Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Явление




 

В противодействии распространению наркомании участвуют специалисты и ученые разного профиля, и неудивительно, что существуют различные определения терминов, присущих наркотизму. До сих пор остается открытым вопрос о целесообразности использования термина «наркотизм» в психолого-педагогической деятельности. Этот термин широко применяется социологами [45, 93, 105, 11, 120, 201, др.], юристами [81, 165, 170, 186, 199, 204, 213, 249, др.], психиатрами и наркологами [121, 189, 262, др.]. Чаще всего под наркотизмом эти специалисты понимают социально-культурное явление, связанное с употреблением наркотиков, их хранением, распространением, изготовлением.

Однако термин «наркотизм» используется и в педагогике для обозначения культурно-социального явления, отражающего способы употребления не только наркотиков, но и других химических соединений (в том числе алкогольных и табачных изделий), обладающих способностью изменять психическое состояние человека, вызывать болезненное пристрастие [68, 107, 131, др.]. В наркологии существует термин «полинаркотизм», который охватывает этап поиска субъективно-приятных ощущений в результате чередующегося употребления нескольких видов ПАВ, одновременно или последовательно, с разной периодичностью, и «мононаркотизм» - злоупотребление только одним веществом, чаще всего алкоголем или табаком [121, др.].

Из наркологической литературы в педагогику перенесено сравнение наркотизма с инфекцией, где в качестве микробов и вирусов выступает информация [98]. Нарколог И.Н. Пятницкая, реагируя на сравнение, заметила, что однозначная линейная этиология служит неправомерной попыткой превратить ассоциативные связи в каузальные. Такой взгляд на проблему не объясняет причину развития наркотизма и затрудняет понимание его этиологии [190].

Вероятно, исследователи (не наркологи) предполагали, что наркотизм надо рассматривать как информационное явление, однако этого не указали. Мы, ориентируясь на такое воззрение, расширим зону понимания явления до информационно-психологических просторов и, для начала, рассмотрим его с позиции информационно-деятельностного подхода.

В широком понимании «информация» - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством [163], а также разъяснение, изложение, сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. В собирательном варианте «информация» - это содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояния этих объектов; любое сообщение или совокупность каких-либо данных, знаний; осведомление о положении дел; сведения о чем-либо, передаваемые с помощью специальных средств связи: знаков, кодов, символов – образов, несущих смысловую нагрузку; обозначение содержания (сигналов), полученного в процессе нашего приспособления к внешнему миру, и приспособление к нему наших чувств [29, 46, 59, 70,80, др.].

Мы под информацией понимаем как субъективное ощущение реальности посредством органов чувств живого существа, так и объективное существование сообщений, знаков, символов, фигур, сигналов, вещей, материальных объектов и других информационных единиц, независимо от воли или существования субъекта, которые всегда готовы транслировать отражение себя в сторону реципиента [24]. Одновременно с тем, это есть направленный поток сообщений в сторону реципиента с целью овладения его вниманием и подчинения себе. Можно сказать, что информация есть внимание. Она активна и находится как извне, так и внутри нас, может быть субъектной, социальной и массовой.

Информация, которая циркулирует в социальных, общественного порядка системах, в социальном управлении, рассматривается как «социальная информация». Она несет на себе глубокий след общностей, принадлежащих к той или иной цивилизации, конкретному классу, группе, коллективу, нации, расе. Считается, что социальная информация является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации, способствующим социальному управлению, высшему виду человеческой практики [29], и помогает общественному мнению увереннее двигаться к запрограммированной цели, эффективнее выполнять свою социальную роль [60].

Социальная информация, оперативно распространяемая среди широких слоев населения с помощью технических средств массовой информации (СМИ) - печати, радио, телевидения, обозначается как «массовая информация». Деятельность СМИ организуется и управляется специальными учреждениями – редакциями, «социальными институтами, которые в конечном итоге реализуют интересы той или иной социальной группы, и, прежде всего, социальные интересы правящих классов общества» [39, с.10].

По наблюдениям исследователей, средства массовой информации воспитывают, развлекают, обучают, оказывают достаточно сильное воздействие на стиль поведения и мировоззрение личности [55, 99, 134, 182, др.]. Массовая информация обладает высокой суггестивной способностью [51, 236, 247, др.] и является одним из значимых источников умственного развития человека [275, др.]. Исследования показали, что люди более доверяют информации, полученной через телевидение [30, др.].

Доктор искусствоведения Н.И. Утилова раскрывает, что телевидение, усиливая и возбуждая у зрителя чувственное восприятие увиденного, эмоционально воздействуя, в первую очередь, на подкорку, внушает зрителю, что показываемая на экране модель мира реальна, а «образцы, созданные при помощи электронной техники, обретают зримые формы и становятся идеалом для подражания» [231, c.32]. Ученый обращает внимание, что с появлением телевидения традиционные культуры стали вытесняться «культурой с элементами первобытного инстинкта», которая правящей элитой была взята на вооружение «для отвлечения зрителей от социальных и политических бунтов» и направлена на формирование «молодежной культуры», заражающей ребят своей праздничностью и яркой зрелищностью. «Опьяненная любовью, эйфорией и вседозволенностью молодежь требовала новых и более чувственных форм изложения сюжетов… Свет и ритм – вот ее новые выразительные средства эмоционального воздействия» (Там же. С.33-36).

В какой-то момент потребитель информационного продукта становится зависимым от эмоциональной насыщенности информации и ему все чаще начинает требоваться соответствующий «эмоциональный накал» позитивного или негативного окраса. При этом реципиенту становится важной не сама информация, а эмоциональный эффект [42, 58, др.], который возникает при удовлетворении эмоциональной разрядки, связанной с потреблением телевизионной продукции [134, др.]. Оперативность, «эффект присутствия» и другие черты делают ее наиболее эффективным инструментом формирования мировоззрения [55, др.] и массового сознания [278, др.]. В постсоветский период телевидение оказалось основным информационным нервом, способным интегрировать российское общество в его стремлении к фрагментарности [182].

Ряд авторов указывают на массовую информацию как возможный источник наркогенной информации [47, 67, 93, 122, др.]. Педагог Л.Х. Казаков под «наркогенной информацией» понимает описание приятного действия ПАВ, утверждение о полезности или безвредности их употребления, предложение попробовать, а также личный пример потребителя этих веществ. Усвоение такой информации происходит при некритичном усвоении наркогенной информации, формировании готовности испытать на себе действие ПАВ и осуществлении первой пробы вещества [98]. Наркогенная информация имеет информационные блоки, отражающие: сведения о видах наркогенных веществах и их физических свойствах, данные о нормах и образцах наркотической субкультуры, системе нормативных оценок наркотизма [131].

На наш взгляд, под информацией наркогенного содержания следует понимать не только привлекательное описание свойств ПАВ, но и знаки, символы, которыми они обозначаются, а также слова, имеющие прямую или косвенную связь с наркотизмом, а это связь может быть очень широка. Известно, что еще в 1962 году физиологу Г.А. Шичко удалось выработать у взрослых здоровых людей ассоциативные связи (рефлекс) 20-го порядка, который образуется тем легче, чем более возбудима нервная система и чем сильнее безусловный рефлекс [46]. Слова вызывают множество ассоциаций и связываются с самыми различными переживаниями и чувствами, отыскивая путь к сердцам многих людей. Они оказывают такое же влияние на все физиологические функции человеческого организма, как и любой безусловный раздражитель, а в ряде случаев его действие даже более сильное и специфичное [117, 158, 269,др.].

В трансляции наркогенных форм поведения обязательно присутствует или подразумевается: 1) товар или химический препарат; 2) некоторая форма поведения и деятельности, например «супергерой» - умный, сильный, любвеобильный, который из всех ситуаций всегда выходит победителем 3) вся содержательная часть (сценарий) разыгрывается вокруг препарата, например, алкоголя или наркотика. Чаще всего представление о наркотизме, у потребителя ПАВ построено на положительной эмоции, которая выступает в качестве подкрепления, необходимого условия для формирования активной формы поведения – инструментального рефлекса. Вариант изменения эмоциональной сферы реципиента для формирования готовности к восприятию информации может быть рассмотрен в виде схемы: интерес – любопытство – удивление – недоверие – сомнение. Информация, способствующая разрядке эмоционального напряжения, возникающего в процессе психологического воздействия, формирует у субъекта доверие к объекту и подготавливает его к получению подобных сообщений. Информационный продукт будет считаться усвоенным, если трансформируется в побудитель действий и поступков [19,22,24].

Ученые указывают на влияние речи при формировании «наркогенной установки», под которой понимается личностная установка на изменение внутреннего психического состояния за счет использования какого-либо химического соединения [131, 268, др.]. Возникновение установки обусловлено единством субъективного (потребность) и объективного (среда) факторов [158]. Субъективная установка относительно наркотика и его действия, характера эйфории воспитывается в социальной среде и определяется факторами культурно-социальными [189]. Существенная роль при этом принадлежит социальной и массовой установке, которая формируется через СМИ [134]. Ее можно трактовать как ценностную ориентацию, характеризующую отношение индивида к определенному типу конкретных объектов или ситуаций и снабженную алгоритмом, то есть определенным порядком действий. Установка сильнее, чем ценностная ориентация, толкает индивидуума к действию и обеспечивает предрасположенность, известный автоматизм реакции на события в окружающем мире. В условиях неопределенности и отсутствия полной информации субъект при принятии решения с неизбежностью руководствуется именно априорными установками [271, 280], в первую очередь сформированными в раннем детстве [44, 168].

Социолог Э.А. Колесникова отмечает, что случайность, которая «вдруг» превращает подростка в наркомана, обычно запрограммирована в его «образе жизни и образе мыслей». Исследователь пишет: «Даже если роковой случайности не произойдет, то все равно запрограммированность подростка на отклоняющееся поведение в той или иной форме проявится, даст о себе знать, говоря словами А. Грина, "найдет себе выражение действием". А если это "вдруг" в виде "плохой компании" или первого "случайного" приема наркотиков все-таки осуществится, то превращение подростка в наркомана - совершенно закономерный итог всего, что происходило с ним в детстве и отрочестве. Следует напомнить, что в данном случае идет речь о появлении тяги к началу употребления наркотиков на самых ранних стадиях их приема, когда еще не сформировалась психическая и физиологическая зависимость от них. Эта зависимость целиком формируется по строгим законам физиологии и психологии, что предопределяет неизбежно плачевный исход человека, приобщившегося к наркотикам. В данном случае мы говорим о фактах, условиях и причинах, действующих на более ранних стадиях. Для них характерна не психическая или физиологическая зависимость человека от наркотика, а зависимость социокультурная, причем еще не от наркотического вещества, а от болезненных агентов окружающей среды» [105, c.98].

Прочность и устойчивость наркогенных установок, сформированных в детском возрасте, затрудняют и делают практически невозможной их перестройку методами традиционной педагогики. Поэтому требуется применение суггестивных методов: внушения, самовнушения, аутотренинга, непосредственно адресованных в неосознаваемую сферу и способных более эффективно блокировать, нейтрализовать действия прежних установок асоциально направленного поведения и формировать новые [32].

Данные замечания утверждают в мысли, что альтернативой наркотизму могут выступать трезвенные установки, которые следует укреплять в сознании человека, начиная с детского возраста, формируя ценностное отношение к трезвому образу жизни, развивая навыки разумного поведения [4]. Всё это может осуществляться как в учебном заведении, где ребенок проводит большую часть своего времени, так и дома. Взаимодействие школы и семьи, содружество учителя и родителя – необходимый симбиоз для воспитания личности, способной к успешной социализации. В идеальном варианте и учитель, и родитель должны обладать трезвенным мировоззрением. Однако и в этом случае нельзя игнорировать роль и влияние социума, информации на ребенка.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты