КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ж. ОБОСНОВАНИЕ
В умозрительных рассуждениях отсутствует опыт, без которого ни в чём не может быть достоверности. Леонардо да Винчи. ... Практический разум есть корень всякого разума. И.Г. Фихте. Признание невозможности словами разубедить человека. Л.Н. Толстой: [17,Т1,с.519]. Обоснование (в отличие от объяснения) предполагает использование оснований, которыми является практика и технология объяснения (изложения) Обоснование есть превращенная форма объяснения, когда аргументами истинности познания объекта являются не только словесные приёмы, делающие понятными объект, но и факты. Обоснование дают не словами, а делами. Данная работа одновременно является обоснованием её идеи в виду того, что она написана в соответствии с её рекомендациями. В то же время главной формой дел являются практические, материальные формы труда, которые подтверждают истинность познания объекта. Обоснование - конечная стадия познания многих объектов, когда факты действительности используют в качестве аргументов познания. Превращенной формой обоснования выступает объективация, которая происходит в творческом труде. Соответствие идей объекту может быть различным. В связи с этим можно выделять различные уровни оснований соответствия идей объектам. Объекты действительности разнокачественны, выполняют различную функцию в жизни людей и требуют различного уровня умственного развития для их познания. Многие объекты понятны на основе здравого рассудка. Их ясность делает излишним сознательные рассуждения о них. Таковыми является большинство повседневных предметов, составляющих вещественную и социальную среду жизни людей. Человек, например, видит камень и для него ясно, что это камень, как и всё то, что с ним можно делать в повседневной жизни. Конечно, более интеллектуально развитый человек может осознать этот камень в качестве средства более полезного для жизни людей. Развитие интеллектуальных способностей людей ведёт к использованию ими и таких объектов, которые не понятны на уровне здравого рассудка или к более конкретному пониманию простых повседневных объектов. Достоверность можно трактовать в качестве сложного уровня соответствия идей объекту. В простейшем случае она проявляется через веру, уверенность. Уверенность - более сложный тип восприятия объектов. Он состоит в том, что человек воспринимает информацию предшествующих поколений об объекте, верит ей или уверен в её правдивости и соответственно поступает. Вера чужому опыту, особенно предшествующим авторитетам, не лишена оснований, позитивна, хотя и не всегда конструктивна. Без веры не может быть познания мира [91,Т.2,с.168]. Не затрудняя себя никакими аргументами, фактами, а порой и вопреки им, человек просто уверен в определённом понимании объекта. Он может даже не осознавать этой своей приверженности той или иной трактовке объекта. Убеждённость можно считать осознанной уверенностью человека в том или ином понимании объектов. Основой убежденности выступает не только вера, но и некоторый жизненный опыт, который подтверждает убеждённость в правильности понимания объекта. Основанием убежденности служат накопленные знания на основе преемственности с прошлым опытом. Точность базируется на очевидности объекта при непосредственном чувственном его восприятии [91,Т.1,с.56]. Утверждение можно считать более развитой формой осмысления объектов. Оно базируется на вере авторитетам, на приоритете определённых интересов субъекта и т. п. Это значит, что оно может быть и ошибочным, и тенденциозным. Иллюстрациябазируется на использовании очевидных фактов в качестве поводов. Факты могут быть и ложными и сфабрикованными специально для того, чтобы ввести в заблуждение слушателей. Демонстрация- более сложный тип подтверждения высказанных положений. Её сутью можно считать использование фактов для утверждения идей. Аргументация представляет собой использование отдельных общих свойств объектов для подкрепления положений. Аргументы - доводы, факты, идеи и т. п. Доказательство - высшая форма словесного подкрепления идей. Оно состоит в аргументации комплексом фактов, доводов, идей и т. п. Его специфика состоит в определенном порядке приведения идей, фактов для подтверждения положений. Оно происходит посредством построения полисиллогизма понятий. Разновидностью доказательства можно считать верификацию, которая характеризуется определенной процедурой, стереотипом. В основе доказательства лежат полученные идеи на основе индукции и дедукции. Степень доказанности положений детерминирована истинностью канонов, лежащих в основе рассуждений. Поэтому необходимо проверять сами каноны, последовательность их осуществления при получении тех или иных выводов, суждений. Поскольку всё это происходит словесно, то таким путём никогда нельзя быть абсолютно убеждённым, что использованные данные и их проверки выполнены последовательно и являются истинами в последней инстанции. Доказательства дают не более как высокодостоверные гипотезы при объяснении объекта. Они могут противоречить интуитивному и иному восприятию объектов. Правильная дедукция может дать результаты, находящиеся дальше от истины, чем результаты очевидного. «... Неверное, мышление неизбежно и непроизвольно фабрикует неверные факты. ..» [102,Т.1,с.180]. Истиной может быть не ясное и не доказанное, а опровергнутое положение. Не имеет значения убеждённость автора в собственной идее, опубликование этой идеи любым тиражом, наличие учеников, последователей, апологетов и доступность идеи, применимость её для решения тех или иных задач и т.д. Идея должна быть понятна, применима, полезна. Гегелевская форма диалектического мышления не нашла применения по причине её недоступности для людей со здравым рассудком. Одной же понятности, доступности не достаточно для подтверждения идеи. Она должна быть применима и не любым образом, а таким, который подтвердит её полезность субъекту и обществу в целом. Обоснованность - практическое доказательство положения. В литературе неоднократно пытались разобраться с категориями «основа», «основание», «обоснование». И сейчас сохраняется неопределённость их трактовки. Обоснованием называем только практическую проверку результатов мышления. Это самое узкое понимание смысла данной категории. Обоснованием является такое основание, которое возникает в результате практического применения результатов мышления.
основа основание обоснование Идея должна быть применима, полезна. Полезность продуктов применения идеи не является еще критерием общественной полезности. И ложная идея может принести «пользу». Всё зависит от критериев оценки пользы, например, эгоизма предпринимателей. Применённая идея должна обеспечивать существенный прогресс, что может выясниться только длительное время спустя. Имея в виду эту полезность, её также можно рассматривать во многих формах. полезность идей в ┌────────────┼──────────────┐ технике ® технологии ® организации ┌───────────────┼─────────────────┐ экономической ® политической ® идеологической Полезность идеи может состоять в разработке новой техники. Такую пользу идеи обычно легко проверить. Технологическая полезность вытекает из техники и состоит в методах её применения. Организационная полезность отражает применимость идей к соответствующему упорядочению отношений - экономических, политических, идеологических. «Понятность» идеи самому автору естественна. Она может быть понятной и другим его последователям. Повторяемость алгоритма действия предполагает более высокую его разработку и степень его истинности. В таком случае надо объяснить её рационально, сознательно, а не на основе веры. Речь идёт о способности повторить идею сознательно, передать её другим на основе рациональных методов обучения. Применимость идеи есть более развитая форма её практичности, и она может быть различной. Сам автор или его последователи применяют её к объяснению отдельных фактов и убеждаются в том, что такой алгоритм действия «работает». Более развитой формой применимости может быть использование алгоритма мышления к объяснению всей действительности. Это доступно только всей науке и предполагает восприятие алгоритма мыслительной деятельности многими учеными. Отказ от признания текущей практики конечным критерием качества мышления вытекает из того, что не любое действие может быть позитивным аргументом, что выявится в результате длительной истории развития. Простая ссылка на практику недостаточна для определения идеи в качестве истинной. «Вредную теорию легко подтвердить порочной практикой» [79,с.15]. Имеющиеся переоценки практики в качестве критерия истинности ведут к ложным, нерациональным действиям людей и общества в целом. Минимальной истинностью выступает гипотеза, т. е. умозрительная истина как результат дедукции. Факт более истинен, но может быть и ошибочным фантомом. Истина всегда относительна, а абсолютная истина есть идеал мышления. В относительных истинах имеется абсолютность, уровень которой различен. Чем более развита форма мышления, тем она обращает больше внимания на этот аспект и предпринимает специальные меры по повышению соответствия результатов мышления объективной действительности. Истинность может рассматриваться как только соответствие понятия миру. Обоснованность же предполагает обязательное выявление соответствия продукта труда понятию, на основе которого оно получено. Более того необходимо выяснить соответствие продукта труда потребностям общества в самом широком смысле слова. Процедура выявления соответствия между элементами деятельности принимает различные формы. Созерцание - исходная форма чувственного восприятия мира. Оно характерно непроизвольностью и лежит в основе здравого рассудка людей, которые интуитивно могут не признавать обоснованности утверждений. Люди обычно не задумываются над значением этой формы своего обоснования познания мира. Созерцание ┌───────┴──────┐ п ® наблюдение ┌───────┴──────┐ иллюстрация п ® применение знания ┌───────┴──────┐ п ® демонстрация ┌───────┴──────┐ попытка п ® подтверждение ┌───┴────┐ п ® эксперимент ┌────┴───┐ опыт п ® практика ┌───────┴──────┐ п ® производство ┌───────┴──────┐ п ® индустрия Наблюдение - сознательно организованное созерцание объекта для того, чтобы удостовериться в его истинности. Наблюдение выступает исходным интуитивных форм отражения мира. наблюдение ┌───────┴──────┐ непосредственное® опосредованное ┌───────┴──────┐ очевидцами ®статистиками Иллюстрация, демонстрация и подтверждения - различные формы практической аргументации идей. Они могут быть и ложными и специально вводящими в заблуждение людей (фокусы иллюзионистов как форма обмана чувственного восприятия людьми явлений; шулерство и т. п.) Попытка представляет проверку истинности на основе специальной деятельности познающего в соответствии с его пониманием объекта. Она может быть и неудачной. Проба - единичное продуманное действие для подтверждения истинности идей. В таком случае воспроизводится объект на основе деятельности. Проба есть житейское испытание. В этом смысле можно применять и «проверку». Испытание представляет многократные факты, попытки, пробы, отдельные из которых были и удачные. Эксперимент - планомерная проверка воспроизведения познанного для подтверждения его истинности [17,Т.2,с.34]. Опыт - многократное действие на основе понимания объекта. Чаще всего он является индивидуальным или групповым. Практика - подтверждение истины массовым общественным действием многих лиц в течение длительного времени. «... Практика человека и человечества есть проверка, критерий объективности познания» [88,Т.29,с.193]. «В практике должен доказать человек истинность... своего мышления» [102,Т.42,с.261]. Практика есть норма действия на основе понимания объекта. «Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идёт к объективной истине через практику (и технику)» [88,Т.29,с.183]. Практика всегда шире познанного, лежащего в её основе. Некоторые идеи рождаются первоначально практически, а затем осознаются научно. По мере научного прогресса практика всё более является результатом предшествующего научного понимания мира. Практика есть критерий истинности в конечном счёте и сиюминутные выводы практической реализации идеи могут быть большим заблуждением по сравнению с теоретическим аргументированием истины понимания объекта. «... Теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется практикой, проверяется практикой ...» [88,Т.35,с.202]. «Сам разум не может быть теоретическим, не будучи практическим, в человеке невозможна никакая интеллигентность, если в ней нет никакой практической способности: возможность всякого представления основывается на этой последней способности» [6,Т.3,с.211]. Практика - рациональное осуществление обществом оптимальной деятельности, обеспечивающей прогресс. «Результат действия есть проверка субъективного познания и критерий ИСТИННО СУЩЕЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ» [88,Т.29,с.200]. «Вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» [88,Т.42,с. 290]. Критерий истины состоит в «совпадении понятий субъекта (человека) с реальностью; в единстве понятия и реальности» [88,Т.29,с.210]. «Не может быть догматизма там, где верховным и единственным критерием доктрины ставится - соответствие её с действительным процессом общественно-экономического развития ...» [88,Т.1,с.309]. «Но доказательство необходимости заключается в человеческой деятельности, в эксперименте, в труде: если я могу сделать некоторое post hoc, то оно становится тождественным с proper hoc» [102,Т.20,с.544]. «... Познание человека отражает абсолютную истину ..., практика человечества проверяя наши представления, подтверждает в них то, что соответствует абсолютной истине» [88,Т.18,с.106]. «В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине» [88,Т.29,с.183]. «Мы видим, что разрешение теоретических противоположностей само оказывается возможным только практическим путем, только посредством практической энергии людей, и что поэтому их разрешение отнюдь не является задачей только познания, а представляет собой действительную жизненную задачу, которуюфилософия не могла разрешить именно потому, что она видела в ней только теоретическую задачу» [29,с.594]. «Но чтобы это доказать, нужны, действительно, практические результаты» [88,Т.39,с.374] идея - практика - истина[см. 88,Т.29,с.173] «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания.... Критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью, какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий ... настолько "неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в "абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» [88,Т.18,с.145-146]. «Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явления и процессов природы, есть доказательство того, что это отражение (в пределах того, что показывает нам практика) есть объективная, абсолютная, вечная истина» [88,Т.18,с.198]. «... Практикой своей доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий, знаний, науки» [88,Т.29,с.173]. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» [102,Т.42,с.264]. «Для материалиста "успех" человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем» [23,с.142-143]. «В практике должен доказать человек истинность ... своего мышления» [102,Т.3,с.1]. Практически мыслящий человек сначала убедится, удостоверится теоретически в том, что принятая идея истинна в определённой мере. Многие объекты могут быть достаточно истинно отражены теоретическим осмыслением их, в том числе мысленным экспериментом, без практического их испытания. В то же время объекты могут быть познаны только через практику в качестве активного приёма познания. Исходное научное положение, полученное посредством принципов научного мышления, проверяется делом. При этом чаще всего необходимо многократное уточнение исходного «слова», т.е. научного положения об истинности объекта, и «дела» до тех пор, пока не будет получен ожидаемый результат или будет обоснована его нереальность, не реализуемость в данный момент времени и данных условиях. Полученные практические данные не должны фетишизироваться и не объявляться сами по себе истинными, поскольку существует опасность «порочной практики», принимаемой на веру, не критически. Производство, промышленность - наиболее развитая форма практики. Производство научно обеспечивается и наука обосновывается производством. Производство бывает различным - индивидуальным, серийным, поточным, массовым. Эти формы производства в разной мере выступают аргументами истинности понимания объекта. Одновременно даже массовое производство не снимает вопроса об относительности истины, лежащей в основе его понимания. Познание предполагает последовательное отражение объекта на основе различных форм отражения. В таком случае истинность отображенного будет расти по мере перехода от простых к сложным формам отображения. Диалектическое мышление является завершающим этапом познания объекта сегодня. Последовательное развитие образа об отражаемом мире у индивидов создаёт непрерывный ряд согласующихся представлений об объекте. Однако такое понимание трудоёмко и практически невозможно. Каждый человек не может сам всё ощущать, воспринимать, анализировать и т.п. Поэтому вера сохраняет существенное значение в познании действительности. Это позволяет "опускать" многие стадии понимания объекта, начиная обучать человека с понимания наиболее развитого, диалектического объяснения объекта. Конечно, это увеличивает вероятность ошибки при оценке объекта и т.п. и воспринимаемое выступает простым описательством, объяснительством. Доказательность последнего оказывается весьма малой, особенно в тех случаях, когда человек не знает метода, лежащего в основе объяснения. Дело доходит до того, что последовательно диалектическое изложение теряет в глазах воспринимающего свою доказательную природу при невладении диалектической логикой. Поэтому для придания диалектическому изложению доказательной силы необходимо первоначально объяснить морфологию форм отражения, в том числе диалектическое мышление. «... Диалектическая форма изложения верна только в том случае, если она знает свои границы» [102,Т.46,Ч.II,с.491]. В тех случаях, когда человек «не дорос» до диалектического мышления, то будет непродуманным обучать его на основе такого мышления. Объекты надо объяснять на основе последовательно усложняющихся форм их отражения. Это не означает, что только так надо обучать, но по возможности надо соблюдать такой путь восприятия объекта. Несомненно, следует иметь в виду и «верхнюю» границу применения диалектического мышления. Определенные объекты не могут быть адекватно поняты только на основе чисто диалектического мышления, а нуждаются в более развитой его форме - кибернетическом мышлении.
|