Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема 6: Проблемы и перспективы современной цивилизации




Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  3. U ее проблемы 1 страница
  4. U ее проблемы 2 страница
  5. U ее проблемы 3 страница
  6. U ее проблемы 4 страница
  7. Актуализация проблемы личности в переломные эпохи истории.
  8. Актуальные проблемы и задачи науки
  9. Актуальные проблемы истории в Российской историографии.
  10. Актуальные проблемы учета доходов в коммерческих организациях и их отражения в отчетности в зависимости от видов договоров

 

План:

1. Человек в информационно-технологическом мире.

2. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

3. Обозримое будущее. Проблемы выживания человечества. Путь к единению.

 

1.Наиболее распространенным названием современной цивилизации является научно-техническая, индустриальная или постиндустриальная, информационная. Если в прошлые столетия проблемы науки интересовали в основном ученых, а отношение людей к технике носило чисто прагматический, прикладной характер, то в настоящее время интерес к науке и технике характерен для миллионов людей. Наука сегодня является не только производительной силой, но и накладывает свою печать на все происходящее в обществе – культуру, социальные отношения, общение, способ передачи информации.

Последние десятилетия заметным явлением в обществе стала новая революция в науке и технике, получившая название информационно-компьютерной или информационно-экологической. В ее основе лежат электронно-компьютерные и биотехнологические технологии, приведшие к значительным качественным изменениям не только в сфере производства, но и в отношениях «Человек - Природа». Все большее значение приобретает информация и знания, уже сегодня становясь ценным продуктом и основным товаром. Человек живет сегодня не в первозданном мире природы, а в техносфере, которая все заметнее оказывает влияние на все стороны его жизни, повседневно сопровождая его во всех проявлениях деятельности и досуга.

В истории человечества отношение к науке и технике было неоднозначно. Одни абсолютизировали их достоинства, считая панацеей от всех бед; другие видели в них зло, искажающее человеческую сущность, порабощающее человеческое «Я». Мыслители разных времен не однажды пытались предупредить человечество относительно того, что техника способна выйти из-под контроля людей и принести много бед и страданий.

Еще в XVIII веке Руссо отмечал, что развитие наук, искусств и ремесел не сделали человечество более счастливым. Наоборот, они способствовали падению нравов в обществе. Освальд Шпенглер, выдвинувший идею «заката Европы», в 30-е годы ХХ века в книге «Человек и техника» предостерегал человечество о власти машин над людьми. Человек, независимо от своей воли, подчиняется бегу машин; они вовлекают его в свою гонку и подчиняют собственному ритму. В итоге, предрекает Шпенглер, человек будет загнан насмерть.



Известный футуролог и писатель Олвин Тоффлер в нашумевшей в свое время работе «Футурошок» (или в русском переводе «Шок от столкновения с будущим») показывает, как на человека действует все более технизированный окружающий мир. Научно-технический прогресс, засилье все более усовершенствованной техники не оставляют места человеку в этом мире, считает Тоффлер, отделяют его от мира природы, нанося удары его биологическим, нравственным, психологическим и интеллектуальным возможностям.

Вторжение техники во все сферы человеческой жизни часто порождает у людей психологию техницизма. Сторонники подобных взглядов фетишизируют роль техники в обществе, видя в ней возможности для решения всех проблем, стоящих перед человечеством, начиная от глобальных и заканчивая глубоко личными. Они переносят на человека многие характеристики механизмов. Новое содержание получает старый тезис материалистов XVIII века, что «человек есть машина». Современные представители техницизма используют сегодня модную кибернетическую, компьютизированную терминологию, считая, что человек и человечество в целом, обладая системностью, как и механизмы, могут быть измерены техническими параметрами.



Односторонность подобного технизированного подхода к человеку привела к возникновению концепции «киборгиэзации». В ней человек будущего отказывается от своего тела. Биологическое плюс техническое рождает новую сущность – киборга. Современная фантастика, используя эту идею, показывает различные ситуации опасного и даже губительного для личности вмешательства технических приспособлений в его телесную организацию. Можно согласиться, что в будущем человек не обойдется при необходимости от пересадки искусственных органов. Но человек, вероятно, никогда не перейдет тот рубеж, когда перестанет быть сам собой.

Следствия научно-технической революции породили тенденцию, которую М. Вебер назвал «процессом интеллектуализации», основа которого – вера в безграничную силу разума, доходящая до мифологизации науки. В философии XIX – XX веков этот процесс получил различное толкование и оценку. С одной стороны, позитивизм во всех своих формах, начиная от Конта и Спенсера, выступал защитником науки, умаляя при этом роль философии.

С другой стороны, процесс интеллектуализации породил и реакцию протеста. Это особенно отчетливо ощущается в экзистенциализме, персонализме, философии жизни, интуитивизме и русской философии XIX – XX веков. Они обвиняют научно-техническую цивилизацию в односторонности и поверхностности ее ценностей, антигуманистическую направленность ее против личности. М. Хайдеггер называл технику «поставом», то есть тем, что поставлено между человеком и прежде всего миром природы. Техника как бы отделяет человека от истинного бытия, лишает его полноты общения с окружающим миром. По мнению М. Хайдеггера, в такой ситуации человек сосредоточен на внешнем, вещном, поверхностном слое бытия.



К. Юнг, анализируя проблему интеллектуализации, обращает внимание на такую ее сторону: наука таит в себе угрозу для существования человечества. Все это, по мнению К. Юнга, происходит от «гордыни разума». Люди возомнили, что с помощью науки не только сумеют познать мир, но и станут им управлять, будучи его хозяевами. Однако чрезмерное увлечение научно-техническим прогрессом привело к тому, что идет деградация общества, налицо кризис традиционных ценностей, рушатся моральные заслоны сознания. Загрязнение окружающей среды, оскудение почвы, перенаселение, неспособность справиться с новыми болезнями, угроза ядерного оружия – все это ставит человечество на грань выживания и объясняется К. Юнгом как плата человечества за гордыню.

Действительно, возникновение на нашей планете техносферы порождает серьезные проблемы, как социальные, так и личные, касающиеся сущности каждого человека. Быстрое развитие техносферы опережает возможности приспособления человека к новым изменяющимся условиям жизни, что ведет к ухудшению психофизиологического состояния личности. Важно заметить, что все увеличивающееся количество технических приспособлений, внедрение их как в современное производство, так и в быт часто опережает интеллектуальный и нравственный уровень людей. Нередко самые новейшие технические средства привлекают для распространения пустой и безнравственной информации.

Настоящее время наглядно демонстрирует издержки техногенного отношения к природе. Человек веками стремился вырваться из зависимости от природы, обрести, как ему казалось, свободу и власть над ней. Неслучайно высшими ценностями культуры признавались господство человека над природой, покорение ее. Это неразрывно связывалось с прогрессом, наращиванием научных и технических знаний. Последствия техногенного отношения к природе человечество сегодня ощущает в явных признаках экологического кризиса, свидетельствующего о возрастающих противоречиях между природой и обществом.

Не случайно сегодня встает вопрос: «Есть ли будущее у научно-технического прогресса? Прогресс ли это или нет?». Отвечая на этот вопрос, можно констатировать, что, создавая техносферу ради удобства жизни, человеческая цивилизация одновременно платит за это высокую цену, так как научно-технический прогресс не всегда есть благо: многое из его достижений оборачивается обратной стороной – злом.

Однако несмотря на все сложности и негативные последствия, научно-технический прогресс есть явление объективное и оно неостановимо. Перед человеческим сообществом встает задача – сделать этот процесс более гуманистичным, уменьшить его негативное воздействие на природу и самого человека.

 

2.Судьба современной цивилизации во многом определяется тем, насколько успешно человечество способно справиться с важнейшими проблемами, порожденными XX веком и перешедшими в новое тысячелетие. Это, прежде всего, глобальные проблемы современности. Сам термин «глобальные проблемы» впервые введен на Западе в конце 60-х годов ХХ века и получил распространение благодаря деятельности Римского клуба. Однако еще в начале ХХ века такие выдающиеся ученые, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и наш соотечественник В. Вернадский обозначили некоторые из этих проблем. Они разработали концепцию ноосферы, которая имеет прямое отношение к рассматриваемым глобальным проблемам. От прочих проблем их отличает:

Ø глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;

Ø острота проявления;

Ø комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;

Ø особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;

Ø возможность их решения лишь совместными усилиями мирового сообщества.

В рамках разработанной в начале 1980-х годов классификации выделяют три группы глобальных проблем. Первая связана с аспектами взаимодействия общества и природы. Это, прежде всего, экологические проблемы: охрана окружающей среды, поддержание динамического равновесия биосферы, опасности истощения энергетических и других природных ресурсов. Вторая затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей, людей и включает проблемы предотвращения ядерной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости ряда регионов. Третья группа – это антропосоциальные проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества: демографическая, адаптация личности в условиях научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, борьба с наркоманией и терроризмом и т.д.

Одной из важнейших глобальных проблем является сохранение мира на Земле, предотвращения мировой термоядерной катастрофы. Вообще история человечества есть история войн, в результате которых погибли миллионы людей. Вот показательная статистика:

XVII век – в войнах погибло 3,3 млн. человек

XVIII век – в войнах погибло 5,4 млн. человек

XIX век – войны унесли жизнь 5,7 млн. человек

XX век – I мировая война унесла жизнь 20 млн. человек

II мировая война унесла жизнь 50 млн. человек

Но и после нее в мире неспокойно: то здесь, то там вспыхивают конфликты, гибнут люди, потрясают жестокость и насилие начала XXI века. Как это ни трагично, но возможность III мировой войны ставит человечество перед угрозой истребления. По мнению ряда ученых (Н. Моисеев, Саган), в случае атомной войны на Земле начнется явление, которое они условно называли «ядерная ночь», когда частицы сажи, пыли, образовавшиеся в результате пожаров, плотным «одеялом» закроют землю, мешая проникновению солнечного света. Вслед за ней наступит «ядерная зима», вследствие которой температура на земле резко понизится примерно на 15-20° ниже обычной. Все это приведет к гибели многих видов животных и растений. А сколько человеческих жизней унесет эта возможная ядерная катастрофа!

Другой не менее важной проблемой является экологическая. Сущность ее – в отчетливо обнаруживающемся и углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью среды его обитания. На каждой ступени своего развития обществу необходимо корректировать свои отношения с природой, т.к. ни оно само, ни природа не остаются неизменными. Однако никогда еще экологическая ситуация не была столь опасной для человечества. Острые экологические ситуации прошлого отличаются от современной прежде всего тем, что они носили локальный или региональный характер и порождались в основном стихийным развитием самой природы. Нынешняя экологическая ситуация не только носит общепланетарный характер, но и является порождением самого общества, которое превратилось в самостоятельную геологическую силу и способно причинять планете изменения не меньше, чем стихийные природные силы (наводнения, землетрясения, тайфуны и т.п.). Для современной экологической ситуации характерны следующие моменты. С одной стороны идет быстрое истощение природных ресурсов, что грозит исчезновением их в ближайшие десятилетия. С другой стороны происходит быстрое загрязнение окружающей среды, что ведет к катастрофическим последствиям как для самой природы, так и для человека, его здоровья. Кроме того, и истощение природных ресурсов, и загрязнение окружающей среды идет на фоне быстрого увеличения численности населения. («Быстрое» во всех трех случаях предполагает увеличение по экспоненте. Графически это можно изобразить в виде прямой, круто восходящей вверх). В данной ситуации угроза экологической катастрофы значительно увеличивается, так как может наступить такое состояние, когда загрязнение и разрушение экосистем станет необратимым. Что касается жизни людей в таких условиях и возможности приспособления человеческого организма к условиям жизни в окружающей среде, то они близки к исчерпаемости.

Не менее серьезную угрозу представляет современная демографическая ситуация. Суть ее в том, что демографическая обстановка на Земле быстро меняется. Около десяти тысяч лет тому назад на планете жило людей в два раза меньше, чем сейчас в Москве (около 5 млн. человек). Сейчас население земного шара перевалило за 6 млрд. человек. Неудержимый прирост населения продолжается. Не станет ли человечеству тесно на Земле в ближайшие десятилетия? Ведь многие демографы считают максимальной численностью населения Земли десять млдр. человек. Дело осложняется еще и тем, что прирост населения неравномерен в различных регионах Земли. Сегодня в мире налицо две противоположные тенденции – демографический бум и демографический спад. Демографический бум, быстрый рост населения характерен для стран Юга – Азии, Африки. Страны же Севера (сюда условно причисляются высокоразвитые страны Запада, США, Япония и др.) находятся в состоянии спада прироста населения. Предполагают, что к середине XXI века ¾ населения земного шара будет жить в странах Юга, а ведь основная масса продовольствия на мировом рынке находится в руках Севера, развитого и экономически, и экологически, и интеллектуально. Все это, без сомнения, приведет к осложнению напряженности в мире.

Немалую тревогу вызывают и другие неразрешенные глобальные проблемы, что порождает пессимистические прогнозы будущего человечества. Следует заметить, что этими проблемами занимаются многие ученые, как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров.

Впервые человечество было предупреждено о кризисной экологической ситуации и нарастающей в связи с этим смертельной угрозе Римским клубом в книге Дениса Медоуза «Пределы роста» (1972). Выводы книги были пессимистичны и сводились к следующему: при сохранении темпов роста современной цивилизации уже следующие поколения ощутят нехватку продовольствия, природных ресурсов, чистого воздуха и воды. При существующем быстром приросте населения земного шара это приведет к обострению отношений между странами и регионами, что породит новые конфликты и в итоге приведет всю мировую систему к неконтролируемому кризису и краху. Пока еще не поздно, отмечалось в книге, надо «нажать на стоп-кран», то есть принять самые срочные и решительные меры по ограничению и регулированию роста. Таким образом, представители Римского клуба, серьезно озабоченные экологической и другими глобальными проблемами, предлагали сменить превалирующую в мировой культуре ориентацию на рост иной – считаться с реальными возможностями жизнеобеспечения на планете, не расточать бездумно ее ресурсы, разумно ограничить все возрастающие потребности, учитывая внутренние и внешние пределы человека и природы.

Сегодня наработано немало концепций решения той или иной конкретной глобальной проблемы (изменение технологий, введение экологических законодательств, построение нового общества - экосоциализма, изменение религии и т.д.). Нам важно выявить основные тенденции в подходе к решению глобальных проблем, учитывая, что поодиночке их решить невозможно. Прежде всего увеличивающееся число глобальных проблем, их обострение свидетельствуют о кризисе современной цивилизации, причём он касается не отдельных сторон бытия, а основных форм европейской индустриально-технической цивилизации. Кризис касается и самого современного человека, способов его бытия, как материального, так и духовного. Поэтому суть глобальных проблем стоит искать не во внешних факторах, а во внутренних, т.е. в самом обществе, а также в человеке, в его мировоззрении, ценностных установках, способности к самоограничению и отказу от эгоизма и голого прагматизма.

Сегодня становится всё более очевидным, что в решении глобальных проблем нужна философия преодоления кризиса. Речь идёт о необходимости изменения пути, «коренном повороте» в развитии современной цивилизации. Смысл такого поворота в следующем. Большинство мыслителей, несмотря на различие мировоззренческих ориентации, склонны считать глобальные проблемы не чисто экономическими, политическими или научными, а прежде всего - духовно-нравственными. Поэтому решение их они связывают прежде всего с внутренним самоусовершенствованием человека, переориентировкой его с мирских ценностей на духовные. Современный человек, всё более подпадая под власть вещей, постепенно начинает считать их производство и накопление смыслом своей жизни. Выход из этой ситуации - изменение самого человека, его внутреннего мира, «человеческих качеств», как удачно выразился А. Печчеи в одноимённой книге. В ней он предлагает 6 стартовых целей для человечества.

1. Внешние пределы. Человек должен определить, что он хочет и что он может делать по отношению к природе, обозначить те пределы, за которые не должен выходить.

2. Внутренние пределы, Возможности самого человека не беспредельны, выход за их границы представляет для человечества опасность.

3. Культурное наследие. Сохранение малых культур---задача человеческого сообщества.

4. Мировое сообщество. Необходимо выяснить пути преобразования системы государств в мировое сообщество.

5. Человеческое жилище. Проблема размещения всё увеличивающегося населения Земли.

6. Производственная система. Организация единой мировой хозяйственной системы.

Решение любой из системы глобальных проблем требует согласованных и планомерных действий в общепланетарном масштабе. Сегодня как никогда ощущается необходимость единения всех позитивных сил, выработки общей стратегии, преодоления стихийности в развитии цивилизации. В этой ситуации важнейшее значение приобретает формирование единого планетарного сознания. Оно связано с осознанием человечеством: 1) нависшей над планетой опасности; 2) своего единства перед лицом глобальных проблем; 3) приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (национальными, религиозными, региональными); 4) необходимости в изменении общественного, а также индивидуального сознания; 5) решение глобальных проблем требует соединения науки и нравственности, опоры на базисные ценности гуманизма. При этом принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. Речь идет об экогуманизме. Любовь человека, направленная только на себя или на себе подобных, привела к углублению кризиса между природой и обществом. В понятии экогуманизма хорошо вписывается идея экологического императива Н. Моисеева. (См.: Н. Моисеев. Экология глазами математика. М., 1986).

Таким образом, перед цивилизацией в последние десятилетия XX века встала целая система глобальных проблем, от решения которых зависит судьба человечества. Осознание их важности, поиски путей разрешения представляет важнейшую задачу современной науки, в том числе и философии.

 

3. Человечество всегда с любопытством всматривалось в будущее. Каким оно будет? Что нового ожидает человечество: расцвет или упадок, торжество разума или бездумная и безвольная гибель? Прорыв в Галактику или замыкание в становящейся малонадежной биосфере Земли? Эти и другие вопросы волнуют людей. Причем, это не праздное любопытство, а жизненная потребность людей, озабоченных своим собственным будущим.

Предвидение будущего представляет собой сложный научный процесс, так как это связано с самой природой социального развития, его многовариативностью и альтернативностью. Будущее уже объективно содержится в настоящем, которое является результатом всей предшествующей истории цивилизации. Научное предвидение будущего (в отличии от утопических предсказаний) опирается на знание определенных закономерностей, тенденций исторического развития. Наиболее важными из них являются следующие.

1. Необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Несмотря на то, что история человечества представляет собой противоречивый процесс взлетов и падений, борьбы тенденций прогресса и регресса, все-таки налицо неуклонное восхождение человечества от низших форм социальной организации к высшим.

2. Возрастание темпов социального прогресса, или, по выражению известного историка Б.Ф. Поршнева, «ускорение ритма истории». Это явление находит свое выражение в динамичном и поступательном развитии общества в современную эпоху, в насыщенности его политическими и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, в повышении интенсивности международного обмена в сфере науки и культуры.

Причинами столь ощутимого ускорения социального прогресса является много факторов: увеличение численности населения, возрастание роли народных масс, их активности, политической сознательности, интернационализация и глобализация экономических, политических и культурных процессов. Ожидается, что в ближайшие 2-3 десятилетия в мире будет сделано больше научных открытий и технических изобретений, произойдет больше политических событий, изменений в области культуры, чем за весь ХХ век.

3. Говоря о тенденциях реального исторического процесса, которые влияют на формирование будущего, важно учитывать такой фактор. Существуют ли пределы роста населения Земли, потребления невозобновимых природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, а также пределы приспособляемости человека в современной техносфере?

Многие ученые отвечают на эти вопросы утвердительно, более того, они предостерегают человечество о том, что пренебрежение, беспечность к этим проблемам приведет не только к исчерпаемости необходимых для существования природных ресурсов, но и экологической катастрофе в глобальном масштабе. Об этом недвусмысленно заявляли многие специалисты в докладах уже упоминаемому нами Римскому клубу, в результате чего и появилась известная концепция «пределов роста».

Однако сторонники более оптимистического взгляда на будущее человечества убеждены, что накопление количественных изменений (то есть возрастание темпов научно-технического развития, потребления ресурсов, возрастание материальных потребностей в ущерб духовным и т. д.) в итоге должно привести и к качественным преобразованиям (общества, всех сфер социальной жизни, самого человека, его нравственных ориентиров). Эта закономерность в развитии как природы, так и общества в итоге может помочь человечеству перестроиться и решить вставшие перед ним глобальные проблемы совершенно в иной плоскости. Всемирная история уже подтверждала, что человечество не однажды находило выход из казалось бы неразрешимых ситуаций и наличие «пределов» становилось стимулом дальнейшего развития.

Известный американский футуролог Дж. Нэсбит назвал «мегатенденциями» нашей эпохи, определяющими будущее человечества, следующие: возрастание роли народных масс и демократизация общественной жизни, консолидация всех передовых международных сил в борьбе за мир, повышение роли гуманистических ценностей, возрастание свободы личности, гармонизация отношений между природой и человеком, рациональное использование природных ресурсов, рост научно-технического потенциала человечества. Все эти тенденции существуют сегодня как возможности, но станут ли они действительностью, будут ли вплетены в ткань будущего, во многом зависит от активной деятельности самого человечества, от того, как оно сумеет справиться с «вызовами» нашей эпохи.

Сложность современной ситуации состоит в том, что впервые в истории перед всем мировым сообществом встала проблема выживания. Многое в мире внушает тревогу за существование человека как вида: экологический, сырьевой, энергетический и другие виды кризисов, неравномерное развитие отдельных регионов, ведущее к нарастанию социальной напряженности, утрата гуманистических идеалов, кризис в образовании, культуре и многое другое.

1. Под угрозой находится не только «внешняя» природа, но и наша «внутренняя» природа – наш организм, наше тело. Ослабление иммунного аппарата человека, расшатывание генофонда, возможности генной инженерии, способной не только на клонирование животных, но и человека – все это и многое другое угрожает существованию человека как вида.

2. Следующая угроза человечеству – возможность его гибели, исчезновения с лицаЗемли. Причин для этого в нашем мире более чем достаточно. Человек с трудом соглашается с мыслью, что он смертен. Примириться же с возможностью гибели всего человечества психологически труднее. Эта мысль угнетает людей, наполняя их души пессимизмом.

4. Большую угрозу представляют и социальные изменения в мировом сообществе. Совсем еще недавно две социальные системы – капитализм и социализм – противоречили друг другу, и это определяло ход исторического развития. Сегодня на первый план выходит противостояние «Север – Юг». Если учесть огромную разницу в уровне жизни, образовании, медицине, использовании новейших информационно-компьютерных технологий, то вырисовывается мрачная перспектива взаимоотношений групп стран.

5. Одна из возможных угроз человечеству - кризис человеческой духовности. При решении актуальных проблем эпохи практически всем существующим идеологиям недостает свежего взгляда на мир. Существует мнение, что из XIX века в XX перекочевали две идеи, достойные названия «идей века»: научно-техническая и социалистическая. Люди долгое время верили в них, стремясь на их основе преобразовать жизнь, построить справедливое, гуманное общество. Но реальная жизнь не подтвердила этих ожиданий. Научно-технический прогресс не сделал человека счастливее, лучше, не избавил его от трагедий, а принес с собой новые угрозы и беды. Социалистическая идея, претворенная в жизнь, оказалась не столь прекрасной, как виделась ранее.

6. Вызывает тревогу и серьезное воздействие на самого человека, его образ жизни, здоровье информационно-технической среды, в которой он сегодня погружен. Последствия этого влияния пока совершенно непредсказуемы, таят в себе много неизвестного. Не станет ли человек придатком «умной» машины? Как на психику человека повлияет вхождение его в новый вид реальности - «виртуальную реальность»? Сможет ли в дальнейшем человеческий организм безболезненно справиться с огромным потоком информации? Эти и другие подобные вопросы волнуют всех, обеспокоенных перспективами современной цивилизации.

Итак, столь осязаемые угрозы, нависшие над человечеством, вызывают глубокую тревогу и озабоченность по отношению как к отдельным, так и к ближайшим перспективам его развития. Некоторыми футурологами высказывается даже мысль, что человечество уже перешагнуло черту, за которой последует деградация. Называются три модели прекращения земной жизни.

1. Естественная смерть планеты, которая может, считают ученые, наступить через несколько миллиардов лет.

2. Космическая катастрофа в результате столкновения Земли с крупным космическим телом (комета, астероид).

3. Исчезновение жизни на Земле под воздействием неразумной человеческой деятельности. Например, ядерная катастрофа или экологическая. В результате и той и другой может погибнуть не только человек, но и все живое на планете.

Совершенно очевидно, что естественную смерть планеты трудно предотвратить. Относительно космической катастрофы существует мнение, что современная наука должна заняться этой проблемой и в силах предотвратить столкновение Земли с космическим телом, уничтожив его или изменив траекторию полета. Что касается третьей модели, то здесь все в руках самого человечества, которое стоит перед сознательным выбором: или преодолеть нависшие угрозы и продолжить существование на Земле, или погибнуть в экологической или ядерной катастрофе.

Несмотря на пессимистические прогнозы, все-таки существуют и определенные надежды на то, что глобальные кризисные состояния будут преодолены и отведены угрозы от человечества.

Прежде всего, ученые связывают это с развертыванием информационной (компьютерной), биотехнологической революции. Именно она создаст возможность отвести ядерную и экологическую угрозы, позволит по-новому взглянуть на Вселенную и самого человека и станет в обозримом будущем основой для развертывания более гуманизированного и справедливого мирового порядка.

Вселяет надежду и стремление различных по уровню и типу экономических отношений современных стран к общему поиску оптимального хозяйственногоустройства, что поможет решению неотложных глобальных проблем.

Несмотря на несовершенство современного мира (локальные войны, конфликты на религиозной, национальной почве и др.), в нем налицо становление принципов ненасилия и демократического согласия. Грубая физическая сила в решении политических конфликтов с трудом, но все-таки уступает место силе разума.

Несомненно, достижением прогресса являются и объединительные процессы в духовной жизни, диалог культур. Заметно обозначился поиск того, что способно сближать людей различных мировоззрений и верований.

Значительным вкладом в предотвращение нависших над человечеством угроз может стать интеллектуальная революция, горизонты которой уже явно обозначены. Перед современной наукой встала проблема изменения традиционных способов и методов мышления. Все больше ученых соглашаются, что освоение реальности с помощью рационального – недостаточно, и ставят вопрос о нахождении контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического.

Решение проблемы выживания лежит на пути новой стратегии во взаимоотношении природы и общества. В последнее время в научной литературе она получила название коэволюционной стратегии. Речь идет о совместной эволюции общества и природы, о том, что развитие человека должно идти в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней, так как биологическая и социокультурная эволюции связаны самым непосредственным образом.

Коэволюционная стратегия позволит осмыслить и понять те естественнонаучные факты, которые имеют отношение к антропогенному воздействию на экосистемы, позволит построить прогнозы возможных отрицательных последствий воздействия человека на природу, а следовательно, дать рекомендации, как избежать этих негативных последствий или хотя бы свести их к минимуму. Коэволюционная стратегия утверждает новые ориентиры человеческой жизнедеятельности и связана с проблемой выживания человечества.

Показательно, что в последние десятилетия большое внимание в науке и прессе уделяется проблеме глобализации. Глобализация представляет собой социальный процесс, в ходе которого стираются географические границы социальных и культурных систем; причем, предполагается отказ от разделенности мира, не только политической и идеологической, но и экономической.

Эта проблема является сегодня одной из самых дискуссионных, так как затрагивает существенные интересы людей и связана с ответом на вопрос: что она несет человечеству; является ли она силой, служащей всеобщему благу? Глобализация представляет собой сложное и противоречивое явление, поэтому оценивается она далеко неоднозначно. У одних глобализация вызывает надежды; у других – тревоги. Известно движение антиглобалистов, обеспокоенных тем, что глобализация приведет к единообразию цивилизаций, к потере индивидуальности, неповторимости национальных культур, к зависимости от крупных стран, прежде всего США.

Выход из состояния «выживания» невозможен без осознания единства всех живущих на Земле. Всемирная история уже давно зафиксировала единство и всеобщность исторического процесса человечества. В чем это проявляется?

1. Прежде всего в единстве биологической организации людей, единстве вида. Расовые различия представляют собой лишь варианты единого основания.

2. Люди Земли едины социально, сущностно. В ходе истории они проходят сходные этапы развития.

3. Земляне едины интеллектуально. У разных народов и индивидов одни и те же природа разума и логика мышления.

Единство человечества проявляется и во многом другом – в культуре, искусстве, ценностях и т.д. Оно по-разному проявлялось в разные эпохи, но от поколения к поколению заметно нарастало. В начале XXI века все более ощущается необходимость осознания людьми этой целостности, общепланетарного единства человечества, связанного общей судьбой и общей ответственностью перед настоящим и будущим.

Итак, человечество находится в состоянии выживания. Нависшие над ним угрозы не просто внушают тревогу за дальнейшее развитие цивилизации, а требуют принятия незамедлительных решительных мер по созданию единой системы социально – культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений, и прежде всего осознания, что путь к единению – единственный путь спасения человечества.

 

Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы (Ч. II)

Тема 1. Учение о бытии (онтология).

План семинарского занятия

1. Философская категория бытия.

2. Основные формы и диалектика бытия.

3. Специфика человеческого бытия.

 

Проблемные вопросы для самостоятельной работы,


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 19; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.032 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты