Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Г. – избрание на Поместном соборе Патриархом Московским и всея Руси Пимена




70-е годы– ослабление гонений на Церковь, отчасти благодаря осуждению со стороны западных христиан репрессий против правозащитников и узников за веру;

1983 г. – передача РПЦ московского Свято-Данилова монастыря;

1987 г. – возобновление иноческой жизни во Введенской Оптиной пустыни;

1988 г. – празднование 1000-летия Крещения Руси;;

– возобновление иноческой жизни в Киево-Печерской лавре;

 

31.Какие различия Православия и Католицизма являются существенными, а какие – несущественными, если вести речь об их воссоединении?

32.Что является источником христианского вероучения?

Христианское вероучение сосредоточено в двух источниках – Священном Писании и Священном Предании.

Священное Писание составляют книги Ветхого и Нового Заветов. Книги Ветхого Завета были давно известны, их тексты из поколения в поколение передавались верующими евреями, в III в. до Р.Х. были переведены на греческий язык (Септуагинта).

Свод текстов Нового Завета образовался в I веке. В первые десятилетия христианства происходит собирание и строгий отбор текстов, несомненно принадлежащих апостолам, отделение их от подложных книг, которые надписывались апостольскими именами (апокрифические евангелия «от Никодима», «от Фомы» или «Апокалипсис Петра» и др.). Таким образом к V в. образовался один во всей Вселенской Церкви сборник или канон священных книг Нового Завета.

Однако апостолы и до и после написания Евангелий несколько десятилетий проповедовали евангельское учение, основываясь на данных им поучениях Иисуса Христа. На апостольских соборах они решали практические вопросы жизни Церкви. Очевидно, что в написанные ими Евангелия, книги Деяний апостолов и Апостольские послания вошли наиболее существенные моменты учения, а частности и практические указания (акты мучеников, правила апостольские, древние литургии и пр.) были развиты апостолами устно и передавались предстоятелям церквей, составив устное предание.. Апостольская Церковь тщательно хранила от непосвященных свои таинства (крещения, Евхаристии), поэтому на их совершение не допускались посторонние, их порядок не записывался, а передавался устно.

"Священное Предание — это не только собрание множества письменных документов, это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым, Духом".

2. Библия – так называется в Христианской Церкви собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей. Евреи не знали этого слова и свои священные книги обозначали как Писания или Завет. Впервые собрание священных книг назвал Библией св. Иоанн Златоуст в IV в. (12, т. 1, с. 255). Это слово произошло от греческого «библиа», что означает «книги».

Библия уникальна. Она уникальна своей целостностью, хотя писалась на протяжении 1500 лет при жизни 40 поколений, более чем 40 авторами, среди которых были цари, крестьяне, поэты, государственные деятели, ученые, рыбаки. Они оставались людьми, каждый со своим характером и стилем, но через них говорил Бог. Эта Книга книг уникальна тем, что, затрагивая сотни различных важных и нередко спорных для человека тем, авторы Библии трактуют их единым образом и ведут к одной мысли: об искуплении Богом греха человека. Любую часть Библии можно правильно понять и объяснить лишь в контексте всей Библии.

Удивительна жизнеспособность Библии. Она была написана на непрочном материале (пергаменте и папирусе), ее множество раз переписывали, но это не намного ухудшило качества текста и не повредило его точности. Переписчики копировали текст с величайшей тщательностью и со временем стали нумеровать стихи и слова. Разделение сплошного текста на главы появляется в XIII в., разделение на стихи – в XVI в. Библия была переведена с древнееврейского и арамейского языков на греческий около 250 г. до Р. X. (т. н. Септуагинта), на латинский – в конце IV в. (Вульгата), а к середине XX в. переводы Библии вышли на 240 языках мира, отдельные книги – еще на 739 языках (21, с. 10).

Враги Библии преследовали ее как никакую другую книгу на протяжении двух тысяч лет. Ее сжигали, запрещали, объявляли вне закона множество могущественных правителей от римских императоров до генеральных секретарей компартий. Вольтер говорил, что через сто лет после его смерти христианство будет сметено с лица земли и уйдет в историю. Но в историю ушел Вольтер, а Библия остается самой читаемой книгой в мире..Библия пережила сокрушительнейшую критику. Ни одну другую книгу в истории так придирчиво не разбирали, так неудержимо не порочили.

 

Единственная и главная цель библейских авторов состоит в раскрытии действия Божия в мире, это книга Божественного Откровения. «Библия напоминает нам: человек – это не игрушка слепой судьбы, как думали древние римляне и греки и как думают многие сегодня. Жизнь любого человека – в руках любящего всех Бога, от которого все зависит. Воля Божия – вести человека к единственно истинной цели – ко спасению» (8, с. 215).

В то же время, утверждает св. Иларион (Троицкий), «можно знать наизусть весь Новый Завет... и, однако, быть очень и очень далеким от спасения. Для спасения необходимо приложиться к Церкви... Книги Священного Писания – одно из средств, через которые в Церкви действует на людей благодатная сила Божия»

3. В состав Ветхого Завета Православной Библии входят 39 канонических и 11 неканонических (включенных для назидательного чтения) книг. Протестанты неканонические книги печатают отдельно, а у католиков в канон входят 45 книг Ветхого Завета

4. В состав Нового Завета входят 27 канонических книг: книги законоположительные – четыре Евангелия, книга историческая – Деяния апостолов, книги учительные – соборные послания апостолов, послания апостола Павла, книга пророческая – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Все книги были написаны на греческом языке (по преданию, Евангелие от Матфея было написано на древнееврейском языке, но сохранился лишь греческий перевод). Время написания каждой из книг не может быть определено с безусловной точностью. Сохранилось много текстов этих книг, датируемых II-XVI вв. Деление Нового Завета на главы было проведено в XII в., а на стихи еще позднее – в XVI в. Содержание и самый дух Нового Завета заметно отличаются от Ветхого Завета, однако они не случайно соединены в одно целое. Ветхий Завет служил основанием для Нового, апостолы и евангелисты постоянно ссылаются на тексты Ветхого Завета, обе части Библии взаимно дополняют друг друга.

 

 

33.В чем состоят заслуги Апостолов перед Церковью? В чем значение деятельности апостола Павла?

Первых двенадцать апостолов избрал и так назвал Иисус Христос, дабы они свидетельствовали о Его деяниях и воскресении, открывали всем людям спасительные истины. Это Андрей Первозванный; Варфоломей (подлинное имя Нафанаил); Иаков Старший Зеведеев; Иаков Младший Алфеев; Иоанн Богослов, Евангелист, любимый ученик Иисуса, младший брат Иакова Старшего; Иуда Искариот, державший кассу апостолов, который предал Иисуса; Иуда Фаддей, брат Иакова Младшего; Матфей Левий мытарь Петр, собственное имя Симон, брат апостола Андрея, из наиболее близких учеников Иисуса; Симон Кананит (Зилот, греч. «усердный, ревнитель»); Филипп, приведший к Иисусу Варфоломея; Фома «неверующий». Апостолы были разного возраста: Иоанн совсем юноша, Петр – уже женат; разного социального положения: Андрей и Петр – рыбаки, Матфей – сборщик налогов; они не имели формального образования; все были родом из Галилеи.

По вознесении Иисуса Христа апостолы собрались в Иерусалиме, где ожидали сошествия Святого Духа. Находясь вместе, они горячо молились вместе с Богоматерью. В эти дни ожидания на место отпадшего Иуды Искариота был избран Матфий, сопричисленный к одиннадцати апостолам. Наконец, по прошествии десяти дней от вознесения, явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. (Деян, 2:1-4).

В то время в Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы (праздник жатвы, наступающий на 50-й день после Пасхи), собралось множество иудеев из разных мест Римской империи и других стран. Многие собрались вокруг того дома, где находились апостолы, привлеченные шумом с неба. Апостолы обратились к ним с проповедью, причем говорили на их родных языках. Все пришли в изумление и недоумение, каким образом простые неученые люди могут вдруг узнать различные языки.. Апостол Петр произнес тогда воодушевленную речь, что ожидаемый Мессия явился в лице Иисуса из Назарета, которого они убили, но Который воскрес и Который есть истинный Господь. Услышав все это, собравшиеся умилились сердцем и спросили, что им делать? Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян, 2:37-38), – отвечал им апостол Петр. В тот день крестилось около трех тысяч человек.

Со дня сошествия Святаго Духа началась открытая проповедь апостолов об Иисусе Христе. Они проповедовали в Иерусалимском храме и в частных домах и имели необыкновенный успех: ежедневно происходило присоединение к Церкви новообращенных иудеев. Исцеление апостолом Петром хромого от рождения именем Иисуса Христа, происшедшее в храме и описанное в Деяниях апостолов, особенно усилило приток новообращенных, называется цифра в 5 тысяч человек.

 

После того, как все больше людей обращалось к новой вере, и даже священники присоединялись к Церкви, решением синедриона апостолы Петр и Иоанн были заключены в темницу, но чудесным образом освобождены. При новом обсуждении этого вопроса в синедрионе один из его уважаемых членов, фарисей Гамалиил сказал так: ...отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян, 5:38-39). апостолов, били запретив им говорить о имени Иисуса. Однако апостолы каждодневно продолжали проповедовать об Иисусе Христе.

Гонители христианства вскоре узнали, что это учение быстро распространяется среди иудеев диаспоры (рассеяния) и решились преследовать его и там. Молодой фарисей Савл, сын знатных родителей,получивший хорошее образование), проявил себя одним из наиболее ревностных защитников иудейского закона. Подобно многим израильтянам он жаждал пришествия Мессии, но ожидал увидеть в нем могучего царя, который восстановит царство еврейское во всем блеске его древнего величия. Признание Мессией безвестного проповедника из Назарета, преданного позорной смерти на кресте, было с его точки зрения безумием. Он вступал в споры с христианами, но не мог их переубедить и тогда обратился к насилию В молодой христианской общине имя Савла наводило ужас. В 35 или 37 г. он вызвался отправиться в Дамаск, где укрылись общины первых христиан, дабы разгромить их и привести на суд синедриона в Иерусалим. Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Савл горел стремлением защитить свою веру.

На пути в Дамаск случилось чудо: Савлу явился Христос и совершилось обращение ярого гонителя христианства в пламенного проповедника новой веры. (Деян, 9:18-21).После крещения Савл стал называть себя своим римским именем – Павел.

Апостол Павел стал великим проповедником христианства среди язычников, заслужив наименование Апостол язычников. Он совершил несколько длительных миссионерских путешествий в Малую Азию, на Кипр, в Македонию, Грецию (о чем писал сам в некоторых своих посланиях). Во всех крупных городах в то время имелась иудейская колония и синагога, где и начинал Павел свою проповедь. Слух о новом проповеднике быстро разносился по городу, и вот уже язычники внимали глашатаю новых истин. Большинство иудеев не принимало их, Павла и его спутников изгоняли, но семена веры были уже посеяны.

 

Не раз приходилось спасаться бегством Апостолу язычников, он был побиваем камнями, претерпел много испытаний, но его пламенная проповедь помогали людям обратиться к Богу. В каждой основанной им местной Церкви Павел рукополагал пресвитеров, которым поручал пасти «стадо Христово» и распространять веру. В начале 40-х годов в Антиохии, где верующих из язычников было больше, чем из иудеев, последователи Христа усвоили себе название христиан, в то время как иудеи с принятием нового учения не решались принять и новое имя.

Христианство возникло в иудейской среде, и большинство евреев считали необходимым соблюдение мицвота (еврейских бытовых заповедей). Павел сам во многих случаях соблюдал обрядовые законы Моисея, но не принуждал к этому язычников, уверовавших во Христа. Он проповедовал оправдание человека не делами закона, а благодатью Бога, от человека же ожидается единственно и исключительно лишь вера. Окончательно это было утверждено на первом апостольском соборе в Иерусалиме в 51 г.

Не менее важно значение апостола Павла и как вероучителя. В своих многочисленных посланиях к местным Церквам он утверждал и разъяснял истины христианства о Царстве Божием, о греховности человека, о любви к Богу и ближнему.

В 60 г. апостол Павел был заключен в темницу в Риме и в 65 или 67 г. обезглавлен 29 июня в один день с казнью апостола Петра (распят вниз головой)

Сохранилось мало достоверных данных о местах проповеди других апостолов и об их деятельности. Они проповедовали христианство в разных частях света все они претерпели мученическую кончину, за исключением апостола Иоанна Богослова.

Во исполнении заповеди Иисуса Христа апостол Иоанн был охранителем Богоматери до самой ее кончины в 48 г., и до этого времени не оставлял Иерусалима. Проповедническая его деятельность в Малой Азии начинается после апостольского собора в 51 г. Около 96 г. был сослан на остров Патмос, где было написано Откровение (Апокалипсис), а позднее – четвертое Евангелие.. В последние годы жизни вследствие старческой немощи он не мог уже много говорить, поэтому своим ученикам повторял только: «Дети, любите друг друга». Больше других учеников Христа он говорил о любви, почему иногда его называют Апостолом любви.

 

34.Как и почему возник институт папства в Католической Церкви?

Папство как религиозно-монархическая система сложилась на протяжении нескольких веков. Епископы города Рима получили наибольшее влияние к IV в., благодаря как авторитету апостолов Петра и Павла, так и наличию крупной земельной собственности, придававшей им независимость и самостоятельность в отношениях с императорской властью в Константинополе.

Разделение Римской империи в 395 г. и низложение последнего императора Западной Римской империи в 476 г. способствовали усилению самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме, а также подчинению ему в правовом отношении всех других епископов. С V в. римские епископы присвоили себе наименование «папа» (от греч. «отец»). Весь авторитет, который приобрел Рим в течение веков, сосредоточился на римском папе. Папа стал настолько влиятельным, что о порог его престола разбилась волна варварства, разрушившего империю: варвары из язычества обращались в христианство, ярким примером чего является крещение короля франка Хлодвига в 496 г. Тем не менее, до 685 г. вновь избранного папу утверждал император

Но в начале IX в Папская власть настолько окрепла, что Пасхалий I уже обошелся без утверждения императора. При нем становится господствующей идея о превосходстве духовной власти над светской. Основой для этого послужило появление т.н. Лжеисидоровых декреталий. Это сборник наполовину подложных документов канонического права, составленный неизвестным автором в середине IX в. В декреталиях содержится теория римского примата, т.е. непогрешимости папы, его полной независимости от светской власти и неподсудности суду епископов. Опираясь на декреталии, Николай I (858-867 гг.) смог утвердить свою власть над всеми странами Западной Европы, а его преемник Иоанн VIII (882 г.) заявил, что право распоряжаться императорской короной принадлежит папе.

Вскоре настало глубокое падение папства, погрузившегося в невежество, безнравственность, грубое суеверие, и длившееся почти два века. Большинство пап с 882 г. по 1046 г. безнравственны и ничтожны, их поставляют аристократические семьи,любовницы и тд В начале X в. за восемь лет было возведено и низвергнуто десять пап.

Но во второй половине XI в. начинается возрождение папства. Этому прямо помогала императорская власть, а также новое религиозное движение монахов. Клюнийское движение родилось в 910 г. в монастыре в местечке Клюни во Франции, суть его состояла в переходе из-под власти светского правителя-феодала и духовного правителя-епископа под непосредственную власть папы. Под главенством Клюни возникла мощная конгрегация, включавшая сотни монастырей во Франции, Германии, северной Италии, Испании, Англии. Конгрегация хорошо организовала дело благотворительности и получила широкое влияние в народных массах. Клюнийцы прямо стали влиять на выборы пап, они были среди активистов первого крестового похода.

Существовавшие основы теории и практики папской власти упрочил Григорий VII (1073-1085 гг.), при нем папа стал избираться не римским народом или императором, а коллегией кардиналов. Это он отлучил от Церкви германского императора Генриха IV и заставил его отправиться босого во власянице в Италию, в местечко Каноссу для получения прощения. Так сложилась теократическая власть папы, опиравшихся на монашеские конгрегации и ордена, а с XIII в. на инквизицию.

В дальнейшем папы путем заключения конкордата (соглашения) решали со светскими государями спорные вопросы и обеспечивали сохранение главенствующей роли римского престола. Римский престол но вплоть до Нового времени оказывает решающее влияние на общественную жизнь западноевропейских стран.

35.Назовите видных деятелей Реформации.

Наиболее известны из них Лютер в Германии, Цвингли в Швейцарии и Кальвин в Женеве. Все они были воодушевлены добрыми намерениями, обладали замечательными дарованиями и сильной волей.

Но они, во-первых, приняли на себя дело, неподъемное для отдельного человека, а во-вторых, при всей своей учености имели весьма смутное представление о Православной Восточной Церкви как прямой преемнице Церкви Апостольской. Они смогли отторгнуть от Рима значительную часть верующих, но не сумели их привести к Православию, напротив, увели еще дальше, чем папство.

Наиболее известны из них Лютер в Германии, Цвингли в Швейцарии и Кальвин в Женеве. Все они были воодушевлены добрыми намерениями, обладали замечательными дарованиями и сильной волей.

Но они, во-первых, приняли на себя дело, неподъемное для отдельного человека, а во-вторых, при всей своей учености имели весьма смутное представление о Православной Восточной Церкви как прямой преемнице Церкви Апостольской. Они смогли отторгнуть от Рима значительную часть верующих, но не сумели их привести к Православию, напротив, увели еще дальше, чем папство.

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии в семье рудокопа. Отец сумел дать ему образование, Лютер учился в Эрфуртском университете. Вопреки воле отца в 1505 г. он поступил в августинский монастырь, хотя, унаследовав психологию северогерманского крестьянина, угловатость и резкость обращения, грубовато-наивную речь, Лютер обладал страстной натурой и не имел призвания к монашеству.

Во время путешествия в Рим в 1510 г. он поразился небрежности, с какой местные клирики совершали богослужение. Лютер переживает охлаждение к столице католичества и утверждается в мысли, что для спасения не нужны подвиги благочестия, а нужна только вера, он обращается к изучению сочинений блаж. Августина. По возвращении на родину в Виттенберге он преподает в университете, становится доктором богословия.

В то время папа Лев X для завершения постройки храма св. Петра в Риме (отчасти и для покрытия собственных расходов) объявил о всеобщей продаже индульгенций. В 1517 г. в Виттенберг явился монах Тецель, взявшийся за бойкую торговлю «свидетельством о прощении грехов». Лютер выставил у дверей дворцовой церкви 95 тезисов против злоупотреблений папства. На его стороне было всеобщее одобрение, ответные тезисы Тецеля студенты сожгли. Папа вызвал Лютера в Рим, но саксонский курфюрст Фридрих Мудрый этому воспротивился. Подобно гуситскому движению, протест Лютера вызвал общенародную поддержку. Германские князья желали свергнуть папское иго и умалить прерогативы германского императора, хотя епископы в своем большинстве сохраняли верность Риму, а вот университетские профессора стремились избавиться от жесткого контроля над их исследованиями, даже крестьяне искали облегчения своей участи. Лютер отказался подчиниться требованию папы и отречься от своих идей, напротив, один за другим выпускал резкие памфлеты с осуждением и разоблачением папства, которые широко расходились не только в Германии, но и в Швейцарии, Франции, Нидерландах, Англии. В 1520 г. Лютер в присутствии многих ученых сжег осуждающую его папскую буллу, а заодно и книги канонического права. Император Карл V вызвал Лютера на сейм в Вормсе, где Лютер проявил большую стойкость, но Карл V заключил соглашение с папой, и участь дерзкого ученого монаха казалась решенной. Однако курфюрст помог ему скрыться, и Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык.

Исходя из своей моноидеи об оправдании верой, он усомнился в подлинности некоторых библейских текстов, например, послания св. апостола Иакова и Апокалипсиса, в которых очевидно говорится о необходимости добрых дел для оправдания человека. Пламенный мятежник смягчает свою критику князей и клеймит «кровопийц крестьян» за непослушание властям. В 1524 г. Лютер снимает монашеский сан, женится на бывшей монахине Катарине фон Бора, и последние 20 лет жизни проводит в спокойной научной и литературной деятельности.

Сам Лютер не составил какой-либо системы, однако его деятельность положило начало европейской Реформации, а его учение послужило образованию значительного течения в христианстве – протестантизма. Сторонники Лютера приступили к преобразованию институтов и уклада римско-католической церкви. Основой лютеранского вероучения считается учение об оправдании одной верой, без добрых дел, а также учение о единственном источнике веры – Священном Писании с предоставлением каждому верующему читать его и толковать по своему разумению. В лютеранстве нет таинств, кроме Крещения и Евхаристии, нет законной иерархии, монашества, почитания икон и мощей, праздников (кроме Господских), паломничества и пр. Исходя из мысли Лютера «все христиане – священники», лютеранский пастор – тот же мирянин, избираемый обществом для проповеди и служения в храме. Лютеранское вероисповедание оказалось тесно связанным со светской властью; оно унаследовало от католичества некоторые отступления от Православия: filioque, обливание в крещении, опресноки вместо квасного хлеба в причащении, а также использование органа при богослужении, открытые алтари, места для сиденья и др.

Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) пошел намного дальше Лютера в реформировании христианства. Он родился в зажиточной крестьянской семье, получил высшее образование в Венском и Базельском университетах. Увлекшись изучением Священного Писания, он стал приходским священником.

В своих проповедях Цвингли отзывался на вопросы текущей местной жизни, осуждал различные суеверия и церковные злоупотребления, практику целибата, и постепенно пришел к мысли, что христианство – не культ, а всего лишь нравственное учение. В 1516 г. в Эйнзидельнском женском монастыре он объявил монахинь свободными от обета безбрачия и прекратил почитание святых. В 1519 г. Цвингли переселяется в Цюрих. В своих проповедях и в выступлениях на диспутах он утверждает о скором падении римского папы, отрицает все таинства в Церкви, требует закрытия монастырей, вынесения из церквей икон и употребления драгоценностей на помощь бедным, «которые представляют истинный образ Божий». В Швейцарии власти в полной мере воспользовались распространением идей Цвингли: монастыри были обращены в школы, приюты и госпитали, а монастырское имущество перешло в собственность общин; богослужение было упрощено, месса уничтожена, т.к. Цвингли объяснял Евхаристию только как символическое воспоминание страданий Христовых и знак взаимного общения верующих. Безбрачие духовенства было упразднено, и сам Цвингли в 40 лет женился на вдове Анне Мейер. Храмы у реформаторов были обращены в простые молитвенные залы без всяких украшений. Впоследствии в цвинглианстве возникла идея о соединении государства и общины верующих в одном «демократическом учреждении» (12, т. 3, с. 183-185).

Жан Кальвин (Ковен, 1509-1564 гг.) родился на севере Франции в зажиточной семье и с детства отличался необыкновенными способностями. Занятия правом сформировали его замечательные логические способности, но Кальвин увлекается литературой. Его переход в протестантизм не был вызван сильным душевным порывом, а совершился в результате медленной рассудочной работы. В 1534 г. он уже явно вне католицизма, а в 1536 г. выходит его книга «Наставления в христианской вере», содержащая свод догматического и церковного учения кальвинизма. Он пошел дальше Лютера в учении об оправдании, опираясь на учение о предопределении блаженного Августина.

По учению Кальвина, верующий уже есть избранник Божий, предопределенный к Царству Небесному, т.к. Бог, предвидя падение человека и решив его искупление, от вечности предопределил, кто из людей спасется, а кто погибнет. Спрашивать, почему одних Бог избрал, а других отвергнул – бесполезно, для нас непостижимы законы, по которым действует Божественная воля. Кальвинизм обрел черты нетерпимости и чисто рационалистический характер, в нем не осталось и следа мистицизма, воображения и неопределенности, везде логические рассуждения и ссылки на текст Писания, жестко аскетический кодекс нравственности. Согласно учению Кальвина, всякое сообщество людей, в котором раздается проповедь слова Божия и совершаются таинства (крещение и причащение) есть Церковь. Заняв видное место в государственной и общественной жизни Женевской республики, Кальвин ввел обязательный контроль за соблюдением правил веры членами общины и за их частной жизнью, установил систему строгих преследований за нарушение нравственных правил (были запрещены танцы, песни, развлечения, яркие наряды). В 1553 г. он прямо довел до костра своего идейного противника испанца Мигеля Сервета (который отрицал троичность лиц Божества и Божество Иисуса Христа), возведя в принцип преследование еретиков. Из принципа Кальвина «Бога надо слушаться больше, чем людей» (Деян. 4:19) в кальвинизме возникла теория сопротивления нечестивой и вообще тиранической власти

 

41. Назовите видных деятелей Русской Церкви XIX в.

36.Как и почему изменился характер церковно-государственных отношений в России в конце ХХ в.?

Перестройка-развал СССР не было идеологии

1990 г. – избрание на Поместном соборе Патриархом Московским и всея Руси Алексия (Алексея Михайловича Ридигера, р. 1929 г.);

1994 г.– начало восстановления храма Христа Спасителя в Москве;

2000 г.– великое освящение храма Христа Спасителя;

– на Архиерейском соборе к лику святых причислен сонм новомучеников

В начале нового XXI столетия, в новых условиях Православная Церковь продолжает свое служение. «Главная беда современной жизни – стремительная утрата людьми духовных ориентиров, – отмечал Святейший Патриарх Алексий II в декабре 2000 г.– Религиозный идеал – святость перестает быть общественным идеалом. Греховные проявления человеческой личности – эгоизм, жестокость, распущенность, вседозволенность, неуважение к закону – становятся обыденными, превращаются чуть ли не в повседневную норму жизни».

В принятых в 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «Основах социальной концепции» РПЦ утверждается: «Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый

Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь... Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении

Во многом благодаря Патриарху Алексею 2 роль церкви в обществе очень выросла.Она становится крупным политическом и экономическим игроком (акцизы на спиртное и табак)

 

Воссоединение с русской православной зарубежной церкви.Когда ЕБН сошел с поста президента и пришел Путин-первым его шагом была просьба о благословлении президента-очень важно.Сейчас же патриарх Кирилл позиционирует церковь как государственный интитут,несущую социально-воспитательную роль. А он государственной чиновник очень высокого ранга. Тоесть государственная власть становится сильнее-растет и подчиняет себе власть церковную.

 

 

37.В чем состоит значение возникновения монотеизма? Аргументируйте Ваш ответ.

Монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч— религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму)[1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму.[2] В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство[3].

 


Бог языческий - посюсторонний, земной, - язычество - это поклонение не Творцу, а твари, т.е. сотворенному. [Рим.1:25] Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.


Бог монотеистический - потусторонний, абстрактный, удаленный от человека..

 

Есть у этого всего и огромное философское значение. Монотеизм провозглашает идею, что все является производной чего-то одного.

Нап­ри­мер, ве­ли­кий за­ко­но­учи­тель Ги­лель, жив­ший в на­ча­ле но­вой эры, так от­ве­тил языч­ни­ку, ко­то­рый про­сил из­ло­жить сущ­ность иуда­из­м (первой монотеистической религии) за то вре­мя, по­ка он бу­дет сто­ять на од­ной но­ге: «Не де­лай ближ­не­му то­го, че­го се­бе не же­ла­ешь. В этом зак­лю­ча­ет­ся вся суть То­ры. Все ос­таль­ное есть тол­ко­ва­ние. Иди и учись».

Обобщая со­дер­жа­ние за­по­ве­дей, не­об­хо­ди­мо от­ме­тить те две идеи, ко­то­рые обес­пе­чи­ли их огром­ное вли­яние на фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­вых мо­но­те­ис­ти­чес­ких ре­ли­гий.

1. Идея еди­но­го все­мо­гу­ще­го Бо­жес­т­ва, ко­то­ро­му од­но­му толь ко мож­но и дол­ж­но пок­ло­нять­ся; Ина­че го­во­ря, про­воз­г­ла­ша­ет­ся ре­во­лю­ци­он­ная для то­го вре­ме­ни идея мо­но­те­из­ма.

2. Про­воз­г­ла­ше­ние важ­но­го и очень прив­ле­ка­тель­но­го прин­ци­па че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва - со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Подчинения Закону

Подобные идеи нас­толь­ко опе­ре­ди­ли свое вре­мя, что по­тен­ци­ал их пос­те­пен­но и с боль­шим тру­дом рас­к­ры­вал­ся в те­че­ние да­же не ве­ков, а ты­ся­че­ле­тий. Нес­коль­ко за­бе­гая впе­ред, сле­ду­ет ука­зать, что все бед­с­т­вия ев­рей­с­ко­го на­ро­да, да и все­го че­ло­ве­чес­т­ва, в иуда­из­ме объ­яс­ня­ют­ся Божь­им на­ка­за­ни­ем за не­соб­лю­де­ние этих биб­лей­с­ких за­по­ве­дей.

 

38. Расскажите о священных книгах иудеев. В чем они совпадают со священными книгами в христианстве, а в чем - нет.

Свое Свя­щен­ное Пи­са­ние иудеи на­зы­ва­ют Та­нах. Это сло­во пред­с­тав­ля­ет со­бой аб­бре­ви­ату­ру трех ев­рей­с­ких слов: То­ра, На­ви­им, Кту­вим. На­ви­им (евр. - Про­ро­ки) оз­на­ча­ет часть Пи­са­ния, где соб­ра­ны Кни­ги про­ро­ков.То­ра в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва обоз­на­ча­ет Бо­жес­т­вен­ное ука­за­ние или во­об­ще со­во­куп­ность Божь­их за­по­ве­дей, за­ве­щан­ных из­б­ран­но­му на­ро­ду. В дру­гом, бо­лее уз­ком, смыс­ле То­ра - это пер­вые пять книг Свя­щен­но­го Пи­са­ния, сос­тав­ля­ющие по сво­ему со­дер­жа­нию и кон­цеп­ции еди­ное це­лое. Дру­гое наз­ва­ние То­ры в та­ком зна­че­нии - Пя­тик­ни­жие Мо­исе­ево. Вне иудей­с­ко­го ми­ра Та­нах при­ня­то на­зы­вать Вет­хим За­ве­том Биб­лии (Биб­лия - гре­чес­кое сло­во, оз­на­ча­ющее «кни­ги»).


Евреи считают, что эти книги различаются по степени боговдохновенности, и располагают их в порядке важности.
Тора (Закон) — Пятикнижие, или пять книг Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Невиим (Пророки) — книги Иисуса Навина, Судей, Царств, а также «больших пророков» (Исаии, Иеремии, Иезекииля) и 12 «малых пророков» (от Осии до Малахии).
Кетувим (Писания) — поэтические книги. Включает Руфь, от 1 Паралипоменон до Песни Песней, Даниила и Плач Иеремии.
Талмуд
Согласно ортодоксальному иудаизму, Бог не только дал Моисею на горе Синай письменный закон, или Тору, но и открыл ему подробности относительно того, как этот Закон применять. Эти сведения должны были передаваться устно, и их стали называть устным законом. Таким образом, Талмуд — это письменное изложение устного закона, позже дополненное комментариями и толкованиями, которые раввины собирали в Средние века, начиная со II века н. э.
Талмуд принято разделять на две основные части.
Мишна — комментарии к письменному Закону, основывающиеся на толкованиях раввинов, так называемых таннаев (законоучителей). Мишна была записана в конце II — начале III века н. э.
Гемара (первоначально Талмуд) — более поздние комментарии раввинов к Мишне (III—VI век н. э.).
Кроме этих двух частей Талмуд еще может включать в себя комментарии к Гемаре, сделанные раввинами в Средние века. Из этих раввинов наиболее известны Раши (Шломо бен Ицхак [1040—1105]), упростивший сложный язык Талмуда, и Рамбам (Моше бен Маймон, известный как Маймонид [1135—1204]), реорганизовавший Талмуд в более сжатую версию (Мишне Тора), доступную для всех евреев.

 

Ветхий Завет начинается с рассказа о происхождении мира, составленного по преданиям и особо открытым Богом великому пророку Моисею (время его жизни – примерно XIII в. до Р. X.).

Первые пять книг Библии составляют одно целое – Пятикнижие Моисея: Бытие (сокращенно Быт.) – книга о происхождении мира, рода человеческого и избранного народа; Исход (Исх.) – об исходе евреев из Египта; Левит (Лев.) – закон для священников из колена Левиина; Числа (Чис.) – описание переписи народа; Второзаконие (Втор.) – подробное изложение Закона, данного Моисею Богом на Синае.

Исторические книги (написаны не ранее 562 г. до Р.Х.): Книга Иисуса Навина (Нав.) – о еврейском народе в эпоху Вавилонского пленения; Книга Судей (Суд.) – описывает завоевание Земли Обетованной и рассказывает о деяниях судей в 1250-1200 гг. до Р. X.; Книга Руфи (Руфь) - трогательная история о вознаграждении надежды на Бога.

Книги Царств: в 1-й и 2-й книгах (1 Цар. и 2 Цар.) рассказывается о царствовании Саула и Давида, 3-я книга (3 Цар.) – о царствовании Соломона, о разделении царства после его смерти в 931 г. до Р. X. на Израильское и Иудейское, 4-я книга (4 Цар.) – об ослаблении Израиля и взятии Иерусалима Навуходоносором в 587 г. до Р.Х. 1-я и 2-я книги Паралипоменон (1 Пар. и 2 Пар.) – это исторические записи, во многом повторяющие Книги Царств; 1-я Книга Ездры (1 Езд.), Книга Неемии (Неем.), 2-я и 3-я Книги Ездры (2 Езд. и 3 Езд.) – о возвращении иудеев из плена в 536-520 гг. до Р.Х. и их обустройстве, обличение грехов народа и предсказание ему будущей радости.

Книга Товита (Тов.) – семейная хроника, написанная около 200 г. до Р. X.; Книга Иудифи (Иудифь) и Книга Есфири (Есф.) – о победе избранного народа над его врагами.

Учительные книги и книги мудрых Израиля: Книга Иова (Иов) – повествование о великом праведнике; Псалтирь (Пс.) – собрание 150 духовных песнопений (молитв, славословий или поучений), большая часть которых принадлежит царю Давиду (царствовал в 1004-965 гг. до Р. X.); Книга притчей Соломона (Притч.) – собрание нравоучительных мыслей и поучений; Книга Екклезиаста (Еккл.) – свободное размышление о тщетности всего земного; Песнь песней Соломона (Песн.) – символическое изображение Христа и Церкви, так толкуют эту Книгу богословы; Книга премудрости Соломона (Прем.) – размышления о Боге, человеке и мире; Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир.) – размышления о мире и о необходимости соблюдения Закона, данного Моисею.

Пророческие книги делятся условно на книги четырех «великих» и двенадцати «малых» пророков: Книга пророка Исаии (Ис.) (около 765-701 гг. до Р. X.) – пророчества о суде над народами, притесняющими Израиль, о будущем царстве Христа Спасителя и всеобщем суде; Книга пророка Иеремии (Иер.) – обличение иудейского народа и пророчества другим народам; Книга плач Иеремии (Плач) – скорбь после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.X.; Послание Иеремии (Посл. Иер.) – рассуждение против поклонения идолам; Книга пророка Варуха (Вар.) – написана в Вавилоне после увода народа в плен; Книга пророка Иезекииля (Иез.) – пророчество о суде Божием над виновным Израилем и его помиловании; Книга пророка Даниила (Дан.) – о жизни Даниила и его друзей, пророчество о последних временах.

Также Книга пророка Осии (Ос.) – устами пророка Бог обличает народ и обещает помилование, если народ возвратиться к вере отцов; Книга пророка Иоиля (Иоил) – о бедствиях народа как суде Божием над ним; Книга пророка Амоса (Ам.) – обличение народа Израиля и призыв к покаянию; Книга пророка Авдия (Авд.) – предсказание «дня Господнего», грозного для всех народов; Книга пророка Ионы (Иона) – переживания Ионы, посланного Богом в Ниневию, чтобы привести ее жителей к покаянию, и проведшего три ночи внутри огромной рыбы; Книга пророка Михея (Мих.) – обличение распущенности народа и пророчество о грядущем Спасителе из Вифлеема; Книга пророка Наума (Наум) – описание гибели Ниневии; Книга пророка Аввакума (Авв.) – разговор пророка с Богом; Книга пророка Софонии (Соф.) – о грядущем суде Всевышнего и будущем царстве света и радости; Книга пророка Аггея (Агг.) – предсказание о восстановлении храма в Иерусалиме и приходе в него Спасителя, (написанная ок.520 г. до Р.X.); Книга пророка Захарии (Зах.) – пророчество о Входе Господнем в Иерусалим на осле; Книга пророка Малахии (Мал.) – призыв иудеев к покаянию и пророчество о Предтече Спасителя.

1-я, 2-я и 3-я Книги Маккавейские (1 Мак., 2 Мак., 3 Мак.) описывают борьбу еврейского народа против завоевателей во II-III вв. до Р. X.

 

39. Как иудаизм понимает учение об избранничестве еврейского народа? Существует ли сходная идея в христианстве.

Древнейшим и общедоступным источником, дающим возможность ознакомиться с еврейской религиозной трактовкой истории появления их "богоизбранности", является, несомненно, Библия. Весь Ветхий Завет5 построен на отношениях израильтян и Бога6. Началось все с божественного обещания Аврааму, потомку сына Ноя7 Сима (считающегося родоначальником всей т. н. семитской расы): "Я произведу от тебя великий народ" (Б. 12:2), знамением этого завета и стало обязательное обрезание8 евреев (Б. 17:11), которые до этого "служили другим богам" (И.Н. 24:2). Избранничество евреев Богом подразумевает получение ими не только (даже скорее "не столько") земных благ, но святости: "Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (И. 19:5-6). Именно Бог спустился с небес, чтобы "обитать среди сынов Израилевых" (И. 29:45), а не народ пришел к нему - таков базис еврейской религии. При этом божественное избранничество требует со стороны евреев беспрекословного подчинения воле Бога: Закон.

Выбор объекта для падения божьего благоволения, однако, по меньшей мере странен. Еврейские авторы Пятикнижия, кто бы они ни были - Моисей или более поздние составители - признают, что "избран" был их народ вовсе "не за праведность" (Вт. 9:6), да и (само)характеристика евреев в Ветхом Завете далеко не лестная: народ "жестоковыйный"9, "буйный", "необузданный" (И. 32:9, 32:22, 32:25) Богу стоит большого труда, чтобы евреи сохраняли ему верность, "чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они" (Л. 17:7), Он даже вынужден жестоко наказывать их за нарушение обетования (И. 32:10, Ч. 11:1, И.Н. 7:12, Суд. 3:8 и т. д.). Ветхий Завет вообще дает больше примеров богоборчества евреев, нежели их праведного поклонения Богу, и в этом плане весьма символично имя Израиль, данное Иакову, родоначальнику двенадцати еврейских колен: "...Имя тебе будет... Израиль [древнееврейское "он борется с Богом"]; ибо ты боролся с Богом" (Б. 32:28).

Почему же тогда евреи были им освящены? "...Потому, что любит вас [Израильтян] Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим" (Вт. 7:8). Но еще бы не любить евреев этому Богу-"ревнителю": "Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою" (Ис. 43:21

Еврейский народ всегда воспринимал свою избранность и дарование ему земли как неразрывно связанные, осязаемые реальности, формирующие саму основу иудейской общины. Существует уникальная взаимозависимость между еврейским народом, его чувством избранности и тем, что получило название "земля обетованная", земля Израиля, Эрец Исраэль. Иудаизм испытывает потребность в конкретной территории - что никак не свойственно христианскому сознанию. .

В истории Христианской Церкви,например, в XIX веке богоизбранными провозглашали свои народы представители, с одной стороны, поляков, прежде всего, это Мицкевич и другие представители польской эмиграции, то есть народ, лишившийся государственности и в этом видевший именно избранничество Божие: кого люблю, того наказую. Как Израиль - отобрали храм Соломона, отобрали Иерусалим, увели в Вавилон, так поляки оказались в плену у русских. И в том же самом столетии избранным Богом народом провозглашают русских, Именно потому, что у нас империя, у России призвание, она избрана Богом, чтобы объединить все человечество в одном огромном царстве. Таким образом, и лишение государства ведет к мысли об избрании Богом и наоборот, величина исполинская государства тоже ввергает в такую мысль.

В начале 16 века инок одного из псковских монастырей ФИЛОФЕЙ сформулировал теорию МОСКВА- третий РИМ. Русь объявлялась последним и вечным царством православного мира, наследницей величия древних прославленных государств (Римской и Византийской империй).

Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпав в гордыну католицизма.

Второй (Византия) –утвердив богопротивное главенство человеческого избранника над Избранником Господа Бога, над Главой земной воинствующей Церкви, греческий Царь Константин Палеолог предал Православие* и совершил тяжелейший грех**, поэтому Царьград был захвачен магометанами и Византийская Империя погибла.

*Византия «предала истинную веру (Феррарско-Флорентийском соборе 1439 г.), за что была наказана гибелью вследствие вторжения турок в 1453 г.».

**«Погибая от турок, греческие власти готовы были на всякие уступки папе, и уния поэтому была устроена так, что греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали все католические догматы и главенство папы

Третий же Рим - Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви.

Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль.

«Не весь человеческий род входит в Церковь, – писал о. Сергий Булгаков, – а только избранные, и даже не все христиане в полноте принадлежат к истинной Церкви, а лишь православные» Это не означает горделивого превосходства православных, потому что «хранение Истины вверяется не по заслугам, но по избранию,

40. Какова религиозная организация в иудаизме. Что такое синагога. Какое значение она имеет в иудаизме. В чем ее отличие от христианского храма.

Под уда­ра­ми ас­си­рий­цев в 722 г. до. н. э. пал Из­ра­иль, в 586 г. до н. э. уже от рук ва­ви­ло­нян - Иудея, а Иеру­са­лим и Храм бы­ли раз­ру­ше­ны ва­ви­лон­с­ким ца­рем На­ву­хо­до­но­со­ром. В обо­их слу­ча­ях боль­шая часть на­се­ле­ния бы­ла уг­на­на на чуж­би­ну. Уве­ден­ные в Ас­си­рию 10 ко­лен Из­ра­иля ис­чез­ли в из­г­на­нии. Од­на­ко судь­ба иуде­ев в Ва­ви­лон­с­ком пле­ну бы­ла иной. Им бы­ло пре­дос­тав­ле­но ре­ли­ги­оз­ное и об­щин­ное са­мо­уп­рав­ле­ние.Пос­коль­ку Храм был раз­ру­шен, жер­т­воп­ри­но­ше­ния не при­но­си­лись, они бы­ли за­ме­не­ны мо­лит­ва­ми и на­род­ны­ми соб­ра­ни­ями в осо­бых по­ме­ще­ни­ях, ко­то­рые по­том ста­ли име­но­вать «си­на­го­га­ми», от гре­чес­ко­го сло­ва «си­на­го­га» - соб­ра­ние.

Согласно при­ня­той да­ти­ров­ке, но­вый Храм был вос­ста­нов­лен в 516 г. до н. э., то есть че­рез 70 лет пос­ле раз­ру­ше­ния Пер­во­го Хра­ма в 586 г. до н. э Но В 67 г. началась бедственная война иудеев с Римом. В 70 г. в правление императора Веспасиана город был взят и разрушен. Разрушен был и Иерусалимский храм.

И только они имели сакральное значение. Обиталище Бога на Земле.Синагога его не имеет- это просто место собраний.

В Христианстве же храм имеет сакральное значение как дом Бога на земле.Святое место.

Ни­ка­ких ар­хи­тек­тур­ных тре­бо­ва­ний для со­ору­же­ния си­на­гог не предъ­яв­ля­ет­ся. В каж­дом си­на­го­галь­ном по­ме­ще­нии пре­дус­мат­ри­ва­ют­ся ков­чег - шкаф для хра­не­ния свя­щен­ных книг и осо­бое воз­вы­ше­ние - стол (би­ма) - для про­по­ве­ди или чте­ния свя­щен­ных тек­с­тов. Ков­чег рас­по­ла­га­ют у сте­ны, ли­цом к ко­то­рой си­дят мо­ля­щи­еся. Обыч­но эта сте­на об­ра­ще­на на вос­ток (евр. - миз­рах), хо­тя толь­ко по от­но­ше­нию к иудей­с­ким об­щи­нам За­па­да Иеру­са­лим на­хо­дит­ся на вос­то­ке. Час­то миз­рах ук­ра­ша­ют ри­сун­ка­ми. По­ме­ще­ния для жен­щин от­де­ле­ны от по­ме­ще­ний для муж­чин или рас­по­ла­га­ют­ся на бал­ко­не.

В ков­че­ге (Арон ко­деш - ков­чег свя­ты­ни) со­дер­жат­ся свя­щен­ные кни­ги, чи­та­емые в си­на­го­ге, - То­ра и пять свит­ков - Песнь пес­ней, Руфь, Плач Иере­мии, Ек­кле­зи­аст и Ес­фирь. В си­на­го­ге ков­чег - это сво­его ро­да свя­тая свя­тых. По­доб­но Иеру­са­лим­с­ко­му Хра­му, он от­де­лен от ос­таль­но­го по­ме­ще­ния си­на­го­ги за­на­весью (па­ро­хет), а пе­ред ним всег­да го­рит све­тиль­ник. Ког­да от­к­ры­ва­ет­ся двер­ца ков­че­га, все ве­ру­ющие вста­ют и са­дят­ся толь­ко пос­ле ее зак­ры­тия.

Священные кни­ги, хра­ня­щи­еся в ков­че­ге, пи­шут­ся на пер­га­мен­те (вы­де­лан­ной ко­же «чис­тых» жи­вот­ных) осо­бы­ми кал­лиг­ра­фа­ми. Свит­ки ру­ко­пи­сей на­ви­ва­ют­ся на две де­ре­вян­ные руч­ки, на­зы­ва­емые «дре­ва­ми жиз­ни», иног­да с се­реб­ря­ны­ми и зо­ло­ты­ми ко­рон­ка­ми и дру­ги­ми ук­ра­ше­ни­ями. Свер­ну­тые свит­ки ук­ла­ды­ва­ют в чех­лы из до­ро­гой ма­те­рии, так­же бо­га­то ук­ра­шен­ной, час­то с изоб­ра­же­ни­ем шес­ти­ко­неч­ной звез­ды. По­верх чех­лов обыч­но на­де­ва­ют­ся спе­ци­аль­ные указ­ки в фор­ме ру­ки с вы­тя­ну­тым ука­за­тель­ным паль­цем.

Си­на­го­гу как центр об­щи­ны мо­гут об­ра­зо­вать 10 муж­чин стар­ше 13 лет (по-ев­рей­с­ки - минъ­ян). Минь­яном на­зы­ва­ет­ся так­же по­ме­ще­ние, пре­дос­тав­ля­емое час­т­ны­ми ли­ца­ми для изу­че­ния ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­ры..

Рав­вин (от евр. ра­вен - мой учи­тель) - учи­тель и зна­ток тра­ди­ции и За­ко­на. Од­нов­ре­мен­но он вы­пол­ня­ет фун­к­ции ад­ми­нис­т­ра­то­ра об­щи­ны. От дру­гих чле­нов об­щи­ны он от­ли­ча­ет­ся уче­нос­тью и боль­ши­ми поз­на­ни­ями, а так­же вы­со­ки­ми мо­раль­ны­ми ка­чес­т­ва­ми. В об­щеп­ри­ня­том смыс­ле он не яв­ля­ет­ся свя­щен­ни­ком, пос­коль­ку в иуда­из­ме меж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком нет ни­ка­ких пос­ред­ни­ков. Он из­би­ра­ет­ся при­хо­жа­на­ми - и в иуда­из­ме нет ни­ка­кой ду­хов­ной иерар­хии. Среди дру­гих лиц, не­об­хо­ди­мых в ре­ли­ги­оз­ной об­щи­не, мож­но ука­зать сле­ду­ющих.

Да­ян - судья, вы­пол­ня­ющий фун­к­ции по­мощ­ни­ка ду­хов­но­го рав­ви­на, а так­же фун­к­ции наб­лю­де­ния за ис­пол­не­ни­ем иудей­с­ких за­ко­нов о раз­ре­шен­ной (ко­шер­ной) и зап­ре­щен­ной (треф­ной) пи­ще, се­мей­но-брач­но­го за­ко­но­да­тель­с­т­ва.

Ха­зан (кан­тор) - чтец, мо­ля­щий­ся за об­щи­ну.

Шо­хет (рез­ник) - спе­ци­алист по ри­ту­аль­но­му за­бою ско­та, име­ющий на это осо­бое сви­де­тель­с­т­во.

Га­бай - староста и рас­по­ря­ди­тель си­на­го­ги и ша­маш - си­на­го­галь­ный служ­ка.

Со­фер - писец, уме­ющий пи­сать си­на­го­галь­ные до­ку­мен­ты, а так­же свит­ки То­ры и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные тек­с­ты.

Мо­эл - специалист по об­ре­за­нию.

При об­щес­т­вен­ном бо­гос­лу­же­нии осо­бым по­че­том поль­зу­ют­ся лю­ди, счи­та­ющи­еся по­том­ка­ми свя­щен­ни­ков Иеру­са­лим­с­ко­го Хра­ма, - ко­ге­ны. Та­ко­вы­ми счи­та­ют­ся об­ла­да­те­ли фа­ми­лий Ка­ган, Кан, Ка­га­но­вич, Кац и др.

Для про­ве­де­ния бо­гос­лу­же­ний в си­на­го­ге не­об­хо­ди­мы сле­ду­ющие ве­щи: сви­ток То­ры, на­пи­сан­ный со­фе­ром на ко­же стро­го по оп­ре­де­лен­ным пра­ви­лам, та­лес - мо­лит­вен­ный плащ с вде­ты­ми по уг­лам осо­бы­ми кис­тя­ми (ци­цит), тфил­лин - осо­бые ко­ро­боч­ки, на­де­ва­емые во вре­мя мо­лит­вы, шо­фар - ба­ра­ний рог для труб­ле­ния в Но­вый год, об­ла­че­ние рав­ви­нов и кан­то­ров, круг­лые ша­поч­ки (ермол­ки). На­бож­ные иудеи но­сят пей­сы - ло­ко­ны у ушей и бо­ро­ды, от­пус­ка­емые сог­лас­но сти­ху «не стри­ги­те края го­ло­вы ва­шей, и не пор­ти края бо­ро­ды тво­ей» (Лев. 19:27). Пей­сы в раз­ных мес­тах и стра­нах име­ют раз­лич­ную фор­му. Сле­ду­ет так­же ука­зать, что мно­гие но­сят кис­ти (ци­цит) из че­ты­рех бе­лых шер­с­тя­ных ни­тей, зак­реп­лен­ных по уг­лам осо­бо­го оде­яния, име­ну­емо­го ар­ба-кин­сот. Его но­сят под вер­х­ним плать­ем.

 

41. Какие обряды жизненного цикла существуют в иудаизме. Расскажите об одном из них.

Са­мые важ­ные обряды яв­ля­ют­ся осо­бы­ми сим­во­ли­чес­ки­ми дей­с­т­ви­ями, воп­ло­ща­ющи­ми об­щеп­риз­нан­ные ре­ли­ги­оз­ные и нрав­с­т­вен­ные идеи, объ­еди­ня­ющие все иудей­с­кие об­щи­ны не­за­ви­си­мо от мес­та и вре­ме­ни про­жи­ва­ния.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты