КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристики социального времени3. Освоение социального времени: классика и современность Говоря о социальном времени, люди хотят подчеркнуть, что, помимо безучастного астрономического времени, мы имеем дело прежде всего с временем человеческим – временем наших чувств и планов, ожиданий и свершений, успехов и неудач, или, как говорят социологи, с темпоральным измерением социальной реальности. Это время разное в разные эпохи и в разных странах; и даже в один исторический период в одной стране время течет по-разному в крупных городах и маленьких населенных пунктах, время неодинаково для мужчин и женщин, для взрослых и детей. Словом, время – часть социальной реальности, специфически определяемой различными социальными факторами/субъектами (индивидами, социальными группами, обществом в целом). В этом смысле всякое время, с которым имеют дело люди, – суть социальное время, как социально все, что есть в обществе.
1. Социальное время: определение, функции 1. Два типа определений социального времени в классической западной социологии Определения социального времени можно разбить на две группы: те, что подчеркивают связь времени с сознанием, и те, которые акцентируют объективную природу социального времени, опуская сознание. К первому типу принадлежат определения французского философа и социолога Жана Мари Гюйо (еще в конце 19 в. написавшего книгу «Происхождение идеи времени») и американских социологов Питера Бергера и Томаса Лукмана (известным благодаря работе “Социальное конструирование реальности”, 1964 г.). Время – это свойство сознания устнавливать между образами отношения: «раньше – позже», «прошлое – настоящее – будущее». Идея времени возникла не сразу, а только тогда, когда человеческое сознание развилось в ходе истории до такой степени, что начало ухватывать подобные абстракции. Конечно, и неандертальцы наблюдали смену дня и ночи, взросление своих детенышей, последовательность действий. Но они не рассматривали эти процессы как проявления времени, потому что такие сложные операции, как обобщение и абстрагирование, были им еще недоступны. Однако время – не произвол сознания, а нечто продиктованное природой вещей. Образы, воспоминания накапливаются и упорядочиваются сознанием. Человек начинает понимать, скажем, что за зимой следует весна, за весной лето. Эта последовательность выявляется в ходе деятельности, осознается с опытом. Поэтому время – это совокупность отношений, которые опыт устанавливает между мыслительными образами. Нет времени вне желаний и воспоминаний, т.е. вне известных образов, которых налагаются друг на друга точно так же, как налагаются вызвавшие их предметы, заключает Гюйо. Бергер и Лукман обращают наше внимание на различие между «индивидуальным» и «интерсубъективным доступным стандартным» временем. Каждый индивид обладает своим собственным, уникальным «внутренним течением времени». Социологи акцентируют внимание не на физиологических или психических предпосылках этого внутреннего времени, а на его социальной природе. Умеет ли человек приходить вовремя или постоянно опаздывает, и если опаздывает, то переживает по этому поводу или считает в порядке вещей? В каждой социальной единице – семье, компании друзей, рабочей организации – существует своя темпоральная культура. Они различаются в зависимости от того, ценится ли пунктуальность или принято вольное обращение со временем, какое время дня, месяца является любимым и какое – нелюбимым и т.д. Но чтобы общество могло существовать, необходимо некое общее время, в котором действуют общие для всех правила. Временное измерение реальности, в которой живет человек, называется темпоральностью. Эта общая темпоральная структура повседневной жизни принудительна, т.е. выступает как фактичность по отношению к индивидуальному времени. Можно сколь угодно вольно обращаться со временем и не ценить пунктуальность, но если ты прибудешь на вокзал на полчаса позже расписания, твой поезд уйдет без тебя. Как видим, в этих определениях индивидуальные различия и роль сознания согласуются с объективной надиндивидуальной стороной социального времени. Вторая группа определений (Эмиль Дюркгейм, Морис Хальбвакс, Питирим Сорокин, Роберт Мертон, Жорж Гурвич) артикулирует именно эту объективную составляющую социального времени. Классическая социология, начиная с Дюркгейма, утверждает понимание времени как коллективного представления. Поэтому время: (а) имеет статус социального факта, (б) является социальной категорией, которая формируется в процессе культурно-исторической практики и поэтому может различаться у разных народов и в разные эпохи. По Сорокину и Мертону, социальное время нужно определять как «изменение или движение социальных феноменов через другие феномены, взятые за точку отсчета». Известный французский социолог Жорж Гурвич в своей книге «Спектр социального времени» (1964) выделил 8 видов социального времени: (1) длящееся, (2) обманчивое, (3) неустойчивое, (4) циклическое, (5) замедленное, (6) переменное, (7) обгоняющее себя или устремленное вперед время, (8) взрывное время, где настоящее и прошлое растворены в создании будущего. Гурвич также показал, что всякая социальная структура, социальный субъект обладают собственным временем. Оно характеризует не только внутренние ритмы и скорость движения в социальном пространстве. Это также время ценностей, традиций и перспектив данного субъекта. 2. Вклад отечественной науки в определение социального времени Отечественная наука, во-первых, разработала философское понимание социального времени как формы существования социального вида движения материи. Во-вторых, именно в отечественной науке получила развитие идея деятельностной природы социального времени. Социальное время отличается от всех других видов времени (химического, физического, биологического т.д.) деятельностью людей, из которой и возникает временное измерение. Типичное определение социального времени – это «время общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности и отношений, в которые они вступают в процессе этой деятельности. Социальное время есть единство длительности, последовательности, сосуществования, единства объема деятельности и ее результатов, выступающих в виде событий, процессов, предметов».[4] Вторая половина 1960-х – начало 1970-х годов ознаменованы работами по социально - экономическому анализу времени: исследования рабочего и внерабочего времени, изучение бюджетов времени [см. подробнее 1; 5]. Собственно же социологическую трактовку одним из первых (в 1969 г.) предложил представитель уральской школы социологии Г.П.Орлов. Социальность времени определяется через четыре аспекта: хронологический (последовательность исторических событий), функциональный (роль времени в общественном развитии), аксиологический (осознание времени как ценности), структурный (рабочее и внерабочее время), – и две плоскости: вертикальная описывает хронологию исторического развития, горизонтальная – структуру времени. Отталкиваясь от этих характеристик, Н.И.Листвина (саратовская школа) выделяет четыре функции социального времени: коммуникативную, измерительную, регулятивно-управленческую и аксиологическую. Стоит отметить, что названные российские ученые обосновали свои концепции за четверть века до того, как известный западный социолог Питер Штомпка выдвинул уже шесть функций социального времени. А именно: (1) синхронизация общественной активности, (2) координация действий социальных субъектов, (3) последовательность событий, (4) их своевременность, (5) измерение длительности различных видов деятельности и (6) дифференциация социальной жизни. Деятельностная и ценностно-ресурсная природа социального времени анализируется и в современных работах отечественных социологов (В.А. Артемов, О.Н. Ежов и др.). По их мнению, социальное время включает в себя всю совокупность пониманий длительности и последовательности применительно к обществу. А в качестве формы социального бытия время приобретает и свои собственные характеристики, отличающие его от природного времени: общественное богатство, капитал, ресурс, социальная и жизненная ценность. Завершая обсуждение различных подоходов к определению социального времени, вернемся к вопросу о его объективной и субъективной сторонах. Они неразрывно взаимосвязаны. Диалектика объективного и субъективного в социальном времени хорошо сформулирована Владимиром Ильиным. Как атрибут всего объективного, т.е. существующего независимо от воли и сознания человека, время объективно. Но время постигается человеческим умом не в чистом виде, а с помощью шкалы, внешней по отношению к нему, и эти шкалы могут быть субъективны. Итак, социальное время структурируется с использованием социальных объектов и их состояний и измеряется с помощью шкалы общественной практики. «Социальное время – это последовательность действий людей, их групп и институтов».[5] Дополняя данное определение, добавим, что это всегда социально нагруженная последовательность. Социальное время - это упорядочение социальной реальности с помощью отношений «раньше – позже» и «прошлое – настоящее – будущее». Изучение времени в социологии – это всегда изучение отношений людей ко времени и по поводу времени. Именно в этом проявляется сущность социального времени.
|