КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика собриологической культуры
Безусловно, современная молодежь должна обладать собриологическими знаниями, которые включают в себя, на наш взгляд, эвохомологическую деятельность, рекреационно-игровые навыки и умения, культурно-досуговую компетентность [82, 83, 102, 207, 272, др.]. Неслучайно разработчики различных программ профилактики наркотизма обращают внимание на свободное время ребенка, на его досуговую деятельность. От умения устраивать досуг во многом зависит среда, выбор пространства для отдыха и личностного развития, социализация ребенка. Ошибочно рассматривать собриологическую культуру как субкультуру, т.е. культуру небольшой группы людей. Такое утверждение ложно изначально, так как по определению трезвость – это естественное биологическое состояние, нормальная естественная жизнь без мифов и иллюзий. Хорошо известно выражение: «Трезвость - норма жизни». Мы полностью согласны с этим утверждением и склонны вкладывать в понятие «норма» совершенно определенный смысл. А.К. Байбурин (1993) показывает, что в понятии «норма» всегда содержится оценочный смысл и выступает как выражение «внешней» точки зрения, в соответствии с которой любой поступок может быть охарактеризован с морально-этических позиций. Ученый пишет: «Поведение может быть «правильным» или «неправильным». Варианты «правильного» поведения для одного и того же человека возникают в связи с приданием самостоятельной ценности индивидуальным формам поведения, что в свою очередь является следствием ролевой дифференциации членов коллектива, роста индивидуального самосознания» (С.10). А.В. Шувалов под нормой понимает не характеристику среднестатистического уровня развития какой-либо способности, не ссылку на отсутствие выраженной патологии, высокую приспособляемость и непротиворечивость требованиям культуры, а указание на возможность высших достижений для данного возраста, когда основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Другими словами, норма - это не среднее, а лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях [274]. Доктор психологических наук И.Н. Гурвич отмечает, что нормальная культура – это психологически здоровая культура [72]. Но так как трезвость – норма жизни, то и собриологическая культура – культура, где отсутствуют информационные единицы наркотизма, также нормальная культура. Следовательно, нормальная культура – психологически здоровая культура, то и собриологическая культура –психологически здоровая культура. По всей вероятности, личностная собриологическая культура – это тоже нормальная, то есть психологически здоровая индивидуальная, культура, в которой отвергаются любые виды опьянения, поэтому субъективный содержательный аспект трезвенного информационного пространства будет базироваться на тех же принципах, что и социальный, доминирующим из которых является отсутствие в информационном пространстве индивида семиотической составляющей наркотизма. Кроме того, в собриологической культуре успешность не является дефицитом, так как она формируется с детских лет и присутствует во всех проявлениях собриологической культуры. Транслируя в социум детства традиции взрослой жизни, взрослые тем самым моделируют стиль поведения ребенка, делая его похожим на себя. Традиция приобретает семиотическую форму, которую индивид воспринимает, не осознавая ее содержания. Поэтому взрослые (в норме!), ведущие трезвый и разумный образ жизни, обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления возрастая до действительного авторства собственной жизненной траектории. И напротив, антагонистический образ жизни становится для детей моделью аддиктивного поведения, что ведет к зависимости, как от ПАВ, так и от жизненных обстоятельств. Существенную роль в ответах на вопросы, где, как, с кем и когда отдыхать, играют собриологические и валеологические установки, привитые с детских лет, а также личностные креативные качества. Считается, что одной из задач трезвенного воспитания является воспитание творческой личности, творца, который изначально патриотичен, так как выражает интересы народа, к которому принадлежит, страны, где трудится, местности, где родился и проживает. Развитию креативности помогает игра, труд, творчество. В то же время, привить любовь к труду не возможно без развития творческих начал индивидуума. В свою очередь, трудолюбие служит одним из условий, обеспечивающих рекреационный эффект. Труд способствует выработке и закреплению ценностных эмоций и ценностных образований, которые формируют духовно-нравственную сферу личности. Творческий труд приносит радость и удовольствие, не сравнимое ни с чем. Человек, умеющий трудиться, способен создать вокруг себя творческую атмосферу, которая заражает присутствующих рядом с ними людей энергией созидания и вдохновляет их на трудовые подвиги. Замечено, что трудолюбивые люди объединяются в союзы сообразно своим творческим интересам, которые могут быть самыми различными. Очень часто творческие люди являются национальным достоянием, а наиболее яркие из них - символами народа, страны, человечества. К примеру, Ф.Г. Углову, хирургу более чем с 75-летним стажем, академику медицинских наук СССР, лауреату ряда отечественных и зарубежных премий, видному общественному деятелю, писателю, отважному борцу за трезвую жизнь народов России, в 100-летний юбилей было присвоено звание «Человек эпохи». Этот человек всей своей жизнью доказал преимущества трезвого образа жизни перед альтернативным ему стилем поведения. Творческие люди не просто живут в какой-либо среде, но и преобразуют ее. Каждый из них способен конструировать собственное информационное пространство, расширяя его до глобальных размеров. Каждый, кто соприкасается с информационным пространством творческой личности, становится информационным приемником – реципиентом. При этом он не обязательно становится частью информационного пространства творца, но примет его в свой внутренний мир, свою семиосферу, обогатив ее новым содержанием и значением. Можно сказать, что семиосфера творца концентрируется в продукте его деятельности, который отражает творческое пространство личности, и может стать частью внутреннего информационного пространства реципиента: зрителя, читателя, слушателя. Причем сам продукт может нести в себе как позитивную, так и негативную информацию, что связано с нравственными устоями творца. Известны случаи, когда потребитель информации «заражался» и становился фанатичным приверженцем (адептом) той или иной субкультуры, зачастую не отвечающей общечеловеческим ценностям, откровенно пропагандирующей порочный образ жизни. Это показывает уязвимость личностного информационного пространства индивида, которое беспрерывно заполняется все новыми инфотипами внешнего мира и, при определенных обстоятельствах, может быть перенасыщено вредоносной идеологией, чуждой информацией и стать частью более глобальной семиосферы, со знаками которой реципиент справиться самостоятельно не сможет. Общепризнанно, что индивидуальное сознание является частью группового, коллективного, национального либо общечеловеческого сознания. Сам же индивид невольно становится членом группы, общества, народа, человечества. Это сказывается не только на его мышлении, но и поведении, а также ценностных установках, которые привносятся средой в его собственную семиосферу, порой вопреки воли реципиента. Творчество - прерогатива личности свободной, способной к саморазвитию. Творческая личность самодостаточна и реализует сама себя, ее нельзя сформировать, а можно только воспитать. О необходимости приоритетного развития и воспитания творческого мышления говорил классик психологии и философии Д. Дьюи, полагая, что первым ростком в воспитании мышления служит активность, особенно интеллектуальная. На наш взгляд, для возникновения и осуществления творческой деятельности необходимо создавать условия для развития креативного стиля мышления, наличие которого отличает человека имеющего свободный выбор. Таким образом, обзор литературы показал, что альтернативой наркотизма может быть только трезвость. Тем не менее, современные подходы отражают методы профилактических мероприятий, во многом нацеленные на изменение уже существующих аддиктивных форм поведения. Этого явно не достаточно, в связи с чем, следует предусмотреть меры по организации условий для сохранения здорового сознания учащихся, развития их трезвенного мировоззрения. В этом случае, за основу профилактической деятельности принимается трезвенное воспитание, развивающее собриологическую культуру, направленную на критичное восприятие наркогенной информации, обогащающее ресурсные возможности культурно-досуговой и рекреационно-игровой деятельности учащихся. Вместе с тем, научных исследований или практических методов, использующих информационное пространство учебного заведения как инструмент профилактики наркотизма, при котором семиотика образовательного пространства являлась бы содержанием профилактической деятельности, мы не обнаружили. Разумеется, образование, как институт развития и совершенствования человеческого существа, изначально несет в себе воспитательные функции. В этом смысле, воспитанный человек – это и культурный, и образованный человек, для которого аддиктивное поведение - нонсенс. Однако в современном мире изменились культурные приоритеты[7], поэтому, размышляя или вербализируя свои думы о воспитании и культуре, мыслителю следует держать в уме тот идеальный, единственно верный концепт, при котором человек рассматривается существом, созданным по Образу и Подобию Творца. Только в этом случае работник умственного труда может надеяться на то, что его творчество приближает мир к совершенству, к тем культурным нормам и ценностям, которые делают человека лучше, а человечество прекрасным. В конце XIX - начале ХХ столетия перед педагогикой стояли проблемы аналогичные современным. Почтенный профессор Киевского университета им. Св. Владимира И.А. Сикорский считал[8], что «важнейшей задачей всякого рода школы должно быть всего более – воспитание человека. Сообщая воспитаннику специальные знания, развивая его технику, обогащая его ум, школа должна также воспитать силу воли и характер, возрастить чувство, насадить убеждения». В своих трудах К.Д. Ушинский апеллировал к опыту религиозных деятелей, рассматривая душевное воспитание ребёнка непременным условием педагогического процесса. «Если человек достигнет до той нравственной высоты, что боится только Бога, - писал классик русской педагогики[9], - то значит, он боится одной своей совести – и больше ничего в мире не боится». Профессор Е. Будде в 1901 году отмечал[10], что можно в ребёнке достигнуть полного развития привычной порядочности в его поступках, равно как можно развить и привычную беспорядочность. «Каким высшим целям должна служить школа? – вопрошал он. И отвечал: «Школа поможет развитию самодеятельности, пытливости ума и сознательному нравственному отношению человека к себе, к людям, к Богу. Идя по этому пути дальше, человек, естественно, дорастает до желания все приобретённое связать с высшей философской и религиозной точкой зрения». Чтобы понять, насколько продвинулся современник в этом направлении, подробнее остановимся на изучении культуры информационного пространства, предполагая, что она является зеркалом духовной жизни общества.
|