КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Одной из первых теорий происхождения права и государства была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Теория отстаивает незыблемость, вечность государства.Смысл патриархальной теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства. Органическая теория сравнивает государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать, пока живо человеческое общество. Теория насилия возникновение государства рассматривает как реализацию закономерности подчинения слабого сильному. Первоначальный фактор - непосредственная политическая сила, а экологические явления - это следствие политических актов. Психологическая теория появления государства и права объясняет проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием. сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений. Теория общественного договора (естественного права) обосновывает возникновение государства и права как результат договора, в который вступают люди. находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. В основе соглашения между людьми лежит понимание необходимости передачи части своих прав правителям. Историко-материалистическая теория связывает возникновение права и государства с экономическим развитием первобытного общества. Советский подход решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними. Государство - продукт этой непримиримости. Другой подход считает, что в результате экономического развития усложняется общество, его производительная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления. См. подробнее: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Ч. 2. Теория права. Т.1. М., 1996. С.41-74; Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В.Лазарева. 2 изд. перераб. и доп. М., 1996. С. 47-72. Тема 4. Сущность права. Право и государство План 1. Сущностные признаки права. 2. Соотношение государства и права. 3. Право в системе социальных норм. 4. Функции, принципы права. Ценность права. 5. Правовая система общества. 1. К числу сущностных признаков права можно отнести: · социальность характеризующая первичное предназначение права; · нормативность, т.е. система общеобязательных норм; · формализм, проявляющийся в фиксации норм в письменном виде; · процедурность, предполагающую порядок создания, применения и защиты норм; · институционность - сознательный процесс создания права различными путями. У многих народов право было основой господства определенного класса, социальной группы, отдельного лица. Такие начала присущи праву и в настоящее время. Все более заявляют о себе новые начала, синтезирующиеся в таком основополагающем компоненте, как общая воля. Признание ее сущностью права сводит к минимуму подавление индивидуальных воль, сужает, но не исключает возможность принуждения. 2. Воздействие государства на право проявляется в: · правотворчестве, когда оно устанавливает, санкционирует и признает нормы права; · обеспеченииреализацииправа, создавая различные предпосылки для использования лицами, их организациями возможностей для удовлетворения интересов и потребностей; · охране права и господствующих отношений; · распространении права в социальном пространстве. Воздействие права на государство проявляется в: · установлении пределов государственного вмешательства в частную жизнь граждан; · оформлении государственной деятельности в рамки юридических форм; · осуществлении контроля за деятельностью государственного аппарата; · цивилизованном общении государства как с населением, так и другими государствами; · правовых взаимоотношениях власти со структурными единицами государства, нациями, народностями; · установлении легитимности государственного принуждения. Чем совершеннее право, тем в большей степени оно связывает государство, активность которого в этом случае направлена в интересах личности. 3. В системе социальных норм наряду с правом выделяют: мораль, корпоративные нормы, обычаи, религиозные нормы. Соотношение между правом и моралью включает: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Единство права и морали основывается на общности политического фундамента, культуры общества, на приверженности людей идеалам добра, свободы, равенства, на возможности их созидательных, дисциплинирующих начал. Различие права и морали можно проследить по способам их установления, методам обеспечения, форме выражения, характеру и способам воздействия на сознание и поведение, порядку ответственности за нарушение, уровню требований, сфере действия, происхождению. Взаимодействие права и морали, выражающееся в тождестве их требований исходит из того, что в основе права - мораль. Противоречия между правом и моралью базируются на разных методах регулирования, критериях при оценке поведения субъектов. Важное значение имеет неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Корпоративные нормы содержатся в уставах, положениях организаций, объединений. Значение этих норм резко возросло в связи с тем, что значительно расширилась сфера реализации правосубъектности юридических лиц. Кроме того, ряд общественных объединений выступают в определенные периоды как участники государственно-правовых отношений. В отличие от правовых, корпоративные нормы выражают волю и интересы только членов соответствующей организации и обязательны лишь для них. Обычаи (традиции, деловые обыкновения) в отличие от правовых, моральных, корпоративных норм связаны с общественной психологией. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Право в целом опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам, т.к. неправомерное поведение уже не обычное поведение. Религиозные нормы - это правила, установленные вероисповеданиями и обязательны для верующих. В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций.
|