Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Законы праздника




В первый вечер Рош Ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. (Дан.12.1)Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош Ха-Шана есть яблоки с мёдом.

Проводится обряд ташлих: после полудня (в первый день Рош Ха-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят слова пророка Михи Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши(Мих.7:19) равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы. а вслед за тем встряхивают полы одежды и сбрасывают в воду крошки хлеба а вслед за тем встряхивают полы одежды и сбрасывают в воду крошки хлеба. Этот обряд не упоминается в Талмуде, т.к. он более позднего происхождения. про­ис­хо­дит сим­во­ли­чес­кое выт­ря­хи­ва­ние гре­хов пос­ред­с­т­вом вы­во­ра­чи­ва­ния кар­ма­нов.

Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош Ха-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош Ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.[5]

Эти дни на­зы­ва­ют так­же дня­ми труб­ле­ния. Сущ­ность его -эти­чес­кое и ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­ос­мыс­ле­ние жиз­ни и под­го­тов­ка к но­во­му го­ду. Каж­дый день в си­на­го­ге тру­бят сто раз в шо­фар (рог ба­ра­на). Счи­та­ет­ся, что звук тру­бы оз­на­ча­ет «Прос­ни­тесь спя­щие, дрем­лю­щие, оч­ни­тесь от ва­шей дре­мы. Обоз­ри­те ва­ши де­ла и об­ра­ти­тесь к тшу­ве (по­ка­янию)». Мо­лит­ва в этот день длин­ная - с ут­ра до 14 ча­сов. Счи­та­ет­ся, что в эти 10 дней до Йом Кип­пу­ра Бог оп­ре­де­ля­ет, кто в сле­ду­ющий год бу­дет жить, а кто ум­рет - по пре­да­нию, имя каж­до­го че­ло­ве­ка за­пи­сы­ва­ет­ся в кни­гу Жиз­ни или в кни­гу Смер­ти. Од­на­ко мо­лит­вы мо­гут пов­ли­ять на это. Пер­вый день не­ра­бо­чий.

Шофа́р древний духовой музыкальный инструмент, бараний рог, в который трубят во время синагогального богослужения

В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, например, в еврейских школах. В Израиле, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Эта делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.

Дни меж­ду 1 и 10 ме­ся­ца тиш­ре счи­та­ют­ся гроз­ны­ми дня­ми (Йом но­ра­им).

Йом Кип­пур (День По­ка­яния, ис­куп­ле­ния и всеп­ро­ще­ния) нас­ту­па­ет 10 тиш­ре. Соб­лю­да­ет­ся стро­гий пост, ко­то­рый на­чи­на­ет­ся за час до праз­д­ни­ка и длит­ся 25 ча­сов, при­чем нель­зя да­же пить. Ис­к­лю­че­ние де­ла­ет­ся толь­ко для боль­ных и бе­ре­мен­ных жен­щин. Нель­зя ку­пать­ся, но­сить ко­жа­ную обувь, суп­ру­гам всту­пать в ин­тим­ные от­но­ше­ния. В мо­лит­ве Кол нид­рей (Все клят­вы) ве­ру­ющие про­сят Бо­га прос­тить им не­вы­пол­нен­ные клят­вы и ми­лос­ти на бу­ду­щий год. При­чем эта мо­лит­ва не ка­са­ет­ся гре­хов, со­вер­шен­ных пе­ред людь­ми. Мо­лит­вы длят­ся весь день. Во вре­мя днев­ной мо­лит­вы чи­та­ет­ся кни­га про­ро­ка Ионы. День, ко­неч­но, не­ра­бо­чий

На вечернее богослужение мужчины надевают талит (это единственный раз в году, когда талит надевается на вечернюю службу). Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Кипура — пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни) — «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.

 

 

43. В чем заключается смысл учения о приходе Мессии.

Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврейский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются иудаизмом как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения заповедей и как бремя избранничества. Избавление народа от страданий наступит после освобождения, которое принесет Мессия (др. евр. Машиах - "Помазанник Божий") - царь-избавитель. Мессия явится в виде смиреного учителя из рода царя Давида и с его пришествием на земле установится царство Божие - Небесный Иерусалим, куда чудесным образом будут перенесены все евреи, рассеянные по миру. Мертвые воскреснут и повсюду восторжествуют мир и братство людей

 

В книге пророка Даниила пер­вые ут­вер­ж­да­ет­ся идея вос­к­ре­ше­ния мер­т­вых пос­ле при­хо­да Цар­с­т­ва Бо-жия: «И мно­гие из спя­щих во пра­хе зем­ли про­бу­дят­ся: од­ни для жиз­ни веч­ной, дру­гие на веч­ное по­ру­га­ние и пос­рам­ле­ние» (Дан. 12:2).

[Ис.2:4] И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

Пророк Иеремия говорит о Мессии, потомке Давида, так:

Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша. (Иер.23:5)

 

Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

 

В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлёт пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5).

В еврейской традиции в период смуты и потрясений, когда не было однозначно ясно, кто должен быть следующем царём прибегали к помощи пророка. Вот уже около двух тысяч лет нет пророков и царей. Очевидно, что новый царь обязан быть помазанным пророком, так как не ясно, кто должен быть царём, а это единственный способ узнать, кто им должен быть. Перед приходом Машиаха, Илия должен будет спуститься с небес, для того, чтобы помазать его на царство.

 

44. Какие существуют направления в иудаизме. В чем сходство и различия между ортодоксальными неортодоксальными иудеями. Что их сближает.

Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,представители которого выдвинули свои варианты приспособления
иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Наряду с рационалистической школой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко-
лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка
дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-
го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-
ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в
средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула
инквизиции.

 

В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-
обладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно
в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб
балистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в
Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-
росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий
они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога
и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного
в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах
философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистическому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,
специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние
экстатического транса, которое в их представлении символизировало
приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники
традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг
с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался анафеме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каббалиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией,
вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства
раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины
иудаистов.


Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма в XVIII -
XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •
еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди
Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен-
ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто
начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым языком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,
элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.
Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма
и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противостоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий авторитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирилисьдруг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.

 

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне
социально-политических и духовных перемен, связанных с
эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается
движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний
иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические
ответвления этого движения получили собирательное название -
реформизм.. . Хаскала́ (ивр. השכלה‎: «просвещение», от сехель, «здравый смысл», «интеллект»), еврейское просвещение — движение, возникшее в среде евреев Европы во второй половине XVIII века, которое выступало за принятие ценностей просвещения, большую интеграцию в европейское общество, и роста образования в области светских наук, иврита и истории еврейского народа. Хаскала в этом смысле обозначает начало движения по включению евреев Европы в светскую жизнь, приведшего к созданию первых еврейских политических движений и борьбы за отмену дискриминационных законов.

Инициатором движения «Хаскала» считается Мозес Мендельсон.

Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и
реформистским направлениями в иудаизме

в 2006 году Высший религиозный законодательный орган консервативного иудаизма проголосовал за то, чтобы разрешить гомосексуалистам посвящение в сан раввина и заключение однополых союзов.

Основные принципы Консервативного иудаизма:

  • Признание Галахи в качестве руководства к жизни
  • Не-фундаменталистское преподавание основ еврейской религии
  • Позитивное отношение к современной культуре

 

С конца прошлого - начала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление
еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию
иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства.

 

 

ОРТОДОКСА́ЛЬНЫЙ ИУДАИ́ЗМ (от греческого orthodoxia — буквально `правильное мнение`,), общее название течений в иудаизме, последователи которых считают себя единственными законными носителями еврейской религиозной традиции и, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в конце средневековья – начале нового времени .Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух-кодекс основных положений Устного Закона, созданный Иосефом бен Эфраимом Каро, который подвел итог кодификативной деятельности (см. Кодификация Закона) галахических авторитетов многих поколений. Шулхан арух — основное руководство по извлечению практической халахи

. В реформизме представители О. И. видели попытку коренного изменения характера еврейской религии для облегчения полной интеграции и ассимиляции евреев в современном обществе (введение в литургию органной музыки, замена молитвы на иврите молитвой на принятом в данной местности разговорном языке и т. д.).

В процессе этого противостояния в первой половине 19 в. О. И. сложился как религиозное течение, основателем которого принято считать рабби Моше Софера (Хатам Софер), ужесточение норм религиозной и общественной жизни привело к развитию крайних форм О. И. — ультраортодоксии, для которой характерны замкнутый образ жизни общин, отказ от просвещения во всех его проявлениях и строгое соблюдение традиционных форм общественной жизни. Все это и привело к возникновению взгляда на ортодоксию как на "подлинное еврейство". Различия в местной религиозной традиции определили три основные направления.: немецкого, венгерского и восточноевропейского.

Между неортодоксальными течениями, с одной стороны, и ортодоксальными, с другой, сейчас существует нечто вроде дипломатического мира. Анафемы, столь принятые в прошлом веке, давно отшумели. Однако, само собой, под прикрытием учтивого расшаркивания идет борьба за умы людей или, по крайней мере, за посещаемость синагог.

Едва ли в ближайшем будущем положение существенно изменится. Реформисты не могут признать над собою власть Моисеева закона — иначе они перестанут существовать как реформисты. Консерваторы не могут отказаться от своих новшеств — иначе они сольются с ортодоксами. У обоих этих движений есть общенациональные учреждения: синагоги, , воскресные школы, вечерние школы, и каждое движение может похвалиться большим количеством приверженцев. Когда и где бывало, чтобы какое-либо движение или направление пожелало самоликвидироваться?

Разве ортодоксы могут поставить под сомнение свою вассальную верность Закону и признать консервативные или реформистские импровизации? В 19-ом веке, казалось, был момент, когда это вот-вот должно было случиться. Но ортодоксальный иудаизм выжил и оправился от ударов, нанесенных ему раскольниками. Отдельные люди, конечно, все время продолжали отпадать от ортодоксии. Отпадение это шло каскадом: от ортодоксов — к консерваторам, а от консерваторов — к реформистам. Но ни странно, река ортодоксального иудаизма не обмелела. Новую силу ему придали беженцы из гитлеровской Германии — и с тех пор оно ширится ничуть не хуже других течений. Сколько можно сейчас судить, все три основных направления иудаизма — во всяком случае в Соединенных Штатах — будут сохраняться еще долгое время.

Отколовшиеся движения едва ли могут хотеть исчезновения ортодоксального иудаизма. Их существование более или менее зависит от основной массы последователей Моисеева Закона, которые переписывают священные свитки, изучают классиков иудаизма, соблюдают догматы веры в доведенных до крайностей формах и создают источник сил и обновления для менее требовательных течений.

Когда в районе, где несколько десятков лет безраздельно властвовала синагога, открывается неортодоксальный храм, который привлекает к себе мужей и жен, желающих сидеть во время службы рядом друг с другом, — тогда, как правило, ортодоксы относятся к этому нововведению отнюдь не с философским спокойствием. Отделение мужчин от женщин во время б-гослужения стало теперь отличительным признаком ортодоксального молитвенного собрания.

 

45. Укажите важнейшие этапы в тысячелетней истории иудаизма. Когда иудаизм появился на территории современной России.

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз - "завет" (брит). Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот) - нормы поведения, которые отличают человека, почитающего истинного Бога. За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство.

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю ("землю обетованную"), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору - Закон, записанный в пяти книгах и получивший название Пятикнижие Моисеево. Синайское Откровение, полученное Моисеем, знаменует начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Главным объектом поклонения иудеев стал "Ковчег Завета" - ларец, в котором хранились две каменные плиты ("скрижали") с высеченными на них Десятью Заповедями. "Ковчег Завета" считался земным пребыванием Бога, незримо присутствующего во всем мире.

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим . В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога, куда был помещен "Ковчег Завета". В истории иудаизма начался новый, храмовый период, который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма и единственным местом, где совершались культовые обряды.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писания иудаизма


В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. При персидской династии Ахеменидов иудеи смогли вернуться в Иерусалим, который получил статус самоуправляемого города (VI-V вв. до н. э.). Был построен второй Иерусалимский храм, но руководители новой религиозной общины Ездра и Неемия отказались принять в нее израильтян, не бывших в вавилонском плену, а также остававшихся в Палестине, поскольку считали, что они перестали быть иудеями, смешавшись с народами, почитавшими других богов. Отвергнутая часть израильтян создала свою особую общину самаритян, сохранившуюся в Палестине до настоящего времени. Со времен Ездры идея о богоизбранности еврейского народа приобретает в учении иудаизма особое значение.

Период истории иудаизма со II в. до н. э. по VI в. н. э. получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной систематизацией и ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился в систему многочисленных предписаний, зачастую скрупулезных и мелочных - вплоть до деталей внешнего облика, прически и одежды, - которыми праведный иудей должен был руководствоваться в своей повседневной жизни.

В I в. до н. э. над Израилем устанавливается римское господство. В это время в иудаизме возникает ряд течений и сект, из которых наиболее авторитетным становится направление перушим (фарисеев) - сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы. В начале I в. н. э. как одна из иудейских сект возникает и христианство, которое довольно быстро противопоставило себя иудаизму, отделилось от него и оформилось в самостоятельную религию.

В 67-73 гг. н. э. разразилась знаменитая Иудейская война против владычества Рима, во время которой Иерусалимский Храм был вновь разуршен (70 г.), а после восстания Бар-Кохбы (132-135 гг.) иудеи были изгнанны из Израиля, расселились по всей территории Римской империи и в странах Азии, где образовали обширную диаспору. Со временем в диаспоре сформировались различные этнические группы евреев, имеющие свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы - европейские евреи, этнокультурный очаг которых возник в средневековой Германии в IX-XII вв. и утвердился в большинстве стран. В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык - идиш, сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности. Другая значительная этническая группа евреев сложилась в средневековой Испании в период арабского господства. Она получила название сефардов (Сефард - еврейское название Испании в средние века). После изгнания сефардов из Испании в 1492 г. они расселились в странах Ближнего Востока, в Турции и на Балканах, где сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали называть всех евреев азиатских стран, в противоположность европейским евреям. На Востоке возникли и другие самобытные этноконфессиональные общины: фалаши в Эфиопии, "черные евреи" в Индии, иселони в Китае, иранские евреи.

 

В начале III в. составляется свод правил и устных преданий - Мишна (Толкование), или Шас (Шесть порядков), к которому в III -V вв. были добавлены комментарии к священным текстам - Гемара. Мишна и Гемарасоставляют Талмуд - вторую священную книгу иудаизма. Талмуд имеет две редакции, получившие название "Иерусалимский" и "Вавилонский" Талмуд.

С образованием диаспоры начинается новый этап в истории иудаизма, называемый раввинистическим. Важнейшим нововведением диаспоры была замена храмового богослужения, которое могло совершаться только в Иерусалиме, молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона - раввинов (от др.-евр. рабби - "мой учитель"). Раввин, как признанный знаток религиозной традиции, является духовным наставником общины (кегилла), входит в религиозный суд и преподает в религиозном училище. Раввины проходят обучение в йешивах - духовных школах, которые функционируют при наиболее крупных синагогах. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, но неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на статус раввина и за женщинами. Кегилла становится единственной формой организации иудейской общины. Раввинами была разработана система религиозного и обычного права (галаха), которая стала регулировать жизнь всех еврейских общин.

 

В начале VIII в. иудаизм распространился среди части тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. Их потомки - караимы, образовали отдельную ветвь иудаизма. Особенность иудаизма караимов заключается в том, что он признает только книги Танаха и отвергает Талмуд.

В XII в. выдающийся еврейский мыслитель и раввин Моисей Маймонид, или Рамбам (1135 - 1204), систематизировал основную догматику иудаизма и изложил ее в обширном трактате "Мишне Тора" ("Толкование Торы"), ставшим энциклопедическим руководством к Торе и Талмуду.

После изгнания еврейского народа из Израиля в иудаизме получили особое развитие мистические школы, известные под общим названием Каббала (Наследие). Один из наиболее влиятельных центров этого учения сформировался в XVI в. в галилейском городе Цфате под руководством раввина Ицхака Лурия, или Ари (1536-1572 гг.). Каббалисты стремилась постичь сокровенный смысл Торы и других книг Священного Писания, заключающих, как они считали, символическое описание Бога и всех Божественных процессов. Каббалисты развили учение о сфирот - десяти ипостасях сокровенного Бога, каждая из которых наделена особыми качествами, а все вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром. Главное сочинение каббалистов - "Зогар" ("Сияние"), почитается ими наравне с Торой и Талмудом. Учение Каббалы оказало большое влияние на формирование других мистических течений в иудаизме, и прежде всего на хасидизм (от др. евр. хасид - благочестивый), возникший в ХVIII в. и получивший широкое распространение среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал авторитет раввинов и почитал цадиков - праведников, находящихся, по мнению хасидов, в постоянном общении с Богом и одаренных сверхестественной силой, позволявшей им распрояжаться всем существующим по собственной воле. Постепенно хасидизм нашел компромисс с раввинатом и был признан ортодоксальным иудаизмом.

В конце XVIII в. под влиянием идей Французской революции возникает движение за эмансипацию евреев - аскала (просвещение), которое приводит к кризису ортодоксального иудаизма и появлению реформистского направления, стремившегося приспособить иудаизм к нормам европейского образа жизни. Однако боязнь ассимиляции с нееврейским населением уже в середине XIX в. активизировала и традиционное ортодоксальное течение, выступавшее против реформизма. В настоящее время большинство евреев Европы и США являются приверженцами реформированного иудаизма, в то время как в Израиле преобладает иудаизм ортодоксальный.

 

Первые дос­то­вер­ные све­де­ния об иудей­с­ких об­щи­нах в гре­чес­ких го­ро­дах-ко­ло­ни­ях на се­вер­ных бе­ре­гах Чер­но­го мо­ря да­ти­ру­ют­ся I в. н. э. Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что чле­на­ми этих об­щин на­ря­ду с эт­ни­чес­ки­ми ев­ре­ями бы­ли и пе­ре­шед­шие в иуда­изм мес­т­ные жи­те­ли.

 

46. Охарактеризуйте положение иудаизма в современной России. В чем значение межрелигиозного диалога для укрепления взаимопонимания между народами и религиями в нашей стране.

Сегодня в Рос­сии идет ста­нов­ле­ние ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур, не­об­хо­ди­мых для нор­маль­но­го су­щес­т­во­ва­ния и раз­ви­тия иудей­с­ких ре­ли­ги­оз­ных об­щин. Цен­т­ром ев­рей­с­кой ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни стра­ны се­год­ня, не­сом­нен­но, яв­ля­ет­ся Мос­к­ва, где по приб­ли­зи­тель­ным све­де­ни­ям про­жи­ва­ет око­ло 200 тыс. лиц ев­рей­с­ко­го про­ис­хож­де­ния. Там раз­ме­ща­ют­ся рав­вин­с­кий суд (име­ющий пра­во ре­шать воп­ро­сы, от­но­ся­щи­еся к соб­лю­де­нию иудей­с­ких ре­ли­ги­оз­ных за­ко­нов), си­на­го­ги, раз­лич­ные ре­ли­ги­оз­ные учеб­ные за­ве­де­ния, ев­рей­с­кие шко­лы и Ев­рей­с­кий уни­вер­си­тет. В Мос­к­ве ра­бо­та­ет Рос­сий­с­кий ев­рей­с­кий кон­г­ресс, ор­га­ни­за­ция «ВА­АД Рос­сии», стре­мя­ща­яся объ­еди­нить все ев­рей­с­кие ор­га­ни­за­ции, Кон­г­ресс ев­рей­с­ких ре­ли­ги­оз­ных об­щин и ор­га­ни­за­ций Рос­сии (КЕ­РО­ОР), из­да­ет­ся ев­рей­с­кая прес­са и т. д. В Сан­кт-Пе­тер­бур­ге, где про­жи­ва­ет око­ло 100 тыс. че­ло­век ев­рей­с­ко­го про­ис­хож­де­ния, так­же име­ют­ся Хо­раль­ная си­на­го­га, Пе­тер­бур­г­с­кий ин­с­ти­тут иуда­ики, шко­лы, куль­тур­но-прос­ве­ти­тель­с­кие и бла­гот­во­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции, вы­хо­дит ев­рей­с­кая га­зе­та «На­род мой» и дру­гие из­да­ния. Си­на­го­ги ра­бо­та­ют в де­сят­ках го­ро­дов Рос­сии, ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась куль­тур­но-ре­ли­ги­оз­ная жизнь ма­лых эт­ни­чес­ких иудей­с­ких групп - гор­с­ких, гру­зин­с­ких, сред­не­ази­ат­с­ких ев­ре­ев, ка­ра­имов. Иуда­изм офи­ци­аль­но приз­нан од­ной из че­ты­рех тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий Рос­сии.

Ввиду мас­со­вых сме­шан­ных бра­ков, су­щес­т­во­вав­ших на про­тя­же­нии нес­коль­ких по­ко­ле­ний, и гос­под­с­т­ву­юще­го в об­щес­т­ве не­ре­ли­ги­оз­но­го соз­на­ния до­воль­но труд­но оп­ре­де­лить ко­ли­чес­т­во при­вер­жен­цев иуда­из­ма на тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР. По приб­ли­зи­тель­ным дан­ным, на­се­ле­ние, по­тен­ци­аль­но тя­го­те­ющее к иудей­с­кой ре­ли­ги­оз­ной тра­ди­ции, нас­чи­ты­ва­ет на тер­ри­то­рии СНГ око­ло 3 млн че­ло­век. В ос­нов­ном это хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ные жи­те­ли го­ро­дов, за­ня­тые пре­иму­щес­т­вен­но ум­с­т­вен­ным тру­дом. Дан­ные со­ци­оло­ги­чес­ких ис­сле­до­ва­ний по­ка­зы­ва­ют от­сут­с­т­вие у боль­шин­с­т­ва этих лю­дей чет­кой кон­фес­си­ональ­ной иден­ти­фи­ка­ции. Од­на­ко двух­ты­ся­че­лет­няя ис­то­рия иуда­из­ма на зем­ле этой ве­ли­кой стра­ны дос­та­точ­но по­учи­тель­на для раз­мыш­ле­ний над его судь­бой в бу­ду­щем.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты