КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и в результате оказывают взаимное влияние друг на друга.Чтобы освоить понятие права, необходимо рассмотреть особенности норм поведения родовой общины. Во-первых, они выражали интересы всех членов рода, и у членов рода не было разграничений прав и обязанностей. Во-вторых, их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины. В то же время следует знакомиться с материалами развернувшейся в нашей стране дискуссии о понимании права выработать свое отношение к узкому и широкому пониманию права. С этой целью рекомендуется проанализировать методологический, теоретический, социологический, а главное практический аспекты того или иного правопонимания. Важно помнить, что данная проблема не сводится и не должна сводиться к «игре» в понятия и определения, ибо она имеет существенное и практическое значение. Речь идет не о некой дефиниции, а именно о понятии права в качестве всеобщего масштаба и равной меры (нормы) свободы индивида как важнейшего регулятора общественных отношений, инструмента достижения согласия, консенсуса в обществе. Иными словами, то или иное понятие права является ключом для всей системы правовых понятий, категорий и, конечно, для правоприменения. Одни авторы понимают право как систему юридических норм и отмечают, что это определение удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня, отражает характер этого явления и не требует каких-либо существенных изменений. Другие авторы говорят, что это правопонимание недостаточно, узконормативно и формально. В этой связи они считают, что право это не только нормы законодательства (объективное право), но также некоторые иные формы – правоотношения, правосознание. Третьи авторы отмечают, что эти позиции мало приемлемы и в одинаковой степени смешивают понятия права и закона. Право они трактуют как масштаб свободы вне зависимости от того, признан он государством или не признан в качестве закона. Дискуссии о понятии права представляют собой серьезный обмен мнениями между учеными. Ибо это позволяет вскрыть сильные и слабые стороны, черты правопонимания, отвергают любые проявления догматизма, сближают теорию с новыми задачами построения гражданского общества. Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления независимо от воли или произвола законодателя, власти от преходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения. Право рассматривается как самоценность. Отличительные особенности права концентрированно представлены в специфическом правовом принципе формального равенства, предполагающего свободу индивидов как субъектов права, формальное равенство и свободу человека в системе правовой регуляции. При таком подходе к правоприменению только закон, соответствующий содержанию и смыслу правового равенства и свободы и есть правовой закон. В ином случае мы имеем дело с правонарушающим законом. Исходя из этого право – есть нормативно закрепленная справедливость. Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.
|