КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика и основные тенденции развития журналистики XVIII векаСлова «журналист» и производное от него «журналистика» появились во французском языке и вошли в европейский культурный обиход в XVIII столетии. Впервые оно встречается во французском еженедельнике «Журналь де Треву» в 1703 г. Тогда же произошло разделение на «журналистов» («journaliste») и «газетчиков» («gazetier»). Последние в журналистской иерархии занимали более низкое положение. Считалось, что газетчикам не следует предоставлять свободу комментировать события. Их дело ─ собирать и сообщать факты. В обязанности журналистов, напротив, входил комментарий, оценка, суждение и анализ. Дидро считал, что журналист должен быть беспристрастным, иметь глубокие и основательные суждения. Предполагалось, что влияние журналистов на публику значительнее, чем влияние газетчиков, так как назначение журналистов не развлекать, но воспитывать и просвещать читателей. Эпоха Просвещения поставила перед журналистикой новые задачи. Просветители, убежденные в том, что «мнения правят миром», быстро осознали значение периодической печати для распространения «мнений» и достижения своих целей. Журналистика в XVIII в. приобретает просветительский характер, многие периодические издания начинают функционировать не только и не столько как инструмент власти, источник отобранной ею информации, но, прежде всего, как способ распространения разумных идей и исправления нравов. Газеты стали совмещать информацию и комментарий. По сравнению с предыдущим столетием, круг читателей газет и журналов несколько расширился, что было обусловлено ускорением цивилизационных процессов в Европе, повышением уровня грамотности населения. Так, например, под влиянием парижской моды повсюду в Европе распространился обычай читать газеты в светских салонах и литературных кафе. Это стало привычкой людей из «порядочного общества».В 1704 г. в Берлине была открыта перваяабонементнаябиблиотека. В 1779 г. в Париже появился «академический читальный зал», где все желающие могли за небольшую плату ознакомиться с французскими и зарубежными газетами, журналами, альманахами «в хорошо обставленных и отопленных комнатах, зимой освещаемых свечами». Французская «Журналь ансиклопедик» писала в 1758 г.: «Прошло то время, когда газеты издавались исключительно для ученых. Сегодня все читают и хотят читать обо всем». Конечно, не следует понимать выражение «все читают» буквально, так как и в XVIII веке периодическая печать остается каналом общения представителей европейской элиты между собой. Пресса обращается к относительно узкому слою образованной и властвующей публики, способной включиться в обсуждение важнейших философских, политических, нравственных и литературных проблем, поставленных «веком Разума». Однако просветительская программа ведущих газет и журналов эпохи заставляла их прибегать к более наступательной стратегии, адресоваться не только к узкому кругу интеллектуалов, но к более широкой «культурной публике». Характерно, что издатель уже упоминавшейся «Журналь ансиклопедик» Пьер Руссо считал ошибкой нежелание европейских гуманистов эпохи Возрождения распространять знания среди «непосвященных». Для понимания общего характера европейской журналистики XVIII столетия показательны два обстоятельства. Во-первых, то особое место, которое заняли в структуре периодической печати журналы. Во-вторых, зачаточное состояние собственно политической прессы, которая ставила бы своей задачей распространение информации политического характера среди широких слоев населения. Быстрое развитие и расцвет журнальной периодики в XVIII столетии отражает более общую тенденцию в культуре Просвещения: доминирование литературного, научного, философского поля над журналистским. Европейская журналистика XVIII в. имела персональный характер. Основными агентами поля журналистики были не журналисты, то есть профессиональные собиратели и комментаторы информации о событиях, а философы, писатели, политики, ученые, которые, становясь идейными вдохновителями, а зачастую и основателями, издателями, главными редакторами периодических изданий, превращали их в трибуну для выражения своих идей и при помощи газет и журналов общались друг с другом. В эпоху «персонального журнализма» именно журналы стали полем, на котором разворачивалась полемика по актуальным социально-политическим, философским, научным проблемам, по вопросам культуры. Журналы ─ важнейшие каналы распространения просветительских идей. Если газеты ставили своей главной целью сообщение новостей, то журналы ─ обсуждение идей, просвещение читателя. «Развлекая просвещать» ─ такова была стратегия журналов. Особенной популярностью пользовались литературные еженедельники. Литературные и научные журналы особенно на французском языке получили широкое распространение по всей Европе. В них важное место занимали обзоры новых книг.Монтескье писал в «Персидских письмах»: «Существует род книг, совершенно неизвестный в Персии, зато, по-видимому, очень модный здесь: это журналы. Чтение их потворствует лености: люди очень довольны, что в четверть часа могут пробежать тридцать томов. <...>» Важные изменения происходили не только в журнальной, но и в газетной периодике: росло количество ежедневных газет, которые становились все более разнообразными по содержанию, но в большинстве стран Европы до конца XVIII столетия носили неполитический, информационный характер. Журналистика XVIII в. была преимущественно неполитической, просветительской, морально-дидактической, нравоописательной. Общественная потребность в политической журналистике, в многочисленных общеполитических газетах возникла лишь в тот момент, когда народ, массы оказались привлечены к избранию политической власти, то есть в период становления институтов буржуазной демократии (в большинстве европейских стран это конец XVIII─XIX вв.). Космополитичный XVIII в. не признавал никаких границ для распространения достижений человеческой мысли. Согласно представлениям просветителей, законы разума универсальны, не зависят от времени, места и национальности. Языком культурной коммуникации в Европе XVIII в. стал французский язык. По всей Европе издавались местные газеты на французском языке. Предпринимались попытки издавать многоязычные газеты: в Лондоне выходила газета «Журналь англе, итальен е франсе» («Английская, итальянская и французская газета»), в которой новости театральной жизни Италии печатались по-итальянски, сведения о политической и литературной жизни Франции ─ по-английски, а по-французски писались критические рецензии и обзоры на новые книги, вышедшие во Франции и Англии. Газеты и журналы распространялись преимущественно по подписке. Подписка была дорогостоящей. Тираж в 2000─3000 экз. считался хорошим для газет. Росту тиражей способствовали технологические инновации. В 1720 г. была изобретена специальная машина для разрезания тряпья, из которого производилась бумага. В 1798 г. был изобретен печатный станок лорда Стенхопа, ручной цельнометаллический типографский станок, позволявший печатать 450 оттисков в час. В XVIII столетии обычной стала многоколонная верстка.
|