КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационная культура как щит от наркотизма
Безусловно, формирование культурного пространства, заполненного смыслами трезвенного содержания, задача не только СМИ, но и других институтов культуры, что возможно только при особой культурной политике государства [150]. Социолог Е.М. Паленая (2004), в своем диссертационном исследовании, относит к культурному пространству смыслы, ценности, идеалы. Их трансляция в социум, в виде сообщений о разнообразных фактах, продуцируется и распространяется взаимодействующими субъектами в информационном пространстве, которое может быть как интегрированным, так и дезинтегрированным. Ученый обращает внимание на массмедиа, играющих основную роль в формировании культурного пространства социума, подчеркнув, что они обладают способностью переориентировать взгляды больших групп населения, что делает людей беззащитными и, в определенной степени, зависимыми от средств массовой коммуникации. В последнее время появился целый ряд социологических исследований, направленных на изучение культурного и информационного пространства современного российского общества. Так, В.А. Кибанов считает, что современное развитие информационной сферы социума не только предполагает внесение в массовое сознание определенных идей или знаний, но и побуждает людей к принятию заданной модели поведения и к совершению поступков, важных для общества, вопреки воле индивида [101]. Т.Н. Селезцова, анализируя социокультурный аспект информационной культуры российских масс-медиа, предложила новую модель информационной культуры, основывающуюся на принципы толерантности, высокой профессиональной культуры журналистского корпуса, уважение прав и интересов потребителей информации. По мнению исследователя, масс-медиа не должны прибегать к манипуляции сознанием и к использованию подтекстов, которые могут быть восприняты в агрессивном аспекте [206]. Д.Н. Зуев предлагает для устранения деструкций и противоречий в духовной жизни общества выявить некий поколенчатый архетип героя-символа, положив его в основу мировоззрения россиян постперестроечного поколения [94]. Безусловно, участие средств массовой коммуникации в насыщении культурного пространства не только определенной информацией, но и смыслами - это веление времени [28, 136, др.]. Здесь важен не столько объем, сколько качество массовой информации. И если она может стать причиной ухудшения здоровья потребителя информации [80], то сложно говорить о принципах толерантности, наоборот, требуется настаивать на контроле над массовой информацией. На наш взгляд, пропагандистские приемы времен тоталитаризма не приемлемы в условиях демократии. Когда большинство россиян достаточно грамотны, а десятки миллионов людей разных возрастов имеют высшее образование, учитывая информатизацию общества, не следует рассуждать о механизмах манипулирования массовым сознанием и достижении лояльного отношения электората к правящей элите. Надо заботиться о ценностных смыслах народа, его духовно-нравственных ориентирах, возможно, религиозного толка, развитии в массах информационной культуры - сознательного, компетентного отношения к информации вообще и информационным технологиям в частности. Здесь немаловажным обстоятельством будет являться повышение уровня информационной культуры реципиента, но как показал обзор литературы и диссертационных исследований, общепринятого определения «информационная культура» не существует. К примеру, информационная культура понимается: · как одна из составляющих общей культуры человека и совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [54]; · как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [140]; · как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией (получение, накопление, кодирование, переработка любого рода, создание на этой основе качественно новой информации, ее передача, практическое использование) [208]; · как система ценностей, лежащих в основе информационной деятельности человека [87]; · как культура субъекта, которая имеет ряд специфических признаков: нацеленность на получение новой информации, компетентность, присвоение нужной информации, создание собственной информации, свободный выбор информационного канала [149]; · как сложное интегративное системное личностное образование, включающее в себя: o когнитивный компонент - гармонически сочетающуюся совокупность общечеловеческих представлений, идей, знаний; o мотивационно-ценностный компонент - ценностных ориентаций, гуманистических представлений, эмоционального опыта; o индивидуально-творческий компонент - качеств личности, стилевых и мировоззренческих образований; o операционально-деятельностный компонент - универсальных способов познания алгоритмов поведения, способов коммуникации, ориентированных на свободное существование, развитие, самосовершенствование в исторически и технологически информационном обществе [44]; · как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, преобразования, применения и передачи в процессе формирования единого информационного пространства [248]. По-видимому, термин «информационная культура» можно понимать двояко: как информационную культуру личности и как информационную культуру того места, в котором эта личность в настоящий момент находится. Во втором значении речь может идти о культуре информационной среды, культуре информационного пространства. Информационная культура личности показывает ценностные ориентиры человека, его способность оперировать информационными единицами и технологиями, умение абсорбировать информацию, а также предполагает не только наличие определенных знаний, но и приложение этих знаний, совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Информационная культура среды или пространства предполагает наличие информационных единиц, прямое или косвенное восприятие которых дает направление мыследеятельности субъекта, вызывает определенные эмоции, действия созидательного либо разрушительного характера. В этой связи важно не только развивать информационную культуру личности, но и создавать и корректировать информационную среду, информационное пространство заданным образом, насыщая его культурной информацией. На наш взгляд, информационная культура – это не только способность индивида абсорбировать информацию согласно своим ценностным потребностям и смыслам, но и умение преобразовывать информационное пространство, выбирать и создавать информационную среду с ориентацией не столько на внутренние позывы, сколько на высшие культурные ценности и духовно-нравственные нормы человечества. Одновременно с тем, информационная культура есть не только внутреннее содержание личности, требующее морально-нравственного выбора, но и ее внешнее окружение, базирующееся на знаках, символах, фигурах и смыслах, ориентирующих человека на избрание и принятие определенной идеологии, нормы, зачастую далекой от общечеловеческих ценностей, склоняющих и уводящих его в сторону от намеченной цели. Мы считаем, что культурный человек информационно грамотен, информационно компетентен, что позволяет ему ориентироваться в информационных потоках, используя технические достижения человечества. Одновременно с тем, информационная культура личности должна обладать особыми собриологическими качествами, которые позволят индивиду обнаружить наркогенную информацию и обезопасить себя от нее. Эти навыки будут способствовать выбору информационной среды без знаков наркотизма и моделированию трезвенного информационного пространства. Признавая, что социальные иллюзии являются неотъемлемой частью современного массового сознания, мы полагаем, что совершенствование у воспитанников навыков информационной культуры, одним из качеств которой является критическое отношение к воспринимаемой информации, может существенно повлиять на распространение наркотизма и снизить риск наркогенного заражения. Усвоения основ правильного поведения будет способствовать развитию разумной, грамотной, высокоразвитой личности, которая на первое место будет ставить ценностное отношение к своему сознанию, как к неотъемлемой части своего здоровья и благополучия.
|