Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


тесты и темы докладов




Проблемные вопросы и тесты

1. Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут средства их разрешения, и сам поиск этих средств сблизит народы и будет в рамках единой цивилизации. А какова ваша точка зрения?

2. Согласны ли Вы с автором или хотите с ним поспорить?

«До XX века люди жили в мире соразмерном с их чувственными и мысленными возможностями. Потом к ним прибавились микро- и мега- миры, которые нашими телесными органами непосредственно не воспринимаются. На самой земле началось основание недр, глубин океана, где фактически нет органических форм материи, овладение скоростями, с какими не передвигается ни одно живое существо. Деятельность людей выходит не только за пределы их чувств, но и за пределы мышления, воображения. Возникла Ноосфера и мир человека перестал быть равновеликим его Дому…Собственно человеческая реальность стала частью технической, но человек в ней действует. Живое – за пределами жизни! Мир приобрёл постчеловеческое измерение. В этом глубинная причина проблем экологии и гуманизма».

Кутырев В.А. Разум против человека. Нижний Новгород, 1999. С. 8.

3. Что понимает итальянский экономист, общественный деятель, создатель Римского клуба Аурелио Печчеи (1908-1984) под «новым гуманизмом»? Чем, на Ваш взгляд, отличается современный, «новый» гуманизм от классического.

«Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования… Если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке… И только Новый Гуманизм способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире…

Для меня наибольший интерес представляют три аспекта, которые, на мой взгляд, должны характеризовать Новый Гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию".

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 240-272.

4. Ноосфера – это:

а) биосфера;

б) безраздельное господство человека над природой;

в) созданная людьми «вторая природа»;

г) земная оболочка, охваченная разумной деятельностью человека.

5. Что из перечисленного относится к причинам экологического кризиса:

а) рост наследственных заболеваний;

б) потребительское отношение к природе;

в) ухудшение среды обитания человека;

г) производство экологически «грязных» продуктов питания.

6. Экогуманизм , предполагающий , что принципы гуманизма должны соотноситься не

только с человеком, но и с природой, формируется в:

а) Эпоху Античности

б) в Средневековье

в) в современных условиях

г) в Новое время (XVII век)

Темы докладов

1. Будущее человечества в представлении русских космистов.

2. Современные представления о гуманизме. "Новый" гуманизм.

3. Социокультурный кризис и сценарии выхода из него.

 

Литература

1. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2, р. 8.

2. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1998.

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1961.

4. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1990; М., 1995.

Итоговый тест для эрудитов (ч. II)

  1. Как считал Г.В.Ф. Гегель, предмет философии совпадает с предметом:

а) естественных наук;

б) религии;

в) истории;

г) математики.

  1. Какому философу – Платону, Плотину, Гегелю, Фейербаху – какая трактовка бытия принадлежит:

а) бытие природы, в действительности, - небытие, «иное», подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;

б) бытие – материально, к его различным формам относят природу органическую и неорганическую, оно включает бытие человека, в котором нет ничего над- и сверх природного;

в) бытие является вечным саморазвитием абсолютной идеи, инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия;

г) бытие – единое, которое есть все и ничто; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все, оно – совершенное.

  1. Онтология в истории философии не называлась:

а) первая философия;

б) метафизика;

в) объективная логика;

г) эпистемология.

  1. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

а) непосредственная деятельность сознания;

б) адекватное выражение мысли;

в) система знаков;

г) вторая сигнальная система.

  1. С точки зрения Й. Хёйзинги, человек – это существо:

а) изготавливающее орудия труда;

б) рациональное;

в) играющее;

г) символическое.

  1. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.

 

  1. В марксизме процесс развития общества описывается в виде:

а) циклов;

б) стрелы;

в) спирали;

г) маятника.

  1. Против идеи прогресса в человеческой истории выступали:

а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;

б) Н. Михайловский и П. Лавров;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

г) Ф. Ницше и А. Камю.

9. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придают представители:

а) герменевтики;

б) структурализма;

в) марксизма;

г) синергетики.

 

10. А. Швейцеру принадлежит концепция:

а) «Заслужи любовь ближнего своего»;

б) «Путь ненасилия»;

в) «Благоговение перед жизнью»;

г) «Цель для человечества».

 

Вопросы к экзамену (Ч. II)

1. Бытие как философская категория. Формы бытия.

2. Понятие материи в истории философской мысли.

3. Движение как способ бытия. Движение и развитие.

4. Пространство и время как формы бытия. Субстанциальные и реляционные концепции пространства и времени.

5. Происхождение и сущность сознания с позиций различных философских систем.

6. Современные представления о сущности и структуре сознания.

7. Мышление и язык.

8. Сознание и самосознание. Формы самосознания.

9. Сознание и бессознательное.

10. Познание как предмет философского анализа в истории философии.

11. Современные представления о возможностях познания, его сущности и видах.

12. Интуиция и творчество; объяснение и понимание в познании.

13. Проблема истины в гносеологии.

14. Научное познание, его специфика.

15. Вненаучные формы познания.

16. Понятия общества. Основные концепции общественной жизни.

17. Специфика социальных законов.

18. Проблема направленности исторического процесса. Принципы историзма.

19. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию.

20. Смысл истории.

21. Развитие философско-антропологической парадигмы в истории философской мысли.

22. Философы о природе и сущности человека.

23. Индивид, личность, индивидуальность.

24. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

25. Проблема выживания человечества. Путь к единению.

 

Литература

  1. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. – М., 1992.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2006.
  3. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969-1972.
  4. Антология русской философии. В 3-х т. – СПб., 2000.
  5. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1996.
  6. Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990.
  7. Введение в философию. – М., 2005.
  8. Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
  9. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 2001.
  10. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2002.
  11. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1985.
  12. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. – Р-н-Д, 2004.
  13. История философии. Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 2006.
  14. История философии. Энциклопедия. – Минск, 2002.
  15. История философии. Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. – М., 1995.
  16. Итунина Н.Б., Маковская Т.Д., Стеклова П.Т. Проблема человека в истории мировой философской мысли. – Смоленск, 1997.
  17. Итунина Н.Б. Социальная антропология. – Смоленск, 2003.
  18. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII в. – М., 2006.
  19. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. – М., 2007.
  20. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
  21. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.
  22. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
  23. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1991.
  24. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. – М., 1991.
  25. Новая философская энциклопедия. Т. 1-4. – М., 2001.
  26. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века. – Дубна, 2006.
  27. Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. – М., 2006.
  28. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. – СПб., 1994.
  29. Скирбекк Г. История философии. – М., 2003.
  30. Сумерки богов. – М., 1985.
  31. Феномен человека. Антология. – М., 1993.
  32. Философский энциклопедический словарь. – М., 2004.
  33. Философия (полный курс). – Москва – Ростов-на-Дону, 2004.
  34. Философия. Под ред. Зотова А.Ф. и др. – М., 2004.
  35. Философия: хрестоматия. – М., 2006.
  36. Философия / под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М., 2007.
  37. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. – М., 2005.
  38. Человек: Мыслитель прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1990; М., 1995.
  39. Шапошников Л.В. История русской религиозной философии. – М., 2006.
  40. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

 


[1] Кампанелла был современником и сверстником Галилея, писал ему письма, однако диалог не состоялся, т.к. в натурфилософии Кампанеллы переплетались мистика, магия и астрология. Галилей же прокладывал дорогу науке Нового времени, что требовало разрыва с натурфилософией Возрождения. Разрыв был болезненным, но он был необходим.

[2] В данном случае, как и при анализе выше приведённых концепций сознания, речь идёт о философском монизме. Что касается позиции дуализма, то для неё, как известно, характерна попытка объяснить материю и сознание как самостоятельные, независимые друг от друга субстанции. Современные дуализм существует в форме психофизического параллелизма, когда психическое и физиологическое рассматриваются как самостоятельные, невзаимодействующие причинно-следственные ряды, сопутствующие друг другу и только.

[3] Термин "агностицизм" вёл в 1859 г. английский естествоиспытатель Т. Гексли.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты