Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соборы, признаваемые только Католической церковью 4 страница




 

 

22.В чем состоят причины возникновения раскола в Русской Церкви в XVII в.?

начались споры по поводу ошибок в богослужебных книгах и некоторых особенностей в обрядах. Книги Священного Писания, унаследованные от святых Кирилла и Мефодия, в течение веков многажды переписывались, но верность их не подвергалась сомнению. Однако с течением времени при многократном переписывании и даже печатании вкрались разные ошибки в богослужебные книги, что привело к новизнам в богослужении. Например, возникло и другое отступление от давнего порядка – хождение крестным ходом не к востоку от запада, а наоборот. Тогда же распространилось мнение, что при совершении крестного знамения следует складывать не три перста, а два. Таинство крещения кое-где совершалось через обливание.Два списка Апостола, написанные в XIV в., различно передавали один и тот же текст в разных местах, разнились между собой списки Евангелий; в тексты молитв переписчики подчас делали свои вставки. Всяк списывал с тех рукописей, какие попадались или какие признавал лучшими

Люди просвещенные замечали путаницу и старались их исправлять, Но уровень просвещения за века монгольского гнета сильно понизился, а ревность в вере привела к усилению убеждения о непозволительности изменять в чем либо старые богослужебные книги.

В начале XVI в. в Москву приехал вызванный с Афона многоученый инок Максим Грек. Ему поручили привести в порядок великокняжескую библиотеку, а заодно исправить богослужебную книгу Триодь. Взяв ее, Максим ужаснулся от множества ошибок, но когда он сказал об этом, против него восстали многие из духовных лиц во главе с митрополитом Даниилом. Его судили в 1525 г. собором как еретика и сослали сначала в Волоколамский монастырь, а потом в Троице-Сергиев, где он и скончался после тридцатилетних страданий.

Для наведения порядка стали созывать церковные соборы, из которых наиболее замечателен т.н. Стоглав (по книге «Стоглав», содержащей его определения) в 1551 г. под председательством просвещенного митрополита Макария. Относительно обрядовых разностей на нем не смогли договориться. Было принято верное решение об исправлении ошибок в книгах, но меры для этого оказались недостаточными: предлагалось наиболее авторитетным священникам осматривать по церквам священные и богослужебные книги и отдавать исправлять ошибки по лучшим спискам. Тем самым создавались условия для еще большей порчи книг.

Путаница в священных богослужебных книгах сохранялась, что вело к уклонению от «старой веры». Необходимым виделось исправление книг, возвращение к нормам, установленным Церковью. Между тем, это оказалось непростым делом не только в силу сложности сверки текстов.

Главную роль в этом деле сыграл патриарх Никон (1605-1681 гг.), родом из крестьянской семьи. В детстве Никита (таково было его мирское имя) рано лишился матери и потерпел много горя от злой мачехи. Рано научившись читать, он загорелся желанием стать иноком и в двенадцать лет сбежал в монастырь. Там еще отроком он удивлял братию силой своего характера и духовного подвига, но родные убедили его вернуться домой. Он женился, был поставлен священником, служил в Москве, но все дети у него умирали. Тогда он убедил жену пойти в монастырь, а сам удалился в скит близ Соловецкого монастыря и принял монашество с именем Никона. Вскоре он был поставлен игуменом. В Москве его узнал царь Алексей Михайлович, поразился его светлому уму, обширным познаниям, твердому характеру и пламенной ревности о благе Церкви и отечества, и перевел его поближе, в московский Новоспасский монастырь.,Никон широко помогал бедным (во время голода каждый день питал бедных на своем дворе),. После смерти патриарха Иосифа, царь предложил престол Никону, но тот, зная зависть и вражду к себе, отказался. Царь просил о том со слезами принародно в Успенском соборе Кремля, и Никон принял патриаршество 25 июля 1652 г.

В первые пять лет правления Никона связывала с царем полное доверие и самая тесная дружба, без патриарха не решалось ни одно государственное дело. Никон создавал новые монастыри, среди которых наиболее известен Ново-Иерусалимский, , старательно собирал библиотеку. Но чем дальше, тем больше против него выявилось недовольство как завистливых бояр, часть которых принимала некоторые европейские обычаи (а Никон яро и открыто хулил франкские иконы, отбирал их по домам бояр и разбивал в Успенском соборе), так и ревнителей церковной старины.

