Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Трезвенное воспитание и собриологическая культура




 

Российские исследователи трезвенного воспитания предлагают комплекс мероприятий по борьбе с наркотизмом, где основное внимание уделяется исследовательской, просветительской, учебной, социально-культурной деятельности, направленной на формирование трезвенного мировоззрения и навыков трезвого образа жизни [4, 67, 107, 131, 138, 240, 281, др.].

В диссертационном исследовании Т.А. Авдониной, наряду с аргументацией в пользу необходимости введения в российскую образовательную систему трезвенного воспитания, отмечается, что в качестве эффективной профилактической практики целесообразно реанимировать в учебных заведениях клубы трезвости, приняв за образец российские аналоги школ трезвости, начала ХХ в. и современные общества трезвости. По наблюдениям исследователя, у членов клуба трезвости расширяются представления о возможных формах трезвого проведения свободного времени, увеличивается опыт в общении и планировании их досуга, развивается потребность в приобщении к общественно значимым видам занятий, повышается уровень социальной активности, происходит становление критического отношения к потреблению спиртного. Формы социально-культурной деятельности обеспечивают приобретение опыта, который способствует выработке у учащихся внутренних механизмов саморегуляции поведения в свободное время и ориентации на общественно значимые способы его проведения. В исследовании уделяется внимание анализу средств культурно-просветительной работы в процессе формирования трезвенного мировоззрения учащихся, обеспечивающих включение их в разнообразные формы социально-культурной деятельности. Работа с членами клуба должна протекать в форме конкретных занятий, формирующих стереотипы правильного социального поведения в рамках конкретной социально-культурной среды, обеспечивающих усвоение нравственных ценностей [4].

Т.И. Авдонина полагает, что наибольший воспитательный эффект достигается при включении учащихся в деятельность, стимулирующую проявление инициативы, творчества, практическую самодеятельность. При этом должен соблюдаться принцип единства просвещения и воспитания, проявляющийся в соединении информации с деятельностью учащихся, в координированном применении средств передачи эмоционального воздействия, в синтезировании различных видов досуговой деятельности, в расширении рамок взаимодействия всех форм культурно-просветительной работы, то есть в создании в образовательном учреждении культурной среды трезвенного содержания.

В свою очередь, Л.К. Фортова, указывая на нюансы трезвенного воспитания, выработанные отечественной и зарубежной педагогикой на протяжении XIX-XX вв., обращает внимание на то, что трезвость детей и родителей – это для ребенка, подростка, молодого человека серьезный аргумент в пользу трезвого образа жизни. Ученый отмечает, что дети, а особенно подростки, ценят чувство свободы и самостоятельности, поэтому, когда трезвенное просвещение сродни социальному давлению, ущемляющему их чувство свободы, они восстают и совершают поступки, противоположные указаниям взрослых. По мнению исследователя, при трезвенном воспитании необходимо формировать у воспитанников потенциальную субъектность, которая служит основой резистентности личности. При этом взрослые должны ставить перед детьми, а особенно перед подростками, ближайшие, конкретные, личностно-значимые цели, реализацию которых можно увидеть в ближайшем будущем [239, 240].

Корифеи трезвенного воспитания (С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский, П. Горшков и др.) обращали внимание на духовную сторону педагогики [195, 232, др.]. Их последователь В.В. Зеньковский, развивая концепцию воспитания в свете христианской антропологии, отмечал, что «физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья» [92, c.28]. Поэтому «…не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечивание связи добра и свободы должно составлять цель воспитания: приспособление (функциональное, социальное и т.д.) к жизни имеет ведь чисто инструментальный характер. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни от развития творческих сил: оно также невыводимо из периферии души…» (Там же, с.33). «… Сама задача воспитания в свете христианской антропологии освобождается от той поверхности, которая присуща самым лучшим течениям современной педагогики, занятой часто поистине пустяками и проходящей мимо основных и страшных проблем жизни» (Там же, с.37).

Изучение истории вопроса трезвенного воспитания в России и за рубежом позволяет нам отметить оптимальную эффективность данного подхода по сравнению с другими [19, 22, 24, 240, др.]. В этой парадигме в качестве основных ориентиров рассматриваются понятия «трезвость», «трезвенность», «трезвенное воспитание», «трезвенное мировоззрение».

Так, трезвость понимается как естественная жизнь, без употребления каких бы то ни было опьяняющих средств, а трезвенность - как сознательное неприятие парадигмы опьянения и в связи с этим отказ от употребления любых опьяняющих веществ. Трезвенный человек мыслит государственными, национальными, родовыми категориями. Он трезв ради будущего, и его девизом служит формула: «Я сам в ответе за свой род, за жизнь потомства, за народ». Трезвенный человек строит жизнь по принципу: «Спешите делать добро; если не я, то кто? Осознал сам – помоги другому человеку осознать». Он уверен, что трезвенность, как путь духовно-нравственного самосовершенствования, является основой благосостояния людей, и считает, что жизнь в трезвости - это естественный и единственно возможный, эволюционный путь развития человечества.

