КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений во всей Совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов, событий Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их профессиональной деятельности В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора можно назвать следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические Исходя из организации процессов восприятия выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. Как правило, наиболее эффективно произвольное восприятие, называемое также наблюдением. Юристу следует вырабатывать в себе такое производное от данного вида восприятия качество, как наблюдательность К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие. Предметность, целостность, структурность восприятия. В повседневной жизни человека окружают разнообразные явления, предметы, наделенные различными свойствами. Воспринимая их, мы изучаем их в целом Такое восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, на развитие его перцептивных способностей Наглядно проявление данной закономерности перцептивной деятельности можно проследить при рассматривании рис 4 1. Пятна, не связан- ные контуром, тем не менее создают образ собаки (см. рис.4.1, а) Причем мы отличаем пятна на теле собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда пятно вообще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство с каким-то объектом, наделить его некоторой предметностью, как это, например, имеет место при рассматривании совершенно бесформенных пятен теста Г. Роршаха (см. рис. 4 1,6), напоминающих то летучую мышь, то какую-то бабочку и т.д. В зависимости от особенностей восприятия, личного опыта человека у него подсознательно часто происходит своеобразный перебор признаков пятна. Наконец, среди них выделяются ведущие признаки и в конце концов в зависимости от воображения делается вывод, что пятно, к примеру, напоминает какой-то предмет, например бабочку, летучую мышь и т д. Рис 4 1 Стимульныи материал из текста Г Роршаха, выявляющий такие закономерности восприятия, как предметность, целостность, структурность формируемых в сознании образов Все это, может быть, выглядело бы как просто развлекательные опыты, если бы в жизни, в более сложных условиях практической деятельности не проявлялись те же самые закономерности восприятия. Например, следователь, осмотрев труп со смертельными повреждениями головы, должен исследовать и орудие убийства, изъятое у подозреваемого, выявить на изъятом предмете основные, ведущие признаки, выделяющие его в качестве орудия убийства, с помощью которого причинена строго определенной конфигурации черепно-мозговая травма. И если следователь видит среди ведущих признаков совсем не те или вовсе не замечает нужные из них, то И результат его поисков будет отрицательным: на орудии преступления не будут обнаружены микроследы-наложения, т е. те признаки, на основании которых можно будет доказать причастность подозреваемого лица к совершенному преступлению. Эту, казалось бы, простую истину, наглядно иллюстрирующую перцептивные истоки некоторых профессиональных ошибок следователя, не следует забывать. На данную закономерность восприятия обращал внимание известный французский психолог Ж. Пиаже, который писал, что «восприятие осуществляется не путем копирования или точного измерения, а как бы уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки или микросегменты фигуры, а лишь те, на которые пал выбор; в этом случае выбранные элементы или микроэлементы, т.е. те, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными»1. В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу .этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, чтоб они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта. Активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза признаков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его сенсорные свойства, выделяем необходимые связи. Это придает преднамеренный, активный характер восприятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании, движение зрачков глаз, перемещение тела в пространстве относительно изучаемого предмета познания. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере свернут. Осмысленность восприятия. Восприятие у человека тесно связано с его мышлением, поскольку перцептивные образы нередко имеют разное смысловое значение. Мы не только воспринимаем, но и одновременно с этим изучаем предмет познания, пытаемся найти объяснение его сущности. «Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове»2. Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллюстрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются 1 Фресс П., Пиаже Ж Экспериментальная психология Вып VI М.1978 С. 21 2 Петровский А В Указ соч С 141 так называемые неоднозначные (двойственные) фигуры, создающие своеобразный эффект «стереографической двусмысленности, вызывающие у нас впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в трехмерный объект Например, в зависимости от того, как осмысливается фигура (рис 4 2), как она воспринимается нами, мы по своему желанию видим попеременно то лестницу, спускающуюся слева направо вниз, то уступчатый карниз, поднимающийся вверх справа налево И хотя в том и другом случае проекция изображения на сетчатке глаза остается неизменной, мы видим попеременно два совершенно различных объемных объекта, имеющих чисто внешнее контурное сходство. Рис 4 2 Лестница Шредера демонстрирует нам своего рода зрительную инверсию когда мы попеременно видим то лестницу то справа уступчатый карниз Хорошо прослеживается активная роль нашего мышления при рассматривании изображения фигуры на рис 4 3, известной как куб Некке-ра (по имени исландского ученого, в 1832 г описавшего свойства этой фигуры) Небольшим волевым усилием можно произвольно «переворачивать» этот куб в пространстве, попеременно меняя положение его ближней и дальней от нас вертикальной плоскости Благодаря активной роли нашего мышления, диктующего, что нужно нам видеть, мы начинаем избирательно реагировать именно на те визуальные стимулы, на основе которых и создается определенный, «нужный» нам предметный образ, отличающийся от других перцептивных образов Таким образом, осмысленный, избирательный перцептивный процесс приводит нас к тому, что образ восприятия переходит в образ сознания (в том числе, как нередко случается, и в ошибочный образ), под воздействием которого мы оказываемся в дальнейшем, к сожалению, и тогда, когда благодаря этому совершаем досадные промахи и ошибки в познавательной деятельности Рис 4 3 Известный куб Неккера Чередующаяся визуальная ориентация куба (а) в пространстве такова, что она допускает одновременно как бы два варианта его положения (б и s), что на самом деле нереально, хотя субъективно происходит именно так, как в зависимости от того, мы хотим видеть эту фигуру Не так ли происходит и в жизни, как с этим кубом — тем более когда одно и то же видят разные люди да еще с разных точек зрения? Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание английскому психологу Р.Л Грегори, посвятившему многие годы изучению закономерностей зрительного восприятия, образно назвать наш зрительный анализатор «разумным глазом», подчеркнув неразрывную связь зрительного восприятия с мышлением, обратив внимание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными процессами «Восприятие, — писал он, — своего рода мышление. И в восприятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднозначностей, парадоксов, искажений и неопределенностей Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наиболее абстрактном мышлении»1 Благодаря такому механизму восприятия человек нередко, даже не осознавая этого, видит то, что хочет видеть, а не то, что объективно есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяснить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия, когда он «видит» далеко не все то, что необходимо для установления истины Это подтверждает и проведенный нами анализ нераскрытых дел, связанных с убийствами. Одна из причин 1 Грегори Р Л Указ соч С 68 того, что некоторые тяжкие преступления оказываются нераскрытыми, лежит именно в отсутствии должной перцептивной организации зрения, в психологической неподготовленности следователя к такому многоплановому восприятию, каким является восприятие обстановки места происшествия. Существенной стороной осмысленности дерцептивной деятельности является вербализация воспринятого. «Процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь»1 Вербализация увиденного обостряет наше восприятие, помогает выделить существенные признаки, их отношения. Пожалуй, нет лучшего способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы При этом велико значение не только монологической внутренней или устной, но и письменной речи Вот почему требование законодателя о протоколировании следственных действий, рекомендации криминалистики об изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивании планов и схем имеют под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу. Практика убедительно подтверждает: посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя. Таким образом, уже на начальном перцептивном уровне нередко создаются предпосылки для возникновения в последующем очень серьезных осложнений по делу2. Организация поля восприятия. Существенную роль в познавательной деятельности играет также организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Человек всегда стремится организовать поле восприятия таким образом, чтобы видеть тот или иной образ, связанный с его прежними представлениями, некоторыми знакомыми ему предметами, с определенными личными предпочтениями, установками. Иногда это приводит к воссозданию некоего синтетического образа, далеко не соответствующего, особенно в деталях, тому реальному предмету, который воспринимается. Активное мыслительное организующее начало перцептивного процесса особенно легко выявляется при рассматривании рис. 4.4. Небольшим усилием можно произвольно различным образом группировать зри- 1 ЛурияАР Ощущения и восприятия С 47 2 К этому мы еще вернемся, когда будем говорить о психологии осмотра места происшествия тельную информацию, переходя от одного варианта к другому, выявляя хотя и простейшие, но различные образы: группировки из четырех квадратов, из девяти, крест из двух рядов квадратов, рассекающий поле по вертикали и горизонтали, при том что проекция данного чередования квадратов на сетчатке глаза нисколько не меняется. Тенденция к мысленной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики использования идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица. Рис 4 4 Демонстрация влияния организации поля восприятия на возникающие в сознании образы Апперцепция. Данное свойство проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. В течение жизни человек постоянно подвергается воздействию различных стимулов (раздражителей). Постепенно у него накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с ними, а также предметный, интеллектуальный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характеристик различных раздражителей, своего рода банк перцептивных гипотез, позволяющий ему быстро реагировать на действия всевозможных стимулов, своевременно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения характера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый характер И чем богаче такой опыт, чем разнообразнее накопленные перцептивные гипотезы, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула. Простейшим наглядным примером смены перцептивных гипотез в процессе восприятия является чередование зрительных образов, когда мы рассматриваем двойственные фигуры — графические рисунки с так называемой пиктографической двусмысленностью (рис. 4.5). В первом случае это известный рисунок В.Е. Хилла «Моя жена и теща», на котором попеременно видятся то пожилая, то молодая женщины; на втором рисунке — то лицо индейца, то фигура мальчика-эскимоса в зимней одежде. Рис 4.5 Примеры пиктографической двусмысленности Перцептивные гипотезы могут приобретать чувственную форму, и тогда мы видим не столько объект, сколько саму перцептивную гипотезу в виде того или иного образа-представления. Не этим ли психологическим феноменом объясняются те очевидные ошибки, когда следователь «видит» на месте происшествия не убийство, а самоубийство, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому «видению»? Константность восприятия. Данное свойство восприятия состоит в способности перцептивной системы отражать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит. Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее проекции на сетчатку глаза в виде круга или сбоку в виде эллипса, она все равно воспринимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым. Константность восприятия вырабатывается в процессе приобретения человеком жизненного, профессионального опыта. Она является необходимым условием его жизнедеятельности, обладая механизмом обратной связи, с помощью которого перцептивная система постоянно подстраивается к нужному объекту и условиям его восприятия. Однако константность сохраняется лишь до определенных пределов. При резком изменении освещения, при воздействии на воспринимаемый предмет контрастного по цвету фона константность может нарушаться и это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских показаниях. Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т.е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета. Иллюзии. Искажение воспринятых предметов является одной из наиболее интересных проблем, с которой может сталкиваться следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показаний лиц, свидетельствующих о каких-то событиях, и т.п. Поскольку значительное количество информации участники уголовного судопроизводства получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую актуальность приобретают оптические иллюзии. Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, но не обращаем на них внимание. Например луна нередко нам кажется большей по размеру, когда она над горизонтом, по сравнению с тем, когда она находится высоко в небе. Причины оптических иллюзий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным предпосылкам появления иллюзий относятся: отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиации, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят большими по сравнению с такими же по размеру темными предметами и т.д. Например, белый квадрат на черном фоне кажется большим, чем такой же квадрат, но на белом фоне (рис. 4.6, а). Совершенно одинаковые по диаметру круги, обрамленные разными по диаметру кружками, кажутся разными (рис. 4.6, б). Параллельные линии, пересеченные линиями, пересекающимися в центре, воспринимаются непараллельными (рис. 4.6,в). Таких примеров множество. К причинам субъективного характера, способствующим появлению иллюзий, следует отнести адаптацию, утомление рецепторного механизма и т.п. Рис 4 6. Примеры зрительных иллюзий
|