О ревности самого Никона к церковной службе свидетельствуют очевидцы, едва не падавшие от усталости после патриаршей службы, начинавшейся в 3 часа дня и заканчивавшейся в 10 вечера. Атлетически сложенный патриарх же не только служил, но и, не зная усталости.

В 1649 г. в Москву приехали Иерусалимский патриарх Паисий и монах Арсений, указавшие на допущенные в книгах полуобразованными «справщиками» ошибки. Вроде бы ясно, что правда была в греческой Церкви, но все же послали троицкого монаха Арсения Суханова на Восток для собирания древнейших греческих рукописей, а из Киева вызвали нескольких монахов – знатоков греческого языка.

Став патриархом, Никон повел дело исправления книг со всей возможной осторожностью. В 1654 г. он созвал архиерейский собор, на котором было признана необходимость исправления богослужебных книг и обрядов. Арсений Суханов привез более 700 древних книг, положенных в основу исправления. Наиболее важные отступления Русской Церкви виделись в следующем: в обрядах – проскомидия совершалась на семи просфорах вместо пяти, пели сугубую аллилуйя вместо трегубой, совершали крестный ход по солнцу, крестились двумя перстами; в книгах – прибавление слова «истиннаго» в символе веры «И в Духа Святаго, Господа [...] Животворящего...», написание имени «Исус» вместо Иисус, искажение отпустов на праздники. Богослужение совершалось в полном беспорядке: один читал, другой в то же время пел, диакон говорил ектинии, священник подавал возгласы, хор пел, растягивая слова до бессмыслия и т.д.

 

В 1656 г. Никон созывает еще один собор, на котором присутствовали патриарх Антиохийский Макарий и патриарх Сербский Гавриил. Собор одобрил новоисправленные книги и повелел по всем церквам вводить их, а старые отбирать и жечь, противников троеперстия подвергать церковному проклятию – анафеме, что было еще раз подтверждено на соборе 1666 г. Так было положено начало расколу. К 1658 г. были изданы под присмотром Никона молитвослов и Часослов, Псалтирь, Постная Триодь и несколько других богослужебных книг. Никон не затевал ничего нового, он решил лишь исправить церковные книги лучше, чем они исправлялись прежде.

23.Из каких книг состоит Новый Завет? В чем особенности синоптических Евангелий?

 

4. В состав Нового Завета входят 27 канонических книг: книги законоположительные – четыре Евангелия, книга историческая – Деяния апостолов, книги учительные – соборные послания апостолов, послания апостола Павла, книга пророческая – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Все книги были написаны на греческом языке (по преданию, Евангелие от Матфея было написано на древнееврейском языке, но сохранился лишь греческий перевод). Время написания каждой из книг не может быть определено с безусловной точностью. Сохранилось много текстов этих книг, датируемых II-XVI вв. Деление Нового Завета на главы было проведено в XII в., а на стихи еще позднее – в XVI в. Содержание и самый дух Нового Завета заметно отличаются от Ветхого Завета, однако они не случайно соединены в одно целое. Ветхий Завет служил основанием для Нового, апостолы и евангелисты постоянно ссылаются на тексты Ветхого Завета, обе части Библии взаимно дополняют друг друга.

Первую часть Нового Завета составляет Евангелие (греч. «благая весть») или Четвероевангелие, поскольку оно написано четырьмя евангелистами. Тексты книг Евангелия во многом схожи, ведь их авторы писали об одном и знали написанное другими, однако они по-своему рассказывали о том, что видели сами или о чем слышали от очевидцев. Особенно заметны совпадения между тремя первыми Евангелиями от Матфея, Марка и Луки, они называются синоптическими («сводящимися воедино»). Четвертое Евангелие – от Иоанна отличается от них по стилю и по содержанию, однако дышит тем же духом, что и остальные. Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Иисуса Христа в Галилее, апостол Иоанн, – также о Его деятельности в Иудее; синоптики рассказывают главным образом о внешних событиях в жизни Иисуса Христа, о чудесах, пересказывают притчи, а апостол Иоанн рассуждает о глубочайшем смысле человеческого воплощения Бога, раскрывает учение об Иисусе как Сыне Божием (см. 14). Церковь не свела эти четыре книги в одну, дабы сохранить четыре равноценных, живых исторических и духовных свидетельства.

Евангелие от Матфея (Мф., 28 глав) написано между 50 и 70 годами одним из двенадцати апостолов, бывшим ранее сборщиком пошлин (мытарем) в Капернауме. Рассказывается о рождении и детстве Иисуса Христа, Его проповеди, служении и чудесах, Его страстях и воскресении Его. Основное внимание сосредоточено на проповеди Господа Иисуса Христа о грядущем Царствии Божием. Это единственное Евангелие, в котором прямо говорится о Церкви (16:18; 18:17). В христианском искусстве символом евангелиста Матфея стал человек или ангел, потому что в его Евангелии особенно подчеркивается человеческое происхождение Иисуса Христа.

Евангелие от Марка (Мк., 16 глав) написано между 65 и 68 годами племянником апостола Иосифа Варнавы, обращенного в христианство апостолом Петром, а впоследствии ставшем спутником апостола Павла в его миссионерском служении (по другой гипотезе, это первое Евангелие, послужившее одним из источников для Евангелистов Матфея и Луки – см. И, т. V, с. 95-96). Написано Евангелие со слов апостола Петра. Главная цель автора – убедить язычников, что Иисус Христос – это Бог, сошедший на землю и принявший образ человека. Здесь нет попыток скрыть или преувеличить сверхъестественный аспект жизни Иисуса, намного меньше притч и образных высказываний. Евангелие написано кратко, ясно и живо, евангелист дал возможность фактам говорить за себя, его можно назвать «Евангелием действия». Символ евангелиста Марка – лев, ибо он подчеркивает царственное всемогущество Бога.

Евангелие от Луки (Лк., 24 главы) написано после 70 года одним из ближайших сподвижников апостола Павла, имевшим хорошее образование и литературный дар. При написании своего повествования автор уже знал Евангелия от Матфея и Марка, а также другие письменные и устные повествования о Мессии, предположительно и рассказы Девы Марии. В Евангелии от Луки более ярко показана человеческая сторона Личности Спасителя, дано Его жизнеописание в полноте от рождения до смерти, а также в книге содержится очень много притчей, написанных просто и выразительно. Символ евангелиста Луки – телец (как жертвенное животное), ибо он преимущественно пишет о Христе, принесшем Себя Самого в жертву за грехи мира.

Евангелие от Иоанна (Ин., 21 глава) написано в 90-х годах любимым учеником Иисуса Христа, бывшим непосредственным свидетелем служения Спасителя, Его чудес и проповедования. Это самое необычное, дополняющее первые три Евангелия. Написано оно по просьбе учеников апостола и считается особенно возвышенным, духовным и богословским, в нем открываются многие стороны и Божества и человеческой Личности Бога. Главное его содержание: Иисус Христос – это истинный Спаситель, которого ждало человечество. Апостол подчеркивает личное отношение Христа к человеку. Жизнь по апостолу Иоанну – это не просто жизненная сила животного или простое человеческое существование. Она включает новое сознание, новое взаимодействие с окружающим миром и постоянное совершенствование человека. Сам Христос даёт нам образец такой жизни, для христианина это Божий дар и цель, которую Бог ставит перед человеком. Повествование подводит читателя к «вечной сущности христианского учения, к тайне отношений Отца и Сына, к тайне Христовой Церкви» (50, с.503). Символом евангелиста Иоанна стал орел.

Деяния апостолов (Деян.) – это повествование апостола Луки о жизни первохристианской общины, о деятельности апостолов Петра и Павла, чьим верным спутником был святой Лука, написанное в Риме в 63-64 г. для некоего Феофила. Описывается создание и распространение Церкви сначала среди иудеев, как небольшой общины в Иерусалиме, потом среди иудеев и язычников по всей территории Римской империи и за ее пределами.

Соборные послания апостолов – это письма апостолов, написанные для уточнения и разъяснения отдельных тайн Откровения, для разоблачения ересей и ложных учителей, обличения отклонений от веры и заповедей Бога, для наставления и укрепления в вере. Послания направлялись церковным общинам и отдельным людям, но учитывая их важное значение, Церковь собрала их и сохранила в едином каноне. В эту книгу входят: послание апостола Иакова (Иак.), два послания апостола Петра (1 Пет. и 2 Пет.), три послания апостола Иоанна Богослова (1 Ин., 2 Ин. и 3 Ин.), послание апостола Иуды (Иуд.), имеющие общий характер и содержащие основные вероучительные наставления.

Послания апостола Павла более многочисленны и состоят из послания к Римлянам (Рим.), двух посланий к Коринфянам (1 Кор. и 2 Кор.), послания к Галатам (Гал.), послания к Ефесянам (Еф.), послания к Филиппинцам (Флп.), послания к Колоссянам (Кол.), двух посланий к Фессалоникийцам [Солунянам] (1 Сол. и 2 Сол.), двух посланий к Тимофею (1 Тим. и 2 Тим.), послания к Титу (Тит), послания к Филимону (Флм.), послания к Евреям (Евр.). Павловы послания адресованы к отдельным церквам, имеют ярко выраженный личностный характер, передают его настроения и эмоции. Апостол преподает нравственные уроки, защищает свое апостольское достоинство, излагает учение об оправдании верою, а не законом, показывает, что учение его – не человеческое, а от Бога, обличает нравственные недостатки, побуждает не давать поблажки страстям, очищать от них своё сердце. При своеобразии выражений, послания апостола Павла содержат глубокие Догматические, нравственные и иные истины христианского вероучения, почему и заслужили наименование «второго Евангелия» (15, с. 179).

Откровение апостола Иоанна Богослова [греч. «Апокалипсис»] (Откр.) – книга пророческая, написанная апостолом и евангелистом Иоанном около 95 г. на острове Патмос, куда он был сослан гонителями христианства. В книге в яркой и образной форме рассказано об открытом путем видений будущем земли и человечества, о судьбе будущей Церкви и всего мира, о последних временах, о борьбе добра и зла, преображении неба и земли и вечном торжестве верных с Богом. Образность и таинственность этой книги делают ее весьма трудной для понимания (поэтому Апокалипсис не читается за богослужением), к настоящему времени имеется около 100 ее толкований. По учению Церкви, неверно исключительно аллегорическое толкование Апокалипсиса, ибо все совершающееся в мире напоминает страшные образы и видения этого пророческого Откровения, а часть пророчеств уже исполнилась (16, с. 358).

 

 

24.Назовите основные догматы христианского вероучения.

Догмат (от греч. dogma – мнение, учение, постановление) – это понятийно сформулированное положение веры, основанное на Священном Писании и утвержденное авторитетом Церкви. По учению Отцов Церкви, догмат есть непререкаемая истина о Боге и Его Домостроительстве, данная через Божественное откровение, и потому противостоящая любому личному мнению. Догмат относится к внутреннему существу религии, это истина созерцательного учения, и этим отличается от других истин и постановлений христианской религии – нравственных, литургических, канонических. Догматы лежат в основе вероучения и признаны истинами вечными и неизменными, обязательными для всех верующих, т. е. для всех членов Церкви.

Основная догматика утверждена на первом и втором Вселенских Соборах, на которых был сформулирован Символ веры, провозглашающий основополагающие истины христианства: о Едином Боге, о создании мира Богом, о Святой Троице, т.е. триединстве Бога, о Боговоплощении, о девстве Богородицы, об искуплении, о вознесении, крещении, бессмертии души..

О значении догматов говорит тот факт, что с древних времен и доныне перед воцерковлением крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т. е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины православия (при крещении младенца Символ веры читают его крестные родители). В постановлениях шестого Вселенского Собора утверждается, что необходимо предавать анафеме тех членов Церкви, которые не приемлют догматов благочестия (14, с. 21). Дадим краткую характеристику основных догматов.

1) Вера во единого Бога Отца – для христианина это означает живую уверенность в Бытии Бога. Подкрепить эту уверенность можно несколькими известными доказательствами:

а) космологический аргумент в пользу бытия Божия высказывался еще древними мыслителями, начиная от Платона и Аристотеля. Исходя из причинности всего бытия необходимо признать первопричину всего существующего, каковой может быть лишь сверхбытие, которое не обусловлено ничем и существует вечно, т.е. Бог;

б) телеологический аргумент возник также очень давно и основан на поразительной гармоничности, целесообразности и закономерности всего существующего в мире – от звезд на небе до цветка на земле. Большинство людей считает причиной этого не слепой случай, а существование Разума, обладающего необыкновенным могуществом и сверхсовершенством, т.е., Бога;

в) психологический аргумент был выдвинут блаженным Августином: идея Бога как всесовершенного существа присутствует в человеческом сознании, но она не могла ни быть впечатлением внешнего мира, ни быть придуманной человеком, следовательно была вложена самим Богом;

г) исторический аргумент считается самым надежным со времен Цицерона, Поскольку в истории не известно ни одного атеистического племени или народа, остается признать, что эта идея имеет своим источником самого Бога;

д) нравственный аргумент может быть определен, как наличие в нас некоего нравственного закона, повелевающего нам делать добро и осуждающего (голосом совести) делаемое нами зло; иначе говоря, по мысли И. Канта, неискоренимая потребность человека в постоянном духовном и нравственном совершенствовании заставляет нас признать в этом союзе добродетели и счастья причину более сильную чем природа – Бога;

ж) религиозно-опытный аргумент основан на реальном опыте множества множеств верующих людей, получивших опытное знание о Боге.

2) Бог признается Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого – и для христианина очевидно, что мир не самобытен, но явился результатом особого творческого акта Божия. Мир не образован Богом из вечно существующей материи, но и сама материя и мир в целом (космос) сотворены, вызваны из небытия к бытию единственно всесильным творческим словом Божиим. Творение мира было не моментальным, но постепенным, «шестидневным». Наряду с миром видимым, т.е. доступным восприятию наших чувств, создан мир и невидимый, т.е. сверхчувственный.

з) Вера во единого Бога Отца означает также признание таинства Святой Троицы, потому что Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Догмат о Святой Троице есть основание христианской религии, на нем основываются догматы о сотворении мира и человека, о спасении и освящении человека, учение о таинствах Церкви. По мнению Отцов Церкви, Божественная Троица есть Альфа и Омега (Начало и Конец) духовного пути, познание этой тайны во всей полноте означает достижения обожения своего существа. Но этот догмат непостижим на уровне рассудка, который встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни: каким образом Троица одновременно есть и Единица? как одно и то же соединено и раздельно? Однако мы можем получить образное представление об этой тайне: солнце или огонь, от которого исходят свет и тепло подобно тому, как от Отца вечно и нераздельно происходят Сын и Дух; или источник воды, бьющий ключ и текущий поток, неразрывно соединенные между собою и однако различные; или корень дерева, его ствол и ветвь.

4) Господь Иисус Христос есть Сын Божий, Единородный, Рожденный от Отца прежде всех век, истинный Бог от истинного Бога, несотворенный и единосущный Отцу – важнейший догмат христианства, говорящий о втором лице Святой Троицы.

5) Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии и вочеловечился – этот догмат утверждает, что Сын Божий пришел на землю для спасения всего рода людского, а для этого вочеловечился, т.е. стал плотью человеческой с душою человеческой.

6) Иисус Христос при Понтии Пилате был распят, страдал и был погребен – тем самым Сын Божий Своею крестною смертью избавил людей от греха и смерти. Он страдал и умер не Божеством, которое вечно и вездесуще, а человечеством Своим.

7) Иисус Христос воскрес в третий день согласно Писанию – в соответствии с пророчествами в Ветхом Завете (Ис, 53:5; Иона, 2:1; Пс, 15:10), тем самым знаменуя спасение людей. В этом состоит смысл Воплощения и Искупления.

Далее в Символе веры утверждается о Вознесении Иисуса Христа, о предстоящем Страшном Суде Сына Божия, о вере в Святого Духа как третью ипостась единого Бога и в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, о вере во крещение, воскресение мертвых и жизнь будущего века.

 

3. Таинства в христианской Церкви есть обрядовые действия, в которых видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Догмат о таинствах Церкви утверждает их спасительное значение. Конечно, человек может воспринимать благодать и без внешних форм, но человек – не только дух, но и плоть, материя, вместе они составляют единую человеческую личность. И потому благодать Божия таинственно для людей проникает всего человека.

Установлено семь таинств: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение (соборование), венчание (брак) и священство.

25.В чем состоят различия догматического учения у православных, католиков и протестантов?

Основная догматика утверждена на первом и втором Вселенских Соборах, на которых был сформулирован Символ веры, провозглашающий основополагающие истины христианства: о Едином Боге, о создании мира Богом, о Святой Троице, т.е. триединстве Бога, о Боговоплощении, о девстве Богородицы, об искуплении, о вознесении, крещении, бессмертии души

Католическая Церковь добавила к Символу веры так называемое «филиокве» – исхождении Духа Святого и от Бога Сына, а также ввела новые догматы – о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы, о безошибочности папы Римского в делах веры.

У протестантов есть свой догмат: об оправдании верой. протестантизм неоднороден.

26.В чем состоят различия в церковной жизни у православных, католиков и протестантов?

27.Назовите Поместные Церкви, составляющие Вселенскую Православную Церковь. Что их объединяет?

в настоящее время Русская Православная Церковь сохраняет дружеские связи с древнейшими поместными Церквами

Константинопольская – 6 млн. чел.: каноническая территория – Турция и Греция; юрисдикция Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон;

Александрийская – 350 тыс. чел.: каноническая территория – страны Африки;

Антиохийская – 750 тыс. чел.: каноническая территория – Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт;

Иерусалимская – 60 тыс. чел.: каноническая территория – Израиль, Иордания и Палестина,

Кипрская – 450 тыс. чел.

В XIX в. возникли новые самостоятельные поместные Церкви: Сербская – 8 млн. чел., Болгарская – 8 млн. чел., Элладская (Греческая) – 9 млн. чел., в XX в. к ним добавились Румынская – 23 млн., Грузинская – 5 млн. чел., Польская – 750 тыс. чел., Албанская – 160 тыс. чел. и Чешская – 55 тыс. чел.

Единству Вселенской Церкви не противоречит образование разными народами в разных странах Поместных Церквей (охватывающих все население страны или какую-то его часть) как составных ее частей с самостоятельным в своих местных делах управлением при условии, что в них сохраняется в неизменности догматическое апостольское учение Вселенской Церкви и таинства, при некоторых расхождениях в обрядах (в то время как на Западе «Церковью» признается всякое религиозное объединение или вероисповедное общество, признанное в государстве). Таким образом, Православная Церковь представляет собой семейство самоуправляемых Церквей, которое удерживается не централизованной организацией и не единоличной властью (подобно власти папы у римо-католиков или архиепископа Кентерберийского у англикан), а узами единства в вере и общения в таинствах. В то же время, признается особый «авторитет чести, но не главенства» Константинопольского патриархата, как память о формировании вселенской Церкви с центром в Константинополе. Глава одной Церкви лишен права вмешательства в дела другой Церкви.

 

 

28.В чем состоит значение Второго Ватиканского собора для Католической Церкви?

Решительный поворот Римско-Католической церкви к современности начался в правление папы Иоанна XXIII (1958-1963 гг.), выходца из итальянской крестьянской семьи, человека мудрого и терпимого, простого и доступного для каждого. Он провозгласил и вопреки консервативным силам внутри римской курии смог начать реализацию программы обновления католической церкви, предусматривающей, в частности, диалог с остальными христианами («отделившимися братьями», как называл их Иоанн XXIII) (30, с. 397). Были установлены отношения с СССР и прекращена политика оголтелого антикоммунизма. В 1961 г. папа созывает II Ватиканский собор с целью самопознания католической церкви, приближения ее к требованиям эпохи, обновления христианской жизни верующих. В ходе работы собора в 1962-1965 гг. были подтверждены все основные догматы католичества, но разрешено совершать богослужение не на латыни, а на местных языках, мирянам было разрешено читать Библию, а католическим богословам – исследовать Священное Писание, было положено начало движению экуменизма – диалогу различных конфессий (54, с. 307-310). Перемены в политике Рима, продолженные преемниками Иоанна XXIII, привели к возрастанию авторитета католичества в мире и его широкому распространению в развивающихся странах (своеобразная «теология освобождения» возникла в странах Латинской Америки). Папа Павел VI снял отлучение от Церкви 1054 года с константинопольского патриарха, который, в свою очередь, отменил анафему на представителя папы.

В то же время нововведения II Ватиканского собора, предложенные в русле экуменизма, вступили в противоречие с христианским учением. Так, римо-католики заявили и обосновали положение о «вселенской универсальной церкви», в которую призваны по-разному войти христиане всех конфессий и «все, верующие во «Творца» – иудеи, мусульмане и язычники», что фактически отвергает истину о Церкви Христовой. В решениях собора «обоснована» возможность спасения различными путями, что также противоречит Откровению и извращает Промысел Божий о спасении человечества и миссии воплотившегося Сына Божия. Там же фактически признаны истинными боги-идолы, языческие откровения, но подвергнуты отвержению истины о Пресвятой Троице, Иисусе Христе как Едином Спасителе мира и Судии человечества и как Богочеловеке, о Его Пречистой Матери как Богородице, о Церкви Христовой (см. 28). Духовная жизнь там свелась к культу папы, подчас крайне обмирщенным формам служения, формализму в подсчете грехов и выдаче индульгенций, а также часто к крайней душевной экзальтации, по образу Франциска Ассизского. Потому-то «католики заблуждаются», – писал св. Иоанн Кронштадтский еще в начале XX в., – что «гордостью обложены как ожерельем... Папа сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков», ведь «христиане – члены Церкви, а Церковь есть Тело Христово с Главою Самим Христом и Просветителем духом святым» (75, т. 1, с. 140-141). Однако в стремлении к созданию вселенской универсальной религии римо-католики сумели добиться немалых успехов.

 

 

29.В чем состоит значение деятельности Патриарха Тихона (Беллавина) для Русской Церкви?

С отречением императора Николая II от престола и падением самодержавия в России 2 марта 1917 г. начинаются изменения в положении Русской Церкви. Святейший Синод признал Временное правительство, а в июле объявил о созыве Поместного Собора.

С 15 августа 1917 г. по сентябрь 1918 г. в Москве с перерывами работал Поместный Собор Православной Российской Церкви. В его работе участвовали представители епископата, монашества, белого духовенства и мирян, всего 564 чел. Председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон

Собор начал свою деятельность в условиях очевидного притеснения веры со стороны либеральной власти, ориентировавшейся на «передовой Запад» (запрет на преподавание Закона Божьего в учебных заведениях, передача помещений церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения, декретирование свободного избрания веры с 14 лет и т.п.). Завершился Собор в условиях загорающейся гражданской войны, когда в Москве и по всей стране гремели пушки и текла кровь, а также войны против христианства, открыто объявленной большевистской властью (отделение Церкви от государства, национализация всей церковной собственности, массовые репрессии против духовенства)., к возобладанию единодушия между участниками Собора. Главным делом, которое успел совершить Собор, стало восстановление патриаршества как канонической формы управления Церковью. После четырех туров голосования, путем жребия из трех кандидатов 5 (18) ноября 1917 г. патриархом Московским и Всероссийским был избран Тихон (Василий Иванович Беллавин, 1865-1925 гг.). Новая система церковного управления была дополнена формированием Священного Синода из архиереев и Высшего Церковного Совета из архиереев, пресвитеров и мирян. Был принят Приходской устав, регламентирующий условия деятельности православных приходов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты