КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура. Подобно живописи и музыке, развитие архитектурных форм тоже определялось жизнью общества ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Подобно живописи и музыке, развитие архитектурных форм тоже определялось жизнью общества. Впрочем, значительной оказалась и преемственность со старым. Вторая половина XIX века - новый этап существования русского стиля в архитектуре, появившегося ещё при Николае I. Император решил не дать традиционным русским формам угаснуть под воздействием европейской моды, которая начиная с Петра Великого насаждалась во всём. После специального указа 1838 года по всей стране вместо классицизма стал насаждаться русский стиль - его разработал Константин Андреевич Тон (1794-1881). Дело дошло до составления специальных альбомов типовых проектов церквей, чтобы по всей стране могли строить единообразно. Сам по себе возврат к старине пришёлся по нраву публике, пресытившейся стройными греческими формами. Однако пореформенная эпоха всё же принесла две перемены. Во-первых, до самого конца XIX века установилось преобладание в городской застройке эклектизма. У философов эклектика означает механическое соединение взаимно противоречивых взглядов, точек зрения, методов. Историки архитектуры называют этим словом смешение разных стилей; одновременное их существование и в рамках одного квартала, и даже в рамках одного здания: арабского, греческого, готического, византийского, их сочетаниям. Жизнь в середине века становилась и всё более разнообразной, и всё более быстрой. Разные (по происхождению, образованию) заказчики строительства, разнится и назначение зданий (особняки, "доходные дома" - сдаваемые внаймы, фабрики), входят в моду новые строительные материалы (металл, стекло). Удержать все новостройки в рамках одного, "высочайше" определяемого, стиля становилось трудно. Поэтому и смешивались классицизм, более раннее барокко, более поздний русский стиль. Смешением прежних стилей новое не ограничилось. Появился и новый: демократический русский стиль. Идеологом и страстным пропагандистом его выступил вездесущий критик Владимир Стасов. По идейному содержанию этот стиль примыкает к передвижникам и "Могучей кучке". Его главное стремление - привнести в искусство народные начала. Художник Михаил Нестеров писал другу по поводу строительства Музея изобразительных искусств: "Ты упоминаешь о затее по постройке нового музея в Москве и говоришь о каком-то глупом (твои слова) архитекторе, который предлагает для Москвы классический стиль музея как более понятный. Скажи ему, что если у него нет таланта создать русский стиль, как единственный возможный и желательный в русской Москве, создать русский стиль в архитектуре, как он создан в литературе, музыке и, кажется, в живописи, то пусть он ограничится постройкой дач в Парголове для купцов из немцев, это и ему доходно будет, да и нам не обидно". Архитектора Тона Стасов и его соратники обвиняли в том, что он поверхностно подошёл к народным традициям, и вместо архитектуры, прославляющей народ, у него получились пышные здания, прославляющие самодержавие с его теорией официальной народности ("русско-византийский стиль"). Сами демократы стремились передать народные традиции возможно более полно. Это подталкивало их к тому, чтобы больше работать с деревом, чем с камнем. Основные представители демократического русского стиля - Виктор Александрович Гартман (1834-1873) и Иван Павлович Ропет (псевдоним Ивана Николаевича Петрова, 1845-1908). Особенно ярким явлением в российской жизни стал Гартман. Кстати, как всякий хороший архитектор, он и рисовал неплохо; именно выставка (посмертная) его зарисовок подвигла его друга Модеста Мусоргского на написание "Картинок с выставки". Гартман и стал самой крупной фигурой демократического русского стиля. Здания, оформленные в народном стиле, не успели составить большинства в застройке российских городов, особенно крупных. Но как тенденция, демократический русский стиль при Александре II преобладал. Он стал вехой на пути русской архитектуры. В 80-е годы демократическое направление в русском стиле сменилось сразу двумя другими. Гартмана, Ропета и их единомышленников раскритиковали за чрезмерное использование народного орнамента, который, по мнению критиков, делал работы демократов утрированными, утяжелёнными. Одно из направлений, утвердившихся в 80-е годы, получило название археологического. В числе его идеологов - Василий Осипович Шервуд (1832-1895 или 1897), автор Исторического музея (что около Московского Кремля). Шервуд и его сторонники стремились подражать не избе, а церкви - в этом они тоже находили русское своеобразие, но более приспособленное к масштабному каменному строительству. В то же время возродился и неорусский стиль. По сути, в его основе была та же идеология, которую воплощал при Николае I Константин Тон). В нем использовались элементы готики и мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации Его проводником выступил Николай Владимирович Султанов (1850-1908). Султанов критиковал своих оппонентов не менее решительно, чем демократы - Константина Тона. Каждая из сторон в этих идеологических спорах приводила доводы, опирающиеся на развёрнутое отвлечённое обоснование, на рассуждения о древних корнях и о современных пользах. Но на практике различия внутри русского стиля проявлялись не очень заметно. Даже искусствоведу трудно бывает чётко отнести то или иное здание (кроме немногих исключений) к одному из течений. На практике русский стиль выделяется всё же в качестве целостного явления, расцвет которого приходится на годы пореформенной России. Но важно знать и о теоретических спорах: они доказывают жёсткую связь между общественной атмосферой и архитектурной формой. На этом завершим обзор развития искусства в пореформенной России. Даже в кратком перечне мы видели немало людей, оставивших разный след в разных отраслях. Но есть нечто общее для всех отраслей и деятелей искусства на том этапе. Они работали для общества. Они жили в такт с обществом. "Поэт в России - больше, чем поэт". Художник русский - больше, чем художник. Характеризует ли это в большей степени отдельного художника как личность или общество, его породившее? Едва ли кто сможет дать на это однозначный ответ, который устроит если не всех, то хотя бы большинство. Внутренняя гармония - свойство всякого нового общественного организма. Затем разные его части, следуя своим интересам, становятся всё более независимы, всё менее учитывают интересы друг друга. Организм перестаёт жить как единое целое и вступает в эпоху упадка. Пришедшее с запада понятие "декаданс" появилось в русском словаре на склоне XIX века. На повестку дня встало новое обновление общества.
|