Идеальное представление человеком модели общежития людей без наркотиков и других опьяняющих веществ, построение трезвого мира для себя, своей семьи, коллектива следует рассматривать как трезвенное мировоззрение. Трезвенное мировоззрение базируется на убеждении, построенном на фактах, достоверных сведениях, научных доказательствах и открытиях, навыках и умениях, примерах и жизненном опыте, патриотизме и любви к себе, своей семье, родне, народу, к Родине, на уважении истории страны, ее прошлого, настоящего и будущего. В то же время, трезвенное мировоззрение - это набор научных понятий, терминов, определений, фактов, идеологических установок, из которых логически складывается сознательное, критическое отношение человека не только к опьяняющим веществам, но и к тактикам и стратегиям наркотизма. Трезвенное мировоззрение формируется под влиянием трезвеннической среды и трезвенного воспитания.

Трезвенное воспитание – набор психолого-педагогических методов, приемов, форм, с помощью которых удается не только сохранить у воспитанника естественную трезвость, но и закрепить аргументы в пользу сознательного выбора трезвого образа жизни. Одновременно с тем, трезвенное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящей свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, правильного поведения и духовно-нравственных ценностях своего народа. Трезвенное воспитание - достаточно емкое понятие. Оно включает развитие разнообразных форм жизнедеятельности человека, которые существуют вопреки идеологии опьянения.

Надо заметить, что концепция трезвенного воспитания стремится объединить все ценные подходы и открытия педагогики для достижения одной общей цели: воспитания поистине здорового, духовно-нравственного, всесторонне развитого, образованного человека. Такая личность сможет сохранить и передать потомкам не только достижения науки и культуры, но и «эликсир бодрости, здоровья и долголетия» – трезвенность, под которой понимается разумная, сознательная жизнь без мифов и иллюзий, жизнь духовно-нравственная, здравая, правильная, деятельная, где отвергается всякое употребление ПАВ.

Как показали исследования Т.И. Авдониной, Н.А. Гринченко, Л.К. Фортовой, А.Н. Якушева, других ученых, основной задачей трезвенного воспитания является выработка стойкого отрицательного отношения к употреблению ПАВ, формирование способности противостоять давлению наркотизма, убежденности в нелепости идеологии опьянения.

Для более продуктивной работы по становлению трезвенного мировоззрения ученые предлагают использовать метод убеждения [66, 71, 281, др.]. Ученые вкладывают в трезвенное убеждение не только научный, но и духовно-нравственный смысл [17, 24, др.].

В зависимости от ситуаций и условий не менее эффективным оказывается разъяснение, чье преимущество заключается в особой доверительной позиции, которую может занять педагог по отношению к учащимся. Это позволит говорить об интимных сторонах предмета, ведь курение, употребление спиртного, прием наркотиков, в какой-то мере, дело частное. Метод разъяснения предполагает снятие напряжения, доверительный контакт. Разъяснить что-то может только близкий человек. При этом педагог, безусловно, остается взрослым товарищем, у которого имеется жизненный опыт, он грамотный специалист, уважаемое лицо, к мнению которого прислушиваются. Если убеждение апеллирует к фактам, логике, то разъяснение к чувствам и нравственным основам собеседника, к его лучшим человеческим качествам. Данный прием может быть использован в приватной беседе и при общении с широкой аудитории, как детей, так и взрослых, а также когда требуется банальное человеческое внимание и сочувствие [24].

На наш взгляд, трезвенное воспитание – идеальный объект для основы психолого-педагогической профилактики наркотизма в учебном заведении и предупреждения аддиктивного поведения учащихся, куда могут быть положены следующие принципы:

· Трезвенное воспитание следует рассматривать как целостную систему нравственного воздействия на сознание учащихся, формирующую сознательное отрицательное отношения к любым видам опьянения.

· Трезвенное воспитание учащихся должно проводиться во всех образовательных учреждениях на протяжении всего срока обучения и учитывать возрастные, индивидуальные, групповые, региональные, национальные, религиозные особенности.

· Культивировать трезвый образ жизни и формировать трезвенное убеждение с детского возраста.

· К процессам трезвенного воспитания необходимо привлекать педагогов и родителей учащихся, среди которых также целесообразно проводить трезвенное просвещение.

· Необходимо соблюдать преемственность трезвенного воспитания на протяжении всех периодов обучения как в общеобразовательных, так и в профессиональных учебных заведениях.

· Трезвенное воспитание должно осуществляться в условиях осмысленного выбора, критического оценивания среды и конструирования личностного информационного пространства.

· Трезвенное воспитание может гармонично дополнять, вливаться в любые воспитательные технологии.

Как самостоятельная область трезвенного воспитания заявила о себе собриология (лат. sobriety - трезвость, разумность + logos - учение) - наука о путях достижения трезвости [21, 167, 240, др.]. А.Н. Маюров, выделяя основные принципы собриологии, показывает систему мер в преодолении алкоголепотребления и формирования трезвого образа жизни. Л.К. Фортова, основательно анализируя собриологические знания, обращает внимание, что это знания о трезвости с целью подготовить юношество к жизни без употребления психоактивных веществ. В этой связи уместно обратить внимание на собриолога – специалиста по трезвенному воспитанию. На наш взгляд, в его функции должно входить не только просветительская, но и практическая трезвенническая деятельность, направленная на организацию досуга и обучение учащихся рекреационным и социально-культурным навыкам. Впрочем, это вполне может совмещаться с функционалом социального педагога.

Анализ литературы показал, что устоявшегося понимания о собриологии нет. Поэтому мы считаем, что целесообразно говорить о ней как науке о разумном образе жизни, положив в основание принципы не только о трезвенном воспитании, но и о рекреационно-игровой, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности, а также информационной культуре. В методическую части могут быть использованы труды С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, С.А. Шмакова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Л.К. Фортовой, М.И. Мосягина, А.Н. Якушева, А.А. Веряева, Н.П. Абаскаловой, А.Н. Маюрова, Н.А. Гринченко, А.Л. Афанасьева, В.С. Садовской, М.И. Шиловой и других специалистов.

Вероятно, целесообразно рассмотреть с этих позиций собриологическую культуру как интеграцию субкультур людей, ведущих как трезвый, разумный образ жизни, так и культурную деятельность лиц (не трезвенников), осуществляющих совместно с трезвенниками оформление среды без знаков наркотизма. Скорее всего, собриологическая культура– это культура нормальных людей, ведущих трезвый образ жизни, но не являющихся радикальными, идеологизированными, харизматическими трезвенниками. В первую очередь, речь идет о детях. В связи с этим культурную среду любого трезвенника можно идентифицировать с собриологической средой, т.е. средой, которую могут насыщать разнообразные культуры трезвенников. Среда не только моделирует, но и показывает культуру поведения личности, организуя деятельность человека, создавая условия для общения, личностного роста на мотивах креативности и успешности, для формирования, в конечном счете, трезвенного мировоззрения. На наш взгляд, это в полной мере отвечает критериям воспитанности личности, которая, помимо социально ценностного действия - сознательного устойчивого отрицательного отношения к употреблению опьяняющих веществ, включает культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и манеры поведения.

Априори учебное заведение представляется как территория развития нормального ребенка, где он не только обучается грамоте, но и нравственно совершенствуется. Здесь учащиеся получают полезные навыки, знакомятся с правильными образцами поведения и элементами культуры. По всем параметрам образовательную среду учебного заведения можно считать трезвеннической, но так как в ней могут находиться субъекты с формами аддиктивного поведения, например курильщики, то скорее следует характеризовать ее как собриологическую среду.

Особую роль досугу отводит исследователь трезвого образа жизни А.Н. Якушев, который замечает, что существенной причиной, способствующей распространению негативных форм поведения среди детей и молодежи, является неправильная организация их досуга, а также отсутствие в обществе заметной трезвеннической деятельности. Ученый считает, что формирование основ трезвого образа жизни должно быть частью воспитательной работы образовательного учреждения, в том числе и организации досуга [281].

Т.И. Авдонина, изучив возможности формирования трезвого образа жизни учащихся средствами культурно-просветительской работы, выделила три аспекта положительного влияния культурной среды на личность. Во-первых, культурная среда позволяет расширять рамки культурного воздействия. Во-вторых, она дает возможность личности, функционируя в культурной среде, выступать субъектом культурной деятельности, то есть самому активно действовать в качестве носителя духовной культуры. В-третьих, культурная среда расширяет возможности педагогического влияния путем взаимодействия с другими досуговыми формами культурно-просветительной работы и обеспечивает более широкую сферу общения [4].

Думается, что эти принципы в полной мере могут относиться к собриологической культуре, характерной особенностью которой является отсутствие в ней знаков, символов, фигур наркотизма. Вероятно, культуру любого народа, любой группы людей, где нет названных информационных единиц, можно также считать собриологической культурой. С этих позиций культурную среду учебного заведения предлагается рассматривать как собриологическую.

Cобриологическая культура по отношению к ряду признаков имеет определенные характеристики (табл.3).

Таблица 3


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты