Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соборы, признаваемые только Католической церковью 3 страница




Баронесса Варвара Шлиппенбах совсем молодой девушкой стала послушницей древнего Свято-Духовского монастыря в Новгороде. она принимает иноческий постриг с именем Филарета и выполняет в качестве послушания руководство школой для девочек-сирот при женском монастыре в Одессе. мать Филарету назначают игуменьей Николаевского необщежительного монастыря Там она организовала воскресные школы для крестьянских детей, профессиональную школу для 150 девочек и училище иконописания

миссионер – архимандрит Макарий .Изначально он не собирался принимать монашество. Обладая врожденным талантом исследователя и блестящими знаниями еврейского языка и Ветхого Завета, он занимается разносторонней научной деятельностью. Но после знакомства с некоторыми иноками из Молдавии, наследниками преподобного Паисия, он принимает монашеский постриг.Церковная власть запрещает ему перевод Библии. Тогда он отправляется в Сибирь, а в 1830 г. основывает Алтайскую миссию и посвящает ей все свои силы. Он быстро изучает местные языки и переводит на них Евангелие от Матфея, Псалтирь, обращено к православию 675 чел. В 1843 г. в связи с резким ухудшением состояния здоровья он возвратился в Россию вскоре скончался после тяжелой болезни

архиепископ Тобольский Варлаам -был настоящий аскет в епископском облачении, смиренный, добрый, бескорыстный, все свое содержание он отдавал нуждающимся

Архимандрит Феодор принял постриг в 22 года, , но не ради следования по пути идеалов аскетизма, а для того, чтобы полностью отдаться богословской науке.. В 1860 г. он издает книгу «О православии в отношении к современности», в которой указывает на необходимость социальных реформ в русской жизни в свете христианского учения. Книга вызвала резкую критику, он упорно работает над своим толкованием Апокалипсиса. Эта его работа была запрещена к изданию Синодом, после чего подает прошение о сложении монашеского сана.женился. Средств к существованию у Бухарева не было, последние годы жизни он провел одиноким, в болезнях и нищете, получая помощь от немногих знакомых,

митрополит московский и Коломенский Макарий родился в небогатой семье сельского священника, показал блестящие способности при обучении в семинарии и По окончании Киевской Духовной академии следует принятие монашества, после чего молодого бакалавра оставляют преподавателем гражданской и церковной русской истории. Так начинается многолетний труд Макария в качестве церковного историка. В 1857 г. выходит первый том «Истории Русской Церкви» Архиерейское служение отчасти было тягостно Макарию, устававшему от административных дел, хотя и выполнявшему их со всем тщанием.. Истинный аскет, он особое внимание обращал на духовное просвещение, расходуя на эти цели свои сбережения и гонорары. В своем завещании он распорядился употребить оставшийся капитал на учреждение премий, присуждаемых поочередно Синодом и Академией наук за научные исследования по богословским и светским гуманитарным наукам, и Макариевская премия стала одной из самых почетных

Самой большой известностью пользовались старцы, нескольких из них знала вся Россия. Преподобный Серафим (Прохор Мошнин) родился в семье купца. С детских лет он искал одиночества, усердно читал Священное Писание и Жития святых, очень любил богослужение. В 18 лет он совершил паломничество в Киев и у старца Досифея испросил благословение на пострижение в монашество, тот направил его в Саровскую обитель. После восьми лет послушания, в 1786 г. Прохор был пострижен с именем Серафим, что означает «пламенный», и воистину он пламенел верой. Во время тяжелой болезни – водянки он отказался от помощи врача, но получил помощь от чудесного явления Божией Матери. При одном из служений иеродиаконом за ранней литургией Великого Четверга ему было дано увидеть Бога.

В 1793 г. его рукополагают в иеромонаха, но преподобный стремился к более строгому аскетизму. На следующий год он оставляет монастырь и начинает посреди густого леса свое отшельническое служение в маленькой хижине, состоящей из одной маленькой комнатки, освещаемой двумя окошками. На груди он носил железный крест, , а на спине – мешок с камнями и Евангелием. Ел мало.постился.

Осенью 1801 г. на него напали трое крестьян с требованием денег. Не найдя ничего, разбойники жестоко избили старца, он не сопротивлялся. Он чудесным образом поправился, но после этого остался навсегда сгорбленным. Пойманных разбойников он простил. В 1806 г. преподобный Серафим избирает подвиг молчания (и отклоняет избрание его игуменом обители). Три года он прожил в совершенном молчании.. В 1810 г. старец возвращается в монастырь и начинает новый подвиг – затворничество, продолжавшееся пятнадцать с половиной лет. Годами он жил в нетопленной келье, спал сидя на полене или в сделанном им самим гробу. Дни напролет старец молился и читал вслух Евангелие, Послания и Деяния апостольские. По воскресеньям и праздникам он причащался Святых Даров, которые ему подавались через окошечко в двери. Он не принимал никого, даже приехавшего архиерея.

В ноябре 1825 г. он открывает дверь своей келий внешнему миру. Начинается его старчество. Всех посетителей преподобный Серафим принимал с равной любовью и вниманием.

Толпы посетителей ожидали батюшку Серафима каждый день и ходили за ним постоянно. он имел дар исцеления. Особенную известность получило чудесное исцеление помещика Михаила Мантурова, от которого отказались врачи. По молитвам преподобного Мантуров смог встать на ноги и ходить.Позже он вылечил Николая Мотовилова, он три года не мог ходить,а старец поставил его на ноги-когда услышал что он верует в Христа.

Позднее Мотовилов не раз навещал преподобного Серафима, ему было дано увидеть великого старца «светлее солнца» в момент сошествия Святого Духа, ему были открыты многие тайны.Мотовилов с юных лет задавался вопросом, в чем состоит цель жизни христианина, но ему отвечали просто: «Ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божий, твори добро ». Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго-главным средством для чего является сердечная молитва. Преподобный Серафим еще при жизни почитался святым.Он был канонизирован семьдесят лет спустя после кончины, в1903 г.

Иеросхимонах Макарий заложил традицию письменных ответов старцев на вопросы верующих (оставил пять томов своих писем) и развернул издательскую деятельность для возвращения в обиход верующих трудов Отцов Церкви.

преподобный Амвросий . Окончив с отличием семинарию, он стал служить учителем в духовном училище. Как-то тяжело заболел, надежды на выздоровление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но по словам самого старца, еще четыре года «жался, не решался сразу покончить с миром»

В 1842 г. Александр Гренков был пострижен в монашество, в 1845 г. был рукоположен в иеромонаха. занимался подготовкой к изданию святоотеческих книг и писанием ответов от старца к духовным чадам. для него был построена «хибарка», в которой он принимал посетителей с утра и до глубокого вечера

Он неизменно был скромен и благодушен, и в его речах посетители обнаруживали изумительно богатый опыт, знание жизни и людей. Каждый вопрос и каждую просьбу, он рассматривал с одинаковой серьезностью и вниманием. А между тем, он был очень тяжко болен, после 1868 г. уже не мог ходить в церковь и причащался в келье; он мог есть только протертую пищу и в количестве, какого хватало трехлетнему ребенку.

Необъяснимо здравым смыслом, как в таком состоянии он мог принимать каждый день толпы людей, монахов (приходивших на исповедание помыслов) и отвечать на десятки писем (ответы под его диктовку писали келейники). Трижды к нему приезжал Л. Н. Толстой, о котором старец отозвался: «Горд очень».

Старец всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъясняя его. в продолжении десяти-пятнадцати минут решался не один вопрос.Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь и обстоятельства и зачем пришел.

Однажды к нему подошел молодой человек с рукой на перевязи и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. Старец его перебил: «И будет болеть, зачем мать обидел?» Заметив удивленные взгляды монахов, старец смутился и продолжил: «А ты ведешь себя хорошо? Хороший ли ты сын?..»

Пришел помещик с жалобой на трудности в хозяйстве. Старец ему с живостью: «Говорят [ему никто ничего не говорил – он знал], возле тебя продается выгодное имение, купи!» Помещик удивился: «Продается, батюшка, да это мечта – денег нет». «Денег...– тихо повторил старец. – Деньги будут!» деньги действительно вдруг нашлись..

Мелочей для старца не существовало.Он принимал даже изза проблемы,что «индюшки дохнут»

По молитвам преподобного Амвросия частыми были исцеления. Даже в безнадежных с медицинской точки зрения случаях (туберкулез горла). Известен случай, когда он, услышав плач бедной крестьянки, поднял ударом хворостины мертвую лошадь. Свою кончину старец Амвросий предвидел. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.

Старец иеромонах Варнава(Меркулов) всю свою жизнь провел в Гефсиманском скиту близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры. А после В 1866 г. он был пострижен в монашество а в 1872 г. был возведен в сан иеромонаха. Тогда же лаврское начальство назначило его духовником, т.е. старцем в Гефсиманском скиту.

Теперь все дни с утра и до ночи он посвящал служению людям. По описаниям посетителей, его лицо всегда было озарено светлой радостью, несмотря на то, что он часто испытывал крайнее переутомление. Спал он не более трех часов в сутки, иногда сутки проводил без еды. Образ жизни его был строг и крайне скромен. Он обладал даром прозрения и предвидения, исцелял людей от телесных и духовных немощей по их вере, хотя в серьезных случаях давал благословение лечиться у докторов.

Чудесным подвигом старца стало основание им Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской епархии.

В 1995 г. иеромонах Варнава Гефсиманский был причислен к лику святых.

18.Что такое уния?

Киевская митрополия в продолжении веков находилась в зависимости от Литвы и Польши, а в иерархическом отношении подчинялась Константинопольской патриархии. Католический орден иезуитов при прямой поддержке польской власти воспользовался шаткостью в церковной жизни и начал создавать свои школы для дворян, которым проповедовали презрение к «хлопской» (простонародной) «русской вере». Многие бояре и князья перешли в латинство, а среди иерархов усилилось моральное разложение (киевский митрополит Онисифор был лишен кафедры за двоеженство). Другой двоеженец Кирилл Терлецкий в сане епископа вел самую разгульную жизнь и мечтал о независимости и почете латинских епископов. При содействии единомышленников Кирилл в декабре 1595 г. приехал в Рим, на аудиенции у папы Климента VIII поцеловал его туфлю и исповедовал католический Символ веры. Папа с восторгом приветствовал соединение с русскими (на что Кирилл не имел никаких полномочий), так родилась уния – подвластное Риму церковное образование с сохранением православной обрядности

Церко́вная у́ния — акт объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско-католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда. Церкви образовавшиеся в результате унии именуются Восточно-католическими. Восточно-католические церкви византийского обряда называются грекокатолическими (в православных источниках также именуются униатскими).

Белору́сская грекокатоли́ческая це́рковь[1] — восточнокатолическая церковь созданная для католиков, исповедующих византийский обряд на территории Белоруссии и для белорусских грекокатоликов в диаспоре.

Украи́нская грекокатоли́ческая це́рковь, УГКЦ; православными верующими традиционно именуется униатской) — поместная католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом верховного архиепископата, действующая на Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.

 

40. Назовите главные христианские праздники.

В настоящее время главными праздниками являются: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Крещение Господне или Богоявление (6/19 января), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта/7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Страстной Седмицей), Пасха (в первый воскресный день после полнолуния в день весеннего равноденствия), Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи), день Святой Троицы или Пятидесятница (в воскресенье спустя семь недель после Пасхи), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Рождество Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (1/14 октября). К великим праздникам также относят Обрезание Господне (1/14 января), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), собор первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября).

 

20.Назовите причины и последствия церковной Реформации на Западе.

С расширением христианского мира на Западе и развитием там церковной жизни стали появляться смелые и решительные противники папской власти. Из их числа особенно известны британец Джон Уиклиф (1320-1384 гг.), осуждавший папство и монашество, переведший Библию на английский язык, а в своих сочинениях развивший собственное учение о Церкви, осужденное во многих пунктах папой Григорием XI; ректор Пражского университета богемец Ян Гус (1369-1415 гг.), который, не будучи верным римо-католиком, отказался слепо повиноваться авторитету папы и уничтожить осужденные сочинения Уиклифа, за что был сожжен по решению католического собора в Констанце, что в дальнейшем привело к формированию антипапского народного движения в Чехии и Моравии.

С середины XV в. в европейских странах возрождается интерес к классической литературе древности, усилившийся после массового переселения греков из рухнувшей в 1453 г. Византийской империи. Но западные христиане не умели отличать нововведения папства от вечных истин Православия, хранимых Церковью, они переносили недовольство против папства на всю Церковь. Это вело к распространению неверия в Бога, чему попытались помешать не только Рим своими насильственными мерами, но и христианские реформаторы. Наиболее известны из них Лютер в Германии, Цвингли в Швейцарии и Кальвин в Женеве. Все они были воодушевлены добрыми намерениями, обладали замечательными дарованиями и сильной волей.

Но они, во-первых, приняли на себя дело, неподъемное для отдельного человека, а во-вторых, при всей своей учености имели весьма смутное представление о Православной Восточной Церкви как прямой преемнице Церкви Апостольской. Они смогли отторгнуть от Рима значительную часть верующих, но не сумели их привести к Православию, напротив, увели еще дальше, чем папство.

Во время путешествия в Рим в 1510 г. Лютер поразился небрежности, с какой местные клирики совершали богослужение. Лютер переживает охлаждение к столице католичества и утверждается в мысли, что для спасения не нужны подвиги благочестия, а нужна только вера, он обращается к изучению сочинений блаж. Августина. По возвращении на родину в Виттенберге он преподает в университете, становится доктором богословия.

В то время папа Лев X для завершения постройки храма св. Петра в Риме (отчасти и для покрытия собственных расходов) объявил о всеобщей продаже индульгенций. В 1517 г. в Виттенберг явился монах Тецель, взявшийся за бойкую торговлю «свидетельством о прощении грехов». Лютер выставил у дверей дворцовой церкви 95 тезисов против злоупотреблений папства. На его стороне было всеобщее одобрение, ответные тезисы Тецеля студенты сожгли. Папа вызвал Лютера в Рим, но саксонский курфюрст Фридрих Мудрый этому воспротивился. Подобно гуситскому движению, протест Лютера вызвал общенародную поддержку. Германские князья желали свергнуть папское иго и умалить прерогативы германского императора, хотя епископы в своем большинстве сохраняли верность Риму, а вот университетские профессора стремились избавиться от жесткого контроля над их исследованиями, даже крестьяне искали облегчения своей участи. Лютер отказался подчиниться требованию папы и отречься от своих идей, напротив, один за другим выпускал резкие памфлеты с осуждением и разоблачением папства, которые широко расходились не только в Германии, но и в Швейцарии, Франции, Нидерландах, Англии. В 1520 г. Лютер в присутствии многих ученых сжег осуждающую его папскую буллу, а заодно и книги канонического права. Император Карл V вызвал Лютера на сейм в Вормсе, где Лютер проявил большую стойкость, но Карл V заключил соглашение с папой, и участь дерзкого ученого монаха казалась решенной. Однако курфюрст помог ему скрыться, и Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык.

Исходя из своей моноидеи об оправдании верой, он усомнился в подлинности некоторых библейских текстов, например, послания св. апостола Иакова и Апокалипсиса, в которых очевидно говорится о необходимости добрых дел для оправдания человека. Пламенный мятежник смягчает свою критику князей и клеймит «кровопийц крестьян» за непослушание властям. В 1524 г. Лютер снимает монашеский сан, женится на бывшей монахине Катарине фон Бора, и последние 20 лет жизни проводит в спокойной научной и литературной деятельности.

Сам Лютер не составил какой-либо системы, однако его деятельность положило начало европейской Реформации, а его учение послужило образованию значительного течения в христианстве – протестантизма. Сторонники Лютера приступили к преобразованию институтов и уклада римско-католической церкви. Основой лютеранского вероучения считается учение об оправдании одной верой, без добрых дел, а также учение о единственном источнике веры – Священном Писании с предоставлением каждому верующему читать его и толковать по своему разумению. В лютеранстве нет таинств, кроме Крещения и Евхаристии, нет законной иерархии, монашества, почитания икон и мощей, праздников (кроме Господских), паломничества и пр. Исходя из мысли Лютера «все христиане – священники», лютеранский пастор – тот же мирянин, избираемый обществом для проповеди и служения в храме.

 

13.В чем причины возникновения монашества? Назовите основные монашеские ордена на Западе.

К началу X в. монастыри на Западе становятся богатыми культурными центрами, играют важную роль в экономической и общественной жизни. Светская и церковная власти охотно поддерживают монашество, однако, частые войны, голод и смуты все чаще привлекали за монастырские стены людей, далеких от аскетических идеалов. Падает строгость монастырской жизни. монастыри превратились в важные центры феодального общества, монахи впали в роскошную и распущенную жизнь. В поисках выхода на верный путь на Западе возникают новые формы – конгрегации на основе Клюнийского движения и монашеских орденов.

Первым католическим монашеским орденом, т.е. централизованным монашеским объединением, подчиняющимся не местному епископу, а непосредственно папе, стал орден бенедиктинцев. С 10 века в эпоху крестовых походов возникло несколько духовно-рыцарских орденов – иоаннитов (госпитальеры, позднее – Мальтийский орден), тамплиеров (храмовники, упразднен в XIV в.), Тевтонский орден (известный жестокими завоевательными походами не только в Палестине, но и в Прибалтике). Члены этих орденов подобно монахам давали обеты воздержания, послушания, бедности (как правило, пренебрегая ими на практике), но как рыцари они носили оружие и участвовали в военных походах. Во главе орденов вставал пожизненно утверждаемый папой великий магистр. возникают т.н. нищенствующие ордена – францисканцев и доминиканцев. Для борьбы с идеями Реформации в XVI в. был создан орден иезуитов. Всего же в католической церкви имелось около 180 орденов

Большую роль в возрождении монашества на Западе сыграл Бернард Клервоский (1090-1153 гг.), строгий аскет, глава ордена цистерцианцев или бернардинцев, суровый ревнитель устава св. Бенедикта, в своих проповедях и письмах превозносивший умерщвление плоти и бедность. Используя свою популярность среди масс, он вмешивался в дела власти светской и духовной, хотя сам требовал от клира возвращения к идеалу апостольских времен. Властный и жестокий с врагами католицизма, Бернард Клервоский в последние годы жизни добивался своих целей вопреки несогласию коллегии кардиналов и самого папы.

Основателем ордена доминиканцев стал Доминик (ок. 1170-1221 гг.), он родился в испанской Кастилии в знатной семье, изучает философию и богословие. В 25 лет он становится священнослужителем.Разочаровавшись в обмирщенной католической церкви, Доминик с тремя близкими по духу монахами ведут несколько лет нищую и бродячую, «апостольскую» жизнь. В 1216г. Доминик основывает первое братство в Тулузе, ставя его задачами заботу о душе и борьбу с еретиками, а важными принципами – бедность и знание. В 1217 г. Доминик посылает своих братьев в Париж, Рим, Болонью, Испанию, где они проповедуют, исповедуют, основывают монастыри (тем самым составляя конкуренцию местному церковному клиру). В 1220 г. на общем соборе ордена провозглашается отказ от всякого имущества, доминиканцы становятся нищенствующим орденом. Доминик, практичный более Франциска, запрещает физический труд, если он мешает научной или проповеднической деятельности братьев. Служение бедности в ордене не доходит до крайних пределов. Бичевавший себя железной цепью аскет, благородная натура и тонкий богослов, он сознавал необходимость компромиссов и стремился только к осуществимому. К 1221 г. в орден входило 60 монастырей в разных странах Европы.Распространение и рост ордена после смерти Доминика шли с исключительной быстротой благодаря умелым и энергичным его преемникам.

 

орден иезуитов, появивился в самый разгар реформации.

Основателем его был испанский дворянин Игнатий Лойола (род. 1491 г.), человек с мечтательно-рыцарским настроением духа., он получил тяжелую рану и долго лечился. Во время болезни он прочел жития Доминика и Франциска и увлекся их подвигами. В 1534 г. Лойола и его товарищи в церкви дали обет нищеты и целомудрия и поклялись посвятить себя попечению о христианах в Иерусалиме и обращению неверных.

Переходя из города в город, они пришли в 1539 г. в Рим. Здесь они своей необычайной ревностью к проповеди и строгим образом жизни привлекли к себе такое сочувствие, что многие пожелали к ним присоединиться. Тогда Лойола решился формально основать орден и составил его устав. Кроме обычных монашеских обетов — нищеты, целомудрия и послушания — они установили у себя еще четвертый обет — безусловного повиновения папе. Они обязывались исполнять все, что повелел бы им папа, идти по его поручению всюду, куда бы он ни послал, беспрекословно и немедленно. Целью ордена было распространение и утверждение веры и церкви. Средствами же для этого должны были служить: миссии к язычникам, мусульманам, еретикам и вообще к кому бы то ни было, если этого требовало достижение цели; учреждение благотворительных и учебно-воспитательных заведений, проповедь и, наконец, исповедь.

Они присвоили себе название Общества Иисусаилиордена иезуитов. Папа Павел III, теснимый реформацией, увидел в ордене превосходное оружие для борьбы с ней и в 1540 г. утвердил его устав. Затем как Павел III, так и его преемники, особенно Юлий III, постоянно покровительствовали ордену и предоставили ему такие права и преимущества, каких никакой другой орден не имел.

Первый класс ордена, самый низший, составляли новиции, т.е. молодые люди, которых готовили к поступлению в орден в особых заведениях новициатах.Четвертый класс составляли профессы, которые давали четвертый обет безусловного повиновения папе.Во главе ордена стоял его генерал, избираемый пожизненно профессами из своей среды. Он пользовался неограниченной властью в управлении орденом, и все члены ордена были обязаны ему безусловным повиновением. Сам генерал, кроме папы, ни от кого не был зависим. Члены ордена и их учреждения, где бы они ни находились, не подчинялись никаким другим духовным властям.

Орден, по мере его распространения в разных странах, разделялся на провинции, во главе которых стояли назначенные генералом профессы, со званием провинциалов. В ордене от генерала до последнего слуги все было организовано в строжайшем порядке подчиненности низших членов высшим. Этот порядок поддерживался системой шпионства одних членов ордена за другими.

При такой своеобразной организации орден выработал для своей деятельности и своеобразные нравственные правила. Они создали теорию "оправдания", по которой всякое действие может быть совершено и не будет противно нравственным законам, если в его оправдание можно представить правдоподобное основание или мнение какого-нибудь авторитетного богослова. Там, где эта теория оказывалась неприменимой, выдвигалась другая — доказывалось, что допустимо совершение всякого безнравственного поступка (не как главной цели), а для достижения другой похвальной цели. Иезуиты прибегали еще к т.н. "мысленной оговорке", на основании которой разрешалось давать ложные клятвы и обещания, при этом нужно было лишь в уме держать ограничение или отрицание

Деятельность ордена началась сразу после утверждения его устава. Благодаря своей крепкой организации, ловкости и уму своих членов, а также привилегиям, данным папами, орден распространился с необыкновенной быстротой во всех странах Европы, приник даже в другие части света. Везде, где появлялись иезуиты, они первым долгом устраивали больницы, приюты, школы, коллегии, занимались проповедничеством, становились духовниками и т.п. Чтобы влиять на все классы слоев-от низжих до королей.

С появлением иезуитов, борьба Римской церкви с протестантством пошла значительно успешнее. Особенно ярко проявилась их деятельность в Литве и частично в Польше. Католичество укреплялось и возвеличивалось. Иезуитские школы воспитывали горячих ревнителей католичества. Оно не только победило протестантизм, но сделало из Польши свою прочную опору на все последовавшие века.

В 1655 г. Паскаль пишет блестящее полемическое сочинение «Письма к провинциалу», в которых разоблачает казуистику иезуитов, предает позору их гибкую и бесчестную мораль, оправдывающую все средства ради достижения цели. Впечатление было потрясающим. «Письма» неизвестного автора читала вся образованная Франция, причем общее сочувствие было на стороне автора и янсенистов. С тех пор имя иезуита стала синонимом лицемерия и своекорыстия

 

во второй половине XI в. начинается возрождение папства. Этому прямо помогала императорская власть, а также новое религиозное движение монахов. Клюнийское движение родилось в 910 г. в монастыре в местечке Клюни во Франции, суть его состояла в переходе из-под власти светского правителя-феодала и духовного правителя-епископа под непосредственную власть папы. Под главенством Клюни возникла мощная конгрегация, включавшая сотни монастырей во Франции, Германии, северной Италии, Испании, Англии. Конгрегация хорошо организовала дело благотворительности и получила широкое влияние в народных массах. Клюнийцы прямо стали влиять на выборы пап, они были среди активистов первого крестового похода.

Более всех других монашествующих получил известность Франциск Ассизский (1182-1226 гг.), считающийся на Западе величайшим святым Средневековья.Родился в богатой семье-но продал часть имущества отца и отдал деньги на нужды местной Церкви,отец его прогнал. Он возвел бедность от отрицательного признака отречения от мира в положительный жизненный идеал, восходящий к примеру Иисуса Христа. Папа санкционировал создание нового братста.в, которое стало быстро расти-но в последствии превратилось в закрытый монашеский орден. Прекратилось обязательное хождение с нищенской сумой, монахи имели более двух одежд, они получили право вмешательства в церковную жизнь местной епархии и т.п. Франциск пользовался прежним уважением, но уже не имел влияния на руководство орденом.

 

21.В чем состоит заслуга великих христианских просветителей славян.

. Первыми из славянских народов около 865 г. обратились к Православию болгары. Главными просветителями славян стали братья Кирилл (Константин) и Мефодий, родом из Солуни в Македонии. Оба они получили хорошее образование, были близки к императорскому двору. По поручению императора Михаила в 858-859 гг. они проповедовали Евангелие хазарам в Херсонесе (или Корсуни, современный Севастополь), изучили там местные языки, открыли мощи священномученика Климента Римского. В 860 г. братья отправляются в Сербию для просвещения ее народа христианским учением.

В 863 г. Кирилл и Мефодий по просьбе моравского князя Ростислава отправляются в Моравию, уже имея с собой переведенные на славянский язык священные и богослужебные книги. Совершение богослужения и чтение Евангелия на славянском языке привлекли к ним сердца моравов и дали им перевес перед немецкими проповедниками, читавшими Писание на латинском языке. Латиняне учили, что Писание можно читать лишь на трех языках (на которых была сделана надпись на Кресте Господнем при распятии Иисуса Христа – еврейском, греческом и латинском). Они называли братьев-проповедников «еретиками» и принесли на них жалобу папе Римскому. Однако папа Адриан принял Кирилла и Мефодия с большим почетом, а книги, переведенные ими на славянский язык, освятил на престоле древнейшей римской базилики. Вскоре Кирилл скончался, а Мефодий еще в течении пятнадцати лет в сане архиепископа трудился в Моравии, успел увидеть христианизацию Богемии и приход православия в польские земли (впоследствии усилиями латинских проповедников эти славянские народы были отторгнуты от Восточной Церкви под власть папы).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты