Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура неолита




Последний период каменного века — неолит — характеризуется ком­плексом признаков, ни один из которых не является обязательным. В це­лом тенденции, сложившиеся в мезолите, продолжают развиваться.

Неолит характеризуется усовершенствованием техники изготовления каменных орудий, особенно их окончательной отделки — шлифовки, по­лирования. Освоена техника сверления и пиления камня. Неолитические украшения из цветного камня (особенно широко распространённые брас-


леты), выпиленные из каменного диска, а затем отшлифованные и поли­рованные, имеют безупречно правильную форму.

Для лесных территорий характерны шлифованные орудия обработки дерева — топоры, долота, тесла. Наряду с кремнем начинают использо­ваться нефрит, жадеит, сердолик, яшма, сланцевый камень и другие мине­ралы. Вместе с тем, кремень продолжает преобладать, добыча его расши­ряется, появляются первые подземные выработки (шахты, штольни). Ору­дия на пластинах, вкладышевая микролитическая техника сохраняются, особенно многочисленны находки таких орудий в земледельческих райо­нах. Там обычны вкладышевые жатвенные ножи и серпы, а из макроли­тов — топоры, каменные мотыги и орудия обработки зерна: зернотёрки, ступы, песты. В районах преобладания охоты и^рыболовства — большое разнообразие орудий лова: гарпуны, использовавшиеся для добычи рыбы и наземных животных, наконечники стрел разных форм, крючки для пере­мётов, простые и составные, (в Сибири они использовались и для ловли птицы), разного рода ловушки для среднего и мелкого зверя. Часто ло­вушки делались на основе лука. В Сибири лук был усовершенствован на­кладками из кости — это делало его более упругим и дальнобойным. В рыбной ловле широко использовались сети, перемёты, каменные блёс­ны разных форм и размеров. В неолите обработка камня, кости, дерева, а затем и керамических предметов достигли такого совершенства, что по­явилась возможность эстетически подчеркнуть это умение мастера, укра­сив вещь орнаментом или придав ей особую форму. Эстетическая ценность вещи как бы усиливает ее утилитарную ценность (так, австралийские або­ригены считают, что не украшенный орнаментом бумеранг убивает хуже, чем украшенный). Эти две тенденции — усовершенствования функции вещи и ее украшения — приводят к расцвету в неолите прикладного искусства.

В неолите широко распространены керамические изделия (хотя в ряде племён они не были известны). Они представлены зооморфными и антро­поморфными фигурками и посудой. Ранние керамические сосуды выпол­нялись на основе, сплетённой из прутьев. После обжига оставался отпеча­ток плетения. Позже стали применять жгутовую и налепную технику: на­ложения жгута глины диаметром 3-4 см на форму по спирали. Чтобы глина при высыхании не трескалась, в неё добавляли отощители — рубленную солому, толчёные раковины, песок. Более древние сосуды имели округлое или острое дно — это указывает на то, что их ставили на открытый огонь. Посуда оседлых племён имеет плоское дно приспособленное к столу и поду печи. Керамическая посуда украшалась росписью или рельефным орна­ментом, которые становились всё богаче с развитием ремесла, но сохраня­ли основные традиционные элементы и приёмы украшения. Благодаря это­му, именно керамика стала использоваться для выделения территориаль­ных культур и для периодизации неолита. Наиболее распространённые приёмы украшения — это нарезной (по мокрой глине) орнамент, налеп-ные украшения, пальцевые или ногтевые защипы, ямчатый узор, гребен­чатый (с использованием штампа в форме гребёнки), рисунок нанесённый штампом "отступающая лопатка" — и другие.

Поражает изобретательность неолитического человека. Например, глазурь для керамической посуды делалась из толченного малахита, рас-


плавляемого на костре в глиняной плошке. Это единственный материал, который плавится при такой низкой температуре и при этом пригоден для получения глазури. Керамическая посуда часто делалась так искусно, что толщина стенки по отношения к величине сосуда составляла то же отно­шение, что толщина скорлупы яйца к его объему. К.Леви-Строс считает, что изобретательство первобытного человека принципиально другое, чем у современного человека. Он называет его термином "бриколаж" — бук­вальный перевод — "игра отскоком". Если современный инженер ставит и решает задачу, отбрасывая все постороннее, то бриколер собирает и ус­ваивает всю информацию, он должен быть готов к любой ситуации, и его решение бывает, как правило, связано со случайной целью.

В позднем неолите было изобретено прядение и ткачество. Использо­валось волокно дикой крапивы, льна, лыка деревьев. О том, что люди ос­воили прядение свидетельствуют пряслица — каменные или керамические насадки, утяжеляющие веретено и способствующие более плавному его вращению. Ткань получали путём плетения, без станка.

Организация населения в неолите родовая и, пока сохраняется мотыж­ное земледелие, главой рода является женщина — матриархат. С началом пашенного земледелия, а оно связано с появлением упряжного скота и усо­вершенствованных орудий обработки почвы, установится патриархат. Внутри рода люди живут семьями, либо в общинных родовых домах, либо в отдельных домах, но тогда роду принадлежит целый посёлок.

В хозяйстве неолита представлены как производящие технологии, так и присваивающие формы. Территории производящего хозяйства расши­ряются по сравнению с мезолитом, но на большей части ойкумены либо сохраняется присваивающее хозяйство, либо оно имеет комплексный ха­рактер, — присваивающий, с элементами производящего. В такие комп­лексы обычно входило животноводство. Кочевое земледелие, использо­вавшее примитивные бороздовые пахотные орудия и не знавшее ороше­ния, могло развиваться только на территориях с мягкой почвой и естественным увлажнением — в поймах рек и на предгорных и межгорных равнинах. Такие условия сложились в 8-7 тысячелетиях до н. э. на трёх территориях, ставших самыми ранними центрами земледельческих куль­тур: иордано-палестинский, малоазиатский и месопотамский. С этих тер­риторий земледелие распространилось по югу Европы, в Закавказье и Тур­кмению (поселение Джейтун близ Ашгабада — считается границей земле­дельческой ойкумены). Первые автохтонные очаги земледелия в Северной и Восточной части Азии сформировались только к третьему тысячелетию до н. э. в бассейне среднего и нижнего Амура. В Западной Европе в 6-5 тысячелетиях сложилось три главных неолитических культуры: дунай­ская, нордическая и западно-европейская. Основные сельскохозяйствен­ные культуры, возделывавшиеся в переднеазиатском и среднеазиатском очагах — это пшеница, ячмень, чечевица, горох, на Дальнем Востоке — просо. В Западной Европе — к ячменю и пшенице добавлялись овёс, рожь, просо. К третьему тысячелетию до н. э. в Швейцарии уже были известны морковь, тмин, мак, лён, яблоки, в Греции и Македонии — яблоки, инжир, груши, виноград. Благодаря разнообразию специализаций хозяйства и большой потребности в камне для орудий в неолите начинается интенсив­ный межплеменной обмен.


Количество населения в неолите резко увеличилось, для Европы за предшествующие 8 тыс. лет — почти в 100 раз; плотность населения вы­росла от 0,04 человека до 1 человека на квадратный километр. Но смерт­ность оставалась высокой, особенно детская. Считают, что не более 40-45 % людей переживали тринадцатилетний возраст. В неолите начинает устанавливаться прочная оседлость, прежде всего, на основе земледелия. В лесных районах востока и севера Евразии — по побережьям крупных рек, озёр, моря, в местах благоприятных для промысла рыбы и зверя осед­лость формируется на базе рыболовства и охоты.

Неолитические постройки разнообразны, в зависимости от климата и местных условий в качестве строительного материала использовались ка­мень, дерево, глина. В земледельческих зонах дома строились из плетня, обмазанного глиной или сырцового кирпича, иногда на каменном фунда­менте. Форма их округлая, овальная, подпрямоугольная, одна или несколь­ко комнат, есть дворик огороженный глинобитным забором. Нередко сте­ны украшались росписью. В позднем неолите появляются обширные, по-видимому, культовые дома. Застраивались площади от 2 до 12 и более 20 гектаров, такие посёлки иногда объединялись в город, например Чатал-Хююк (7-6 тысячелетие до н. э., Турция) состоял из двадцати посёлков, центральный из которых занимал 13 га. Застройка была стихийной, ули­цы шириной порядка 2 м. Непрочные постройки легко разрушались, об­разуя телли — широкие холмы. Город продолжал строиться на этом хол­ме на протяжении тысячелетий, что указывает на высокий уровень сельс­кого хозяйства, обеспечивавшего такую длительную оседлость.

В Европе от Голландии до Дуная строили общинные дома со многими очагами и дома однокомнатной структуры площадью 9,5 х 5 м. В Швей­царии и Южной Германии были обычны постройки на сваях и встречают­ся дома из камней. Дома полуземляночного типа, широко распространён­ные в прежние эпохи, также встречаются, особенно на севере и в лесной зоне, но, как правило, они дополняются бревенчатым срубом.

Захоронения в неолите как одиночные, так и групповые, чаще в скор­ченном положении на боку, под полом дома, между домами или на клад­бище, вынесенном за пределы посёлка. В погребальном инвентаре обыч­ны украшения и оружие. Для Сибири характерно присутствие оружия не только в мужских, но и в женских захоронениях.

Г.В.Чайлд предложил термин "неолитическая революция", имея в виду глубокие социальные сдвиги (кризис присваивающего хозяйства и пере­ход к производящему, увеличение численности населения и накопление рационального опыта) и становление принципиально важных отраслей хозяйства — земледелия, гончарства, ткачества. На самом деле эти изме­нения произошли не внезапно, а на протяжении всего времени от начала мезолита до эпохи палеометалла и в разные периоды на разных террито­риях. Поэтому периодизация неолита существенно различается в разных

природных зонах.

Приведем в качестве примера периодизацию неолита для наиболее хорошо изученных территорий Греции и Кипра (по А.Л.Монгайту, 1973). Ранний неолит Греции представлен каменными орудиями (из которых спе­цифичны крупные пластины и скребки), костяными, часто полированны­ми (крючки, лопатки), керамикой — женские фигурки и посуда. Ранние


женские изображения реалистичны, поздние — стилизованы. Сосуды мо­нохромные (темно-серые, коричневые или красные), на круглых — коль­цевые налепы вокруг дна. Жилища полуземляночные, четырехугольные, на деревянных столбах или со стенами из плетня, обмазанного глиной. Погребения индивидуальные, в простых ямах, в согнутом положении на боку.

Средний неолит Греции (по раскопкам в Пелопоннесе, Аттике, Эвбее, Фессалии и других местах) характеризуется жилищами из сырцового кир­пича на каменном фундаменте из одной — трех комнат. Характерны пост­ройки типа мегарон: квадратное внутреннее помещение с очагом посреди­не, выступающие концы двух стен образуют входной портик, отделенный от пространства двора столбами. В Фессалии (стоянка Сескло) были неук­репленные земледельческие поселки, образующие телли. Керамика тонкая, обожженная, с глазурью, много шаровидных сосудов. Встречается кера­мическая посуда: полированая серая, черная, трехцветная и матовая рас­писная. Много изящных глиняных фигурок.

Для позднего неолита Греции (4-3 тысячелетия до н. э.) характерно появление укрепленных поселков (поселок Демини в Фессалии) с "жили­щем вождя" в центре акрополя размером 6.5 х 5.5 м. (самым большим в поселке).

В неолите Кипра видны черты влияния культур Ближнего Востока. Ранний период датируется 5800-4500 гг. до н. э. Характеризуется округло-яйцевидной формой глинобитных домов диаметром до 10м., образующих поселки (типичный поселок — Хирокития). Жители занимались земледе­лием и держали свиней, овец, коз. Хоронили под полом в домах, на голову умершего клали камень. Орудия, типичные для неолита: серпы, зернотер­ки, топоры, мотыги, стрелы, наряду с ними ножи и чаши из обсидиана и стилизованные фигурки людей и животных из андезита. Керамика самых примитивных форм (к концу 4 тысячелетия появляется керамика с гребен­чатым орнаментом). Люди раннего неолита на Кипре искусственно изме­няли форму черепа.

Во втором периоде от 3500 до 3150 лет до н. э. наряду с округлыми постройками появляются четырехугольные со скругленными углами. Ке­рамика с гребенчатым орнаментом становится обычной. Кладбища выно­сятся за пределы поселка. Период от 3000 до 2300 лет до н. э. на юге Кипра относится к энеолиту, медно-каменному веку, периоду, переходному к эпохе бронзы: наряду с преобладающими каменными орудиями появляются пер­вые медные изделия — украшения, иглы, булавки, сверла, маленькие ножи, долота. Медь была найдена в Малой Азии в 8-7 тысячелетии до н. э. На­ходки медных изделий на Кипре, по-видимому, результат обмена. С появ­лением металлических орудий, они все более вытесняют менее эффектив­ные каменные, зоны производящего хозяйства расширяются, начинается социальная дифференциация населения. Наиболее характерная для этого периода керамика — бело-красная с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.

Последующие историко-культурные периоды характеризуются разло­жением родового строя, формированием раннего классового общества и древнейших государств, что составляет предмет изучения письменной ис­тории.


Резюме

Эволюция орудий тесно связана с биологической эволюцией человека и является одним из ее факторов. Так, при производстве каменных орудий выделяется четыре уровня развития мышления. Первый уровень производства галечных орудий — деятельность, близ­кая к орудийной деятельности животных: Н. habilis или архантроп рас­калывает камень с целью получить только режущий край. Нет специ­альных правил и приемов раскалывания камня, форма случайна и не­стандартизована. Таковы чопперы, проторубила, отщепы олдувайской

культуры.

Второй уровень предполагает планирование операций при изготовле­нии орудия. Форма орудия не зависит от стечения обстоятельств, а является результатом сознательных волевых усилий изготовителя. Та­ковы ручные рубила и оформленные отщепы культуры ашель. Очень существенно сохранение стандартной формы орудия, указывающее на возникновение культурной преемственности. Третий уровень — пере­ход к технике леваллуа — форма придается не самому орудию, а ядри-щу, с которого снимается отщеп — знаменует собой сдвиг в способно­сти мыслить и предвидеть. Эта техника, присущая людям типа Сванс-комб и Штейнгейм (возраст 300-200 тыс. лет до н. э. граница среднего и верхнего ашеля) указывает на появление людей, способных к долго­срочному планированию.

В целом эпоха ашель характеризуется утилитарно-функциональной направленностью орудийной деятельности, началом типизации ору­дий и технологической эволюцией, которая идет путем медленного отбора лучших вариантов формы. Основой отбора служит принципи­альная избыточность количества орудий, а не сознательное улучше­ние их формы.

Для эпохи мустье характерна высокая прагматичность и "взрыв мно­жественной предметности" — появление огромного разнообразия ти­пов орудий и их форм. Возникает вопрос — является ли это результа­том сознательного изобретательства или случайной манипуляционной активности. A.M.Лобок (1997) считает, что это результат нецелевой деятельности. Мышление мустьерца принципиально вариативно, ("ва-риативное псевдотворчество") и сопоставимо с деятельностью ребен­ка, из любопытства ломающего игрушки. Тем не менее, качественная избыточность — "случайно непредсказуемый результат производства" форм орудий — приводит к открытию все новых способов их исполь­зования, создает базу для более эффективного отбора и ускоряет ору­дийный прогресс. В эпоху мустье, в связи с развитием неутилитарной деятельности (захоронения, факты предискусства, использование зве­риных реликвий) начинается формирование понятийного мышления. Появление Homo sapiens sapiens отмечено принципиально новой фор­мой общественной деятельности — искусством.

Четвертый уровень — появление сознательной изобретательской дея­тельности и развития фантазии. В неолите выходит на первый план феномен целевой деятельности и связанной с ней изобретательской активности. Цель труда земледельца отодвинута во времени и при срав-


нительно меньших энергозатратах, чем охота, требует постоянных физических и интеллектуальных усилий, дисциплины, способности укладываться в определенные сроки. По-видимому, это требует допол­нительной мотивации деятельности. В качестве такой дополнитель­ной мотивации выступает мифологическое оправдание разных трудо­вых операций. Начинает особенно интенсивно развиваться мифоло­гическая и ритуальная сторона духовной жизни человека. Таким образом, параллельно наступлению неолитической революции проис­ходило формирование "мира идей" — феномена базовых культурных категорий.

Эволюция орудий перестала быть моментом только биологической эволюции с возникновением производственных отношений — с этого времени началась эволюция по особым социальным законам, которые заняли ведущее место в дальнейшем развитии человека.

Вопросы для самопроверки

1. Общие свойства культуры.

2. Характеристика доолдувайской и олдувайской культуры.

3. Характеристика ашельской культуры.

4. Динамика ашельской культуры; характеристика региональных культур.

5. Характеристика культуры мустье. Особенности региональных культур.

6. Появление неутилитарной деятельности в позднем мустье и значе­ние ее для развития интеллекта человека.

7. Характеристика культур верхнего палеолита.

8. Эпоха мезолита. Характеристика региональных культур.

9. Происхождение земледелия и одомашнивание животных.

10.Характеристика эпохи неолита.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты