КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАУЧНЫЙ СТИЛЬНемного истории: В античности и даже в эпоху Возрождения научный стиль был очень близок к художественному, многие ученые излагали научный материал в беллетристической форме. Так, Кеплер и Декарт считали, что стиль Галилея слишком художествен, чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного стиля стало строго логичное изложение Ньютона. В России научный стиль и язык начал складываться в период XVIII века, что связано с появлением университетов как научных центров, с выработкой специфических средств выражения научной мысли, то есть терминологии. Основные характеристики научного стиля: 1. Научная деятельность – сфера употребления научной речи. 2. Доминирующая функция – сообщения, дополнительная – воздействия (убеждающая речь как защита научных гипотез). Помните, сколько напрасных усилий приложил Галилей, пытаясь убедить весь мир, что земля круглая и что она вертится. 3. Письменная форма речи (диссертация, научная монография) и кодифицированная устная (лекция, научный доклад и др.). 4. Вид речи – преимущественно монолог, реже – диалог (дискуссия на научных конференциях). 5. Языковые особенности: все языковые средства, используемые в научном стиле, выполняют единую цель – наиболее точно, логично и однозначно выразить мысль. Потому можно говорить о двух главных, организующих языковых принципах научного стиля: 1) отвлеченность и обобщенность; 2) подчеркнутая логичность, последовательность и точность изложения. Какими средствами достигается такой тип изложения? - Отвлеченность и обобщенность проявляются прежде всего в том, что почти каждое слово в научном стиле выступает как обозначение отвлеченного или абстрактного предмета: отсюда обилие абстрактных существительных: применение, осуществление, функция, метод. - Отвелеченно-обобщенный характер лексики подчеркивается и специальными лексическими единицами: всякий раз, обычно, как правило, всегда, регулярно - Грамматические средства, используемые в научном стиле, также носят чаще всего обобщенный характер: в научном тексте традиционно используются неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции: например, не принято в научном тексте говорит «я», чаще используются неопределенно личное местоимение «мы», которое является выражением скромности и объективности, или вообще безличные конструкции: мы можем привести пример – можно привести пример, посадку производят – посадка производится, исследуем систему – система исследуется, мы знаем – известно, - Отвлеченность и обобщенность допускает образность и эмоциональность научного стиля, так как это помогает убеждению, доказательству, помогает в ярком образе просто и доступно дать сложнейшую информацию. Образность научной речи – явление историческое. Свидетельство тому – стершиеся ныне термины-метафоры: язычок, пестик, зонтик – биология, муфта, гусеница, лапа, плечо, хобот – физика, подошва, хребет – география. !!!! научный текст не подавляет индивидуальности автора: одни ученые пишут сложно, другие – проще, одни избегают образности, другие охотно используют выразительные средства… Точность наличие терминологии – специального научного языка. Терминология не должна нарушать однозначность высказывания, поэтому терминология всегда требует четкого и последовательного использования, наличие комментариев. Как было сказано, особым признаком научной речи является терминология. Однако важно помнить, что этот специальный язык тоже следует использовать умеренно. Обилие терминологии часто затрудняет понимание. В то же время специальная лексика может стать средством создания особого эффекта: Итак, как было сказано, особым признаком научной речи является терминология. Однако важно помнить, что этот специальный язык тоже следует использовать умеренно. Обилие терминологии часто затрудняет понимание. В то же время специальная лексика может стать средством создания особого эффекта: Вот шуточное стихотворение известного поэта XIX века А.Н. Апухтина «П.И. Чайковскому», построенное на музыкальных терминах: К отъезду музыканта-друга Мой стих минорный тон берет, И нашей старой дружбой фуга, Все развиваяся, растет… Мы увертюру жизни бурной Сыграли вместе до конца, Грядущей славы марш бравурный Нам рано волновал сердца. В свои мы верили таланты, Делились массой чувств, идей… И был ты вроде доминанты В аккордах юности моей. Увы! Та песня отзвучала, Иным я звукам отдался, Я детонировалнемало И с диссонансамисжился. Давно без счастья и без дела Дары небес я растерял, Мне жизнь, как гамма надоела, И близок, близок мой финал. Но ты, когда для жизни вечной Меня зароют под землей, - Ты в нотахпамяти сердечной Не ставь бекара предо мной. Послушайте еще один текст описательного характера, в котором пародируется использование элементов научного стиля: Товарищи! Колесо является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека. Оно представляет собой окружности размером от 20 мм до бесконечности в длину. Изображается посредством смыкания указательного и большого пальцев свободными концами. Исторически возникновение колеса связывают с началом социально-трудовой деятельности человека, что неверно, так как находят гораздо более ранние колеса естественного происхождения. Иногда ассоциируют образ колеса с образом постоянного процесса товар – деньги – товар – деньги, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм товар – деньги – товар принципиально иной. Из-за сложности достижения абсолютной окружности предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.
|