Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Определение сакрального (Р. Отто, М. Элиаде). Трудность понимания сакрального




В 1917 году появилась работа немецкого теолога Р. Отто «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным», оказавшая глубокое влияние на изучение религии. Р. Отто указывает в своей работе, что для религиозного сознания «Сакральное» есть «совершенно иное», встреча с ним является основным источником религии. Сакральное мыслится как абсолютная, вечная реальность, и наделение его качеством истинности делает Сакральное незыблемым идеалом, возвышенным и верным образцом для подражания. Вместе с тем соприкосновение с Сакральным порождает чувство страха, трепета, благоговения перед чем-то во всем нас превосходящим, могущественным и непредсказуемым, иными словами, «чувство тварности — чувство твари, которая тонет в собственном ничто и склоняется перед тем, что выше всякого творения».

Р. Отто интересовал Бог, постигаемый в совершенно особом опыте противостояния человека силе, бесконечно превосходящей его мощью и находящейся за пределами «нашего» мира, т. е. опыт противостояния человека Совсем Иному. Р. Отто придавал первостепенное значение содержанию религиозного опыта, составляющего суть религии. Святое — основная черта религии и ее корень — определялось Отто как отличительное свойство божественного, совершенно Иная, трансцендентная реальность, отличная от естественного порядка. Религиозный опыт, таким образом, — это встреча человека со Священным началом, Святым, выступающим у Р. Отто в качестве данной априори категории. В данной категории, по мнению Р. Отто, отсутствуют нравственные начала, они добавляются по мере попыток человека осмыслить и выразить опыт переживания Совершенно Иного. Тем не менее Р. Отто отмечает, что указанная категория формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания, при первичности иррациональных начал. Иррациональное «непостижимо», «неуловимо», «неведомо» для рассудка. Но его можно испытать чувством. Исследуя религиозный опыт, Р. Отто обнаружил «в основании души» априорный источник категории Святого и религиозности вообще — особую «настроенность духа», из развития которой вырастает категория Святого. Эта настроенность духа была названа «нуминозной». Р. Отто выделил важнейшие психические состояния Нуминозного:

· Чувство тварности, являющееся отражением нуминозного объекта, находящегося вне переживающего субъекта.

· Чувство тварности характеризуется возникновением чувства совершенной зависимости и девальвацией собственной личности вследствие ощущения «совершенного превосходства и неприступности» нуминозного объекта.

· Чувство misterium tremendum (чувство внушающей трепет тайны — Совершенно Иного). Это чувство порождает чувство тварности. Ключевым моментом переживания в данном случае является ужас, страх, испуг основанный на чувстве жуткого, из которого «произошло все дальнейшее историческое развитие». Отто считает, что «религия родилась не из естественного страха… Ибо ужас является не обычным естественным страхом, но уже первым пробуждением и ощущением таинственного, пусть еще в сырой форме жуткого, некой первой оценкой в соответствии с категорией, которая не относится к остальной обычной естественной сфере и не относится к области естественного». Это чувство подвержено своеобразной эволюции, содержит в себе свои степени, не будучи само степенью чего-то другого. Если для первобытной религии характерен демонический ужас, то на более высоких ступенях он превращается во внутренний трепет, лишенный спутанности чувств и сопровождающийся ощущением совершенной неприступности и смирения. Весьма интересен момент «энергийного», выделяемый Р. Отто в переживании Иного, вызывающий ответную реакцию в виде «религиозного рвения» и даже фанатизма. Моменты таинственного и ужасного переплетены в чувстве misterium tremendum, но таинственный, изумляющий, чудесный момент может перевешивать и оттеснять ужасающий. По Р. Отто, это свидетельствует о развитом религиозном чувстве.

· Чувство fascinans (лат. fascino — зачаровывать, завораживать), возникающее в момент соприкосновения с тайной, позитивное переживание притяжения, очарования, восхищения, блаженства. Это блаженство можно только пережить, постичь его в понятиях невозможно. В своих высших формах fascinans переживается как милость, благодать, возрождение. Р. Отто отмечает, что стремление пережить это состояние приводит к аскезе и экзальтации, а также появлению различного рода медитативных практик в религиозной жизни.

Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной, непревзойденной ценности, обладающей «высшим правом предъявлять притязание на служение себе». Нуминозная ценность — иррациональная основа и первоисток всех возможных объективных ценностей. Нуминозное чувство может возникнуть при контакте с любым явлением из области Сверхъестественного. Р. Отто не считал Нуминозное тождественным Святому, так как Нуминозное — это, прежде всего, чувство, а Святое — источник этого чувства, познаваемый через весь комплекс нуминозных чувств, характеризующийся ими и определяющий разнообразие религиозных переживаний.

Поскольку подлинная сущность Святого в понятиях неуловима, постольку нуминозное состояние духа и весь опыт встречи со Святым, т. е. религиозный опыт, передаваемы только в символах и аллегориях. Символ в свою очередь многозначен, поэтому нельзя однозначно сказать, что такое Святое, Сакральное, Священное. Вместе с тем Р. Отто считал, что «мы должны точным образом установить ближайшие идеограмматические значения моментов иррационального, чтобы закрепить в постоянных «знаках» колеблющиеся чувственные явления». Р. Отто стремился создать объективное «учение» о сущности Сакрального через понятие Нуминозного, даже если это «учение» работает не с «адекватными понятиями, а лишь с понятиями-символами». Сакральное подлежит «схематизации» в категориях и понятиях рационального, через ассоциации с «естественными» чувствами и ощущениями. Средства для выражения могут быть прямыми (иерофании и священные ситуации) и непрямыми (все средства выражения родственных нуминозному или схожих с ним чувств).

Важный вклад в анализ и детальную разработку понятия «Сакральное» был сделан известным религиоведом М. Элиаде. Мирча Элиаде, очень подробно и всесторонне исследовавший проблему сакрального, отмечает, что главным его признаком является радикальное отличие от всего профанного. «Сакральное» — есть иное по сравнению с профанным, оно «никогда не открывается человеку непосредственно целиком и во всей полноте». При контакте с Сакральным может возникнуть чувство страха или боязливая осторожность, т. к. иной объект, даже будучи священным, может представлять опасность и поэтому часто становится запретным, несущим скверну. В то же время Сакральное существует абсолютно, действует эффективно, творит и продлевает существование вещей. Поэтому «Сакральное» — «это в первую очередь действительное, подлинное, реальное». М. Элиаде раскрывает категорию Сакрального через понятие «иерофании». Иерофания — проявление, обнаружение Сакральным себя в профанном мире. «Космос во всей его полноте предстает как иерофания», поэтому чувство Сакрального — это космическое чувство, чувство сопричастности Вселенной, так как «сама жизнь Космоса уже есть доказательство его святости», наполненности Сакральным. М. Элиаде считает, что современный человек утратил чувство Сакрального в отличие от первобытного человека или человека традиционной культуры, являющихся homo religiosus — человеком религиозных обществ. Вместе с тем Сакральное не является абстрактной космической силой, это иная реальность, абсолют, «онтологический принцип человеческого существования», выражающий себя бесконечно разнообразно и постигающийся через его восприятие человеком.

Можно сказать, что Р. Отто своеобразным способом определял содержание концепта «Сакральное» и его структуру, уделяя большое внимание его генезису и развитию, то есть исследовал процесс концептуализации «Сакрального». Концептуализация может быть иррациональной (как развитие первосмысла через ощущения — вначале «демонического ужаса», затем «страха богов» и, наконец, «страха Божия», то есть от боязни к благоговению путем отсечения ложных аналогий и ассоциаций), либо рациональной, связанной с этизацией и социализацией. Рациональное развитие привносит в идею о Сакральном идеалы должного, справедливого и доброго, тогда как само по себе оно нейтрально, так Сакральное становится Святым. Р. Отто подчеркивает тот момент, что исследуемые им нуминозные чувства «являются не чувственными восприятиями, но в первую очередь специфическими истолкованиями и оценками данностей чувственного восприятия… они наделены своеобразным чувственным содержанием, которое не проистекает из чувственно воспринимаемого мира, но к нему и над ним примысливается».

М. Элиаде в свою очередь замечает, что «для обозначения того, что выходит за пределы естественного человеческого опыта, язык может использовать лишь те средства, что накопились в языке благодаря этому опыту» Тем самым, любые процессы рационализации и схематизации, делающие по Р. Отто Сакральное Святым через привнесение морально-нравственной компоненты, искажают представление о Сакральном. Религиозный человек для М. Элиаде — это человек, верящий в существование абсолютной реальности, чувствующий Сакральное не только возвышающимся над миром, но и проявляющимся, постоянно пребывающим в нем. Такой человек чувствует мир реальным и имеет множество моделей и образцов для поступков, что позволяет ему избежать растерянности, одиночества и ощущения безысходного пессимизма и бессмысленности существования. Религиозный человек формирует себя сам по божественным образцам. Все в мире для такого человека наполнено проявлениями Святости. Вселенная осознается и ощущается как Творение. Характеристика религиозного человека М. Элиаде во многом созвучна характеристике религиозного человека Р. Отто. Тем не менее, М. Элиаде называет религиозным человека традиционных, первобытных или примитивных культур, считая христианство (как и другие религии писания) утратившим живое ощущение Сакрального в силу длительной рационально-интеллектуальной работы над текстами.

Р. Отто, напротив, отказывает «естественному» человеку в полноте и ясности восприятия Сакрального, а христианство считает религией, выразившей и постигшей Сакральное в полной мере через выделение категории положительного и наполненного морально-нравственным содержанием Святого путем схематизации, рационализации и ассоциации. Комплекс нуминозных чувств при этом усовершенствовался.

Можно говорить о том, что М. Элиаде уделяет большее внимание Сакральному в его синкретической, первоначальной форме, нейтральной добру и злу, содержащей в себе потенциальную возможность того и другого, что и выражает корень *sak. М. Элиаде обращается к невербализованным компонентам концепта «Сакральное», обнаруживающим себя в фольклоре, обрядах, обычаях, отношении к жизни и смерти «в быту». Р. Отто исследует не только ядро, но и периферию концепта, опираясь на вербализованные, зафиксированные письменно компоненты.

Качество сакрального ускользает от современного человека, так как основные параметры современной культуры ориентированы таким образом, чтобы игнорировать эти аспекты, умалчивать о них, представлять их чем-то «устаревшим», «предрассудком», «пережитком», «атавизмом». Но не следует забывать, что человечество прожило в традиционном обществе много тысячелетий, и большинство человечества до сего дня живет в той или иной модели традиционного общества, а светское, секулярное мировоззрение возникло относительно недавно и укоренилось в довольно ограниченном цивилизационном пространстве – на Западе. Поэтому для полноты картины политической философии, для адекватного постижения структуры Политического мы просто обязаны предпринять определенные усилия и постараться понять, изучить структуру сакрального. Хотя наше сознание и стало вполне современным, нашадуша, наша культура, наши эмоциональные связи остаются во многом традиционными. Если понятие «сакрального» нашему рассудку ничего не говорит, следует прислушаться к голосу сердца.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты