Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ашельская культура




Параллельно с развитым олдуваем в Восточной и Южной Африке на­чала развиваться ашельская техника (с возраста 1.6-1.3 млн. лет) и в тече­ние сотен тысячелетий эти техники сосуществовали здесь. Определяющим орудием культуры ашель является ручное рубило — орудие универсаль­ное по назначению, треугольной или овальной формы, симметричное и в плане, и в профиль с заостренным нижним и притупленным верхним кон­цом, весом от 0,5 до 1 кг. В ашеле еще нет составных орудий, все орудия держатся непосредственно рукой. Ашельская эпоха наиболее продолжи­тельная в палеолите, стратифицируется как по времени (нижний, средний и верхний ашель), так и по региональным типам индустрии, при этом отмечается сосуществование и переплетение разных индустриальных тра­диций.

Древнейшие галечные варианты нижнего ашеля развивают традиции олдувайской индустрии. Кроме Африки они известны из Центральной Азии (Чжоукоутянь, Лантянь, Ченьцзяо и др., Китай, возраст 1 млн. — 500 ты­сяч лет), Индии (выделены два варианта ашеля — Мадрасский, содержа­щий наряду с чопперами и чоппингами рубила, массивные отщепы, колу­ны и кубовидные ядрища; Соанский, характерный для Потварского лессо­вого плато, возраст, 700-400 тыс. лет), а также Вьетнама, Таиланда, о. Ява, Филиппин.

На Ближнем Востоке эта техника представлена в Убейдии (Палести­на), возраст 680-640 тыс. лет и местонахождениях Шарая и Растан. Харак­тер индустрии средний между олдувайским и ашельским, она представле­на сфероидами, полиэдрами, мелкими отщепами, имеет общие черты с африканским типом индустрии. В Средней Азии галечная разновидность ашеля известна из Южного Казахстана со стоянки Кульдара (возраст — 800 тыс. лет).

Находки галечных орудий Сибири датируются в основном миндель-риссом. Это стоянки Верхнего Енисея (берега Красноярского водохрани­лища, Куртакский комплекс: расколотые гальки, чопперы, отщепы), Куз­нецкой котловины, Нижнего и Среднего Приангарья (гора Игетей в доли­не реки Осы), верхней Лены. Одна из наиболее проблемных стоянок домустьерского времени в Сибири — это местонахождение Диринг на бере­гу реки Лены выше Якутска, раскапывавшееся Ю.А.Мочановым. Характер­на особая техника дробления валуна. Нуклеусы отсутствуют. Половина ору­дий представлена галечными формами: чопперами и чоппингами, имеются также скребла, острия, ножи, резцы, долотовидные и другие формы.


В Европе самая древняя культура чопперов, близкая к олдувайской, возрастом 0.9 млн. лет известна из грота Валлоне (Приморские Альпы). Кроме того ранний ашель представлен стоянкой Вертешселлеш (Венгрия): чопперы, чоппинги, скребла, зубчатые орудия, изготовленные из очень мелких галек. Возраст этой стоянки — миндель. Второе местонахождение (миндель-рисского времени) — Бильцингслебен (Германия) содержит чоп­перы, скребла, проколки, зубчатые и бифасиальные орудия, кроме того, изделия из кости, рога и дерева. Памятник Королеве в Закарпатье, куль­турные слои которого охватывают диапазон от гюнца до рисса, наряду с другими типами орудий содержат и характерные галечные чопперы и дис-ковидные ядрища. Древнейшие в Европе ашельские памятники возраста 700-650 тыс. лет, связанные с гравиями высоких террас р. Соммы (Фран­ция), дают начало другой традиции. Преобладающими здесь являются би-фасы и очень грубые толстые ручные рубила.

Начало среднего ашеля датируется рисским возрастом. Типичными для этого периода считаются французские стоянки — мастерские Коммона и Каньи. Характерные орудия: копьевидные, миндалевидные, сердцевидные рубила, скребла, скребки, ножи с обушком, проколки, изделия зубчато-выемчатых форм. Одновременно появляется леваллуазская техника. Она заключается в тщательной предварительной оббивке ядрища, которое, вследствие этого, приобретает сходство с панцирем черепахи ("черепахо-видный нуклеус"). Такая обработка камня предопределяет правильную форму отщепов, из которых делают остроконечники разных размеров, универсальные по назначению. В это время начинают складываться ти­пичные региональные разновидности ашеля, которые окончательно офор­мятся в верхнем ашеле. Это "классический" или "северный" ашель с руби­лами без чопперов и колунов африканского типа; "южный" ашель с руби­лами, кливерами и чопперами, а также комплексы с орудиями на отщепах (клектон, тейяк, премустье и др.). В среднем ашеле в западной Европе ве­дущими орудиями являются ручные рубила. Их разнообразие очень вели­ко, параллельно существуют разные традиции их изготовления. В восточ­ной части ареала максимум их распространения сдвинут на финальный ашель. Разновидность ашеля — клектон — описана для памятников Анг­лии, она характеризуется рубящими орудиями из желваков кремня, разно­образными скреблами, усеченными ретушью, отщепами и множеством зубчатых и характерных выемчатых орудий. Ретушью называют вторич­ную обработку орудия. Чаще всего это заострение режущего края легки­ми ударами. Ретушированные орудия типичны для мустье, но встречают­ся и в ашеле. Культура тейяк распространена во Франции (Ла Микок, Кон-дель-Араго), не имеет леваллуазских форм, характеризуется появлением мустьерских черт. Встречаются чопперы, скребла, зубчатые орудия, зуб­чатые острия. Традиция индустрии микок характеризуется удлиненными копьевидными рубилами, часто с шаровидной пяткой и вогнутыми края­ми, а также листовидными двусторонне обработанными наконечниками.

Верхняя граница ашеля несколько размыта, финальный ашель сосу­ществует со следующей культурной стадией — мустье. По классической французской схеме мустье начинается с вюрма, но аналогичные комплек­сы встречаются и в рисс-вюрме и даже в рисское время. С другой стороны, ашельские черты долго сохраняются в культуре мустье.


6.4 Культурамустье'

Переход к мустье датируется последним этапом рисского оледенения (микок). Индустрии этого периода: микок, премустье и собственно мус­тье. Характерные памятники это Торральба и Амброна (Испания) — раз­делочные площадки туш слонов, свайные поселения, дома с очагами, со­оруженными на каменной вымостке (Вертеселлеш), а также грот Ригаб, Пеш-дель-Азе (Франция) и большое количество археологических памят­ников с Северного Кавказа, Нижнего Дона, Русской равнины.

Люди ашельской культуры — это архантроп и архаичный человек ра­зумный. Появление палеантропа в Европе связано с первой фазой вюрмс-кого оледенения и совпадает со становлением культуры мустье. Этот пе­риод характеризуется очень суровыми условиями (среднегодовая темпе­ратура на юге Европы была порядка 8°С). С этим связано и преобладающее направление отбора — на физическую силу- и очень медленное развитие культуры. В этот период предполагаются миграции неандертальца в Ли­ван и Палестину, где он встречается с Homo sapiens из Африки (в период 80 000 лет назад). В период между 41 и 38 тысячелетием Африканский Homo sapiens мигрировал в Европу и дошел до верховьев Дуная. Этот период называют "палеолитической революцией". По-видимому контакт двух культур, почти равноценных по продвинутости, послужил стимулом для появления культурных нововведений (в частности употребления символов и начала развития искусства).

Техника мустье, сменившая ашельскую, содержит орудия и двусторон­ней и односторонней оббивки, большая часть изделий из сравнительно толстых отщепов. Ядрища дисковидные (реже пирамидальные). Основные орудия — скребла и остроконечники. Типичное скребло имеет выпуклое лезвие, гладкую нижнюю сторону, ретушь по всему режущему краю, скреб­ла используются для выскабливания шкур и обработки дерева. Возможно, в мустье появляются составные орудия, и остроконечники служат наконечни­ками копий. На стоянке Леринген (Нижняя Саксония) найдена рогатина или копье размером 2.44 м из ствола тисса, заостренного и обожженного. Копье застряло между ребер слона. Костяные орудия встречаются достаточно ши­роко (на стоянках Ла-Кина, Драхенлох, Петерсхелле и других).

Франсуа Борд выделяет в эпохе мустье четыре комплекса, которые, несмотря на то, что описаны для Франции, могут служить опорными для выделения региональных культур. Европейские варианты мустье сле­дующие:

1. Типичное мустье содержит от 25 до 55 % скребел, много остроко­нечников, небольшое количество зубчато-выемчатых орудий и единичные рубила и ножи с обушком. Иногда используется леваллуазская техника.

2. Мустье с ашельской традицией делится на две эволюционные фазы: фаза "А" характеризуется большим количеством рубил (от 8 до 40%, в сред­нем 10-15%), треугольной, сердцевидной, копьевидной формы, большое количество орудий на отщепах, полученных при оббивке бифасов (20-40%), кроме того, остроконечники, иногда с утонченными концами, выемчатые и зубчатые орудия верхнепалеолитического типа (резцы, скребки, прокол­ки, усеченные пластины, ножи с обушком). В фазе "В" количество рубил сокращается до 2-8%, они становятся мельче, количество скребел сокра-


щается до 4-10%, увеличивается количество зубчатых изделий верхнепале­олитического типа и ножей с обушком.

3. Зубчатое мустье представлено на 35-55% зубчато-выемчатыми ору­диями и на 5-25% скреблами. Нет остроконечников, типичных рубил и ножей с обушком.

4. Шариатское мустье делится на две фации: кина и ферраси. Мустье типа кина характеризуется большим количеством скребел (50-80%), среди которых специфичны выпуклые на очень толстых заготовках со ступенча­той ретушью, поперечные бифасиальные скребла и скребки, много выем­чатых изделий, часто клектонского типа, зазубренных орудий мало, бифа­сов и ножей с обушком практически нет, техника леваллуа не использова­лась. Фация ферраси сходна с фацией кина, но использовалась техника леваллуа, что позволяло получать более тонкие заготовки, заметно мень­ше поперечных скребел и скребел высокой формы.

В целом для эпохи мустье характерно большое разнообразие, "свобода форм" орудий, свидетельствующее об активном инновационном поиске, который A.M.Лобок (1997) называет "вариативным экспериментированием с базовыми культурными схемами". В некоторых случаях региональные ком­плексы встречаются на ограниченной территории, не смешиваясь. Это сви­детельствует об изолированном существовании отдельных общин мустьер-цев (например, Ф.Борд указывает пять локальных культур мустье для одной местности Дордонь-Вьенк: мустье с ашельской традицией, типичное мустье, зубчатое мустье, мустье типа Ла Кина и типа Ла Ферраси).

В Южной и Центральной России мустьерские памятники концентри­руются в Причерноморье, Прикубанье, Нижнем Поволжье, в бассейне Дона, Десны, встречаются в центральной части Русской равнины, на севе­ро-востоке России, на Урале, в Сибири, несколько памятников на Алтае. Культура их сходна с ближневосточной (стоянкой Ябруд), а облик обита­телей близок европейским и переднеазиатским неандертальцам. Есть от­дельные памятники в Кузнецкой котловине, в Кузнецком Алатау, на Ени­сее. Для стоянки Игетейский Лог на Ангаре принадлежность к мустьерс-кой культуре предполагается, но не доказана.

Мустьерские находки известны из Передней и Средней Азии, Казах­стана, Монголии. Но в Южной, Юго-Восточной и на большей части Цен­тральной Азии не было заметной смены культурного комплекса в среднем палеолите и в региональных культурах этих территорий мустье представ­лено только находками единичных орудий (обычно зубчатого типа).

Судя по характеру наиболее массовых орудий и костным остаткам ашельской и мустьерской культуры, основной деятельностью человека среднего палеолита была охота на крупных животных и обработка шкур. Орудия охоты — наконечники копий, по-видимому, использовались и для войн. Некоторые исследователи (Я.Таттерзаль) указывают на увеличение количества наконечников почти вдвое в период контакта европейских не­андертальцев с пришельцами из Африки (между 41 и 38 тысячелетием). Доля скоблящих орудий для обработки шкур остается стабильно высокой на большей части памятников. Шкуры использовали не только для одеж­ды, но и для перекрывания жилищ. На работу со шкурами указывает и часто встречающийся характерный полукруглый износ передних зубов (при обработке шкуру держали зубами).


Человек мустье для жилья использовал и пещеры, и стоянки под от­крытым небом. В пещерных жилищах встречаются искусственно возведен­ные каменные стенки, обложенные камнями очаги и ямы для хранения еды или инвентаря. Наземные жилища имели круглую, овальную или удлинен­ную форму. В качестве строительного материала часто использовали кос­ти крупных животных (в приледниковой зоне, где не было деревьев).

Мустьерцы хоронят мертвых обычно в искусственных ямах, перекры­тых камнями, плоскими костями или насыпью. Захоронения бывают оди­ночными, парными, групповыми, сопровождаются инвентарем, костями (по-видимому, вместе с мертвым кладут его долю еды). Положение трупа либо скорченное (что указывает на обычай связывать мертвых и, вероят­но, страх перед ними), либо выпрямленное; обычны следы ритуальных действий: использование охры или красной краски, ритуальное людоед­ство, символические действия с частями трупа и частями животных (ис­пользование при захоронении рогов козла (погребение Тешик-Таш), чере­пов медведя (Регурду) и т. п.).

Части животных (слонов, медведей) использовались также в качестве "звериных реликвий" в формировании особых культов. Этим культам, так же, как захоронениям и зачаткам изобразительной деятельности придает­ся особое значение, как серьезному шагу на пути развития интеллекта. Культура мустье располагала основными предпосылками для интеллекту­ального скачка: было выработано понятие о форме и симметрии (более 200 видов орудий), оседлый образ жизни давал резерв свободного време­ни, охота вырабатывала необходимые качества: быстрота и согласован­ность действий, наблюдательность, эмоциональность, хорошая ориенти­ровка в обстановке. Но главное, что произошло в этот период, — переход от сугубо утилитарной деятельности, связанной с самыми насущными по­требностями, к деятельности, "положившей начало идеологической над­стройке над материальным бытием коллектива" (Столяр, 1985) — это захоронения и коллективные культово-магические действия. В них исполь­зовались "звериные реликвии" — черепа с нанесенными на них искусст­венными "ранами", кости лап медведя и другие — в качестве символичес­кого отражения объектов действительности, которые были особенно эмо­ционально значимы для человека. Насколько важна была эта деятельность для человека конца среднего палеолита, можно судить по "медвежьим пещерам" Вильдкирхли и Драхенлох. Альпийская пещера Драхенлох, на­ходящаяся на высоте 2.3 тыс. метров, т. е. практически мало доступная, оказалась насыщенной костями медведей, специально отобранных и раз­ложенных в искусственно сделанных хранилищах. Часть черепов экспо­нировалась на специальных плитах камня. Культурный слой отсутствует, т. е. пещера не была жилой. Древность хранилищ — 49 тыс. лет, начало освоения пещеры порядка 53 тыс. лет до н. э. то есть обряды, связанные с захоронением костей медведя имеют тысячелетнюю традицию. Деятель­ность по созданию этого "святилища" не служила потребительским инте­ресам, кости представляли собой символ — олицетворение охотничьих целей. Коллективные действия с ними (требовавшие значительных затрат труда) служили развитию мышления, которое было еще нераздельно с тру­дом. В сознание вводились объекты, наделенные новым, условным смыс­лом. Первоначальная классификация, выделение каких-то важных призна-


ков составляет "обобщающую абстракцию" — предпосылку образования понятия. У человека мустье это было "абстрагирование в натуре". Изоб­разительная деятельность человека представлена очень бедно — это ямки, правильно расположенные на плите известняка и нарезки на кости. Эти знаки расшифровываются, как символы ран. Вероятно, они часто дела­лись на туше убитого животного и на теле человека. К артефактам, кото­рые оцениваются, как явления предискусства, относят овальную плитку, вырезанную из бивня мамонта ("чурингу") и нуммулит со следами нарез­ки в виде крестообразной фигуры со стоянки Тэта (Венгрия).

С эпохой мустье связано уникальное явление, открытое А.Рустом и Д.Гаррод на Ближнем Востоке в тридцатых годах в местностях Ябруд, Адлун, Убежище Цумоффена. На границе рисс-вюрма и вюрма была от­крыта культура, названная амудийской, или преорипьяком. Она просуще­ствовала до конца вюрма-1 (т. е. порядка 20 тысячелетий) и затем исчезла, перкрытая более поздними слоями мустьерской культуры. Амудийская культура имеет хорошо выраженный верхнепалеолитический характер: левалуазская техника использовалась очень ограниченно, основной спо­соб расщепления камня — получение пластинчатых сколов с призмати­ческих нуклеусов. Изделия представлены концевыми скребками, грубыми резцами, ножами со спинкой. Встречаются особенные пластины с мелко­зубчатой ретушью ("пилки Руста"). Амудийская культура сочетается с ред­кими бифасами и галечными орудиями. Разрешение загадки появления пре-ориньяка между мустьерскими слоями могло бы пролить свет на проблему установления центра сапиентации или, во всяком случае, открыть некоторые пути миграции древнего человека.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты