о «силе», а после определённого периода о «слабости» процесса, из позитивного фактора они превращаются в негативный фактор изменения объекта.

«Анатомия» вырождения может быть представлена последовательностью: конфликт - кризис - катастрофа (катаклизм). В её основе в общественном развитии лежит: невежество - глупость - дурость. Именно скудоумие [88,Т.18,с.149] во всех её формах является причиной общественной деградации, дезорганизованности и т. п. Скудоумие не позволяет дать однозначной оценки действительности, исключает возможность предвидения последствий своих действий, противодействует идейной сплоченности и совместной деятельности людей. Глупость - ошибки - поражение. Поражение в войне есть кара за глупость [88,Т.44,с.223]. «Невежество - это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий» [102,Т.1,с.112]. Орудием невежества стали сила мнений, не способных стать знаниями.

Конфликты проявляют противоречие изменений объекта, в том числе неадекватность интеллекта обстоятельствам. Конфликты существуют всегда и не обязательно заканчиваются гибелью объекта. Их наличие свидетельствует скорее о ненормальном развитии объекта, а невежество может состоять в утверждении отсутствия противоречий, конфликтов. На определенном этапе конфликтности могут начаться необратимые процессы. Несомненно, можно выделить и фазы кризиса и соответственно его формы. Предельной формой кризиса оказывается катастрофа, когда объект прекращает существовать.

Рассмотрение всех форм развития и их законов зависит от восприятия теории этих законов, представляющих диалектику. Диалектика существовала не всегда и она не может быть представлена вне развития и не диалектично. Диалектика диалектична в меру понимания её диалектизации на её собственной основе. Диалектизация диалектики делает её доступной и рациональной основой совершенствования мышления - создания диалектического мышления.

Развитие объектов приводит к развитию понятий об объектах, а это ведёт к развитию диалектики. «... Вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий» [88,Т.29,с.230].

«... Если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение» [88,Т.29,с.229]. На определённом этапе развития мышления происходит возникновение теории развития, что и представляет становление диалектики. На основе диалектики возникает новая объективная форма мышления - диалектическое мышление. «... Диалектика в нашей голове - это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам» [102,Т.38,с.177]. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» [88,Т.23,с.43-44]. Диалектика есть наиболее последовательная, полная, продуманная, богатая содержанием теория развития [перефразировка: 88,Т.33,с.84]. Диалектика есть «наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии» [88,Т. 26,с.48].

«Таким образом диалектика, по Марксу, есть "наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления» [88,Т.26,с.54].

Сущность диалектики состоит в том, чтобы помочь «понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии» [102,Т.21,с.287]. «... Марксисты заимствуют безусловно из теории Маркса только драгоценные приёмы, без которых невозможно уяснение общественных отношений ...» [88,Т.1,с.197].

«Люди мыслили диалектически задолго до того, как узнали, что такое диалектика, точно так же, как они говорили прозой до того, как появилось слово "проза"» [102,Т.20,с.146]. Исходной формой диалектического мышления было стихийное. Оно возникает случайно у ищущих людей, например у Д. Менделеева. Переход к сознательному диалектическому мышлению впервые делает его доступным. Для этого надо разработать «... диалектику, как самое всестороннее богатое содержанием и глубокое учение о развитии ...» [88,Т.26,с.53].

Появление теории диалектики привело к тому, что ею стали называть и само развитие. В результате стали различать две диалектики - субъективную и объективную. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путём противоположностей...» [102,Т.20,с.526]. Это своеобразная терминология, вытекающая из законов обозначения. Нет смысла выступать против такого обозначения, но опасно не осознавать различие объекта и субъекта. «... Диалектика головы - только отражение форм движения реального мира, как природы, так и истории» [102,Т.20,с.519]. «... Диалектика рассматривается как наука о наиболее общих законах всякого движения» [102,Т.20,с. 582]. «... Диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» [102,Т.20,с.145]. «В действительности наоборот: диалектика головы - только отражение формы движения реального мира, как природы, так и истории» [102,Т.20,с.519]. «Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии ...» [88,Т.33,с.98].

Мышление - развивающийся объект. «... Люди, развивающие своё материальное производство и своё материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также своё мышление и продукты своего мышления» [102,Т.3,с.25].

Развитие

мышления становление науки диалектики

┌────┴─────┐

п ® диалектики становление диалектической педагогики

┌───────┴──────┐

п ® диалектическое мышление

 

«... Мышление есть деятельность» [8,Т.1,с.249]. Эта деятельность развивается под воздействием развития объектов. Поэтому имеется соответствие между развитием объектов и мышления, при этом развитие объектов является исходным, а развитие мышления вторичным [102,Т.20,с.565] и соответственно также соотносятся продукты мышления с развитием объектов. Диалектику следует рассматривать как «единственно правильную форму развития мысли» [102,Т.13,с.497]. «... Диалектика ... является нашим лучшим орудием труда и нашим острейшим оружием ...» [102,Т.21,с.302].

«Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания её, - к истории, естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса ... вот в чём их гениальный шаг вперёд в истории революционной мысли» [88,Т.24,с.264]. «... Маркс применил диалектику Гегеля в её рациональной форме к политической экономии» [88,Т.29,с.160].

«... Без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести её до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом. ... Без этого крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае» [88,Т.45,с.29-30 и 31].

«Выработку метода, который лежит в основе марксовой критики политической экономии, мы считаем результатом, который по своему значению едва ли уступает основному материалистическому воззрению» [102,Т.13,с.497].

«Ты понимаешь, дорогой мой, что в таком труде, как мой, неизбежны недостатки в деталях. Но композиция, внутренняя связь целого представляют собой триумф немецкой науки ...» [102,Т.31,с.154].

«Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (a) исторически; (b) лишь в связи с другим; (g ) лишь в связи с конкретным опытом истории» [88,Т.49,с.329].

«... Всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи ...» [88,Т.29,с.229].

«От живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» [88,Т.29,с.152-153].

«Развертывание всей совокупности моментов действительности (NB) = сущность диалектического познания» [88,Т.29,с.141].

«Вся теория Маркса есть применение теории развития - в её наиболее последовательной, полной, продуманной и богатой содержанием форме - к современному капитализму» [88,Т.33,с.84].

Без диалектики наука на определённом этапе своего развития запутывается в неразрешимых логических и диалектических противоречиях [102,Т.20,с.21]. Современная действительность однозначно подтверждает истинность данного положения Ф. Энгельса.

«Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники» [88,Т.29,с.131].

«Капитал» как «образец научного анализа одной - и самой сложной - общественной формации по материалистическому методу, образец всеми признанный и никем не превзойдённый» [88,Т.1,с.140].

Из гегелевской формы диалектики нельзя просто вывести марксову форму диалектики ввиду её нерациональности [102,Т.20,с.372]. Гегелевская диалектика - «тёмная», не доступная людям со здравые рассудком, «крайне таинственная» [102,Т.20,с.384]. Переход от первой ко второй представляет собой скачок.

 

 

Диалектика [102,Т.20,с.379] ┌───────┴──────┐ стихийная ® классическая (греческая) сознательная ┌───────┴──────┐ немецкая ® рациональная "тёмная" [102,Т.20,с.372]

«... Диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира» [88,Т.29,с.99].

«... Мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов ...» [102,Т.21,с.302].

Диалектика - философская основа марксизма [88,Т.17,с.415]. Сущность диалектики состоит в развертывании всей совокупности моментов действительности [88,Т.29,с.141]. «Соль диалектики» [88,Т.29,с.210].

«Философия ... резюмируется ... в методе» [102,Т.4,с.128].

«... Основная беда ... есть неумение применить диалектику к теории отражения, к процессу и развитию познания» [88,Т.29,с.322].

Приведённые высказывания показывают: 1) существует особый научный метод мышления; 2) он является наиболее развитым и плодотворным; 3) его практически использовали Маркс, Энгельс, Ленин; 4) они внесли в его развитие важный вклад и 5) этот метод представляет диалектическое мышление; 6) этот метод мышления остался неповторимым, не воспроизводимым в трудах исследователей.

В науке имеется три главных объекта исследованных диалектически: систематика животных, система химических элементов, политэкономия капитализма. Имеются и другие факты диалектического мышления предшественников и современников. На их основе необходимо так разработать теорию диалектики, чтобы диалектическое мышление стало нормой понимания всех объектов. Пока же оно сохраняется преимущественно в стихийной форме.

В марксизме существуют не только восходящие, но и нисходящие потоки, не только возрождение, но и факты вырождения. Первое вырождение марксизма произошло в работах ближайших сотрудников Маркса и Энгельса, создавших II Интернационал. Это вырождение марксизма анализировал Ленин. Второе вырождение марксизма произошло вместе со смертью Ленина. С тех пор господствует схоластика, эклектика, эмпиризм, догматизм и т. п. в общественных науках, что и было коренной, конечной причиной всех негативных процессов реального социализма. Нежелание учиться, неспособность мыслить диалектически - сущность и первого и второго вырождения марксизма. Можно привести много аргументов в пользу сказанного. Многие оценки совпадают с мнением философов [например, 181], но тем не менее философы по настоящему так и не осознали коренной причины сложившегося положения с их профессией.

 

Диалектика не приобрела практического значения не только для повседневного мышления всех людей, но и для специалистов. Ф. Энгельс считал конфликтом неиспользование диалектики в естествознании [102,Т.20,с.22]. За прошедшее время этот конфликт стал всеобщим для наук и перерос в диалектический кризис, который состоит в том, что диалектика не стала нормой понимания всех объектов, не вытеснила метафизику из науки.

Диалектический кризис науки нельзя осознать без понимания того, что буржуазная идеология давно прокляла диалектику, боится её и борется с ней. «В своём рациональном виде диалектика внушает буржуазии и её доктринёрам - идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели ...» [102,Т.23,с.22]. Всё последующее развитие показывает обоснованность данного положения Маркса. В то же время происходят и парадоксальные с точки зрения данной идеи процессы в развитии диалектики. Прокляв диалектику, буржуазные исследователи пришли к ней с позитивистских позиций «динамизма», «эволюционизма» и т. п. Они применяют диалектическое мышление больше, чем это имело место в рамках его адептов. Произошла перемена знамён и врагами диалектического мышления всё более становятся её «друзья».

«Возвращение к диалектике как высшей форме мышления» [102,Т.19,с.202] еще предстоит науке и для этого придется преодолеть много трудностей. «... Подделка эклектизма под диалектику легче всего обманывает массы, даёт кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не даёт никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» [88,Т.33,с.21].

Развить мышление ┌───────┴──────┐ "вне Маркса" ® на основе Маркса ┌───────┴──────┐ "назад к Марксу" ® вперёд от Маркса

Лозунги современных направлений развития мышления можно свести к следующим направлениям.

Имеется много направлений развития мышления, которые пытаются решать главные проблемы вне идей Маркса, Энгельса, Ленина. Авторы часто игнорируют их идеи и более того обвиняют их во всех смертных грехах общественного падения. Пытаются идти вперёд вне позитивного вклада Маркса, Энгельса, Ленина в развитие науки, используя системный, структурный, эвристический, проблемный, синергетический, герменевтический и другие подходы. Имеются и те, кто хотел бы «вернуться назад» к классикам. Они не видят самого главного у предшественников - драгоценных приёмов [88.1.197], составляющих методологию. После В.И. Ленина стал господствовать догматический марксизм-ленинизм, который не был тем, на что претендовали его адепты и который повинен в крахе социализма в СССР. Необходимо не только восстановление идей Маркса, Энгельса, Ленина, но и дальнейшее продвижение вперед. Маркс обладал «великолепным диалектическим талантом» [102,Т.32,с.583] и проблема состоит в том, чтобы поднять активную часть народа до такого уровня интеллекта в качестве фактора общественного прогресса.

Диалектический метод есть система строгих «драгоценных приёмов» познания, детерминирующих мышление развитием объектов. Эта система рецептов ограничена и не позволяет в полной мере понять объект на основе его развития. Данная ограниченность «жесткого» диалектического мышления снимается более «мягкой» его формой - диалектической логикой. И последняя имеет ограниченности и не позволяет абсолютно истинно отразить объект на основе его развития. Будучи относительной, диалектическая логика ограничена как познавательное средство (относительность её эвристической возможности). Применяя диалектическую логику надо одновременно четко понимать её относительность и обращаться к более развитой форме диалектического мышления - творческому. Надо анализировать действие законов диалектики в развитии каждого объекта в качестве общего руководства к его пониманию. Это самая ограниченная рекомендация и поэтому она обладает большой «свободой», гибкостью, эвристичностью, но и одновременно большей трудностью применения. Творческое диалектическое мышление использует диалектику как общую теорию развития (состояния) для познания объектов. Условием осуществления творческого диалектического мышления является познание самой диалектики как общей теории развития.

Диалектические законы служат средством понимания развития объектов. Эти представления, «которые совершенно отклоняются от этих законов и суть лишь выражения в сознании движения, каким оно кажется» [102,Т.25,Ч.1,с.343]. Представление о законе развития всегда относительно и может быть уточнено тем или иным образом, конкретизировано.

Законы диалектики показывают «... всемирные, всесторонние, живые, связи всего со всем ...» [88,Т.29,с.131]. Эти связи существуют в объектах и отражаются в субъекте в качестве законов диалектики. И задача состоит в том, чтобы их можно было использовать в качестве всеобщего руководства при познании всех объектов.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты