КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические особенности суфизма. Психотехники суфизма.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Суфизм по преимуществу связан с идеей любви к Богу, любовная одержимость Богом ведет к познанию, гносису, который и остается целью суфия. Суфизм подчеркивает надличностный и апофатический характер Бога, единственной реальности. В суфизме Бог—всегда Возлюбленная, всегда Женственность, что находит свое выражение в образах суфийской поэзии. Эта особенность суфизма, как нам думается, обусловлена чисто лингвистическими причинами. Бог есть Дух, а Дух по-арабски (рух)— слово женского рода. Среди психотехник особенно следует отметить две: зикр и сама. Зикр (памятование; ср. практику памятования в буддизме и трезвение в исихазме) —первоначально предполагал постоянное повторение имен Бога, способствующее приближению к Богу и погружению в него. В суфийских орденах с XII– XIV вв. зикр превращается в сложный обряд, причем каждый орден имеет свой особый чин зикра. Для участия в зикре суфий должен был овладеть специфическими ритмизованными движениями, регламентированной в ордене позой, умением контролировать дыхание с целью достижения сосредоточения сознания и соотносить движения тела с мысленным или речевым повторением формулы зикра (аналог мантр индийских традиций), при этом надо было при задержке дыхания усилием воли как бы направлять формулу в определенные участки тела. Зикр мог отправляться или громким, или тихим голосом, а также мысленно. Зикр обычно приводил суфиев к переживанию различных трансперсональных состояний, которые могли в некоторых орденах стимулироваться кофе, алкоголем (обычно запрещенным в исламе) и наркотиками. Для повторения имен Бога, включенных в формулу зикра, и выдерживания правильного числа повторений суфии использовали четки. Чтобы достичь максимального психотехнического эффекта при длительном повторении имен Бога и для максимального сосредоточения на них, использовались такие приемы, как различные модуляции голоса, музыка, танец, смена ритма и частоты дыхания и определенные положения тела. Другой формой коллективной психотехники были радения (сама), «блаженные слушания», молитвенные собрания, предполагавшие распевание мистических стихов. На «сама» часто допускались и миряне (а певцы и музыканты обычно были мирянами), и даже иноверцы. 40. Психологические аспекты «Философии культа» о. Павла Флоренского. Для Флоренского культ является своеобразным синтезом производства вещей и производства смыслов,—двух составляющих творческого начала человека. Культ, как некое действие, порождающее смысл, несомненно, является первичным в отношении вероучения и теологии. По мнению о. Павла греческая (и всякая иная) мифология рождается постфактум как попытка описания-осмысления производимых действий. Культовое действие, таким образом, является первичным не только по своему значению, но также и по происхождению. Такое осмысление культа позволяет Флоренскому по-иному оценить соотношения опыта сакрального и опыта повседневной жизни. Такое осмысление, похоже, восходит к творчеству Шеллинга и Соловьева, актуализировавшемуся в русском символизме началаXXстолетия. Согласно Флоренскому, культобладает уникальной способностьюв сакрализации обыденного пространства. Любое пространство, используемое для отправления культа, становится священным, выделенным из среды всякого иного, обычного пространства. И Флоренского весьма занимает эта способность культа раскрывать сакральную сущность, эйдос всякой вещи и пространства в целом. Предметы культа, как и культовое пространство, являются соединением временного и вечного, орудия и смысла, ценности и данности — в этой антиномичности и заключается существенное свойство культового пространства и предметов культа. Вне культа деятельность человека становится фрагментарной, лишается своей целостности и как следствие перестает быть собственно человеческой. Можно сказать, что культ является идеальной моделью (идеалом) всякого действия («деятельность литургическая центральна, как средоточное зерно деятельности целокупной»), подобно тому, как икона является идеальным образом (пространства) действительности.
|