КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отделение эмоции от ЯЧтобы мыслить эмоцию, а не просто ее переживать, нужно уметь совершать две операции: отделить эмоцию от своего Я и сделать ее объектом восприятия. Я-включение - это на жаргоне психологов отождествление себя с тем, что происходит. Если я отождествляю себя с некоторым ходом мысли, чувством, то эти мысли и чувства при этом заряжаются энергией и программируют мое поведение. Если же я отделяю от себя чувство или мысль, то это похоже на то, что я передал управление по выполнению программы чувства или мысли другому. Получается, что чувствуя- и мыслит другой, а не я. Если это получилось хорошо, чувства и мысли, перестав быть моими, теряют свою энергию. Это нетрудно проверить. Стоит вам начать говорить о себе в третьем лице, как ваше эмоциональное состояние меняется. Передав мысли и чувства другому, я одновременно передаю ему и энергетические ресурсы для них. Сказанное делает- понятным следующее. Когда я делаю объектом интроспекции свою эмоцию, происходит отделение этой эмоции от моего "Я". Интроспекция отнимает энергию от эмоции, ослабляет ее и делает возможным объективное размышление над нею. Одним из главных навыков саногенного мышления является умение отделять мысли и чувства от себя. Это именуется объективацией. Те умственные упражнения, которые разработаны нами, делают возможным эффективное обучение интроспекции. Отделить мысль от себя - значит сделать ее объектом восприятия. Мы можем воспринимать предметы только потому, что заранее имеем образцы этих предметов. Когда я ищу иголку в стоге сена, я ее найду, так как видел и знаю, что ищу. Но чтобы созерцать свою эмоцию, я должен иметь образцы тех умственных операций, которые порождают эмоцию. Таких образцов в обыденном сознании нет. Большинство психологов не могут ответить па вопрос: "Каковы образцы кодов эмоций, например, обиды или зависти?" Люди не знают их и поэтому не в состоянии мыслить свои эмоции, а могут только переживать их, то есть находятся в их власти. Объективация эмоции предполагает предварительное приобретение представления о том, как эмоция устроена, то сеть какие умственные операции ее порождают. Следовательно, для того, чтобы мы могли наблюдать эмоции, то есть прослеживать программы умственных действий, которые порождаю т эмоцию, мы должны знать "устройство" этих эмоций. Мы можем получить знание об этом из современной научной психологии, которая исследовала все основные умственные акты точными методами. Этих методов не было во времена Фрейда, Юнга и тем более во времена святых отцов христианства, которые след за Нилом Сорским разрабатывали "умное делание", нужное для овладения стихиями чувства. Знание любого поведения предполагает знание программ, образующих это поведение. Человек, знающий как устроены умственные программы, приобретает небывалую способность к интроспекции собственных эмоций. Именно изучение этих программ и составляет суть обучения саногенному мышлению.
|