Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Схема 2. Альтернативные модели развития человеческого общества.




 

 

2. Государство, его сущность, формы и функции.

 

Исторически государственная организация общества возникла позднее первых форм объединения людей и представляет собой высшую форму самоорганизации сообществ, не исключающую в рамках государственности развития прежних и возникновения новых форм самоорганизации.

В этом смысле государство сущностно представляет собой основную властвующую политическую организацию (табл. 1), объединяющую общество на определённой территории, организующую его к воспроизводственной деятельности и принуждающую к устанавливаемому порядку общежития все слои населения и все самоорганизующиеся силы общества.

 

Таблица. 1. Существенные признаки политико-правовой системы государства[14].

 

Признак Вопрос Ответ
Принадлежность государственной власти Кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть? ?
Целенаправленность государственной власти В интересах каких социальных групп власть осуществляется? ?
Порядок осуществления (режим) государственной власти Какими способами и методами эта власть осуществляется? ?
Государственно-правовые и бытовые традиции Какие цивилизационные факторы играют наиболее существенную роль? ?
Сущность государства Что такое государство и для чего оно существует? ?

 

Такая трактовка предопределила появление понятия политическая система общества. Рассматривая термин «общественно-политическое устройство» как синоним понятия «политическая система», мы можем выделить однородность их сущностного содержания.

Признаком этой однородности, скрытым в содержании данных понятий, являются неразрывные терминологические связки – «общественная организация»-«государственная организация», «общество-государство», «общественные институты»-«государственные институты» и т.д. Современное понимание этих категорий, обозначающих взаимодействующие, в том числе, порой, и конфликтующие силы социума, сложилось в течение XIX-XX веков.

Отметим, во-первых, историческую первичность общества. Во-вторых, имманентность государству во всех его исторических формах понятия «политика» и, в-третьих, институализацию общества в государстве, обусловившую применимость термина «политика» и к общественным институтам[15].

Как итог – одна из современных трактовок понятия «компоненты политической системы» включает общественные объединения и политические партии, религиозные организации, органы местного самоуправления и трудовые коллективы, деструктивные с точки зрения их влияния на общественный прогресс, стихийно или целенаправленно самоорганизующиеся структуры и сообщества деликтного участия в общественной жизни, а также государство и его органы, как особое звено политической системы[16]. Однако здесь нет гражданина (избиратель), гражданского общества, государственных и муниципальных служащих.

Вынесение на первые позиции общественно-политической составляющей государственного устройства не только подчёркивает вторичность происхождения государственной организации общества, но и обращает нас к главной цивилизационной ценности – человеку, генерирующему все общественные процессы, являющемуся простейшей составляющей социума и носителем способности к самоорганизации и коллективной организации. Сам человек (личный потенциал индивида), его правовое положение в системе общественно-государственных отношений, уровень удовлетворения воспроизводственных, материальных, интеллектуальных и духовных потребностей человека становятся триединой мерой развития публичных отношений.

Индивидуальные волевые устремления человека будут определять качественные характеристики элементов данной триады, но одно бесспорно: если субъективные свойства человека и совокупность его потребностей могут развиваться или быть удовлетворены в условиях самоизоляции от общества и системы государственно-правовых отношений, то правовое положение, определяемое в целом результатами политической борьбы сообществ индивидов, будет всецело зависеть от актов органов государственного (и муниципального) управления, т.е. оно будет зависеть от государства. Условия оторванности от социума исключительны, следовательно для народных масс единственной возможностью легитимного воздействия на систему правовых регуляций, определяющих правовой статус личности, возможности саморазвития и удовлетворения субъективных потребностей личного и публичного характера, является участие в государственном управлении во всех возможных формах (референдум, выборы, обращения, государственная служба, муниципальная служба и др.) и поиск новых более эффективных в изменяющихся политических условиях форм такого участия[17].

Таким образом государство выступает инструментом обеспечения долговременных интересов всех членов общества и единства этих интересов.

Рассмотрение сущностного содержания антагонистического государства (антагонистичность социальных отношений определяется характером собственности на средства производства) открывает его комплексную, многосоставную сущность. Во-первых, это социальный институт политического влияния экономически господствующей части общества. Во-вторых, – инструмент объединения членов общества. В-третьих, – инструмент выработки, выражения и защиты общего интереса на основе компромиссов. В-четвёртых, – форма (инструмент, способ) организации общих дел. В-пятых – способ реализации и защиты не противоречащих закону личных интересов, а также субъективных прав и обязанностей участников правовых отношений.

 

Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было обра­зом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в во­просах права и общностью интересов» (Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С. 20).

«Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – ещё единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община» (Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 241).

 

Можно выделить следующие признаки государства (схема 3):

- население, образующее сообщество граждан и подданных;

- территория проживания данного сообщества в определённых границах на поверхности Земли, а также примыкающие к ней водное и воздушное пространства и недра;

- публичные органы управления и и их служащие как часть сообщества;

- вооружённые силы и военнослужащие как часть сообщества;

- органы принуждения и служащие в них люди как часть сообщества;

- система законодательства, устанавливающего правопорядок, как материальная форма выражения правил общежития;

- налоги, сборы и отчисления, поступающие в государственные фонды и обеспечивающие финансовую основу государства, как форма экономического участия членов сообщества в жизнедеятельности государства.

- символику как форму представления государства.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты