КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность государстваПонятие сущности государства, подобно понятию самого государства, не имеет однозначной формулировки в отечественной науке теории государства и права. Приведем основные определения. «Сущность государства — это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции»[49]. «Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное значение и функционирование»[50]. «Сущность государства состоит из совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе»[51]. Таким образом, сущность государства это то, что определяет его глубинный смысл, его основная детерминанта. В юридической литературе мы встретим различные подходы к сущности государства, среди которых можно выделить: Классовый подход. В научной литературе данному подходу уделяется наибольшее внимание, что объясняется длительным господством в нашем государстве идеологии классовой борьбы. Первоначально глубокой научной разработке классовый подход к сущности государства подверг марксизм. В рамках марксизма было абсолютизировано классовое неравенство. Сущность государства при таком подходе заключается в организации власти господствующего класса с целью обеспечения своего процветания за счет эксплуатации подчиненных классов. Общечеловеческий подход. Сущность государства заключается в обеспечении компромисса всех слоев и групп населения. Религиозный подход. Сущность государства заключается в содействии определенной религии. Распространен в теократических государствах. Национальный подход. Сущность государства заключается в обеспечении благополучия титульной нации за счет угнетения и эксплуатации иных наций, проживающих на его территории. Национальный, или националистический, подход к сущности государства ярко проявил себя в фашистской Германии, однако он не канул в историю и ныне его можно отчетливо наблюдать в государственном строительстве таких современных государств, как Латвия и Эстония. Расовый подход. Основные представители (Жозеф Артюр де Гобино, Хьюсон Чемберлен, Ганс Гюнтер. Сущность государства при расовом подходе заключается в обеспечении благополучия одной расы за счет угнетения и эксплуатации иных рас, проживающих на его территории. Юридический подход. Основные представители: Георг Еллинек, Ганс Кельзен. Период становления теории — конец XIX в. Сущность государства определяется фикцией юридического лица. Государство - юридическое лицо вступает в различные правоотношения. Широкое практическое применение находит в международном публичном праве. Плюралистический подход. Основные представители: Гарольд Джозеф Ласки, Морис Дюверже, Роберт Даль, Ральф Густав Дарендорф. Сущность государства в его зависимости от различных группировок людей (страт). Социологический подход (Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, Иммануил Кант). Согласно данному подходу сущность государства заключается в юридической персонификации народа, детерминированной необходимостью централизации экономических отношений. Роль государства в организации общенациональных задач и арбитраже социальных групп. Информационно-кибернетический подход. Основной представитель: Карл Дойч. С позиции этого подхода сущность государства понимается как кибернетическая система ввода, обработки и вывода управленческой информации с наличием прямых и обратных связей. Технократический подход. Основные представители: Джон Бернхейм, Джон Кеннет Гелбрейт, Александр Богданов, Дэниэл Белл, Торстейн Веблен. Период становления теории — 20-е гг. XX в. Основная мысль заключается в делении членов любого общества на управляемых и управляющих. Управляющими являются профессиональные менеджеры, обладающие знаниями и информацией. Во главу угла ставится профессиональная подготовка управляющих кадров. Элитарный подход, или теория элитарной демократии. Основные представители: Гаэтано Моски, Вильфредо Парето, Джованни Сартори, Xосе Ортега-и-Гассет. Период становления теории — 90-е гг. XIX в. Основное положение: неизбежность деления общества на подчиняющееся большинство и правящее меньшинство (элиту). Для осуществления государственной власти необходимы определенные знания, опыт, способности, которые есть не у всего народа, а только у его лучших, элитарных представителей, которые и допускаются к управлению государственными делами. При этом элита не является однородной, в обществе существует несколько элитарных групп, которые ведут борьбу за обладание государственной властью. Подход с позиции всеобщего благоденствия. Представители: Джон Кейнс, Джон Кеннет Гэлбрейт, Артур Пигу. Период становления теории — вторая половина XX в. Теория всеобщего благоденствия видит сущность государства в выражении интересов всего народа и обеспечении при государственной поддержке высокого уровня жизни всех слоев общества. Теория конвергенции. Представители: Джон Кеннет Гэлбрейт, Раймон Арон, Питирим Сорокин. Согласно этой теории происходит сближение сущности государств различных типов. Теория правового государства. Суть государства заключается в обеспечении социальной справедливости посредством права, защите прав и свобод человека и гражданина. Теория социального государства (Дж. Кейнс, Г. Риттер). Разработана европейской социал-демократией в 50-е гг. XX века. Сущность государства заключается в обеспечении определенного консенсуса высших социальных ценностей (права человека, свобода, собственность, демократия, социальное равенство и т.п.). Одна из основных функций государства при таком подходе заключается в значительном перераспределении доходов населения для достижения минимального разрыва между крайними по обеспеченности слоями населения. Однако ни в одном из учебников или учебных пособий по теории государства и права не уделяется внимание глубокому анализу вышеназванных подходов к сущности государства. Проводя анализ мнений о сущности государстве можно с уверенностью сказать, что классовый и арифметический подходы уже себя исчерпали и их время уходит. В свою очередь такие подходы, как общечеловеческий, всеобщего благоденствия, правового государства, социального государства, конвергенции, технократический, информационно-кибернетический актуальны до сих пор и продолжают изучаться при исследовании сущности современного государства. Учитывая, что мы рассматривали государство в широком и узком смыслах, то представляется логичным определить сущность государства для каждого из этих значений. Сущность государства в широком смысле, с нашей точки зрения заключается в том, что государство как высокоразвитое общество, представляет собой универсальную форму общежития людей, обеспечивающую регулирование возникающих в обществе социальных отношений. Сущность государства в узком смысле представляется в существовании государства как суверенной политико-правовой организации, осуществляющей власть, управление и регулирование обществом. Общество не является статичным образованием, условия и факторы, влияющие на развитие общественных отношений постоянно изменяются, при этом изменяется и сущность государства. Контрольные вопросы 1. Какие основные подходы к определению понятия государства сложились в современной науке и в чем их суть? 2. Что понимается под государством в широком (общесоциальном) смысле и каковы его признаки? 3. Как следует понимать государство в узком (политическом) смысле и каковы его признаки? 4. Назовите основные подходы к определению сущности государства?
|