Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует _____ зависимость.




а) степенная

б) логарифмическая

в) прямая пропорциональная

г) обратно пропорциональная

5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации известна как:

а) депривация

б) дереализация

в) девальвация

г) деавтоматизация

6. Адаптация может проявиться как:

а) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя

б) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя

в) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя

г) все ответы верны

7. Повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств, проявляется как:

а) адаптация

б) сенсибилизация

в) синестезия

г) модальность

8. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий внутренней среды организма, называются:

а) экстерорецепторами

б) интерорецепторами

в) проприорецепторами

г) все ответа неверны

9. Основное свойство ощущений,- это:

а) качество

б) интенсивность

в) длительность

г) все ответы верны

 

ТЕМА 3. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС: ПОРОЖДЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

Методические рекомендации по изучению материала

Рассмотрение восприятия следует начать со сравнения с процессом ощущения и выделения специфических характеристик восприятия: целостности, предметности, структурности, обобщенности (осмысленности), константности. Обязательным для понимания вопроса является рассмотрение дополнительных материалов (Ч.ОСГУД, Ф.ОЛЛПОРТ). Следует подчеркнуть место восприятия в структуре познавательной деятельности человека. Так, благодаря включению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания осуществляется осмысление и первоначальное обобщение.

При определении условий возникновения образа восприятия обратить внимание на роль активной деятельности.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер – становится наблюдением. Следует остановиться на вопросе о формировании этого важного для человека процесса.

При рассмотрении вопроса о генезисе процесса восприятия можно использовать материалы возрастной психологии.

Вопросы для изучения по теме

1.Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Ощущение в свете теории отражения.

2.Психофизиологические теории ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторный характер ощущений. Рецепторы и анализаторы.

3.Классификация ощущений.

4.Понятие о чувствительности личности. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений.

5.Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов.

6.Перцептивные действия: задачи перцептивных действий, средства осуществления перцептивных действий, перцептивные операции, ориентировочная основа перцептивных действий.

7.Психофизиология восприятия. Иллюзии восприятия.

8. Перцептивный образ и его важнейшие особенности: предметность, целостность, избирательность, осмысленность, константность. Постоянная и временная апперцепция. Восприятие и характер деятельности личности.

9. Классификация и виды восприятия.

10. Восприятие формы и законы перцептивной организации.

11. Проблемы восприятия времени и пространства.

12. Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как свойства личности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия.

13. Развитие восприятия в онтогенезе.

Литература по теме «Восприятие»

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.133-140.

2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. – М., 1975.

3. Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып.1 и 2. – М., 1966.

4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972. С.59-82.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение». –М., 1969

6. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1967.

7. Логвиненко А.Д.Психология восприятия. – М., 1987. С.16-22.

8. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. С. 65-78.

9. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976. С.186-192.

10. Грегори Р. Глаз и мозг.- М., 1970. С.101-130.

11. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2. Гл.6. С.255-264.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. С.193-205.

13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1970. С.112-124.

 

Глоссарий

Агнозия -нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

Апперцепция (лат.perceptio –восприятие) –зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от общего содержания психической деятельности человека, направленности и др. личностных способностей его психической деятельности.

Восприятие– 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующийцелостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Гештальт - (нем. Gestalt – образ, форма) –функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальтпсихологией и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи. Среди законов гештальта были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность», (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии; неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, который строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта.

Иллюзии восприятия – (лат.illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.

Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.

Замыкание– тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.

Кажущееся движение –иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект», или «фи-феномен».

Константность –относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

Относительное движение (двигательный параллакс) –видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных объектов влево, если голова движется влево (и наоборот).

Транспозиция– узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.

Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее втом, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

 

Выводы.Представление о восприятии как о создании целостного образа, обладающего осмысленностью, субъективностью, определенным уровнем схематичности, позволяет сделать важные выводы о способах формирования этой целостности (см. феномены гештальтпсихологов). Если я хочу, чтобы меня поняли, я должна так построить свое высказывание, чтобы оно было целостным, чтобы в нем присутствовали все составляющие (подумайте, в этом смысле, при каком высказывании вас не понимают). Если я составляю рекламу, я должна учитывать принцип единства фона и предмета и организовать фон таким образом, чтобы предметом выступало то, что я хочу показать. Если я веду ребенка на выставку, я должна понимать, что он увидит в картинах не обязательно то, что вижу я, а то, что определено его жизненным опытом, знаниями, интересами.

Развитие восприятия – это, прежде всего, развитие способности наблюдать и наблюдательности, как систематического и целенаправленного восприятия (обследования) предмета.

Тесты для самопроверки

1. По мнению" представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более

а) упорядоченной;

б) структурированной;

в) значимой.

г) все ответы верны.

 

2. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится

а) дополнить плохо очерченный контур;

б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;

в) сгруппировать сходные элементы.

г) Все ответы верны.

 

3. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип

а) дополнения;

б) сходства;

в) непрерывности;

г) симметрии.

 

4. Феномен перцептивной защиты

а) связан с понижением порога восприятия;

б) вызывается необычностью некоторых стимулов;

в) облегчает узнавание некоторых слов.

г) Ни один из ответов не верен.

 

5. Подпороговое восприятие

а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием;

б) представляет собой неопровержимо доказанное явление;

в) наблюдается только у здоровых испытуемых.

г) все ответы неверны.

 

Контрольные тесты по теме

1. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием,

б) апперцепцией,

в) перцепцией,

г) наблюдательностью.

2. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

а) когнитивной психологии

б) отечественной психологии

в) гештальт психологии

г) психологии сознания

 

3. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

в) отсутствии воспринимаемого предмета

г) все ответы неверны

4. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

а) апперцепция

б) иллюзии

в) наблюдательность

г) осязание

5. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

а) бессознательного

б) сознательного

в) надсознательного

г) все ответы верны

6. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

а) иллюзиями восприятия

б) галлюцинациями

в) фантазиями

г) грезами

7. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется:

а) константностью

б) осмысленностью

в) избирательностью

г) целостностью


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты