КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТВОРЧЕСТВО
... Недостаточно только иметь хороший ум, но главное - это хорошо применять его. Р. Декарт [43,Т.1,с.251]. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. К. Маркс [102,Т.3,с.4] ... Умение творить будущее ... В.И. Ленин [88,Т.14,с.379]. Развитие форм жизни привело к возникновению общества. Двумя основными формами деятельности людей являются репродукция (вторение) и творчество (творение). Репродуктивное вторение представляет создание известного известными методами. Творение представляет создание ранее неизвестного, продуктивного нового на основе неизвестных методов. Искусство есть высшая форма творчества. На первых порах общественного развития основой человеческой культуры была репродуктивная деятельность. В последующем всё большее значение приобретало творчество, а сейчас оно стало главным условием жизни. Отношение к творчеству ┌──────────────────┼───────────────────┐ борьба с ® сочетание вторения ® творчество во творчеством и творения что бы то ни стало На первом этапе общественного развития господствовала борьба с творчеством. На основе рыночных отношений стало сочетаться вторение и творение. В настоящее время творение приобрело еще большее значение. Возникает опасность направления творчества против общественного прогресса. Творчество есть проявление духовного потенциала общества. Оно динамично и может обеспечить быстрый прогресс общества. Поэтому появление общественного идеала невозможно без творчества. «Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности» [88,Т.35,с.57].
Общественный прогресс предполагает возрастание творчества как основы сознательного совершенствования общества. «... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» [88,Т.29,с.195]. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» [88,Т.29,с.194]. Возрастание творческого элемента общественной жизни привело в XX веке к настоящему буму, став одной из характерных её черт. В конечном счете вопрос стоит так: тот, кто больше творит, быстрее изобретает и внедряет в практику, тот выживает. В условиях господства рыночных отношений в мировом хозяйстве действует принцип «твори или умирай». Создание для творчества благоприятных условий - самый мощный фактор общественного прогресса. Творчество имеет важное значение не только для общества в целом, для отдельных стран, но и для индивидов. Развитие творческих способностей людей стало актуальной задачей. Решение этой проблемы возможно только на основе конкретного объяснения того, что такое творчество и какую роль играет в нём диалектическое мышление. Для этого необходимо, прежде всего, создать теорию творчества и систему прикладных наук обо всех основных формах творчества с тем, чтобы максимально развивать творческие способности людей. Пока нет общепринятой теории и методологии творчества, но имеется много подходов к нему. Задача состоит в том, чтобы осознать эти подходы, выявить их достижения и недостатки, общее и особенное, и тем самым итеративно вести дело к их интеграции, не боясь отбросить не оправдавшиеся идеи и воспользоваться парадоксальными идеями. Каждая форма отражения мира представляет единство отражения существующего (рутины) и опережающего отражения будущего. Их элементами являются и возможности поиска нового, ведущего к появлению творчества у более высоких форм отражения мира людьми. Создание нового существует на всех развитых уровнях форм отражения мира людьми и чем выше форма отражения мира, тем более она позволяет не только отражать мир, но и творить его. Следует различать возможности создания нового, которые вытекают из каждой формы отражения мира, и возрастающий потенциал создания нового при увеличении форм отражения мира. Исследователи должны показать аналитические возможности создания нового на основе каждой формы отражения мира. Гипотезой для такого специального исследования может быть следующая модель. Воображение (дерзание) ┌───────┴─────┐ фантазия п ® выдумка ┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ п ® творчество п ® созидание ┌───────┴──────┐ новаторство п ® искусство ┌───────┴──────┐ п ® рационализаторство ┌───────┴──────┐ теоретика п ® изобретательство на уровне: ┌───────┴──────┐ п ® проектанта ┌───────┴──────┐ п ® конструктора По мере развития форм отражения мира растет потенциал поиска нового. Высшая форма такого поиска становится творчеством, а потом искусством, т. е. неповторимым, уникальным, не воспроизводимым творчеством, создающим шедевры. Не следует недооценивать значение архаических приёмов создания нового, которые можно обозначить дерзанием, выдумкой и т. п. Они были основой общественного прогресса ранее и сегодня служат ему в той или иной мере. На их основе возникли более развитые формы созидания нового. По-разному можно объяснять их общее и специфику. Например, спецификой созидания можно считать то, что с помощью известного опыта и средств создают нечто новое на основе специального стремления к нему. Еще более развито творчество, представляющее ряд ступеней: сомнение - противоречие - поиск - гипотеза - новация. Новатором может быть человек, который переносит созданное другими новшество в свою деятельность. Рационализаторство представляет более развитую форму создания работниками, проектантами конструкторами нового. Дарование ® талантливость ® гениальность ® корифеи Объектами творчества чаще всего являются производство, техника, наука, искусство. Первоначально объектом творчества было производство и состояло оно в том, чтобы сделать его более рациональным и продуктивным. Затем оказалось, что для достижения этого необходимо найти новые технические решения и повысить техническую вооруженность труда. Определяющим же фактором последующего оказалось научное творчество. Творчество ┌────────────────┼─────────────────┐ производственное® техническое ® научное
Каждый из этих объектов представляет в свою очередь множество, совокупность, комплекс, систему более конкретных форм творчества. Производственное творчество предполагает развитие всех факторов производства, не только техники, но и технологии организации и т. п. Для познания творчества необходимо выделять в нём следующие аспекты:
Творчество возможно на основе определенного уровня развития способностей индивидов. Но эти задатки (способности) не обязательно «срабатывают» стихийно, не ведут сами по себе к процессу творчества. Творчество ┌──────────────────┼───────────────────┐ инстинктивное ® интуитивное ® интеллектуальное (озарение) (на основе методов) ┌──────────────┼───────────────┐ частнонаучных ® общенаучных ® всеобщих Объектом сознательного обучения могут быть только интеллектуальные приёмы творчества. При этом легче изучить частнонаучные, специфические приёмы. В каждой науке их может быть много [167]. Имеются и общенаучные методы, например, технического творчества (ТРИЗ, ФСА и др.). Особое значение имеют всеобщие методы. Развитие творческих способностей пока происходит в целом стихийно. Творчеству (специально) мало обучают. В то же время уже имеется длительная практика экспериментального обучения творчеству. Создание системы обучения творчеству предполагает творение многих новых условий просвещения, прежде всего обучения, подрастающих поколений людей. Одним из важнейших факторов обучения творчеству всех людей следует признать обучение людей мышлению, т.е. умению применять приёмы действия с мыслями. Иными словами надо развить интеллект людей так, чтобы они могли легко пользоваться им как средством творчества. На этой основе легче научить особенностям творчества в различных отраслях, в том числе техническому творчеству. Необходимо также увеличить значение методов творчества для развития самого творчества.
Созидание методов творчества - самая трудная форма творчества. Методы, т. е. определённым образом упорядоченные приёмы действий, могут стать основой привлечения многих к творчеству. Разработка теории творчества должна базироваться на изучении и обобщении «хода мысли» гениев, корифеев. Выяснение хода мысли позволяет осознать их элементы и таким образом преподавать их человеку, чтобы он смог их повторять и компоновать из них продуктивные мыслительные процедуры, ведущие к творчеству нового. Известные знания о творчестве пока составляют малую долю возможного и необходимого для превращения творчества в норму жизни людей. Творчество не сводится к отказу от стереотипной методологии, как это утверждают некоторые исследователи. Не отрицая значения интуиции и её высшего проявления в искусстве, необходимо всё более обращать внимание на то, что может быть познано и чему можно обучать людей в качестве сознательных, прямых методов творчества. Создание нового ┌──────────────────┼───────────────────┐ достереотипное ® стереотипное ® самих стереотипов О достереотипном создании нового мало что можно сказать. Сами творцы не осознают процессов своего творения, кроме отдельных его элементов, часто внешних и второстепенных. Стереотипное сознание нового широко распространено и о нём можно многое сказать на основе исследований изобретательства. Создание стереотипов (методов) творчества - самое сложное и менее познанное явление. В творчестве 99% рутинной работы и 1% творения, неконтролируемого сознанием. В творчестве главная задача состоит в том, чтобы рационализировать рутинную часть дела. Найти Рутина ┌───┴───┐ ┌─────┴──────┐ п ® осознать возбужденность п ® увлеченность ┌────┴─────┐ ┌─────┴────┐ ┌───────┴──────┐ п ® сформулировать озарение п ® созревание п ® вдохновенность ┌─────┴────┐ ┌─────┴─────┐ п® внедрение п ® открытие ┌─────┴────┐ воспринять п ® применение ┌────┴─────┐ п ® признать ┌───────┴──────┐ п ® использовать
спроектировать ┌───────┴──────┐ п ® производить ┌───────┴──────┐ п ® эксплуатировать В понимании творчества имеется два подхода. Одни защищают творчество как самобытное функционирование ума [14]. Представители этого подхода исключают необходимость опережающего познания всех устройств, которые были уже предложены до них и имеются в практике. Такие изобретатели не начинают изобретения с ознакомления со всеми предложенными и практически используемыми аналогичными устройствами. Лишь после изобретения они вынуждены при патентовании сравнивать продукт своего творчества с существующими аналогичными устройствами, т. е. удостоверяться в том, что они не изобрели уже известное. Такой подход не беспочвенен, а вытекает из практической невозможности легко и быстро воспринять все формы объектов, которые новатор стремится усовершенствовать. Сторонники второй концепции считают, что к новому следует идти через учёт всего известного. Их лозунгом является: нельзя изобретать без знания всех существующих форм объекта, без знания закономерностей, тенденций их развития. Однако для реализации этого пути пока нет адекватных возможностей. Ознакомление с наличными формами объектов требует громадного труда, не гарантирующего познания всего существующего и тем более закономерностей его развития. Этот подход существует пока при поиске новых химических элементов на основе таблицы Д. Менделеева и животных на основе их систематики. Именно так должно быть во всех сферах поиска. Другое различие подходов к творчеству вытекает из противоборства стереотипного и нестереотипного поиска новых решений. В первом случае надеются на методы поиска, а в другом случае их отвергают в качестве шаблонов и стремятся решить проблему интуитивным озарением. В последнем случае стереотипы признают в качестве основы дальнейшего познания известного, а интуиция - творения нового. Антишаблонный подход в мышлении принял столь существенное значение, что диалектически из положительного стал отрицательным явлением. Критика шаблонности не отвергает того, что все формы отображения имеют стереотипный характер. Пагубна не сама стереотипность, а дефект в её использовании, когда вместо одних применяют другие, не могут овладеть известными стереотипами, которые только и решают проблемы, а порой даже не знают об их существовании и их возможностях. Более того, человек не знает роли стереотипного не только в объяснении существующих форм методологии, но и роль стереотипного для преодоления догматических недостатков существующих стереотипов. Алгоритмизированные формы отражения призваны, прежде всего, объяснять мир. Упорядочивая свойства объектов, алгоритмы мышления облегчают познание мира, служат выявлению закономерностей развития объектов, тенденций их развития и т. д. В целом будущее за развитием алгоритмов, стереотипных подходов к изобретательству, что не отрицает интуиции, искусства и случайностей вообще. Говоря об алгоритмизированном подходе к творчеству, необходимо строго оговорить следующее. Знания самих алгоритмов творчества еще не являются достаточными для творчества. Только профессионалы каждой отрасли могут применять алгоритмы в областях своей специализации. Чистые методологи, т. е. владеющие только стереотипами, не способны творить в тех сферах действительности, в которых не являются специалистами. Образно говоря, зная математику, не являешься политэкономом и физиком, которые невозможны без математики. Сказанное не отрицает случайных возможностей изобретательства, не детерминированных интеллектом и эрудицией. Плодотворнее творить на основе познания существующих объектов, закономерностей их развития и, исходя из этого, всё более строгого хода мысли. Целенаправленность творческого поиска делает его сознательным действием. «В связи с этим возрастает актуальность анализа диалектики как методологии современного познания и творчества. К сожалению, эта сторона диалектики в научной литературе еще не получила достаточной разработки. Между тем вопросы, связанные с выяснением роли диалектики как методологии творчества, приобретают ныне особую актуальность» [55,с.83]. Диалектические принципы как регулятивы (детерминаторы) научного творчества [55,с.96] не исследованы еще и, более того, некоторые авторы считают их недопустимыми в творчестве. Разработка алгоритмов технического творчества представлена рядом направлений - ТРИЗ, ФСА и др. Эти теории динамичны и особенно повысится их плодотворность тогда, когда они будут подвергнуты диалектической обработке. До XX века наука была ориентирована главным образом на объяснение существующего. В целом она успешно справилась с этой задачей, исключая только отдельные «белые пятна» действительности, например, интеллект, мышление. На первый план всё более выходит задача создания ноосферы, т. е. нового потенциального мира. У истоков ноосферы стоит труд учёных, конструкторов, инженеров, новаторов, рационализаторов, изобретателей. В век НТР наука может дать гораздо больше для общественного прогресса. Условием для этого должны стать исследования закономерностей функционирования науки, создания условий для повышения плодотворности исследований и для творчества народа. Стратегия применения диалектической логики при поиске нового требует специального внимания, раздумий, исследований. Основными её моментами можно считать следующие. Она предполагает диалектическую обработку понимания объекта, результатом которой будет системная его трактовка, т.е. теория. Вне теоретического объяснения действительности объекта нельзя вести речь о прогнозе возможной, потенциальной сферы объектов. Например, не установив системности химических элементов, нельзя обнаружить неизвестные элементы. Осознание действительности должно происходить таким образом, чтобы выявить тенденции развития, лежащие в основе системного объяснения объекта. Иначе, необходимо строго обособить все «ветви» древа развития объекта. Системное раскрытие каждой из них предполагает их показ в качестве последовательности приращений свойств объекта. Иначе, наиболее развитые формы объекта должны быть представлены «суммой» исходной формы объекта и ряда последовательных их приращений в процессе их становления. Диалектический анализ объекта предполагает поиск модификаций не только самых сложных его форм, но и системный поиск всех его форм: необходимо выяснить судьбу всех форм объекта - ведут ли они в тупик (являются тупиковыми направлениями развития), или они вырождаются (регрессивная линия развития) или они являются «передаточными звеньями» для прогрессивных направлений развития. Основаниями такого анализа может быть соотнесение преемственности и приращений в содержании понятия каждого объекта. При этом существенное различие имеет применение этого подхода при анализе прошлых форм объекта, возникающих форм объекта или будущих, потенциальных форм объекта. Диалектическое мышление составляет важнейший фактор поиска нового. Его приёмы применимы не только к объяснению существующего, но и к созданию потенциальных форм объекта. Диалектические ряды, матрицы развития объекта позволяют осознать всю действительность форм объекта, их развитие, выбрать «передний край» науки на каждой из таких тенденций и изучить закономерности развития каждого объекта. При таком подходе будет поставлена проблема для определения потенциальных форм объектов и дан их анализ на основе преемственности и новизны превращенных форм объекта. В каждом диалектическом ряду форм объекта за последней из них существует потенциальная форма объекта. Её свойства должны быть проанализированы. Творчество порождает новую функцию диалектической логики в отношении тех объектов, которые могут стать объектом творчества. Напомним сказанное ранее. Для природных объектов заключительным этапом диалектической логики может быть только объяснение. Для тех же объектов, которые можно изготовить, диалектическая логика дополняется стадией обоснования как способом подтверждения истинности объяснения. В таком случае имеет место опредмечивание идей по образцам существующего. Более сложной же формой опредмечивания является такая форма, при которой надо создать нечто новое, ранее не существовавшее и объективировать его.
Опредмечивание, овеществление, объективация идей представляют не только следствия применения всё более развитых форм мышления, т.е. не только зависят от мышления, но и выполняют в мышлении всё более важную функцию, являясь заключительным этапом мышления. «В производстве объективируется личность, в личности субъективируется вещь...» [102,Т.12,с.715]. Техника становится объективированной научной мыслью [102,Т.46,Ч.1,с.460]. В обосновании исходным моментом является потребность в новом объекте, а поэтому новшество воспринимают благосклонно. Когда же создают объект до появления общественной потребности, то его внедрение затруднительно. В таком случае надо сформировать общественную потребность, а уже затем внедрять идею в практику. Поэтому необходимо различать обоснование и объективацию. Объективация имеет место в тех случаях, когда истину объекта надо не только познать или подтвердить практикой, но и утвердить на основе созидательных действий. Объективация есть развитие практики в соответствии с идеями. Обоснование существует надо изобрести общество®спрос®средство удовлетворения
существует надо изобрести объективация
Развитие интеллекта представляет процесс создания на основе объектов идеи, а на основе последних - новых объектов. Объект 1 ® идея 1 ® объект 2 ® идея 2 ® объект 3 и т. д. Идея есть результат существования материи: материя рождает идеи. В объективации следует обратить внимание на то, что идеи лежат в основе построенных новых объектов на основе творчества. Алгоритм объективации идей представляет в целом последовательность: составность (сложность) объекта - полярность его элементов - противоречия их познания - проблемы - поиск -- решение -- апробация - внедрение - практика. По мере общественного прогресса возрастает объективация научной мысли [102,Т.46,Ч.1,с.465], что происходит на основе роста значения творчества в общественной жизни. Творчество многообразно. Простые формы творчества состоят в познании существующего, в открытии новых свойств мира и т. п. Более сложно творчество в создании нового по аналогии с природными объектами (создать самолёт по аналогии с птицей). В таком случае надо увидеть потребность в новом, найти в мире аналог и попытаться его «скопировать» тем или иным образом. То же самое имеет место с созданием компьютеров по аналогии с мозгом. Иное дело, когда нет аналогов в природе для нового (в природе нет колёс). Такое творчество наиболее сложно. В неживой природе нет не только колёс, но и мышления вообще, в том числе диалектического. Последнее должно быть создано на базе совокупного поиска методологов прошлого и настоящего. Объективация есть обоснование возможного и необходимого, потенциального, возникающего в результате творчества людей. Люди сознательно создают такие объекты и возникает впечатление, что люди вообще создают всё, в том числе и объективные законы по своему усмотрению. Особенно сложен этот вопрос при анализе общественного развития на основе познания его законов. Осознание противоречий общественного развития происходит на основе мышления и в результате возникает мнение о том, что люди сами создают объективные экономические законы будущего общества. «... Человек есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя» [88,Т.29,с.194].
Стихийное субъективная форма развитие ® идеи ® объективности объекта
Человек отражает мир и добивается максимально возможного его объяснения. Рост познаваемости мира повышает возможности предвидения его развития и тем самым повышает потенциальную возможность создания новых объектов на основе проектирования, конструирования и т. д. Люди создают новые объекты на основе всего своего опыта и чем более развиты опыт, эрудиция, интеллект, тем они могут создавать более сложные формы объекта. Таким образом люди утверждают себя и осуществляют свою жизнь посредством расширения материальных источников существования: слова ® дела ® вещи Объективацию, как способ жизни, предусматривали классики для общественного прогресса. «... Люди будут заранее знать необходимость изменения общественного строя (да будет позволено сказать так), вызванную изменением отношений, и пожелают этого изменения, прежде чем оно будет навязано им помимо их сознания и воли» [102,Т.20,с.639]. Идеальное представление о любом созданном трудом объекте есть исходная его форма, результат творческого отражения закономерностей развития мира. Идея предшествует делу во времени. Не любая идея превращается в дело и тем более в практику, т. е. становится эффективной практикой и тем самым действительностью. «Слово не всегда дело, но часто ведёт за собой дело» [8,Т.1,с.365]. Не любая практика разумна и общество даёт множество примеров неразумных действий. Мнения правят миром людей в меру их практической обоснованности, соответствия их законам природы, общества, мышления. Исходность мнения не отрицает основополагающего значения общественной практики. В обществе создаются условия для того, чтобы идеи людей правили его развитием. Развитие общества идет по мере развития интеллекта как наиболее могущественной силы общественного прогресса. Высшая форма творчества - творчество методов, совершенствование методологии. При разработке новых форм объектов и их объективации возникает противоречие между возможностями новых методов и выполнением поставленных целей. Недостаточность методов становится препятствием в развитии науки, творчества. И тогда на первый план выдвигается проблема творчества методов. Факт такого значения методов имел место в химии. В средние века в химии была «трехсотлетняя пустыня», в течение которой не были открыты новые химические элементы. Почему? Ответ дают следующий: «не гений иссяк, а нечто иное - метод». «Снова исчерпался метод - и никакие таланты, никакие усилия в рамках привычных химических манипуляций сдвинуть воз с места не могли» [58]. Этот факт проявляет не частную, а общую закономерность развития науки - роль методов и методологии в развитии идеологии. Имеется много оценок роли метода в развитии идей. «Уже лучше совсем не помышлять об отыскании каких-либо истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно, то, что подобные беспорядочные знания и тёмные мудрствования помрачняют естественный свет и ослепляют ум» [6,Т.2,с.276]. В настоящее время весьма остро ощущается недостаточность понимания сущности интеллекта, методологии, мышления. Причиной этого можно считать нерешенность проблем диалектического мышления, поставленных классиками науки. Создание адекватной современным потребностям и возможностям методологии не может быть простым и одноактным действием и тем более делом только одного исследователя. Необходимо дать не только объяснение, но и интерпретацию ряда положений классиков науки, которые ошибочно воспринимаются современными исследователями. Например, общеизвестно положение В.И. Ленина: «В "Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания (Не надо 3-х слов: это одно и то же) материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперёд» [88,Т.29,с.301]. Обильные комментарии этого положения чаще всего ошибочны. Комментаторы упускают из вида тот факт, что в данном положений идёт речь не о тождестве логики, диалектики и теории познания вообще, а об их тождестве в "Капитале". Что же касается теории познания, логики, диалектики, то они обособленны и определённым образом субординированы. познание (П) П ┌───────┴──────┐ Л интуитивное ® логическое (Л) Д ┌───────┴──────┐ просто® диалектическое (Д) Теория познания отражает (охватывает) все методы познания, включая интуитивные формы созерцания. Логика традиционно рассматривает только наиболее развитое познание с помощью мышления - сознательного действия с понятиями. Тем самым логика имеет важное значение, но она может быть метафизической, а поэтому необходимо указать и её высшую форму - диалектическое мышление. Тем самым теория познания, логика и диалектика не являются, строго говоря, одним и тем же, а каждое последующее из них есть более развитая форма предыдущего и предыдущее может быть без последующего (Прил., рис. 37). Переход «вторение - творение» предполагает использование более фундаментальных свойств объекта и понимание их значения для развития объекта. В таком случае уменьшается жесткость рекомендаций, методологичность и возрастает эвристичность познания. Диалектический метод представляет довольно жёсткий набор приёмов познания. Диалектическая логика представляет более содержательное и менее определённое указание процедуры такого понимания объектов. Творческая диалектика - фактически эвристический, а не методологический приём: даёт общие свойства объектов в качестве руководящего принципа познания. Высшая форма творчества - искусство. Оно представляет собой не просто создание нового, а создание нового на основе неизведанных приёмов таким образом, что его продукция оказывается неповторимой. И.Н. Крамской не сумел повторить свой эскиз лица Некрасова, а поэтому просто вклеил его в картину.
|