КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие стиляРазделение литературного языка на стилевые разновидности произошло довольно давно. Еще в XVIII в. Михайло Васильевич Ломоносов выделил три штиля: высокий, средний и низкий, но они выделялись на основе жанрово-стилистического принципа и поэтому соотносились с жанрами художественной поэзии, прозы и драмы. О трех типах речи говорил и Александр Христофорович Востоков: «Соединение слов, служащих к выражению мыслей, называется речью. Речь бывает по выбору слов, в нее входящих: 1) важная, или благородная, называемая книжным языком; 2) простонародная, иначе называемая просторечием; 3) между сими двумя середину занимает обыкновенная речь, илиязык разговорный». Таким образом, материал для выделения отдельных стилей был довольно широк: от высшей формы национального языка до самых низших, просторечных его форм. Современная классификация охватывает только обработанный материал, то есть фонд литературного языка, возможны лишь незначительные включения просторечных элементов в разговорный стиль или стиль художественной литературы, если это входит в задачи автора того или иного художественного произведения. Определение стиля зависит от понимания языка. В лингвистике определенно выделяются такие признаки языка, как его социальная сущность, коммуникативная функция, отражательная и познавательная способность, системный характер. Однако это не все признаки языка, и в лингвистике имеются разные трактовки языка, а потому и различные определения стиля. Оставив в стороне теоретические изыскания лингвистов, приведем здесь наиболее известное определение стиля, данное академиком В.В. Виноградовым: "Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой практике данного народа". [В.В. Виноградов. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания, 1955, № 1, с. 73] В данном определении стиля отражено несколько его признаков. Прежде всего, подчеркивается функциональная роль отдельных средств языка (звуков, слов, предложений, словосочетаний), обусловленная наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации, сферы общения. Выделяются такие социально значимые сферы общения, как научная, публицистическая, официально-деловая, художественная и бытовая. Язык как социальное явление также выполняет различные функции и связан с разными сферами человеческой деятельности. Важнейшими общественными функциями языка являются: - общение, - сообщение, - воздействие. В соответствии с этим выделяют и функциональные стили русского языка. 1) разговорный (общение), 2) научный и официально-деловой (сообщение), 3) публицистический и художественный (воздействия). Но важно отметить, что названные функции часто переплетаются. Поэтому можно говорить о функции преобладающей и дополнительной. Так, в публицистическом стиле преобладает функция воздействия (например, парламентские речи), а дополнительной является функция сообщения (телепередачи «Вести», «Время» и т.д.). А для языка художественной литературы характерна, помимо функции воздействия, эстетическая функция.
Названные стили выделяют на основании факторов, называемых стилеобразующими. Стилеообразующие факторы: 1. Сфера употребления. 2. Основная функция языка. 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Вид речи (монолог или диалог). 5. Языковые особенности. 6. Стилевые разновидности или подстили (в рамках каждого стиля).
|