Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соборы, признаваемые только Католической церковью 2 страница




В своей новой политике Константин встречал сильное противодействие среди римлян, где было особенно сильно языческое течение. Тогда он оставляет Рим и в 324-330 гг. переносит свою столицу в восточную часть империи, в Византию. там не было языческих капищ, там строились христианские храмы. Мать Константина царица Елена начала сооружение храмов на местах, памятных для христиан – на Голгофе, в Вифлееме

Константин Великий способствовал объединению и организации Церкви как самим фактом интеграции всех частей империи под своей властью, так и приданием ей привилегированного положения среди других культов. Сам он, мысля в традициях римской государственности, рассматривал свое положение в качестве «епископа от внешних» и полагал себя вправе вмешиваться не только в вопросы церковного устройства, но и в догматические споры. Он созывал церковные соборы в 316, 325, 327 гг. для обсуждения возникавших конфликтов и споров, председательствовал на них и определял их решения. Тем не менее, по обычаям того времени, крещение он принял накануне смерти в 337 г.

Обращение императора Константина повлекло за собой самое большое изменение в положении Церкви за всю ее историю. Не просто изменились условия между государством и Церковью, но начались глубокие сдвиги в массовом сознании; государственная поддержка христианства усилила процесс перемен в мировосприятии и миропонимании людей; установление порядка богослужения и выработка целостного учения.

Первый Никейский Собор —первый вселенский собор- 325 год. В нем приняло участие 318 отцов: епископов, пресвитеров, диаконов и монахов - представителей всех Поместных Церквей

Собор был созван императором Константином Великим для того чтобы поставить точку в споре между александрийским епископом Александром и Арием. Арий, который отрицал божественность Христа. По мнению Ария, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ. У Ария нашлось много сторонников. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве.

Никейский собор стал собором, на котором определились и установились основные доктрины христианства. Собор сформулировал апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа, осудил ересь Ария, утвердил первые семь членов Символа веры, определил единое для всех время празднования христианской Пасхи и принял двадцать правил о дисциплине и иерархии в Церкви.

 

 

13.Назовите основателей христианского монашества на Востоке и на Западе.

Монашество (от греч. «монос» – «один», «одинокий») в современном понимании стихийно возникает в III в. Это название стало применяться к жизни отдельных лиц или обществ, отвергающих «мир сей» и избирающих служение идеалам Христианства путем отречения от материальных и иных благ мира. Такой образ религиозной жизни – обособление от общества – встречался в восточных религиях, его избирали некоторые греческие философы, но лишь в христианстве он получил исключительное развитие и значение. В Евангелии даны два образца жизни и святости: один – обязательный для всех, и второй – добровольно избираемый желающими достижения высшей святости.

церковь признала в монахах своих подлинных глашатаев. Показателем этого стало принятое в XI в. решение об избрании епископа только из среды монахов.

Отцом христианского монашества почитается св. Антоний Великий (251-355 гг.). Он родился в Египте в богатой христианской семье, в 18 лет остался сиротой и обладателем крупного состояния. Его помыслы были далеки от мирских радостей и забот, он продал свое имение и раздал бедным вырученные деньги. После этого св. Антоний удалился к старцу-отшельнику и предался подвижнической жизни. В стремлении к полному уединению, в 285 г. он оставляет старца и поселяется в совершенно безлюдных местах. Около 20 лет он прожил в развалинах крепости на восточном берегу Нила.Лишь два раза в год его друзья приносили ему хлеб, получая в обмен сделанные его руками корзины. С нападавшими на него помыслами и искушениями св. Антоний боролся постоянным физическим трудом и молитвой.

Слава о его необыкновенной жизни распространилась по всему Египту. Многие христиане стали посещать его, а некоторые решились поселиться близ него для ведения такой же подвижнической жизни. Св. Антоний не оставил подробных правил монашеской жизни, он наставлял учеников жить в полном отречении от всех земных благ, в совершенно преданности воле Божией, в непрестанном труде и молитве. Даже не прсещая родителей

 

В 312 г. он отправляется во внутреннюю пустыню и поселяется в горной пещере, дабы избегнуть внимания множества посетителей. Он взялся сам возделывать небольшое поле, чтобы избавить учеников от необходимости приносить пропитание. Тем не менее, он навещал оставленную им братию, разрешал возникавшие вопросы и наставлял в духовной жизни. В 351г. по просьбе св. Афанасия Великого св. Антоний вновь пришел в Александрию для обличения ариан и в несколько дней отвратил от ереси сотни людей.

Дошедшие до нас поучения св. Антония замечательны по простоте и глубокой опытности. «Для познания всех правил жизни, – говорил св. Антоний, – достаточно Священного Писания... Один из великих подвижников, авва Памво спросил св. Антония: «Как жить должно?» «Не уповай на свою праведность, – ответил тот.– Истинно кайся о прошедших грехах, обуздывай язык, сердце и чрево».

св. Антоний Великий (до него в пустыни жил св. Павел Фивейский) стал первым и самым ярким выразителем пустынного жительства, он основал монашество отшельников. Отшельники жили каждый в своем скиту, предавались посту, молитве и трудам на свое пропитание и на пользу бедным. Они находились под руководством наставника-старца, аввы (от арамейского 'авва' – «отче»; отсюда лат. «аббат»). Но после смерти св. Антония его монашеская община распалась, ибо для одиночества требуются значительные духовные силы, и без поддержки старца многие монахи дичают умственно и нравственно.

Основателем иного уклада монашеской жизни – общежительного («киновии») стал св. Пахомий Великий (292-348 гг.). Родом египтянин-язычник, , в 312 г. увидел христиан и проникся к ним глубоким уважением. Он принимает крещение, уходит в Фиваидскую пустыню и проводит там 15 лет под руководством старца – отшельника Паламона. По внушению Бога он оставляет старца и на острове Тавенна посреди Нила вместе с пришедшим к нему братом Иоанном устраивает монастырь. В нем пришедшие подвижники вели общую жизнь в труде и в молитве, следуя введенному св. Пахомием строгому монастырскому уставу. Обязательным для всех было целомудрие, смирение, отречение от всего мирского (родных, своего имущества), бесприкословное подчинение авве. Первое, к чему приучаемы были новопоступающие в обитель, было отсечение своей воли. Монахи жили по трое в келье, вместе раз в день вкушали пищу (хлеб с солью, иногда – овощи без масла), вместе занимались рукоделием (доходы от которого принадлежали всей общине), носили одинаковую одежду (льняной хитон, кожаный пояс, островерхая шапочка-кукуль, сандалии), по несколько раз в день сходились в церковь для молитвы. Богослужение совершали пресвитеры из соседних селений, потому что св. Пахомий не допускал принятия монахами пресвитерского сана и сам его не имел, опасаясь появления в монашеской среде духа честолюбия и зависти. Слава о подвигах подвижника скоро привлекла к нему множество учеников, так что Тавенский монастырь не мог вместить всех желающих. Св. Пахомий основал еще несколько монастырей на берегах Нила в некотором отдалении друг от друга, и поставил во главе их настоятелей (игуменов). Он же устроил и первый женский монастырь, в котором настоятельницей стала его сестра. Желающих принимали в монастырь лишь после прохождения ими трехлетнего испытания, так было положено начало послушничеству, как предварительному этапу к монашеству.

К концу IV в. насчитывалось около 50 монастырей,

В историческом отношении важно было распространение монашества с Востока на Запад.Основателем монашества в Галлии стал св. Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360 – ок. 435 гг.), в 30 лет принявший монашество в Вифлеемском монастыре в Палестине. В начале V в. он в сане пресвитера поселился в Марселе, где основал мужской и женский монастыри. Он оставил более тридцати сочинений об устройств монашеской жизни

Но отцом монашества на Западе почитается св. Бенедикт Нурсийский (480-547 гг.), родился в Италии, происходил из знатного рода и получил хорошее классическое образование, однако смолоду был расположен к аскетическому образу жизни. В 14 лет он бежал от соблазнов мира в горную пещеру, где жил в одиночестве, погруженный в непрерывную молитву, бичеванием смиряя свою плоть. Пищу ему приносил его наставник старец Роман из соседнего монастыря. Через три года стало известно об удивительном аскете, и монахи одного монастыря пригласили его в игумены. Управление св. Бенедикта продлилось недолго, предложенный им строгий образ жизни и суровость управления привели к попытке отравить молодого игумена. Св. Бенедикт покинул монастырь и вернулся в пещеру. Вокруг него собираются многочисленные ученики, которых он расселил в 12 маленьких общежитиях, а в 529 г. он основал новый монастырь в Монте-Кассино.

Он считал более удобной и более доступной для спасающегося монашеское общежитие. заповедовал благонравное поведение, воздержание и трудолюбие. Монах-бенедиктинец отказывался от всех личных желаний и своей воли, полностью подчиняясь воле настоятеля – аббата монастыря. Он давал обеты нестяжания (до полной нищеты), пребывания в монастыре до конца жизни, целомудрия, молчания и смирения. (разрешалось употребление в пищу мяса), устав св. Бенедикта, ставшего в VIII в. общей нормой западной монашеской жизни. В частности, устав поощрял научные занятия, ежедневное чтение и переписывание книг, благодаря чему в стенах монастырей сохранилось много творений Отцов Церкви.

 

К началу X в. монастыри на Западе становятся богатыми культурными центрами, играют важную роль в экономической и общественной жизни. Светская и церковная власти охотно поддерживают монашество, однако, частые войны, голод и смуты все чаще привлекали за монастырские стены людей, далеких от аскетических идеалов. Падает строгость монастырской жизни. Во Франции в начале IX в. возродителем монашества на основе бенедиктинского устава стал св. Бенедикт Аньянский (750-821 г.).

 

14.В чем сходство и в чем отличие Десяти заповедей Моисея и Нагорной проповеди Иисуса Христа?

Эти заповеди христианства, по сути, являются дополнениями к десяти заповедям Пятикнижия. Основное отличие этих заповедей христианства от десяти заповедей заключено в том, что последние определяют то, что греховно, тогда как заповеди блаженства дают наставления о том, как можно достигнуть святости, своеобразного христианского совершенства. Эти заповеди христианства имеют название «Заповеди блаженства» в связи с тем, что исполнение их приводит к вечному блаженству после смерти, в будущей жизни

В Ветхозаветных говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие прещения в категорической форме. Здесь говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство.

Содержание проповеди изложено в Евангелии (Мф.5:1 — 7:29 и Лк.6:17—49). Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которой приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному.

Здесь Иисус не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его. Так, например, заповедь «не убий» истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния — нарушения супружеской верности (Лев.20:10) усматривается даже во взгляде на замужнюю женщину «с вожделением».

«Народ дивился учению Его, — замечает евангелист: — ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета, несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:

  • «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф.5:17-18);
  • «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.19:17);
  • «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин.5:46-47);
  • «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят»

 

 

!!!!.Почему народ в Иудее не поверил в Иисуса Христа как Мессию?

Не соблюдал формальностей + по внешности не подходил (не очень внушительна),хоть он были из рода Давидова

Он поставил под сомнение авторитет книжников и фарисеев,сказав что человек спасается не формальным соблюдением законов,а верой.

народ не поверил в Него как в мессию, потому что Он «нарушал» некоторые «уставы» которым люди следовали на протяжении нескольких тысяч лет,о которых было сказано еще в Ветхом Завете, основное-это не работать в субботу ( а Он исцелял,разрешал своим ученикам срывать колосья).Есть и другие «мелочи» по сравнению с этим-не есть,не «умыв тщательно рук» (а Он позволял это своим ученикам) (От Марка гл7),и для книжников и фарисеев было особенно странным что «Он ест с мытарями и грешниками (Мк,2:16).

Конечно же, книжники и фарисеи постоянно указывали на это Иисусу Христу (например, в главе 15 стих 2 от Матфея «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев?» или «И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? (Мк.2:24) )

Что же отвечал им на это Иисус?

 

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
посему Сын Человеческий есть господин и субботы.» (мк2.27-28)

Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. (Мф 12: 11-12)

Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Мк:2,17)

То есть ,Иисус не отвечал так, как от него ожидали и «не следовал преданиям старцев»,поэтому одни принимали его «за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков» (Мк.8:28) ,но не за Мессию

 

39. Почему в I-III вв. были гонения Римского государства на христиан?

1. Результатом деятельности апостолов стало то, что во всех крупных и малых городах Римской империи возникли христианские общины, выросли ученики апостолов, ставшие предстоятелями местных Церквей.

В центре апостольской проповеди стояла благая весть о Спасителе, принесшем мир и избавление. Дополняла проповедь та реально обновленная жизнь, которой жили первые общины христиан, отказывавшиеся от эгоизма и себялюбия языческого мира.

Главной причиной гонений на христиан стало отрицание ими всей системы ценностей, обычаев и нравов язычества. Империя терпела любую веру, лишь бы она не мешала сохранять привычный образ жизни и не подрывала бы устои государства. Но христиане на место эгоизма поставили любовь к ближнему, на место гордости – смирение, на место роскоши, к которой стремились все, – воздержание и пост; христиане отказались от многоженства, от ставшего привычным разврата; они возвышали рабов. Простой народ, видя непохожесть жизни христиан на их жизнь, перетолковывал это по своим грубым понятиям: христиан считали безбожниками за отказ приносить жертвы богам, человеконенавистниками – за отказ от языческих увеселений. Жрецы и оракулы, беспокоившиеся о падении своих доходов, обвиняли христиан во всех бедах – военных поражениях, засухе, эпидемиях, пожарах, наводнениях и землетрясениях; уверяли, будто христиане на своих собраниях предаются разврату, пьют кровь младенцев и т.д. Философы, в ослеплении своей гордыни, считали христианскую веру грубым и опасным суеверием, а твердость в стоянии за веру называли «вредным фанатизмом».

Кроме того, христиане отвергали господствовавшую римскую национально-политическую религию, сводившуюся к разработанному до мелочей ритуалу жертвоприношений и молитв. Она не была системой верований или системой морали, а просто обрядовым культом, имевшим государственное значение. В ту эпоху все возраставшего неверия мало кто принимал всерьез «римских богов», но это был символ государственности, хотя и формальный, но символ гражданства, рода, семьи.

«И вот от исполнения этого самоочевидного, простейшего гражданского долга и отказались христиане, и отказ оказался причиной гонений, – пишет прот. Александр Шмеман.). «Един Господь!» – этот дошедший до нашего времени возглас выражал суть отношения Церкви к миру.

Историю гонений на христиан в пределах империи можно разделить на три периода: в I в. отдельные гонения некоторых императоров, во II в.– начало отдельных планомерных гонений со стороны государства, в III в.– ожесточенная борьба государства с целью искоренения христианства.

В 311 г. Галерий, Лициний и Константин издают эдикт о прекращении гонений на христиан, тем самым засвидетельствовав бессилие римской власти и древнего язычества перед христианством. Язычники поражались силе христианского Бога, защитившего Свою Церковь.Христиане возвращаются из ссылок, возникают новые храмы, в которых священнослужители совершают богослужение.

 

16.Назовите основные таинства в Христианской Церкви.

Таинства в христианской Церкви есть обрядовые действия, в которых видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Догмат о таинствах Церкви утверждает их спасительное значение. Конечно, человек может воспринимать благодать и без внешних форм, но человек – не только дух, но и плоть, материя, вместе они составляют единую человеческую личность. И потому благодать Божия таинственно для людей проникает всего человека.

Установлено семь таинств: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение (соборование), венчание (брак) и священство. Те же таинства существуют и у католиков, хотя есть расхождения в порядке их совершения.

Правом совершать Таинство в православной Церкви обладают священники и епископы.

 

1) Крещение – это таинство, в котором верующий при троекратном погружении в освященную воду во имя Отца, Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской и греховной, уничтожаются все его грехи, он рождается в жизнь духовную и святую, обретает ту праведность, которую имел в состоянии невинности. Поэтому в этот миг ему нарекается новое имя, поэтому он облекается в чистые одежды (в белую рубашку). Через крещение происходит присоединение к Церкви. «Принявшие крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь, – предупреждал святой Симеон Новый Богослов, – будут иметь большее осуждение, чем не крещенные, как поругавшие... святую одежду Христову» (Цит.по: 2, с.278). Крещение совершается один раз в жизни. В первохристианские времена крещению предшествовало состояние оглашения, продолжавшееся иногда несколько лет, за это время оглашаемые изучали у священника Символ веры и основные догматы. Обычай крещения детей возник в конце I в., но окончательно утвердился в V в.

2) Таинство миропомазания совершается сразу вслед за Крещением. Миро – это особо освященное патриархом благовонное масло сложного состава. Путем помазывания миром крещенному различных частей тела ему подается дар Святого Духа для роста и укрепления в духовной жизни.

На сороковой день после рождения совершалось ранее (теперь сразу же) воцерковление новокрещенного.

Не все Православные Церкви признают всякое крещение, совершаемое во имя Отца и Сына и Святого Духа.

3) Таинство Причащения или Евхаристии (благодарения) есть таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а верующие причащаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит из двух отдельных моментов: 1) Преложения или Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господни и 2) Причащения этих Святых Даров.

В Евангелии от Иоанна приводятся слова Христа: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя...» (Ин, 6:48, 51, 54, 56). Об установлении этого таинства самим Иисусом Христом во время Тайной вечери свидетельствуют Евангелисты Матфей (Мф, 26:26-28) и Лука (Лк, 22:19-20), а также апостол Павел (1 Кор, 11:23-25).

4) Покаяние – это такое таинство, в котором исповедующийся в своих грехах получает прощение их от Самого Бога, хотя видимым образом отпущение грехов после исповеди дает священник. Для христианина покаяние необходимо, ибо быть настоящим членом Церкви возможно лишь после сознания своей греховности, сокрушения о допущенных падениях и слабостях и утверждения в себе решимости к исправлению.

Таинство это и порядок его совершения были установлены Иисусом Христом по Его Воскресении, когда Он сказал апостолам: «...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин, 20:22-23). Призыв к покаянию ранее провозглашал в своих проповедях св. Иоанн Предтеча. В ранних христианских общинах исповедь была публичной, с IV в. она повсеместно становится тайной. Покаяться человек может и сам перед Богом и Бог может простить его, но грехом человек отпадает от Церкви, и право «связать грех» для восстановления единства с Церковью дано священству.

Отпущение грехов есть акт милосердия, но не неосмысленной жалости. За большие грехи устанавливались наказания: многократные коленопреклоненные молитвы, пост, милостыня, недопущение до Причастия, иногда отлучение от Церкви вплоть до смертного часа. Однако при искреннем раскаянии прощаются и тяжкие грехи. Каялись и исповедовались в грехах даже святые, ибо один Бог безгрешен.

5) Таинство Священства или Хиротонии (греч. «рукоположения») есть такое священнодействие, при котором через молитвенное возложение епископом рук на голову избранного лица, на того низводится Божественная благодать, освящающая его и поставляющая его на известную ступень в церковной иерархии, возводящая его в священный сан, а после содействующая ему в исполнении его иерархических обязанностей – диакона, священника, епископа. Соответственно бывают три Хиротонии – диаконская, иерейская (священническая) и епископская.

Это таинство, в отличие от других, имеет право совершать лишь епископ по праву апостольского преемства. Таинство совершается только в храме на литургии в присутствии народа. Священником в Православной Церкви может быть только мужчина, обладающий необходимыми личными качествами и знаниями, пользующийся уважением. Епископская хиротония совершается соборно, т.е., с участием не менее двух епископов.

6) Елеосвящение – это такое таинство, при котором Церковь призывает на больного благодать Божию, исцеляющую болезни души и тела через помазание освященным маслом. Это таинство от лица полноты Церкви должно совершаться семью священниками, почему и называется также Соборованием (хотя допускается совершение и одним священником). Таинство разделяется на семь частей, в каждой из которых читаются свои молитвы, отрывок из Апостола и Евангелия.

7) В таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Богоустановленность брака основывается на тексте в книге Бытие: «И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт, 1:27-28).

Смысл: брака как таинства виден из слов апостола Павла: «Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика...» (Еф, 5:31-32).

Церковь благословляет и другой образ жизни – девство или безбрачие, основываясь на словах апостола Павла, что «хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа» (1 Кор, 7:1-2). Церковь ставит монашество выше брачной жизни, но немногие могут на себя взять пожизненный обет девства во имя Христа, поэтому благословляется брак. В

Таинство состоит из двух частей – обручения и венчания, которые сейчас происходят одно за другим, а ранее могли разделяться немалым сроком. Символическое значение имеет соединение будущих супругов кольцами при обручении: кольцо – символ вечности, не имеющей конца, таким должен быть христианский брак, который не разрывается и смертью. Еще более важно символическое благословение жениха и невесты венцами, после чего они становятся мужем и женою. Венцы означают не только царское достоинство людей, дарованное им Богом, но образ мученичества, ибо супружеский путь труден.

 

 

17.Назовите известных деятелей русского монашества.

Монашество (от греч. «монос» – «один», «одинокий») Это название стало применяться к жизни отдельных лиц или обществ, отвергающих «мир сей» и избирающих служение идеалам Христианства путем отречения от материальных и иных благ мира. Отцом христианского монашества почитается св. Антоний Великий (251-355 гг)

Возникновение монашества и появление на Руси монастырей относится к первым временам принятия Русью христианства. Монашество особенно сильно начинает развиваться с XI в., главным образом со времени основания в 1062 г. Киево-Печерского монастыря. Строгая подвижническая жизнь первых печерских иноков, способствовала принятию и укреплению в народе аскетического образа христианства. Это вело к постоянному увеличению числа монастырей, ставших важной основой Церкви, а также очагами новой христианской культуры.

В начале 18 века -«Духовный Регламент» 1721 г.Петра I прямо ставил задачей власти сдерживание численного роста монашества, «дармоедов и суеверов». В правление Анны Леопольдовны (регентша Ивана 6) 1740-1741- Синод выразил даже опасение, что русское монашество находится на грани полного уничтожения. Однако во второй половине XVIII в. Святейший Синод принимает меры к поднятию уровня нравственности в монастырях, поощряет формирование ученого монашества

возрождение русского монашества связано прежде всего не с деятельностью государства, а с хранящимся в народе благочестием и оживлением монашества изнутри- преподобный Паисийсыграл решающую роль-архимандрит монастыря в Молдавии. 17 лет принял монашество,Строго аскетический образ жизни и любовь к духовному просвещению на основе святоотеческой литературы сделали его имя очень известным, а Нямецкий монастырь – притягательным для православных. Преподобным Паисием были изданы на церковно-славянском языке многие произведения Отцов Церкви,: «Добротолюбие», сочинения святых Григория Паламы,Иоанна Златоустого и др.

Преподобный Паисий возродил и древнее явление старчества. Старец – это пожилой инок, который учит юных послушников, в духовной и обыденной жизни полностью покорных воле своего наставника. Старчество стало верным средством христианского совершенствования и для самого старца и для вверенных ему послушников, а в дальнейшем и для мирян.Ученики преподобного Паисия расселились по всей России, насаждая аскетические идеалы.

в XIX в. происходит подъем религиозности, ярким показателем чего стало увеличение числа монастырей и численности монашествующих, особенно среди женщин.

помещица Агафья Мельгунова Лишившись мужа еще в молодые года, принимает монашество с именем Александра. во сне она получила повеление Божией Матери отправиться на север и там заложить основу великой обители. По дороге она остановилась на ночлег в селе Дивеево и вновь увидела во сне Божию Матерь, которая внушила ей остаться на этом месте. Александра Мельгунова покупает землю,поселяется там, строит на свои средства церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и создает женскую общину из крестьянок – вдов и девиц. После ее кончины в 1789 г., духовное попечение над общиной принял на себя иеродиакон Серафим. К середине XIX в. Серафимо-Дивеевская женская обитель получила широкую известность совершенным общежитием, строгим аскетическим деланием и неукоснительным соблюдением богослужебного устава

Другой монахиней-подвижницей стала игуменья Феофания Готовцева (1787-1866 гг.) из старого дворянского рода. После получения образования в Екатерининском институте благородных девиц она выходит замуж за генерала, но ее замужество продолжалось всего два дня. Мужу было приказано отправиться к месту боевых действий (шла война России со Швецией), где он погиб. Дочь ее умирает в четырехлетнем возрасте, и спустя несколько лет после этого вдова генерала с 12 своими крепостными девушками поступает послушницей в Горицкий женский монастырь. Во время пребывания в обители она переписывается со старцем Феофаном.позже она решилась принять иноческий постриг и выбрала имя в память о своем духовном наставнике. Вскоре Николай 1 обратился к ней с просьбой: устроить на правильных началах женский Воскресенский Новодевичий моностырь,введя там строгий общежительный устав, а Синоду он приказал назначить ее игуменией обители. К концу XIX в. в обители было более 300 сестер, имелись различные мастерские по шитью золотом и жемчугом, изготовлению священнических облачений. Монахини стирали белье для сиротских приютов и домов престарелых. Были открыты приют для девочек, школы для девочек и для мальчиков


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты