КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стереотипы культурыПрограммы готовых образцов поведения и мышления существуют не только в виде привычек данного человека, но и в виде культурных стереотипов, хранящихся в коллективной "мудрости" народа. Программа -это определенный код поведения. Он может храниться в слове, или в наборе слов. Коды, упакованные в идеях вроде "Плохому должно быть плохо, а хорошему - хороню", "Наказание должно быть соразмерно проступку", "Хорошие дети должны быть послушны", "Непослушание должно быть наказано", Хороший родитель должен заниматься воспитанием детей", "Человек создан для счастья" и другие хранятся в общественном сознании, ожидая своего момента. Проникая в сознание человека, эти идеи немедленно распаковываются и реализуются в соответствующих ожиданиях. Если оказывается, что поведение другого человека не соответствуют им, то субъект идеи немедленно получает эмоцию в виде вины или стыда, чаще всего эмоцию гнева. Культурные стереотипы являются величайшими достижениями духовной эволюции человека. Они вполне нормальны и в них самих по себе пет ничего патогенного. Воспитание как раз состоит в том, чтобы люди разделяли эти стереотипы, и следовали им. Без этого общество существовать не может. Но человек живет не для общества, а для себя. В патогенном мышлении общественное и индивидуальное не сбалансированы. Это создает стресс. Возьмем императив справедливости. Мы должны быть справедливыми. Справедливость как раз состоит в том, что мы разделяем и следуем стереотипам: "Дал слово держи", "Наказание должно быть соразмерно проступку" и, наконец, "Хорошему человеку должно быть хорошо, а плохому - плохо". Если человек разделяет эти формализованные требования культуры, имеет убеждения, то в определенных ситуациях они автоматически программируют его мышление и поведение. Это хорошо, ибо позволяет другим предвидеть, как он будет вести себя в типичных ситуациях. А с другой стороны - плохо, так как автоматическое следование этим правилам часто порождает стресс. Например: виновный должен быть наказан. Но оказывается, что я виновного люблю. Как быть? Действовать по любви или в соответствии с культурным требованием? Рассмотрим детальней такой ход мысли "Я .люблю своего ребенка. Он совершил плохой поступок. Любой проступок должен быть наказан, иначе произойдут два ущерба: нарушится закон справедливости и ребенок. испортится, будет склонен к неподобающему поведению. Нельзя потворствовать порокам". "Я – хороший родитель и должен выполнять свой долг". Итак, вы - хороший родитель; вы наказали виновного, и справедливость восторжествовала. Но вы причинили страдание ребенку, которого любите. Вы оказываетесь сами наказанными страданием любимого человека! П отлучается так, что ваше патогенное мышление, хотите или не хотите, в данной ситуации автоматически порождает чувство вины. Следовательно, вы действуете как автомат, побуждаемый и бичуемый эмоциями, хотя считаете себя свободным. Только саногенное мышление позволяет без ущерба обществу разорвать железную цепь стереотипного мышления.
|