КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наркогенно-медийное пространство
Общественность обеспокоена сменой ценностных ориентиров молодежи, усматривая в деятельности СМИ культурную диверсию, направленную на виктимизацию сознания россиян, что содействует восприятию, формированию и устойчивости в массах противоправного сознания, усиливает процессы общественной деградации, ведет к увеличению масштабов противоправного поведения и преступности в целом [51, 184, 249, др.]. В обществе формируется уголовная ментальность и тип личности, обладающий такими качествами, как терпимость по отношению к агрессивным и противоправным формам поведения, жестокость в направлении объекта конкуренции, леность, эгоистичность, жажда легкой наживы, стремление к получению телесных удовольствий, в том числе через употребление ПАВ. На Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, бизнес, общество – против наркотиков», прошедшей в Москве 24-25 ноября 2005 г., было озвучено исследование К.Ю. Сандаловой, представившей анализ печатной продукции за 2003-2005 гг., предназначенной для детской и молодежной аудитории. Было указано, что во многих изданиях, в частности таких как «Молоток», «Хулиган», «Факел», «COOL» и др., культивируются девиантные, аддиктивные формы поведения, дается описание эйфорических последствий употребления психоактивных веществ, в первую очередь наркотиков, пропагандируется групповой секс и содомия. И напротив, дискредитируются и опошляются добропорядочность, скромность, нравственность, уничижается добродетель, осмеивается старость. Исследования, проведенные под руководством доктора социологических наук В.С. Собкина, показывают влияние среды на социализацию подростков, отражают какие виды насилия, в каком количестве и сочетании обрушиваются на них с телевизионных экранов [214, 215]. Анализируя информационное воздействие, ученые отмечают, что случаи жестокости в молодежной среде содержательно коррелирует с характером трансляции сцен насилия и уровнем агрессии на телеэкране. Исследователь N. Malamuth, изучая влияния СМИ на распространение агрессии, пришел к выводу, что «взрыв насилия» в СМИ стимулирует появление нездоровых фантазий у ранее совершенно здоровых людей, а повторяющаяся стимуляция такого рода провоцирует их к противоправному поведению [286]. Доктор психологических наук К.Н. Поливанова обратила внимание, что через СМИ на общество транслируются типы поведения, через которые зритель-ребенок открывает для себя новые содержания и культурные формы аддиктивного поведения [139]. Подросток, заражаясь рекламным или телевизионным персонажем, быстро перевоплощается и, по примеру образца, может «здесь и сейчас» начать курить или пить пиво, считая в тот момент, что не делает ничего запретного. 15 февраля 2006 года заместитель Председателя Правительства РФ - министр обороны РФ С.Б. Иванов, выступая на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках "правительственного часа" по вопросу: «О состоянии воинской дисциплины в Вооруженных Силах и мерах по ее укреплению», отметил моральную патологию российского общества, которая проявилась: в кризисе целевых нравственных установок значительной части населения, в том числе и военнослужащих; в правовом нигилизме, утвердившемся на почве значительного разрыва между идеями правового государства и реальным отношением сограждан к правопорядку; в девальвации традиционных ценностей и идеалов национальной культуры в массовом общественном сознании. В доказательство последнего тезиса министр обороны сослался на программы передач транслируемых многими телевизионными каналами: «Сплошные "зоны", "ментовские войны", "парни из стали", "криминальные России" и "чрезвычайные происшествия", разбавленные выпусками новостей, которые также неизменно изобилуют сообщениями о разрушительных катастрофах и кровавых преступлениях. Разумеется, противостоять такому негативному информационному напору крайне сложно не только молодежи, но даже взрослым людям, имеющим уже устоявшиеся жизненные принципы. Поэтому неудивительно, что криминальные сюжеты с телевизионных экранов и газетных полос зачастую перекочевывают в нашу повседневную жизнь, становясь сценариями человеческих трагедий, в том числе и в армейской среде. Вообще нужно признать, что формы неуставных взаимоотношений между военнослужащими постоянно мимикрируют. Если раньше мы имели дело в основном с фактами нанесения открытых, видимых телесных повреждений, то сейчас появляются все более изощренные…. В фильмах и телепередачах на криминальные темы часто показывают, как, например, при конвоировании заключенных охрана сажает их "на корточки". И те сидят в таком положении, окруженные автоматчиками и служебными собаками» (Стенограмма выступления). Соискатель ученой степени кандидата философских наук Б.В. Аксюшев (2002), изучая кризис традиционных форм духовной культуры в современной цивилизации, обратил внимание на то, что «экранная культура» создает особый тип реальности – виртуальную реальность, которая противостоит не только природе, но и традиционности духовной культуры. Культуролог С.А. Герасимова, в диссертационной работе «Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности» отметила, что в конце ХХ – начале XXI вв. от 15 до 30 % российской молодежи ориентировались не на интегративные ценности, а, преимущественно, на дифференцирующие, такие как «жизнь прежде всего для себя», «бери от жизни все», «будь любым и всяким» [55]. Кроме того, наличие и популярность «мифов» о наркотиках, их скрытая реклама в средствах массовой информации, отсутствие в семье установок на трезвый образ жизни – все это ведет ребенка к мотивированному стремлению попробовать наркотики [45]. По этому поводу нарколог А.Ю. Егоров (2000) констатировал, что во многом массовая культура способствует наркотизации детей и молодежи. Таким образом, вполне вероятно, что СМИ являются побуждающим фактором начала употребления ПАВ и последующего развития аддиктивных форм поведения у детей и молодежи. Изучение влияния массовой информации на население показало, зависимость уровня здоровья россиян от культурного содержания информации [72, 80, 134, др.]. Было установлено, что с конца ХХ столетия массовая информация воздействует на культуру общества с целью изменения устоявшегося общественного сознания и часто становится инструментом формирования стереотипов противоправного и наркогенного поведения. [99, 114, 119, 141, 175, 182, 184, др.]. Способность масс-медиа переориентировать большие группы населения делает людей беззащитными и, в определенной степени, зависимыми от СМИ [203, 207, 236, др.]. При условии сращивания теневого капитала и бюрократии, данный симбиоз может представлять реальную угрозу, как для государства, так и для населения страны. Вместе с тем, медиакратическая модель взаимодействия власти и средств массовой коммуникации, в условиях медиакратии, политически ориентирована стать антитезой авторитарно-тоталитарной политической системы [228]. Однако если предположить, что к власти приходят управленцы, чьи экономические интересы находятся в бизнесе, построенном на расширении реализации ПАВ, то следует ожидать изменение информационной политики в сторону легализации наркотиков. Такая опасность реальна, и, как отмечает Ю.М. Золотов (1995), в стране создаются условия для легализации запрещенных наркотиков. В частности, в сознании подростков уже активно присутствует миф о «преимуществах» наркогенного образа жизни [170, др.]. Миссионеры наркобизнеса основную ставку делают на СМИ и массовую культуру, через которые, используя имена модных в молодежных кругах наркозависимых актеров и музыкантов, тиражирование их произведений, ведут широкомасштабную пропаганду наркотизма. Особо при этом учитывается эстетический вкус потребителя информации, что позволяет вызвать именно те переживания, которые обостряют восприятие [186, др.]. Исследователи массового информационного воздействия указывают, что российские СМИ формируют «массового человека», который импульсивен, непостоянен, способен лишь к краткосрочным программам действия, предпочитает иллюзии действительности, склонен к употреблению ПАВ [90, др.]. В частности, В.И. Самохвалова отмечает: «Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами массовой информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики» [203, c.59]. Социолог Т.В. Тришина, изучая взаимодействие российских СМИ и власти в современных условиях, указала на медиакратию как новый управленческий класс, при котором пресса и телевидение служат инструментом манипуляции общественного сознания [228]. По резкому выражению обозревателей, данный тип социального управления отнесен к информационно-финансовому тоталитаризму [187], информационно-финансовой агрессии [90], психофашизму [236], экоциду [80], др. Скорее всего, могут быть подобраны и более мягкие эпитеты, и даже противоположные по смыслу выше названным. Учитывая роль СМИ в формировании социальных установок и массового мировоззрения, в распространении смыслов и идеалов, мы полагаем, что данный институт вполне мог бы участвовать в процессах формировании у россиян гуманных качеств «массового человека». В мире имеются аналоги подобного участия СМИ в воспитании населения. К примеру, в США были разработаны и внедрены в практику информационные программы, направленные на изменение аддиктивного поведения населения в сторону здорового образа жизни. Данный вид массовой профилактики показал свою высокую результативность [108]. Подобные программы вполне могли бы транслироваться через российское телевидение, не только показывая правильные формы поведения, но и задавая ценностные ориентиры гуманистического общества, развивая культурные традиции россиян.
|