КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доолдувайская и олдувайская культураНаиболее ранние находки орудий относятся к Африке и Центральной Азии. Их возраст 2.7-1.8 млн. лет. Это стоянка Вест-Гона (Афар, Эфиопия), долина реки Омо (Эфиопия) и побережье озера Туркана (Кения) и Цзя Линьпо и Юаньмоу — в Китае. Это гальки с односторонними следами сколов (чопперы), со следами двусторонней обработки (бифасы) и от-щепы. В речных песках находили также полиэдры, дискоиды, скребла. Эти находки относят к доолдувайской культуре, носитель ее не определен. Не исключено, что орудия изготавливали австралопитековые. Орудия очень грубы и едва отличимы от природных каменных обломков. Ранние гоми-ниды еще не накопили опыта в их изготовлении, кроме того, рука не имела должной сноровки. Кисть Люси (афарского австралопитека) еще не потеряла жесткости, присущей древесным обезьянам, которые используют передние конечности для опоры при ходьбе. У Люси прямохожде-ние вполне сформировано, а черты жесткости кисти носят характер рудимента. Олдувайская культура возрастом 1.89-1.00 млн. лет описана для Ол-дувайского ущелья. Древнейший слой ее 1.89-1.80 млн. лет включает чопперы, скребла на отщепах, ядрища в форме дискоидов, сфероидов, полиэдров. В этом же слое найдены остатки жилища в виде круга из базальтовых обломков (диаметр жилища — 4 м) и следы ветрового навеса, в виде четкого скопления артефактов. Слой возрастом 1.5-1 млн. лет содержит стоянки развитого олдувая — с меньшей долей чопперов и увеличением количества дискоидов и скребел на отщепах и отдельные кливеры (ручные топоры с горизонтальным лезвием). Это восточноафриканские стоянки Мелка Контуре, Гадеп и другие. Стоянка Чесованья (1.4 млн. лет, Восточная Африка) содержит наряду с артефактами следы огня — самые ранние из известных. Культура развитого олдувая характерна также для севера Африки и для юга континента. Носителем олдувайской культуры считается человек умелый Homo habilis, но весьма вероятна причастность к ней архантропа, существовавшего одновременно на той же территории. Функции необходимых орудий, по-видимому, были ограничены: чопперы и чоппинги могли служить для убивания добычи, отщепы и скребла — для отрезания мяса, выкапывания съедобных корней. Количество ударов по ядрищу невелико, так как целью было только получение режущего края. Ранние гоминиды не могли быть особенно удачливыми охотниками, они не имели для этого ни достаточной быстроты и силы, ни эффективных орудий. Вероятно, они доедали мясо после хищников (известно, что львы оставляют до центнера мяса от своей добычи). Об этом говорит и характер большинства стоянок: это обычно скелеты крупных животных с разбросанными вокруг орудиями и поперечными царапинами на костях в местах прикрепления к ним сухожилий. В отношении олдувайской культуры существует мнение (А.М.Лобок, 1997), что галечные чопперы и чоппинги — это по существу не орудия, а псевдоорудия, выполняющие функцию скорее "меток", объективированных знаков памяти, "мифосемантических знаков", оставляемых гомини-Дами подобно тому, как другие животные оставляют запаховые и другие Метки на территории обитания. Эта точка зрения аргументируется следующими соображениями: 1. Мозг хабилиса еще слишком неразвит, чтобы предположить выбор камня с определенной целью и способность к волевому усилию для достижения этой цели. 2. Галечные орудия крайне неудобны, значительно уступают в функциональности природным каменным обломкам и обломкам костей, которые всегда встречаются здесь же в изобилии. 3. Их количество в местах скоплений избыточно (до 1000 на одной стоянке). 4. Эти артефакты демонстрируют огромное синхроническое разнообразие (отсутствие устойчивой формы, поэтому типизация их невозможна) и диахроническое однообразие (отсутствие эволюционной динамики в течение почти двух миллионов лет). 5. Среди оббитых галек преобладают кварцитовые, желто-белые, изредка другого цвета, выделяются две половины — с гладкой поверхностью и оббитая — это обстоятельство можно рассматривать как самое раннее проявление проэстетизма, предпочтение менее функциональных, но более красивых камней. Но независимо от того, создана ли олдувайская культура полноценной орудийной деятельностью или в значительной степени является результатом стихийного нецелевого манипулирования предметами, она послужила предпосылкой становления следующей эпохи развития материальной культуры — ашеля.
|