КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статус журналистов в обществеВ начале XVIII столетия постепенно преодолевается тот «страх печати», который был характерен для литераторов предшествующего столетия. По мере развития периодики, увеличения числа газет и журналов журналистика становится надежным источником дохода не только для газетчиков и журналистов, но и для писателей (подчас весьма известных и талантливых), которые все чаще соглашаются сотрудничать в прессе. Росли и требования к качеству периодики. Издатели европейских газет и журналов стали привлекать к сотрудничеству сначала на нерегулярной и внештатной основе крупных ученых, известных юристов, талантливых литераторов. В газетах появились грамотные редакторы. Конечно, это постепенно, хотя и медленно, поднимало престиж журналистской деятельности в общественном мнении. В целом же общественное положение журналистов в Западной Европе в XVIII столетии было незавидным. Их по-прежнему преследовали, бросали в тюрьмы, выставляли у позорного столба, подвергали публичному бичеванию, а иногда и смертной казни. Почти во всех европейских странах свирепствовала цензура. Писатели и государственные деятели в Европе наблюдали за развитием бесцензурной английской прессы со смешанным чувством зависти и страха. Как правило, страх побеждал. Зрелище «журналистского хаоса», царящего в Англии, побуждало власти других европейских стран ужесточать цензурные ограничения. Просветители много сделали для того, чтобы утвердить в общественном сознании идею свободы слова и печати. В защиту свободы прессы выступали Локк и Дефо, Вольтер и Руссо, Дидро и Кондорсе. Все они считали, что свобода слова и прессы ─ естественное право человека, залог личной свободы каждого гражданина. Вместе с тем отношение просветителей к журналистам и журналистике было мягко говоря снисходительным. Отстаивая идею свободы слова, просветители зачастую с недоверием и даже презрением относились к тем, кто должен был быть носителями этой свободы, ─ к «газетчикам» и периодическим изданиям. Руссо писал о современной ему прессе: «Что представляют собой нынешние периодические издания? Недостойные внимания и бесполезные однодневки, презираемые и отвергаемые людьми образованными и годные лишь к тому, чтобы возбуждать в женщинах и глупцах тщеславие, не давая им настоящего образования. Судьба этих изданий ─ сверкнуть утром на туалетном столике и умереть вечером в гардеробе». Монтескьё в «Персидских письмах» так отзывался о газетах и журналах:«…Чтение их потворствует лености: люди очень довольны, что в четверть часа могут пробежать тридцать томов[1]. <...> Большой недостаток журналистов в том, что они говорят только о новых книгах, как будто истина всегда только в новизне. Мне кажется, что пока не прочтешь всех старых книг, нет никаких оснований предпочитать им новые». Такое отношение к журналистам во многом объяснялось тем, что многие газеты печатали недостоверные сведения. Как и в газетах XVII в., в периодике эпохи Просвещения было много «уток», ложных новостей, а иногда и просто выдуманных историй. Немецкий писатель конца XVII ─начала XVIII вв. Каспар фон Штилер сравнивал газеты с плохо приготовленной пищей. Ситуация в этой сфере стала изменяться к лучшему лишь к концу столетия.
|