КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные типологии государствВ учебной юридической литературе по теории государства и права кроме традиционных формационного и цивилизационного подходов к типологии государств, встречаются и иные классификации. Например, типология государств по их отношению к религии (по типу государственно-конфессиональныхотношений) предполагает деление на светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. В светскомгосударстве религиозные объединения отделены от государства, они не вправе выполнять государственно-правовые функции, вмешиваться в деятельность государственных органов. Государство гарантирует свободу совести и вероисповедания, религиозных объединений, если их деятельность не нарушает права и интересы государства, общества и граждан. Ни одна из религий (конфессий) не является государственной и не обладает какими-либо преимуществами. Клерикальнымсчитается государство, где одна из религий официально имеет статус государственной, занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Происходит тесное сотрудничество государства и церкви в различные сферах общественной жизни (например, школьное образование, телевидение, деятельность учреждений культуры), формировании государственных органов, правотворческой и правоприменительной деятельности. Государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. Однако в клерикальном государстве слияния государства и церкви не происходит. К клерикальным государствам в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др. Для теократическихгосударств характерно слияние государственного аппарата с церковью, т.е. государственная власть принадлежит церкви. Глава государства одновременно является высшим духовным лицом, государственные органы состоят из священнослужителей. Религия имеет статус государственной, и религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни; Теократическими государствами являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: 1) церковь лишается своей экономической основы — собственности; 2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 3) религиозные объединения не обладают нравами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 4) священнослужители и верующие репрессируются; 5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 6) свобода совести, по существу, сводится к свободе пропаганды атеизма[180]. Атеистическими государствами были СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства (ГДР, Югославия, Албания и др.). Кроме того, в учебной литературе по теории государства и права мы встречаем типологии предполагающие деление государств по политическому режиму на демократические и антидемократические[181]; тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические[182]. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества различают: полицейские, правовые и социальные государства. По форме правления выделяются монархические и республиканские типы государств. Согласно либертарно-юридической концепции типологии государств (В.С. Нерсесянц) можно выделить: этнический тип государства (государства древнего мира), сословный тип государства (феодальные государства в средние века), индивидуалистический тип государства (буржуазные государства в новое время) и гуманитарно-правовой тип государства (современные правовые государства в новейшее время)[183]. А.Б. Венгеров по историческому типу государства различает: город-государство, государство азиатского типа, государство античного типа, государство феодального типа, государство буржуазного типа, государство тоталитарного типа[184]. По уровню экономического развития (У. Ростоу, В.В. Лазарев): доиндустриальные (традиционные, аграрные), индустриальные, постиндустриальные. По способу производства (В.С. Афанасьев) выделяются крестьянские, промышленные и научно-технические типы государств. Таким образом, можно выделить достаточно большое количество типологий государств существующих в современной юридической науке, но главным требованием к типологии остается то, что критерий для классификации государств должен носить обобщающий и значимый характер. Контрольные вопросы 1. Что понимается под типологией государств? 2. В чем суть формационного подхода к типологии государств и каково его содержание? 3. Что понимается под цивтизационным подходом к типологии государств? 4. Назовите современные типологии государств? 5. Какова типология государств по их отношению к религии?
|