Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГУРУ, ЕГО СЫН РАМ РАЙ И ИМПЕРАТОР МОГОЛОВ




 

Император Шах Джахан держал своего старшего сына Дара Шикоха при себе. Своего второго сына, Шуджах Мохаммада, он сделал правителем Бенгалии. Третий сын, Аурангзеб, был назначен правителем Дакхана, а Мурад Бакхш получил провинцию Гуджрат. Их властолюбие не было удовлетворено; каждый из них страстно желал стать императором, и для этого они копили богатства и наращивали войска в подвластных им регионах. Когда же Шах Джахан заболел и не было никаких видимых признаков близкого выздоровления, разразилась война за престолонаследие. Дара Шикох направил Раджа Джаи Сингха против Шуджан Мохаммада и послал раджу Джасвант Сингха из Джодхпура в Дакхан. Джаи Сингх нанес поражение Шуджан Мохаммаду, но объединенные войска Аурангзеба и Мурада заставили Джасвант Сингха отступить. После этого Аурангзеб подготовился к контрнаступлению и попытался завладеть престолом империи. Дара прибыл с великой пышностью, чтобы продемонстрировать свое противостояние Аурангзебу, и стал лагерем у Самугарха — на берегу реки Чамбал. Вскоре появился Аурангзеб во главе своего войска, объединенного с армией Мурада, и начался ожесточенный бой. Аурангзебу удалось захватить в плен несколько приближенных Дара. Сам Дара бежал с поля боя. Аурангзеб вошел в Агру, заключил в тюрьму своего отца и своего брата Мурада, а затем направился в Дели. Дара скрылся в направлении Лахора.

Священнослужителем Дара Шикоха был известный исламский святой Миан Мир; от него Дара услышал гимны Гуру. Жизнь Дара Шикоха была спасена благодаря лекарству, полученному от Гуру. В силу этих обстоятельств Дара испытывал к Гуру великое почтение. С тех пор, как Дара стал правителем Панджаба, между Гуру и императором установились хорошие отношения. Шах Джахан издал указ, направленный против индуистских храмов, тогда как храмы сикхов не подпали под действие этого указа.

Случилось так, что Гуру был в Гоиндвале, когда Дара Шикох направлялся в Лахор. Они встретились. Многие авторы приводят свои собственные соображения по поводу помощи, которую Гуру якобы оказал Дара Шикоху. Но какого рода помощи просил Дара у Гуру, какую помощь Гуру ему оказал? Вот в чем вопрос. Дара Шикох владел всей императорской казной, имел генералов и многотысячную армию. За дни, проведенные в Лахоре, ему удалось записать в свою армию двадцать тысяч человек. У него было все, не было только храбрости в сердце, необходимой, чтобы сражаться на поле боя. Он бежал и в конце концов был взят в плен преследовавшим его патханом, привезен в Дели и казнен.

Упрочив свое положение на троне в Дели, Аурангзеб начал религиозный поход против индуистов. После случая с Дара Шикохом враги Гуру получили возможность внушить Аурангзебу, что Гуру оказывал Дара Шикоху помощь в борьбе против него. Аурангзеб вызвал Гуру к себе в Дели. Гуру поклялся, что не явится к императору. Вместо этого он послал в Дели своего старшего сына Рам Рая, наказав ему во всем положиться на божественную силу, присущую всем Гуру, ни в коем случае не отступать от принципов своей религии и во всех своих речах и действиях постоянно помнить о Боге; тогда все пройдет успешно.

Когда императору сообщили, что Гуру не сам приехал, но прислал своего сына, он решил, что, если ему не удастся достигнуть своей цели — испытать Гуру в лице его сына, он пошлет за самим Гуру. Рассказывают, что Рам Рай продемонстрировал семьдесят чудес. Император послал ему отравленное одеяние. Рам Рай надел его, но оно ему не причинило вреда. Во время одной из встреч кусок ткани был расстелен прямо над глубоким колодцем; когда Рам Раю предложили сесть, он должен был бы сразу упасть в колодец. Ткань не прорвалась, и Рам Рай был чудесным образом спасен. Императору, находившемуся в Дели, была показана Мекка. После того, как Рам Рай продемонстрировал семьдесят подобных чудес, Аурангзеб уже почти убедился в его могуществе и стал относиться к нему дружелюбно. Наконец, настал момент последнего испытания. Кази спросили Рам Рая: “Рам Рай, ваш Гуру Нанак письменно высказывался против религии мусульман. В одном месте он говорит:

 

“Митти Мусалман ки пеиреи паее кумиар;

Гхар бхандеи итан киа, джалди кареи пукар.”

(Аса Мохалла 1, с-466)

 

В переводе:

 

“Прах мусульман попадает в сырье гончара;

Из них лепят горшки и кирпич; они кричат,

когда их обжигают.”

Что это означает?”

 

Рам Рай уже настолько завоевал уважение Аурангзеба, что, возможно, не захотел разочаровывать его и забыл прощальные наставления своего отца — не отступать от принципов своей религии. Чтобы доставить удовольствие императору, Рам Рай ответил: “Ваше Величество! Гуру Нанак писал[40] “митти бейман ки”, то есть это прах неверующих, а не мусульман, попадает в гончарную глину. Невежественные люди внесли исправление в текст и опозорили религии Вашего Величества и мою. Лица неверующих, а не мусульман, почернеют в обоих мирах.” Все мусульманские священнослужители были обрадованы таким ответом. Затем император выказал Рам Раю знаки своего расположения и распустил собрание.

Делийские сикхи немедленно послали гонца в Киратпур и сообщили Гуру о почете и уважении, с какими Рам Рая приняли в Дели, описав показанные им чудеса. Далее гонец поведал Гуру о том, как Рам Рай внес изменения в строку Гуру Нанака, чтобы доставить удовольствие императору. Гуру был очень расстроен и оскорблен и заметил, что никто из смертных не может изменять слов Гуру Нанака; и что “уста, дерзнувшие это сделать, не должны больше никогда попадаться ему на глаза.” Гуру решил, что Рам Рай не подходит для того, чтобы стать его преемником. Он сказал: “Наследование трона Гуру подобно молоку тигрицы, которое можно налить только в золотую чашу. Его достоин лишь тот, кто готов посвятить ему свою жизнь.”

Прожив некоторое время в Дели, Рам Рай решил поехать в Киратпур и попытаться убедить отца отменить относящееся к нему решение. Он разбил лагерь возле Киратпура и написал своему отцу, прося позволения посетить его. Он утверждал, что уже и так пострадал за свои грехи, и просил прощения. Гуру ответил: “Рам Рай, ты ослушался моего приказа и согрешил. Как можешь ты надеяться стать святым? Иди куда хочешь. Я больше никогда не увижу тебя снова из-за твоей неверности.”

Чувствуя приближение конца, Гуру думал о преемнике и созвал собрание сикхов. Он посадил на трон Гуру Нанака своего младшего сына Хар Кишена, которому было всего пять лет. Он положил перед ним кокосовый орех и пять пайсов, трижды обошел вокруг него и начертал тилак на его лбу. Все собравшиеся встали и принесли обет повиновения юному Гуру. Гуру Хар Рай призвал всех сикхов относиться к Хар Кишену как к его образу и подобию, верить в него, и подчеркнул, что тогда они достигнут спасения.

Гуру Хар Рай закрыл глаза и вознесся в свою небесную обитель 6 октября 1661 года.

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты