КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Об управлении умомУправление - это действия, целью которых является получение желательного или устранение нежелательного для управителя поведения. Наш ум совершает действия для управления телом. Однако сам ум нуждается в управлении. Саногенное мышление обеспечивает более совершенное управлением нашим умом. Кто же является управителем ума? Говорят, мозг. Это самое распространенное заблуждение, укоренившееся с распространением науки. Развитие самой науки и технологии опровергает это суждение. Ведь никому в голову не приходит считать, что компьютер управляет своими программами. Для этого существуют управляющие программы, которые встроены или вводятся в компьютер. А мозг состоит из нейронов, каждый из которых выполняет простую функцию проведения сигнала. Итак, если не мозг, то кто же управитель ума? Существовало представление о гомункуле, который сидит в центре человека как в телефонной станции и управляет сигналами. Но эта аналогия ложна. Переговорами в телефонной станции управляет абонент, именно тот, кто набирает номер, а не работник телефонной станции. Чтобы увидеть, кто управляет умом надо посмотреть, как осуществляется управляемое умом поведение. Когда не хватает в организме воды, пробуждается жажда. Она обращает ум вовне и активизирует поиск, совершающийся в поведении ориентировки и завершающийся определением ситуации. После определения ситуации происходит определение цели, выбор плана, направленного на достижения пели. Выбор плана следует понимать как операцию создания и присвоения программы поведения той инстанции ума, функция которой состоит в выполнении определенного класса действий. С этого момента активная программа берет на себя управление поведением, подчиняя себе и мышление, и чувства, и сознание человека. Сознание суживается, концентрируясь на цели этой программы, и дальнейшее развертывание поведения происходит само собою. По ходу исполнения программа корректируется в связи с изменяющимися обстоятельствами и поведение прекращается с достижением цели. Управление всеми описанными операциями совершает ум. Итак, кто же управитель ума? Продолжим рассуждение дальше. Если все идет сладко, по привычке, то исполнение осуществляется автоматиче-скими, привычными актами управления. Важно знать, что с момента совершения акта присваивания программы, мышление выключается. Когда же возникают препятствия, то активизируется сознательное мышление, которое должно принять участие в выработке нужного решения, отклоняющегося от привычного поведения ума. функцией сознания как раз и является представить все возможные варианты поведения, оценить, увидеть последствия каждого варианта и выбрать нужный. На обыденном языке это именуется глазомером. Итак, где же здесь скрывается управитель? В данном примере главным управителем выступает жажда. Посмотрим как она действует в социальном плане бытия человека. Представим, что ситуация такова, что воды нигде нет и лишь у субъекта с опухшим лицом, стоящего рядом, в руках бутылка с соком. Человек отдает ему бутылку водки в обмен на воду и утоляет жажду. Итак, в последыши момент к управлению поведением жаждой подключается личность, функцией которой является корректировка поведения с учетом социальных отношений. Вместо того, чтобы отбирать воду у другого, человек совершил акт обмена, а не грабежа. Легче было бы отобрать эту воду, но требования .личности не позволяют. Итак, кто же управитель? Ответ один. Потребность, а не мозг и тем более не личность. Личность, мозг только обслуживают программу, запущенную потребностью. Потребность взяла управления на себя и реализовала программу удовлетворения жажды, привлекая для этого высшие психические функции человека, его сознание и самосознание, личность. Точно также может взять на себя управление и эмоция, у которой тоже есть свои специфические программы. Начатую программу остановить труднее, чем выполнить ее до конца или начать другую программу, не закончив этой. Поэтому-то Отелло, герой трагедии Шекспира, не может остановиться, пока не доводит до конца свою программу ревности, которая взяла управление на себя. Только увидев задушенную жену, его сознание начинает объективную ориентировку в ситуации, так как управление берет на себя его самосознание, обеспечивающее управление в более широком контексте обстоятельств. А до этого сознание его занималось только тем, что обслуживало программу ревности и работало над тем как бы эффективнее задушить неверную жену. Во время ревности его сознание было занято, по меньшей мере, двумя вещами. С одной стороны оно использовало высшие психические функции и оправдывало всеми способами психической защиты свое деструктивное поведение, считая свое поведение, естественным поведением мужчины в такой ситуации. Сознание оценивало жену как существо аморальное и гнусное, заслуживающее смерти. С другой стороны его сознание занималось активным подавлением обычных для нормального человека импульсов жалости, сочувствия, стремления оказать помощь человеку, попавшему в беду и других чувств, которые, конечно, вне ситуации ревности были свойственны и Отелло. Шекспировский герой мыслил патогенно. Описываемые нами автоматизмы ума, он не осознавал. Точно также не осознают их зрители в театре, с захватывающим интересом следящие за ходом событий на сцене. Однако им кажется, что в подобных ситуациях они поступали бы со своими женами иначе. Осознание работы ума является мудростью, которая возможна только вследствие специального изучения саногенного мышления. Мудрость, как известно, состоит в осознании причин как собственного поведения, так и поведения других. Однако мудрость дает только общие ориентиры поведению. Для изживания ревности требуется еще и приобретение навыков управления работой ума. Эти навыки могут образоваться вследствие умения саногенного размысливания эмоции обиды, стыда, оскорбления, ущемленного достоинства, чувства потери любви, гнева, составляющих ревность. А главное в саногенной работе ума - умение совершать интроспекцию эмоции.
|