КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки формирования философии
Мудрый человек, как считали древние греки, обладает тремя особенностями (способностями), он: 1) хорошо мыслит (выносит прекрасные решения); 2) хорошо (правильно, безошибочно) говорит; 3) совершает хорошие, безупречные поступки, делает то, что следует делать. Философия прежде всего учит мыслить творчески, проблемно. Если обыденное мышление и деятельность главным образом репродуктивны, то философское мышление (в идеале) творчески конструктивно, продуктивно. Согласно древнегреческой философской традиции, философское мышление, в отличие от обыденного и мифологического, основывается на особом роде знания, избавленном от чувственной конкретности и ориентированном на познание «причин и первоначал», «сущего вообще» - «сущности» (Аристотель: «Метафизика»). Этим философия сближается с наукой, объединяет их ориентация на познание всеобщего, а не единичного, а также стремление к теоретической форме воплощения его содержания. Но, в отличие от науки как объективного знания (отражения общего «самого по себе», без соотнесения к человеческим интересам), философия является «заинтересованным», человечески-субъективным знанием, ориентированным на жизненно-практические цели человека. Различие между философским и научным знанием четко и определенно выявляют уже древнегреческие философы. Достоверные знания они разделяли на знание – мудрость («софия», философия) и собственно знание («эпистеме», наука). Причем, по Гераклиту, хотя и «очень много должны знать мужи философы», но эти два вида знания качественно несоизмеримы: «Многознание мудрости не научает». Философы стремятся к знанию всеобщего, необходимого, существенного. Философия – специфическая форма общественного сознания, предметом которой является мир как целое (природа, общество, мышление) в своих всеобщих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект-объектных отношений. Субъект – человек, человечество. Объект – природа в самом широком смысле этого термина, включая и человека во всех проявлениях его жизнедеятельности и различные формы общественной жизни. Существенно важно то обстоятельство, что предметом философии является не мир «сам по себе» (что является предметом естествознания), и не человек «сам по себе» (это предмет общей антропологии), а взаимоотношение «Человек – Мир». Отсюда вытекает важность философского решения вопроса о месте человека в мире, его роли в формировании природного и социального бытия, смысла его существования. Философия – рациональный способ духовного освоения мира человеком. Следует все же добавить, что существовали и существуют философские системы, стремящиеся превратить философию в науку. Это характерно для позитивизма, феноменологии (одна из известных работ основателя этой философии Э. Гуссерля называется «Философия как строгая наука»), марксистской философии. Но такое понимание философии значительно сужает многоцветье философского знания, исключая из него многие философские учения, которые в принципе отвергают науку как достоверное, общезначимое знание. Философское мышление, в отличие от «повседневного», обыденного мышления, для которого характерны унитарность, однозначность и довольно значительный догматизм, есть принципиально диалогичный, плюралистичный, толерантный способ приобретения знания. Философия должна рассматриваться как органическая совокупность многообразных учений, школ, течений, направлений, созданных за весь длительный период развития философии. Можно разделить эти учения на три основные группы, для которых характерны: 1) дифференциация (разногласия единомышленников, порой существенные). Например, натурфилософские учения Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита; 2) дивергенция (принципиальные расхождения – больше различий, чем сходства). Например, рационализм и эмпиризм; 3) поляризация (образование направлений, принципиально несовместимых друг с другом: материализм и идеализм). Более подробно следует рассказать о третьей группе, включающей принципиально противоположные главные философские направления. Впервые в философском смысле термины «материализм», «идеализм» употребил в XVIII в. немецкий философ, математик В. Лейбниц: «…гипотезы Эпикура и Платона, крупнейших материалиста и идеалиста». С этого времени эти термины стали употребляться часто. В XIX веке тщательному анализу историко-философского и методологического значения этих базовых философских понятий целую главу (2-ую) своего труда «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» посвятил Ф. Энгельс, один из основоположников марксистской философии. Философское содержание этих понятий формулируется Энгельсом как ответ на основной вопрос философии: «Что первично (в онтологическом смысле): материя (природа) или дух (сознание)?». Различие в ответе на данный вопрос и есть основной критерий классификации основных философских концепций. Материализм (от лат. материалис – вещественный) – тип (способ) философствования, основывающийся на убежденности в первичности природной реальности, которая самодостаточна, существует вечно, и вторичности (производности) познающего сознания, которое есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Идеализм ( от гр. idea – идея) - тип (способ) философствования, который первичным считает духовное начало, играющее активную творческую роль в мироустройстве и миропонимании. Природа – вторична, она продукт развития духа. Как материализм, так и идеализм неоднородны: существует много их форм и разновидностей. Но об этом речь – в последующих лекциях. Философия по своей природе гуманистична. Но степень конкретного гуманистического содержания тех или иных философских учений определяется способом философствования, в основе которого – цель познания. В классический период древнегреческой философии четко складываются два существенно отличных способа философствования. Первый получил впоследствии название «софийный» (от гр. «софия» - мудрость) или «сократовско-платоновский» способ – в честь его основателей. Он ориентирован прежде всего на поиск правды, а не истины. Этот подход выражает наличие множества возможностей решения жизненных проблем и необходимости выбора одной из них. Этот выбранный человеком путь, соответствующий его уму и сердцу, и есть правда, его правда. Истина же – «одна для всех». Именно «софийный» способ философствования признает нормальным состоянием человеческого мышления плюрализм, полифонию точек зрения, а значит, необходимость диалога, эвристической беседы с целью поиска объективного содержания знания, как результата столкновения различных, даже противоположных точек зрения. В этом, по Сократу, суть диалектики философского мышления, познания. Второй способ именуется «эпистемным» (от гр. «эпистеме» - знание, наука), или «аристотелевским» - по имени его создателя Аристотеля, выдающегося философа, ученого, который считал философию «главной, важнейшей из наук», а целью ее – постижение истины, сущего «единого» в своей завершенности, а следовательно, «безвариантности», вечности подлинно истинного знания. В этом смысле человеческое мышление, познание (в особенности философское, которое и есть подлинно научное) носит метафизический, догматический характер (от гр. «догма» - вечное, неизменное положение). Показательно в этом плане то обстоятельство, что метафизика (первая философия) Аристотеля в Средние века послужила основой высокой схоластики Фомы Аквинского, а в учебных заведениях средневековья признавалась в качестве «второго нормативного текста» (первый нормативный текст – Священное Писание, Библия), не подлежащего критическому анализу. Основной аргумент средневекового учителя в доказательстве истинности какого-либо философского положения: «Учитель (т.е. Аристотель) сказал». Всё – обсуждению данное положение не подлежит, оно вечная истина. В современной философии оба способа признаются равно необходимыми, взаимодополняющими друг друга составными частями единого философского процесса. Если «софийный» способ имеет большую ценность в процессе поиска новых нестандартных творческих идей, направлений поиска возможных вариантов решений, то «эпистемный» способ имеет преимущества в процессе систематизации, упорядочения, гармонизации результатов уже полученного в творчески-диалектическом поиске знания. В этом проявляется своеобразный «двойной лик» философии. Давно иронично, но вполне справедливо отмечено, что философия – единственная область человеческого знания, в которой согласие между ее выдающимися представителями скорее исключение, чем правило. И как следствие этого – необходимость соблюдения в философских дискуссиях толерантности (лат. толеранциа – терпение) – интеллектуально-уважительного отношения к другим взглядам, порой чуждым тебе. Прекрасно эту позицию выразил французский философ-просветитель Вольтер: «Я не согласен ни с одним Вашим словом, но готов отдать жизнь за то, чтобы Вы могли его свободно высказать». Философское знание, по Вольтеру, носит только вероятностный характер. Философия не должна претендовать на точное знание, выполняя несомненно эвристическую функцию, она строит только правдоподобные гипотезы, требующие дальнейшей теоретической и практической проверки. Философия – критическая рефлексия над предельными основаниями человеческого бытия. Современная философия антропоцентрична. Антропоцентризм как философский мировоззренческий принцип требует такого миропонимания, которое органично вписывало бы в картину мира человека, как необходимого активного сознательно-деятельностного фактора. Мир без человека философу совсем неинтересен – он не может быть предметом его познания.
|