КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тесты и темы докладов. Проблемные вопросы и тестыПроблемные вопросы и тесты 1. Что можно сказать о предметной области философской антропологии, заявленной «… Я взялся за то, чтобы на самой широкой основе дать новый опыт философской антропологии… Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия… вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность». Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 31-90. 2. Сравните заявленную в начале ХХ века М. Шелером программу философской антропологии с программой постмодернистской «гуманологии». «Мы должны говорить уже не о человеке, а о неких гуманоидах, разных формах и видах гуманоидной жизни, среди которых собственно привычный человек – лишь один из видов, причем уже уходящий. Человек – вид исчезающий… Он действительно становится предметом археологии и этнографии, символом уходящих форм жизни… Если антропология изучала человека как часть биосферы, как высшую и последнюю форму ее эволюции, то гуманология изучает человека как часть техносферы, в которой привычные человеческие формы исчезают». Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек.2003. № 5. Ставится ли в данном контексте вопрос об углублении изучения человека в связи с нарастающим влиянием на него информационной реальности или человеку отказывают в праве на существование? 3. Сравните и проанализируйте данные в свое время философами определения сущности человека. Какое из определений принадлежит Л. Фейербаху, К. Марксу, Н.А. Бердяеву, Ж.-П. Сартру? - «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды – это зависит, следовательно, от материальных условий их производства». - «Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце». - «Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал… Он есть лишь то, что сам из себя делает…». - «Основной проблемой философии является проблема человека. Бытие открывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосмос и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога». 4. Современная наука наиболее полно определяет человека как: а) существо космобиопсихосоциальное; б) главную производительную силу индустриального общества; в) продукт развития рыночных отношений; г) существо, обладающее бессмертной душой. 5. Родоначальником линии антропоцентризма в греческой философии был: а) Фалес; б) Гераклит; в) Пифагор; г) Сократ. 6. Система устойчивых, социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного сообщества, есть: а) индивидуальность; б) личность; в) талант; г) характер. 7. В структуру человека как живой системы не включают: а) психическое; б) социальное; в) техническое; г) идеальное. 8. К философско-анторпологическим школам ХХ столетия не относится: а) картезианство; б) экзистенциализм; в) неофрейдизм; г) школа «философской антропологии».
Темы докладов 1. Жизненные миры человека и константы его существования. 2. Человек в поисках смысла жизни. 3. О смерти и бессмертии.
Литература 1. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М., 1991. Ч. 2, р. 5. 2. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Т. 1. М., 1990; Т. 2. М., 1995. 3. Феномен человека. Антология. М., 2001. 4. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2001.
|