КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наталья Георгиевна МитинаРедактор Редактор компьютерной верстки
Издательство Тихоокеанского государственного экономического университета Участок оперативной полиграфии 690950 Владивосток, Океанский пр., 19 40-66-35. E-mail:rio@mail.fesaem.ru Крещение Руси и его последствия До принятия христианства древние русские исповедовали язычество. Язычество не было религией в современном понимании – как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. Одни природные явления помогали ему в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее, уничтожали все, что было создано человеческими руками. У каждого племени и даже рода было множество богов, идолов, демонов. Некоторые повторялись у разных племен, но под различными именами, и их можно считать общими. Можно выделить несколько групп языческих божеств. 1. Боги, отражающие взаимоотношения человека и природы, в том числе в процессе ведения хозяйства. 2. Боги, отражающие взаимоотношения человека с космосом. 3. Боги, регулирующие взаимоотношения внутри рода. Значительную часть из них составляли божества, к которым обращались для решения вопросов брака, любви, деторождения. 4. Целый сонм божеств «нечистей», которые олицетворяли то, что вредит человеку, представляет для него опасность. 5. Мифические символы, которые существовали как пример идеального прошлого или как способ сразу решить неразрешимые проблемы. 6. Божества, заимствованные у соседей или привнесенные с незапамятных времен. [63.с.41] Общее число языческих славянских персонажей не поддается учету. Остановимся на характеристике некоторых из них. Древние русские поклонялись силам видимой природы, которые воплощались у них в личные божества: солнца, грозы, ветра, неба, земли. Но эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Не был развит у славян и внешний культ: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолов». Им приносились жертвы, иногда даже человеческие. Небо представлялось древним русским в виде священного полусферического храма, своими круглыми краями касающегося земли. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая. Небо считали также подобным человеческому черепу или огромной блестящей горе. Небо и земля являются как бы супружеской парой, причем небо выступало в роли мужа, а земля в роли жены. В летнее время небо обнимает землю в своих объятиях, рассыпая на нее лучи света и струи дождя, и оплодотворяет ее, травы, цветы, кустарники, деревья. Все это рассматривалось древними русскими как плоды, родившиеся от брака между небом и землей. На зиму земля расстается с небом – мужем, каменеет и цепенеет от стужи и горя. Весной муж с женой снова встречаются, и начинается их совместная жизнь. Языческий бог Сварог представлялся реально существовавшим человеком, царем, при котором люди стали заниматься обработкой металлов, и перешли от полигамного брака к моногамному. Простой народ не разделял этого взгляда на Сварога как на обычного человека, хотя и царя. Его считали господином неба, которому подчиняется вся Вселенная. По языческим поверьям у Сварога было несколько детей. Сыном Сварога считался Сварожич – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела. (По другим источникам Сварожич – это отчество Дажьбога как сына неба). Славяне почитали огонь, считая, что он прогоняет нечистую силу тьмы, мрак и холод. На огонь нельзя было плевать, бросать в него нечистоты, топтать его ногами, в противном случае, он может жестоко отомстить. Разводить его следовало в полном молчании, не оглядываясь назад. Если в доме горит огонь, то в него молния не попадет. Дом, оставшийся без огня, считался погибшим. Огню приписывались очистительные и целебные свойства. Огонь прогонял демонов болезней. Больных окуривали, проносили через пылающий огонь, высекали искры над больными местами. Одним из сынов Сварога (по другой версии – дочерью) был Дажьбог, олицетворяющий собой солнце. Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Значение солнца в жизни древних людей трудно переоценить. Оно было нужно всем: и земледельцам, и ремесленникам, и охотникам, и воинам – профессионалам. Божеством, близким к Дажьбогу и непосредственно с ним связанным, был Хорс. «Великим Хорсом», по-видимому, называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. По другим источникам он представлялся славянам белым конем, совершающим свой бег над землей с востока на запад. У славян конь считался священным животным. Повелителем грома и молний у славян считался Перун, в переводе – «тот, кто сильно бьет», «разящий». Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче – черно – серебряные. Он пускает свои стрелы-молнии из огромного лука-радуги. Иногда его молнии изображались в виде железных мечей. Молниями Перун рассеивает тучи, оплодотворяет землю дождями, выводит солнце из облаков. С помощью его творческой силы пробуждается вся природа. На зиму Перун умирает. Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов и вообще военного дела. После принятия крещения Перун «передал» многие свои качества Илье Пророку, одному из самых почитаемых христианских святых. Другой «наследник» Бога Грозы – святой Георгий, змееборец, гордо скачущий на белом коне по гербу Москвы. Богом ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды у славян считался Стрибог. Ему поклонялись земледельцы, моряки, путники, а также люди тех профессий, чья деятельность была непосредственно связана с погодными условиями. Богиня Мокошь (Макошь) была покровительницей женщин и женского рукоделья. По другим сведениям – так называли Богиню Земли. Существуют иные взгляды на этих языческих богов. Так, Бога Неба называли Сварогом. Другим именем Неба было Стрибог – в переводе – «Отец -Бог». Внуками Неба были ветры – «стрибожьи внуки». Родными братьями, сыновьями Неба и Земли были Солнце, Молния и Огонь. Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрою и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния. Торжественно праздновался их брак. Весьма почитался славянами бог Волос (Велес). Его считали покровителем скота и скотоводов. К концу Х в. восточные славяне и другие народности, входившие в состав государства Русь, поклонялись и многим другим языческим богам. Сильнее у древних русских был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Его называли Род, Щур или Чур. Прародительницы рода назывались Рожаницами и почитались также как и Род. Род и Рожаницы представлялись древним людям также в виде божеств плодородия. Появление данного культа свидетельствовало о свершении очень важного события: перехода от кочевой жизни к оседлой, а следовательно, от различных промыслов к земледелию. Род представлялся творцом Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, распоряжался дождем, был тесно связан с земными водами и огнем, посылал на землю молнии. В его подчинении находилось и подземное царство. Вместе с Родом обычно выступали две Рожаницы – богини плодородия. Со временем Род потерял многие из своих функций, которые перешли в «ведение» других богов. С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, семейным предком стал Домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющий его хозяйством. Небом стал владеть Сварог, которого стали считать верховным властителем Вселенной. Однако Род и Рожаницы продолжали почитаться в землевладельческой среде. У Рода появились «помощники» – Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Древним русским он представлялся в виде молодого красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии. Считалось, что там, где Ярило проедет на своем коне, вырастет богатый урожай. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Празднику предшествовали «Русалии» – торжества, посвященные нимфам полей и вод. Русалки содействовали напоению земли дождевой водой. Во время русалии людей обливали водой, девушек бросали в реки. Этими действиями пытались вымолить у Купалы и русалок дожди, необходимые для получения богатого урожая. Несмотря на то, что вера в «упырей» и «берегинь» возникла еще в эпоху каменного века, она продолжала существовать и в более позднее время. В ней отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем их мире действуют злые и добрые духи. Эти духи находились в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам относили «упырей» – вампиров, якобы нападающих на людей и сосущих их кровь, оживающих мертвецов, которые были в состоянии перевоплотиться во взрослого человека, в ребенка, в животное и нанести живущему на земле серьезный ущерб. «Упырям» противостояли добрые духи – «берегини», якобы охранявшие жизнь и покой человека, плоды его деятельности. И люди старались всячески помочь этой борьбе «берегиням» путем произнесения заклинаний, направленных против злых духов, и ношения амулетов – оберег, якобы предохранявших их от действия сил.Многие славянские обереги достаточно четко разделяются на мужские и женские. В женских погребениях нередко находят обереги в виде фигурок коня. Конь – символ добра и счастья. Мудрость Богов порою являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца. Не случайно обереги – коньки зачастую украшены «солнечным» круговым орнаментом. Славянки носили их у левого плеча, на цепочке, в сочетании с другими оберегами. Обереги изображали также водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток. Считалось, что именно утки, лебеди, гуси перевозили колесницу Даждьбога – Солнца через Океан – море на его пути в Нижний Мир и назад. Нередко у водоплавающей птицы была конская головка. Другими оберегами были маленькие копии предметов домашнего обихода – ковшички, ложечки, гребешки, ключи. Они должны были привлекать и удерживать в избе богатство, сытость, довольство. Обереги – топорики носили и женщины, и мужчины. Топор был излюбленным символом присутствия Перуна – Бога-воина, подателя теплых гроз, покровителя урожая. А вот обереги, представляющие собой миниатюрные изображения оружия – мечей, ножей, ножен, - были только мужской принадлежностью. «Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Для них, в основном, употреблялись желтые сплавы. А на привески - «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, - серебро или серебро с оловом. Считалось, что «обязанностью» Луны было следить за ростом растений. Кстати, современные исследования доказали, что концентрация полезных веществ в «вершках» и «корешках» огородных овощей прямо зависит от новолуния и полнолуния. Обычно привески – «лунницы» носили несколько штук в составе ожерелья, или вдевали в уши, как серьги. Живя рядом с реками, озерами, речушками и ручьями, болотами и родниками, древние славяне почитали воду, были с ней на «вы». Древние русские верили в очистительную силу воды. Вода смывала и топила всякую нечисть, насылающуюся злыми духами – демонами, помогала при болезнях. Нередко больных обливали водой, добытой из особых целебных источников. Иногда больных обрызгивали и омывали, давали им пить целебную воду. Когда вода «зацветала», становилась непригодной для питья, в нее бросали серебряные монеты, пытаясь тем самым умилостивить хозяев источников – водяных, не зная о том, что серебро, растворяясь в воде, убивает находящиеся в ней болезнетворные бактерии. В основном, вода была доброй, дружественной стихией, но могла и утопить, погубить ни за что, потребовать жертв. Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Русалка считалась женой Водяного. За оградой двора древнего славянина начинался лес. Древние русские поклонялись и приносили жертвы лесам и рощам. Данный культ зародился тогда, когда древние жили, в основном, за счет охоты и собирательства. Леса почитались как священные, дающие пищу и воду. В лесу выделялись особые, «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты или толщины, о которых складывались предания. Они подпитывали человека энергией, улучшали самочувствие. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Собираясь в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с его хозяином – Лешим. «Леший» буквально значит «лесной». Внешность Лешего переменчива. Он то представал великаном выше самых высоких деревьев, то съеживался, прячась за низкорослым кустом. Леший мог завести в чащу или заставить ходить по замкнутому кругу. Но Леший мог быть и добрым, если человек уважительно вел себя в лесу, благодарил Лешего за собранные грибы и ягоды, не оставлял горящих костров, оставлял вкусную еду. Когда люди начали расчищать леса и распахивать «пожоги» под хлеб, новые угодья, обзавелись собственными Божествами – Полевиками. Полдень имел не менее магический смысл, чем полночь. Рабочий день начинался очень рано, а полуденную жару лучше было переждать, сделать краткую передышку. За этим следила Полудница. За несоблюдение обычая она могла наказать, теперь это называют солнечным ударом.[1] Древняя религия наших предков до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Например, почему нельзя здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог – естественная «граница» избы - был для древнего человека нешуточной границей между мирами «своим» и «чужим», «хорошо обжитым» и «менее обжитым». Пересечение её таило серьезные опасности уже само по себе; в те времена ко всем рубежам – как в пространстве, так и во времени – относились необыкновенно серьезно. Обращение с границей домашнего мира соотносилось с отношением к этому Домового. Домовой считался душой избы, покровителем строения и живущих в нем людей. В начале строительства дома иногда совершались жертвоприношения. По некоторым представлениям, из души жертвенного животного и возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Домовой устраивался жить в подполе под печью. Когда появились потолки, он облюбовал еще и чердак. По нраву Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. Домовой был «низшим» божеством, живущим бок о бок с человеком, в наиболее обжитом месте, поэтому и является самым «добрым» среди многих маленьких Божеств. А уже непосредственно за порогом избы «свой» мир становится все более «чужим» и враждебным. Дворовый (хозяин двора) был уже менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник, хозяин овина, - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей на самом краю двора, а то и за его пределами, - попросту опасен. Остался обычай плевать через левое плечо при виде черной кошки, перебегающей дорогу. Дело в том, что черная кошка олицетворяла злой дух, а по верованиям древних язычников злые духи находились слева от человека, а добрые - справа. Естественная биологическая смерть не воспринималась язычниками как окончательная гибель, полное исчезновение человека. Смерть была для них переходом в новое качество, когда разрушалось тело, но бессмертная душа оставалась неприкосновенной. Кроме того, душа вполне могла возвратиться, войдя в новорожденного младенца. Вот почему во все времена и у всех народов детям старались давать имена прославленных, уважаемых предков. Родовой быт древних славян первоначально вел людей к обособлению. Родовой строй – это такая форма общественного устройства, при которой вся жизнь отдельного человека определяется жизнью его рода – большой семьи, состоящей из нескольких поколений родственников. Они живут под одной крышей или в тесном соседстве, сообща трудятся и потребляют продукты своего труда. Подобный род, «сидевший» в дебрях нехоженого леса, находился на полном самообеспечении. Пищевых излишков было немного, но никто не голодал. Нужда в посуде, одежде, орудиях труда полностью удовлетворялась изделиями домашнего ремесла. Торговать такой «экономической единице» было особо нечем и незачем. Поэтому род не интересовался чужеземцами, даже ближайшими соседями, кроме тех случаев, когда вставал вопрос о невестах для юношей или женихах для девушек. Согласно законам мифологического мышления родственниками не рождались. Каждый новорожденный непременно проходил обряды принятия в семью. Но, однажды пройдя их, он становился членом накрепко связанного коллектива, из которого его могли вырвать только чрезвычайные обстоятельства. Смерти это, кстати, было не под силу, так как умершие предки незримо продолжали жить рядом с живыми, помогая им и храня от беды. Ушедшего от родни человека славяне обозначали словом «изгой», которое происходит не от слова «изгонять», а от древнерусского «гоить» – «жить, пользоваться уходом». Буквально же «изгой» – «лишенный жизни», вычеркнутый из жизни. Таких людей еще называли «извергами», потому что род «извергал» их из себя. Легко предположить, что от отчаяния и безысходности такие люди нередко обращались к разбою. Поэтому в современном русском языке «изверг» – это жестокий, безнравственный человек. В дохристианское время князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь, если к ним не обращалось за этим само население. Человека защищал не князь, а род, свои близкие люди. Мощную поддержку рода человек чувствовал постоянно, даже через века после «разложения» родового строя. Случись вражеский набег или стихийное бедствие, многочисленный род мчался на помощь: отстроить дом погорельцу, приютить обездоленных, поделиться последним. Помогал род и оступившемуся человеку. По законам древних славян род нес коллективную ответственность за каждого своего члена. Например, платился штраф за правонарушителя, или возмещалось обиженному человеку, чтобы потом, уже дома, всыпать провинившемуся, дабы впредь не срамил рода. Если же совершалось убийство, вступал в силу закон кровной мести. При этом было четко оговорено, какой родственник, за какого должен мстить. Месть была направлена не обязательно на убийцу. Мстители старались досадить не столько ему самому, сколько роду, вырастившего злодея. Поэтому старались истребить самого лучшего, уважаемого и знаменитого человека. Конечно, обычай был «диким», но в ту пору не существовало ни милиции, ни полиции, ни прокуратуры. А вождь (князь) с его правосудием был, как правило, далеко. Княжеская власть в языческом обществе не имела силы и значения государственной власти как в более позднем периоде. [62.c.258] В большей части территории семейный быт отличался грубостью, везде существовал обычай многоженства. Сам князь Владимир до своего крещения держался этого обычая. Язычество было соединением религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен не могло быть осуществлено язычеством. И в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае, по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей. Между тем, стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, страх покинутости, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Стремление к преодолению пространства заметно в народном творчестве. Люди воздвигали свои строения на высоких берегах рек и озер, чтобы быть видными издалека. Устраивали шумные празднества, совершали культовые моления. Народные песни были рассчитаны на исполнение в широких пространствах. Яркие краски требовались, чтобы быть замеченными издалека. Люди стремились быть гостеприимными, относились с уважением к купцам-гостям, так как те являлись вестниками о далеком мире, рассказчиками, свидетелями существования других земель. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. И это более осознанное понимание мира, чем, которое давалось язычеством, приходило с тех торговых и военных дорог, где вырастали государственные образования. К концу Х в. население Киевской Руси разделяется как бы по вертикали на различные слои. Верхи общества считали для себя необходимым обращаться с просьбами и молитвами к одной группе богов, низы – к другой. В результате экономического развития страны языческая религия постепенно перестает быть связующим звеном между различными социальными группировками в Киевском государстве. С течением времени эта трещина должна была все более и более расширяться. Рано или поздно язычество пришлось бы заменить другой религией, которая смогла бы более или менее удовлетворить все имеющиеся на Руси социальные прослойки. Князь Владимир I Святославович в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского до Черного моря, включая в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. В Киеве он создал пантеон богов, поставив на холме Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажьбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокошь). Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов явно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Христианство стало проникать в восточнославянские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к I веку нашей эры. В летописях упоминается хождение брата апостола Петра Андрея Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской деятельностью, он попал на Киевские горы, и предсказал возникновение здесь великого христианского государства. Многие историки считают это легендой, хотя бы потому, что в I в. восточных славян еще не существовало, они не сформировались в единый народ. Русь познакомилась с Христовой верой благодаря торговым сношениям с Грецией. Варяжские купцы и дружинники раньше славян ходили в Царьград, там обращались в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь Святого Ильи, поскольку было много варягов – христиан. Жена князя Игоря княгиня Ольга также приняла христианство после смерти мужа. К середине Х в. христиане стали в Киевской Руси реальной общественной и политической силой. Во время правления князя Игоря христианство в Киеве обретает статус официально признанного вероисповедания, хотя сам Игорь был язычником. Для принятия христианства у Руси было много причин и политического, и экономического, и духовного характера. Как отмечал Ф.И. Успенский, «Россия в Х веке не могла не быть вовлеченной в общий исторический поток; для всех народов представлялась одна и та же альтернатива: или принять христианство и тем положить начало созданию государственности, или уступить место другому». Каковы же были предпосылки крещения Руси? Назовем некоторые из них: 1. В Х в. сложилась ситуация, когда главными соседями Руси были государства с христианским населением. Это и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. 2. Торговые связи по пути «из варяг в греки». Для того чтобы вести торговые сделки со своими партнерами из христианских стран (а это страны Центральной, Западной и Южной Европы), русским купцам объективно приходилось отказываться от язычества. В противном случае вполне могло оказаться так, что их товары, называемые «погаными», не нашли бы покупателя в христианских странах. 3. Служба славяно – руссов в качестве наемников в византийских войсках. Ряд византийских источников содержит сведения о «росах», служивших в императорской армии, флоте, реже – в гвардии – гетерии. 4. Поход Игоря на Царьград в 941 г. Он завершился сокрушительным разгромом руссов на суше и на море. Особенно трагичной была судьба русского флота, против которого византийцы применили «греческий огонь». Это небывалое оружие христиан навело ужас на язычников – руссов. Страшное бедствие, постигшее руссов, могло быть осознано ими как кара свыше, воздаяние за зверство, святотатство. Гибель наиболее ревностных язычников и сильное впечатление от пережитого бедствия способствовали тому, что до этого почти незаметные киевские христиане становятся силой, активно влияющей на ход общественно – политической жизни Древнерусского государства. 5. Ужасная смерть князя – язычника Игоря могла пошатнуть веру в языческих богов и усилить страх перед Богом христиан. Игорь был привязан древлянами к вершинам двух предварительно пригнутых деревьев и разодран на части во время сбора дани осенью 944 г. Л.Н. Гумилев считает, что за гибелью Игоря последовала резкая перемена политического курса Киева: «Ольга и Свенельд восстановили славяно-русскую традицию и вернули Русь на тот путь, по которому она двигалась до варяжской узурпации». 6. Крещение Великой княгини Ольги стало важной вехой на пути России к восприятию истины Христовой. Ее крещение и миссионерская деятельность еще более укрепили положение христиан в Киеве. 7. Гибель сына Ольги Святослава и его дружинников, упорно не принимавших новую веру, нанесла славяно-русскому язычеству смертельный удар, однако его агония продлилась еще около полутора десятков лет. 8. Сокращение числа междинастических браков, столь важных в ту эпоху как средство, обеспечивающее верность сторон заключенному договору. Ни один из христианских государей Европы не отдал бы свою дочь за русского князя – язычника. 9. Переломное значение в развитии религиозного сознания князя Владимира имело событие, когда в благодарность за удачу в войне с ятвягами, киевские язычники решили принести своим богам человеческую жертву. Жребий, очевидно, не случайно, пал на Иоанна, сына варяга – христианина. Его отец Федор на требование выдать сына смело ответил: «Ваши боги суть дерево, ныне оно есть, а завтра сгниет, один только Бог, Ему служат греки и поклоняются, сотворил Он небо и земли, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны». Разъяренная толпа язычников растерзала Федора и Иоанна. Но слова «ваши боги – суть дерева» продолжали звучать в памяти свидетелей и участников кровавого события, в числе которых был и князь Владимир. Согласно летописному повествованию, вскоре после событий, имевших место в Киеве в 983 г., Владимир начинает вдруг «испытывать» разные веры, беседуя с приходящими к нему миссионерами. Миссионеры представляли основные мировые религии: христианство (католик и православный), мусульманство, иудейство. Чем мотивировал Владимир свое решение креститься по греческому обряду? Дело в том, что кроме догматов в любой религии существуют обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколении. Например, обычаи мусульман не пить вино, не есть свинину, для славян были неприемлемы. По русскому обычаю князь делил трапезу с дружиной, это был ритуал, который скреплял дружбу князя с воинами. Во время трапезы пили пиво и вино, которые снимали усталость от походов. Сложнее были причины отказа немцам – католикам. Известно, что в середине Х века у власти иногда пребывали очень грешные люди. При Иоанне XII двор Ватикана стал вертепом. К тому же римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Вести о таких «подвигах» достигала Руси. К тому же у католиков церковная служба шла на латинском языке. Что касается иудейской веры, то в Х веке Палестина была в руках мусульман, и хазарские иудеи делали последнюю попытку прибрать к рукам киевского князя, когда Хазарский каганат уже не существовал. Но Владимир был проницателен. Православная вера была выбрана Владимиром за красоту служб и храмов, очарование греческой литургии (церковной службы), возвышение княжеской власти, возможности вести церковную службу на родном языке. К тому же именно с Византией у Руси были тесные торговые, культурные, военные связи. Руси так же импонировала политическая умеренность Византии, искренность константинопольских патриархов. Важным оказалось и то, что православие ответственность за грехи, творимые по собственной воле, возлагало на грешника. Это было понятно и приемлемо для русских язычников. О том, как крестился князь Владимир и как он крестил народ, существует много легенд. Это предание о беседах с посланцами разных вероисповеданий и испытание веры через своих послов, отправленных в страны, где исповедовали различные веры. Это поход на Корсунь, женитьба на православной царевне Анне и чудесное исцеление от слепоты князя Владимира во время самого таинства крещения. Датой христианизации Руси принято считать 988 г. После успешного похода на Корсунь Владимир вернулся в Киев с греческим духовенством и начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. В Киеве он крестил народ на берегу Днепра. Кумиры старых богов были повергнуты на землю и сброшены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. Однако в глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века. Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом, и она сама делала свой выбор. Надо отметить, что возможность выбора веры, представившаяся в тот момент народам Древнерусского государства, - уникальная особенность их судьбы. Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, оно привнесло целый ряд новых установлений и учреждений. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс. Не был он простым и для Руси. При крещении широко применялось насилие. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Это можно понять, поскольку принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлений. Простой пример. Язычество не возбраняло многоженство и наличие наложниц. По смерти хозяина убивали жен и наложниц, чтобы они сопровождали его в загробной жизни. Теперь предлагалось перейти к другим основам жизни. Христианство рассматривает семью как священный союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно, что принятие христианства было глубокой революцией в жизни людей, и оно не могло пройти без борьбы. Новая религия способствовала стабилизации феодальных отношений в стране. Появление княжеских, боярских, церковных, монастырских вотчин в Киевском государстве знаменовало собой новый, более высокий уровень развития древнерусского общества. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и сознание общей истории всего человечества, и участие в этой истории всех народов. По мере усвоения жителями страны христианского вероучения стали исчезать отдельные как славянские, так и неславянские племена и народности. Они складываются в единую древнерусскую народность, обогащая друг друга различными познаниями. Так, например, в угро-финских поселениях появляются славянские орудия труда, чего не было в языческие времена. После крещения Руси мощный толчок в своем развитии получили русские города. Увеличилось их население и, в первую очередь, ремесленное. Появились новые отрасли древнерусского ремесла. Иностранные мастера – христиане получили возможность приезжать в Киевское государство, передавать свои знания и опыт русским коллегам, не опасаясь, что будут принесены в жертву языческим божествам. Увеличилось число междинастических браков. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Еще можно привести много примеров родственных связей русских князей XI – XII вв. Сами по себе они свидетельствовали об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Несомненно, громадное значение Болгарии в принятии христианства. Исключительна роль и авторитет языка, перешедшего к нам с церковными книгами из Болгарии. Язык церковной письменности и книг, которые были к нам привезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. Благодаря болгарской письменности, христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. После крещения Руси «книжное учение» стало предметом государственной заботы. На Руси возникают школы с учителями – священниками при церквах и монастырях. Появляются книжники – любители просвещения, которые собирали и переписывали книги. В монастырях и княжеских дворах образовывались большие библиотеки. Таким образом, образованность стала важной христианской добродетелью. Представители духовенства уже в XI – начале XII вв. сумели создать великолепные образцы русской литературы, такие как “Слово о законе и благодати”, “Память и похвала князю Владимиру”, “Повесть временных лет”, “Сказание о Борисе и Глебе”. Получает развитие летописание. В страну проникают произведения зарубежных авторов, которые переводятся на русский язык. Духовенство указывало князю, что тот не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле. Христианской добродетелью явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Духовенство восставало против грубых форм рабства на Руси. Оно учило господ быть милосердными с рабами, помнить, что раб такой же человек и христианин, как и сам господин. Церковь сама опекала и кормила тех, кто не мог сам себя содержать: нищих, больных, убогих. Она давала приют и покровительство всем изгоям. Церковь, получая рабов в дар, объявляла их свободными, но прикрепляла их к своим землям, на которых они были обязаны работать. В связи с множеством постов, предусмотренных православием, на Руси развивается огородничество. Духовенство участвовало в совершенствовании древнерусского законодательства. Верховными иерархами страны совместно с великими князьями были созданы церковные уставы. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Она считала княжескую власть, как и всякую земную власть, учиненной от Бога и должной творить Божью волю. Духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собой пример Византии, где царская власть стояла очень высоко. Из Греции пришла на Русь Иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри, их служители подчинялись своему епископу, а через него – митрополиту. Таким образом, власть митрополита объединяла все духовенство страны. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала Византийской культуры. До сих пор поставленные в XI в. церкви являются архитектурными центрами старых городов восточных славян: София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире и т.д. Никакие последующие храмы и строения не затмили собой того, что было построено в XI в. Строительство церквей и храмов способствовало развитию архитектуры на Руси, иконопись привела к развитию живописи. Ни одна из стран, граничивших с Русью в XI в., не могла с ней сравниться по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, фресок, прикладному искусству. Христианство утвердилось на Руси, в основном, за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Например, Швеции понадобилось 250 лет для принятия христианства, Норвегии – 150. Русь приняла христианство в его восточном, византийском варианте, названном позднее православием, т.е. истинной верой. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.
|