Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Классификация прав и свобод человека и гражданина




В литературе существуют самые различные классификации прав человека. Можно насчитать более 10 критериев их классификации. Некоторые из них отражают официальные, т.е. закрепленные законодательно, разграничения прав, другие – доктринальные, сложившиеся в юридической науке. <QUEST12< FONT>Чаще всего в качестве критериев классификации всего используются такие, как: уровень юридического оформления прав; сфера реализации прав; исторические этапы утверждения прав; субъекты осуществления прав.

Необходимо подчеркнуть, что классификация прав должна быть основана на системном подходе. Она заключается в выделении по тому или иному критерию структурных элементов современной системы прав и свобод человека и гражданина.

1. В современной государственно признанной системе прав и свобод прежде всего можно выделить, по уровню юридического оформления, основные (фундаментальные) и иные (производные от основных) права. Основные права обычно отождествляются с конституционными. При этом основными признаются права, закрепленные не только в конституции, но и в международно-правовых актах (см. подробнее: Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 130-150). Все международные нормы в области прав человека принято называть международными стандартами прав человека. Термину «международные стандарты» иногда предпочитается термин «общепризнанные права человека». Однако оба термина употребляются и как взаимозаменяемые.

Национальное законодательство и прежде всего конституционные нормы о правах человека должны соответствовать международным стандартам. Вместе с тем, как отмечается в литературе, полное совпадение правового статуса личности в национальном законодательстве и международно-правовых актах вряд ли достижимо. Международные нормы регламентируют правовой статус личности наиболее общим образом оставляя за национальным законодателем право уточнять, детализировать данные положения, вписывая их в уже существующую систему национального права. Поэтому, как полагает С.В.Бахин, не вполне корректен сам термин «международные стандарты». Внутреннее право лишь постепенно изменяется, трансформируется в направлении, очерченном в международных соглашениях (см.: Бахин С.В. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998, № 4. С. 6).

Основные права образуют стержень правового статуса индивида и в то же время основу для юридического оформления других многочисленных прав. Эти производные права, конечно, нельзя считать «второсортными». Но все же вряд ли верно и то, что они, как утверждается,3 не менее, чем основные права, важны для человека. По сравнению с основными правами, которые безусловно необходимы для существования и развития личности, производные от них права не являются жизненно необходимыми. Вместе с тем следует учитывать, что в единой системе прав все права взаимосвязаны и взаимозависимы.

2. В системе прав и свобод человека и гражданина в ее современном виде выделяются в зависимости от сфер их реализации личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные права (о структуре этих прав см.: Иванов Г.И. Права человека. Учебное пособие / Под ред. М.Ф.Чудакова. Приложение. М., 2004. С. 154-157).

Личные (гражданские) права обеспечивают свободу личности, прежде всего от незаконного вмешательства государства в ее частную жизнь, частные интересы. Они направлены на удовлетворение прежде всего витальных (жизненных) потребностей человека, на защиту и развитие человеческой индивидуальности. К ним относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и языка общения; свободу совести и др. К личным правам следует отнести также право на судебную защиту (право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом – ст. 47 Хартии основных прав европейского союза) (см.: Кузнецова С.Н. Хартия основных прав европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе «двух скоростей»? // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2002. С. 199).

Политические права являются правами гражданина и связаны с принадлежностью индивида к гражданству конкретного государства. Они обеспечивают гражданину возможность участвовать в политической жизни общества, в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и др. Этот блок прав охватывает право граждан на свободу слова, на объединение в общественные организации, на свободу союзов и ассоциаций, право петиций и др.

Экономические права обеспечивают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. В каталоге экономических прав выделяются право частной собственности, право на труд, благоприятные условия труда, на предпринимательскую деятельность и др.

Социальные права призваны обеспечить свободу человека, поддерживая такой уровень его жизни, который необходим для достойного человеческого существования. Гарантии этих прав во многом зависят от состояния экономики и ресурсов государства. Важнейшие среди социальных прав – право на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др.), на защиту от безработицы, на достижимый уровень физического и психического здоровья, право на жилище и др.

Культурные права призваны гарантировать доступ человека к благам культуры, свободу творчества, возможность усвоения, использования и развития достижений человечества в материальной и духовной сферах. Эти права обеспечивают возможности самореализации личности и служат своего рода гарантией осуществления индивидом как субъектом просвещенного правосознания принадлежащих ему личных и политических прав. В структуре этого вида прав различаются право на образование, на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни, на свободу научного, литературного и т.п. творчества, на защиту авторского права и др.

3. Современная система прав и свобод человека и гражданина сложилась исторически. Поэтому по историческим этапам утверждения прав (по времени возникновения) различают определенные поколения прав. Выделяются три, а иногда и четыре поколения прав.

К первому поколению прав обычно относят права личные и политические. Отличительной особенностью этой группы прав является то, что они опираются на концепцию негативной свободы (свободы «от»). Она предполагает отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь чьему-либо вмешательству, прежде всего со стороны государства (см.: Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М., 1998. С. 19-20).

Права первого поколения положили начало универсальности прав. Однако как действительно всеобщие они получили международное признание только после второй мировой войны. Устав ООН в 1945 г. впервые заложил основы широкого сотрудничества государств в области прав человека (ст. 1). С тех пор мировое сообщество выработало целый комплекс документов о правах человека, закрепляющих права первого поколения. Однако сегодня было бы неправильно их рассматривать в контексте исключительно концепции негативной свободы. Реализация, защита и гарантирование этих прав требуют активного содействия этому со стороны государства.

Права второго поколения – это экономические, социальные (социально-экономические) и культурные права. Теоретики этого поколения прав в конце XIX–начале XX вв. выступали за пересмотр концепции негативной свободы, настаивая на необходимости «позитивного» понимания свободы (свободы «для»). Это означало требование возложить на государство обязанности по обеспечению права человека на достойное существование.

Право человека на достойное существование впервые было закреплено в 1919 г. в Основном законе Веймарской республики (ст. 151). На международном уровне комплекс социально-экономических и культурных прав получил признание во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 23-27), Европейской социальной хартии 1961 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. В этих важнейших международно-правовых актах зафиксирована социальная функция государства, направленная на обеспечение прав второго поколения.

В литературе по теории права выражается сомнение в правовом характере социальной деятельности государства и соответственно социальных (социально-экономических) прав. С.С.Алексеев и некоторые другие авторы подчеркивают, что принцип свободы как основной принцип правового государства нельзя примирить с принципом равенства как основным принципом социального государства (см.: Алексеев С.С. Философия права. М., 1998. С. 310; см. также: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 46). С.С.Алексеев вообще выступает против идеи (и даже термина) социального государства как «стыдливого аналога» социалистического государства. Ученого беспокоит усиление государства в решении социальных вопросов, активизация его деятельности в экономике, в сфере распределения и т.д.

Многие отечественные и зарубежные авторы склонны рассматривать в качестве собственно прав человека только права первого поколения. Права второго поколения, как и сто лет назад, признаются лишь моральными (или социальными) притязаниями либо несовместимыми с правом привилегиями, льготами для социально слабых, стремящихся, например, по словам Р.Пайпса, удовлетворить свои требования «за чужой счет» (Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 200. С. 374). В таких требованиях к государству Л.С.Мамут усматривает подрыв присущих праву отношений эквивалентного обмена, а тем самым правового принципа формального равенства. По его мнению, следует говорить не о правовой обязанности государства по отношению к субъектам социальных прав, а об его «самообязывании». Защита социальных прав признается автором необходимой, но не в рамках собственно права (см. подробнее: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001, № 7; Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права (тезисы доклада) // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции 21 июня 2003 года / Под ред. Д.И.Луковской. СПб., 2003. С. 3-5; см. также: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М., 2002. С. 639).

Опасения огосударствления общественных отношении («государственного социализма»), роста патерналистских, иждивенческих настроений не беспочвенны. Такого рода тенденции могут угрожать самой идее права и прав человека. Однако стоит ли преувеличивать риск тоталитарной угрозы? В большинстве современных социально ориентированных государств защита социальных прав, если она хорошо продумана и осуществляется эффективно, способствует как раз стабилизации общества. Конечно, есть определенные противоречия между равенством возможностей и выравниванием результатов их реализации социальным государством. И все же правомерные социальные льготы, хотя бы минимально, но способствуют восстановлению баланса социальных потребностей и интересов в обществе. Во всяком случае этот баланс следует искать не вне права, а с использованием регулирующего потенциала права.

Третье поколение прав начало формироваться после второй мировой войны. В 70-е годы прошлого столетия французским юристом Карелом Вазаком (Васаком) была выдвинута концепция третьего поколения прав как «прав солидарности». К ним относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на общее наследие человечества и право на коммуникацию. Их новизна, согласно данной концепции, заключается в том, что они являются одновременно и негативными, и позитивными по отношению к государству, но прежде всего – и это их ключевая характеристика – эти права можно реализовать лишь посредством согласованных усилий индивида, государства, публичных и частных объединений и международного сообщества на основе признания общей (солидарной) ответственности (см. подробнее: Золотухин С.В. К вопросу о концепции «третьего поколения прав человека» или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права 1989–1990–1991 гг. СПб., 1992. С. 181-182).

В такой трактовке права солидарности интерпретируются в отечественной юридической литературе как коллективные права. К ним относят не только права той или иной общности, ассоциации, но и права народов, права нации (см.: Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. С. 139-140; Азаров А, Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М., 2003. С. 48). Другие авторы в числе прав третьего поколения, наряду с правом народов, называют также специальные права, которые вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу: права детей, женщин, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. (см., напр.: Мамченко Н.В. Становление принципа презюмирования прав человека: три поколения // Юридические науки. 2006, № 4 (20). С. 38). Нельзя не заметить, что некоторые из них (права детей, престарелых, инвалидов и др.) обычно фиксируются в качестве прав второго поколения.

В последнее десятилетие ведутся дискуссии о формировании прав четвертого поколения. К ним относят права в области информационных технологий. Заметим, однако, что они фигурируют и в числе прав третьего поколения в качестве новейшего этапа развития права на коммуникацию. Куда более спорен вопрос о так называемых соматических правах. В комплекс таких прав предлагается в первую очередь включить: право на трансплантацию органов и тканей человека, право на аборт, клонирование, искусственное репродуктирование и, наконец, право на смерть.4 Эти права уже сегодня должны обсуждаться во всей их многоаспектности, но они, как справедливо полагает В.И.Крусс, вряд ли могут быть размещены в традиционной классификации прав и свобод. Поэтому и предлагается относить их к новейшему, четвертому поколению прав (см.: Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000, № 10. С. 43; Улыбина Т.А. Понятие и классификация субъективных прав и свобод и способы их ограничения // http://www.law-n-life.ru/arch/99_Ulybina_1.doc). Традиционной, однако, остается концепция трех поколений прав.

Говоря о «поколениях прав», следует учитывать условность термина «поколение». Некоторые зарубежные авторы предпочитают термин «категория» прав. Действительно, по аналогии с возрастными поколениями, может создаться впечатление о «замещении» одних прав другими, о своего рода «правопреемстве». Однако исторический контекст появления и юридического признания прав отражает лишь динамику прав различных поколений. Права человека в их системности и целостности носят взаимосвязанный характер, обладают функциональной взаимозависимостью.

4. В научной литературе выделяется классификация прав и свобод человека и гражданина по субъекту осуществления прав. По этому критерию принято разграничивать индивидуальные и коллективные права, включая права народов. Существует мнение об особом статусе прав народов (см.: Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991, № 2. С. 44-45).

С точки зрения теории права принципиально важным для понимания смысла данной классификации является вопрос о соотношении индивидуальных и коллективных прав. В связи с этим следует подчеркнуть, что осуществление коллективных прав не должно в какой бы то ни было мере умалять индивидуальные права. Во имя общих интересов (общего блага) не должны ставиться под сомнение интересы отдельных личностей. Объясняется это тем, что носителями общего блага (общего интереса) и являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе). Общее благо (в том числе народа, нации) не может быть отделено (отчуждено) от блага каждого индивида, а тем более ему противопоставлено (см. подробнее: Нерсесянц В.С. Проблема общего блага в постсоциалистической России // Российское правосудие. 2006, № 4. с. 4-13).

Кроме приведенных классификаций, права человека и гражданина могут разделяться на определенные виды и по другим критериям: по характеру тех потребностей человека, которые удовлетворяются реализацией прав: в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству; в зависимости от роли государства в их осуществлении и др. Следует также учитывать современный процесс детализации прав, увеличения их объема и т.п., обусловливающий эволюцию системы прав, а значит, и усложнение структуры прав.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты