КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение интроспекцииАвтоматизм умственных привычек продолжается до тех пор, пока они не становятся предметом сознания. Для облегчения анализа разберем акт интроспекции простейшей умственной операции счета. Я знаю, что дважды три - шесть без всяких размышлений. То, что именуется "знаю" на самом деле - автоматизм памяти. Сегодня на вопрос "Сколько будет дважды три", я просто отвечу "шесть". Я забыл, в результате каких действий получен ответ. Обратимся к прошлому. В школе я пользовался для счета пальцами или палочками: "Я сосчитаю два раза по три. Полученный результат разложу и если буду считать по одному, то сосчитаю до шести. Значит дважды три будет шесть". Посмотрим какую роль играют числа в осознании счета. Числа 2, 3, 6 оказывается наименованиями результатов разных программ счета. Число два говорит о том, что я дважды повторил акты счета, число 3 - трижды и так далее. Счет порождает число. В числах нет ничего кроме обозначений программ счета. Это в корне уничтожает- всякую мистику чисел, излюбленное занятие современных пифагорейцев. Склонность думать о двоице, троице или шестерке как о чем-то большем, чем простые программы счета, отличающихся числом циклов счета появляется от незнания того, в результате каких умственных операций эти числа появились. Аналогична саногенная интроспекция эмоций. Только в этом случае объектом сознательного внимания будут не счет, а иные умственные операции, порождающие определенную эмоцию. Усвоение саногенного мышления состоит именно в усвоение интроспекция эмоции. Если обида состоит в приписывании другому человеку неадекватной программы поведения, то – мы устраняем обиду, как только поймем неуместность или не реалистичность моих ожиданий, а также и то, почему поведение другою отклоняется от них. Я могу страдать оттого, что не принимаю себя таким, каков я есть на самом деле. Я могу, например, избавиться от стресса признав, что я ошибаюсь, принимая себя хорошим родителем. Я, оказывается, не всегда хороший родитель. Бывают обстоятельства, когда я плох. Если я это признаю это мне легче будет справиться со стыдом. Саногенное осмысление своего поведения позволяет изжить автоматизмы черт личности. Мне легче сдержать свою справедливую агрессию, если смогу на секунду подумать: "Ребенок совершил проступок, он и так наказан чувством вины, и мне незачем применять двойное наказание за один проступок! Ведь этого не допускает ни один уголовный кодекс мира!" Однако для такого хода мысли мне нужно мыслить саногенно.
|