Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Франция. Во Франции периодическая печать зародилась позже, чем в Германии, Голландии и Англии, но по своему содержанию французские газеты превосходили издания




Во Франции периодическая печать зародилась позже, чем в Германии, Голландии и Англии, но по своему содержанию французские газеты превосходили издания, выходившие в других европейских странах в XVII столетии. Парижская пресса владела «неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную картину мировой жизни в данный момент» (Л. Саламон).

Франция в XVII в. была мощным абсолютистским государством, законодательницей придворного этикета и интеллектуальной моды. Франция обладала высоким престижем и вызывала огромный интерес у соседей.Прежде всего здесь вырабатывалась модель нового централизованного государства. Французский язык стал в XVII в. языком международного общения. Во многих европейских странах издавались газеты на французском языке. Именно во Франции сложилась классическая «вертикальная» структура печати: пресса создавалась под патронажем власти и рассматривалась прежде всего как ее инструмент.

В то время как в Герма­нии и Нидерландах выпуском газет в основном занимались частные из­датели, которые получали на это разрешение местных влас­тей или знати, во Франции для основания газеты было необходимо личное разрешение короля. Королевский патент предусматривал предоставление издателю монополии на публикацию того или иного рода информации (официальной, научной и т. д.). Прочие периодические издания, основанные позже, должны будут возмещать ущерб держателям монополии в том случае, если они вторгались в их информационное поле. Дарованная привилегия могла быть отменена в любой момент по желанию короля.

«Газетт» Т. Ренодо. Первой французской газетой, получившей королевский патент, была «Газетт», основанная 30 мая 1631 г. Эта дата считается условной датой рождения французской журналистики. Еженедельная «Газетт» была надежным и влиятельным источником официальной информации. До Великой французской революции она считалась образцом газеты политического содержания во Франции. «Газетт» в XVII столетии была лидером не только французской, но и европейской периодики. Показательно, что слово «газета» как название определенного типа печатного периодического издания вошло в европейский, а затем и международный культурный обиход лишь после 1631 г.

Основатель «Газетт» Теофраст Ренодо (1586─1653) родился в Лудене в протестантской семье. Он окончил медицинский факультет в Монпелье. Вскоре после окончания университета совершил заграничную поездку по Западной Европе, где познакомился с местными «листками новостей». По возвращении во Францию написал «Трактат о бедняках», в котором утверждал, что одна из причин нищеты заключается в том, что те, кто должен поставлять товары и услуги, не имеют контакта с теми, кто в этих товарах и услугах нуждаются. Так возникла идея создать «Адресное бюро», которое должно было осуществлять контакты между имущими и неимущими, продавцами и потребителями.

Осуществлению этой идеи помог один из пациентов Ренодо, монах-капуцин отец Жозеф, впоследствии один из приближенных кардинала Ришелье. В 1630 г. Ренодо открыл в Париже справочное бюро под названием «Большой Петух», продававшее сведения об адресах, объявления самого различного рода (например, где безработным найти работу, мастерам ─ учеников и подмастерьев, бездомным ─ жилье, больным ─ лекарства и т. д.). Бюро собирало новости городской и светской жизни, различную информацию. Ренодо сначала писал от руки новости, которые он продавал своим клиентам. Затем время от времени он стал печатать эту информацию в форме небольших листков. Так возник зародыш нового типа газеты, сочетавшей новости с объявлениями.

30 мая 1631 г. Ренодо получил королевское разрешение «печатать и продавать новости и отчеты обо всем, что произошло и происходит внутри Королевства и за его пределами». «Газетт» получила двойную монополию: на публикацию официальных политических новостей и объявлений. Первый номер «Газетт» открывался благодарственным обращением Ренодо к королю, в котором помимо благодарности за возможность издавать газету, содержалась мысль, что издание будет способствовать рассеиванию ложных слухов и тем самым предотвращению смут и подстрекательств к мятежам. Затем следовали новости из Рима и Антверпена недельной давности. И впоследствии основное содержание газеты составляли международные новости, полученные из официальных источников. Высокопоставленным поставщиком такого рода информации был сам кардинал Ришелье. Разумеется, «Газетт» была официальным изданием, печатавшим только то, что было одобрено, а иногда и написано властями, и выполнявшим пропагандистские функции. Как отмечал один из французских исследователей, «Газетт» владела искусством «делать внутреннюю политику, рассказывая о политике внешней». К международным новостям вскоре добавились сообщения о военных победах Франции и ее союзников, новости придворной жизни, краткая сводка дипломатических донесений, скупая информация экономического характера. Новости о внутренних делах Франции печатались на последней странице. «Газетт» не печатала редакционных статей. Ришелье не поощрял комментарии. «Газетт» была органом власти и простым перечнем официальных новостей. Вряд ли можно говорить о «Газет» как об органе объективной и разнообразной информации.

«Газетт» сначала представляла собой четырехстраничное издание малого (книжного) формата, напоминающее голландские «корантос». Первая заглавная буква на странице была украшена. На полях размещались подзаголовки. Рубрики еще не имели названий. В начале информации из той или иной страны указывалось место события и его дата. С 1634 г. выходило нерегуляр­ное приложение «Экстраординэр» («Необычайные новости»), издававшееся в связи с какими-либо особыми обстоятельствами, нуждавшимися в экстренном освещении. К 1740-м гг. объем газеты увеличился до 12 страниц. Тираж «Газетт» варьировался от 300 до 800 экземпляров.

«Газетт» читали в Париже. Региональной прессы во Франции в XVII в. еще не существовало. Ренодо организовал доставку срочной почтой одного экземпляра «Газетт» в регионы. Там он тиражировался для провинциальных читателей. Провинциальный вариант «Газетт» печаталась мелким шрифтом, чтобы сократить расходы на бумагу. Таким образом, Ренодо устранял потенциальных конкурентов в провинциях и усилил свою монополию по всей Франции.

«Газетт» имела большой успех у читателей: о ней говорили и при дворе, и в парижских светских салонах, и в литературных кругах, и в домах провинциальных буржуа. Такой успех не мог понравиться конкурентам и завистникам: начались интриги против Ренодо. Но негласное покровительство Людовика XIII и Ришелье спасло газету.

В период острого политического кризиса, разразившегося во Франции и получившего название Фронды (1648─1653), «Газетт» встала на сторону кардинала Мазарини. Смерть Т. Ренодо совпала с завершением Фронды. Теофраст Ренодо ─ «отец» французской журналистики. Его именем названа престижная ежегодная литературная премия ─ премия Ренодо, которая присуждается во Франции с 1929 г.

После кончины Ренодо дело перешло в руки его сыновей, сохранивших официальный характер «Газетт». После восшествия на престол в 1661 г. нового короля Людовика XIV позиции «Газетт» в качестве официального органа печати укрепились. Новый король ужесточил политику по отношению к нелегальной и оппозиционной прессе, что способствовало усилению монополии «Газетт». Людовику XIV нужен был инструмент для отражения критики в его адрес, прежде всего со стороны гугенотов и их зарубежных печатных изданий, и таким инструментом стала «Газетт». В конце XVIII в. «Газетт» ─ ежедневное издание, просуществовавшее в этом качестве 285 лет, до 1915 г.

Другие ведущие французкие газеты XVII века.«Газетт» оставила лакуну, которая вскоре была заполнена ее конкурентами. Речь идет о научной и общекультурной информации. В 1665 г. ученый и советник парламента Дени де Салло получил патент на издание еженедельной газеты «Журналь де саван» («Газета ученых»), которая стала своего рода первым европейским научным «журналом».До этого ученые общались друг с другом посредством личной переписки. Издание Дени де Салло имело монополию на публикацию научных, литературно-критических и литературных материалов и ориентировалась на европейских ученых, интеллектуалов.

Слово «журналь» во французском языке XVI─XVII вв. имело значение ежедневные записи, дневник и еще не обозначало тип периодического издания. В названии газеты слово «журналь» появилось под влиянием английского «диурналий». Но «Журналь де саван» как модель периодического печатного издания существенно отличался от английских «диурналий». Еженедельно на своих двенадцати страницах газета представляла обзо­ры всех наиболее важных новых книг, как научных, так и художествен­ных. «Журналь де саван» включала аннотированную библиографию важнейших книг, напечатанных в Европе, некрологи, информацию о физических и химических опытах, информацию о новых открытиях в науке и о новых явлениях в литературе и искусстве, индекс запрещенных книг. В «Журналь де саван» были аннотированы «Сказки» Лафонтена, произведения Корнеля, Ларошфуко.

Эта новая концепция периодического издания, ориентированного на освещение главным образом вопросов науки и культуры, впоследствии распространится в Европе. В XVIII в. во французском и других европейских языках слово «журналь», «джорнэл», «жорнал» («журнал») и т. д. приобретет современное значение ─ разновидность печатного периодического издания. Уже в XVII в.«Журналь де саван» переводили на латинский язык и переиздавали в Германии, Италии, Англии и других странах Европы.

Иезуиты, раздраженные независимостью мнений в «Журналь де саван», довольно открыто выражавшей свои симпатии к янсенистам, добились приостановки ее выхода в свет. Личное вмешательство Кольбера, генерального контролера финансов при Людовике XIV, позволило возобновить издание с 1666 г. В XVIII в. газета превратилась в ежемесячный журнал, который просуществовал до 1902 г.

Третьей газетой, определявшей, наряду с «Газетт» и «Журналь де саван», облик французской журналистики XVII столетия, была ежеквартальная литературная и политическая газета «Меркюр галан» («Галантный Меркурий»), основанная в 1672 г. Основатель газеты ─ посредственный драматург, королевский историограф Донно де Визе пользовался покровительством Кольбера. Издание было первоначально рассчитано на аристократию, на галантную публику парижских салонов, но впоследствии круг его читателей существенно расширился, и «Меркюр галан» стал одним из самых популярных во Франции периодических изданий, с 1714 г. выходившим под названием «Меркюр де Франс» («Французский Меркурий»)». Общий тон газеты походил на тон легкой непринужденной салонной беседы. Материал размещался без строгого порядка, без заголовков.

В редакционной статье, открывавшей первый номер газеты, Донно де Визе писал: «Я сообщу вам о вещах, о которых ничего не пишут в газетах, или по крайней мере не пишут так подробно». «Меркюр галан» помещала на своих страницах придворные новости, информацию об арестах и судебных процессах, церковных службах, бракосочетаниях, анекдоты, салонные новости и сплетни, но прежде всего это было литературное обозрение. «Меркюр галан» публиковала рассказы и стихи. Так, например, в 1696 г. в газете была впервые напечатана сказка Ш. Перро «Спящая красавица», ставшая веским аргументом в споре древних и новых. В «Меркюр галан» разворачивалась литературная полемика, в частности, о мольеровской «Школе жен».

Оппозиционная журналистика. Три крупнейшие французские газеты XVII в. были лояльными к власти и не позволяли себе никаких критических замечаний в ее адрес. Оппозиционная журналистика нашла себе приют не в официальных газетах, издававшихся с разрешения властей, под их покровительством и присмотром, а в рукописных листках новостей, которые во Франции назывались «нувелль» («новость»). Нувелль существовали параллельно с печатной газетной периодикой, но, в отличие от нее, как правило, не имели строгой периодичности выхода в свет. Нувеллистов отличал интерес прежде всего к вопросам политики и религии, которые трактовались с антимонархических и антиклерикальных позиций. Таким образом, нувеллисты не только информировали, но и комментировали новости. Так, например, в одной из нувелль высмеивались благочестивые верующие. В другой ─ сановники католической церкви. Третья была посвящена обсуждению школьных порядков. Существовали рукописные листки атеистического содержания. В форме ежемесячных «летучих листков», как иногда называли нувелль в ту эпоху, в течение года (1656─1657 гг.) выходили знаменитые «Письма к провинциалу» Б. Паскаля.

Нувелль распространялись подпольно в местах гуляний парижан, в парках и садах. Их авторам и распространителям было чего опасаться. Нувеллисты подвергались преследованиям: на них налагались большие штрафы, их заключали в тюрьмы, ссылали на галеры, подвергали бичеванию. Однако это не заставило замолчать тех, кто стремился донести до французов слово правды. Нувелль просуществовали на протяжении XVII─XVIII вв. до Великой французской революции.

В годы острого кризиса, длившегося во Франции с 1648 по 1653 гг. и получившего название «Фронда», страна была наводнена так называемыми «мазаринадами», стихотворными памфлетами против первого министра, кардинала Мазарини. Финансовая политика Мазарини, усилившая бремя налогов на непривилегированные слои общества, вызвала возмущение и сделала фигуру министра крайне непопулярной. 13 мая 1648 г. Парижский парламент выступил против финансовых эдиктов Мазарини, что ознаменовало начало Фронды. За годы противостояния было написано около 4000 мазаринад, которые обычно представляли собой анонимные листылплохой бумаги, содержавшие резкие, подчас оскорбительные нападки на кардинала. Мазаринады представляли собой образец публицистики, направленной против французского абсолютизма. Мазарини пытался поставить предел распространению памфлетов, но безуспешно.

«Новости литературной республики» П. Бейля. Оппозиционная пресса существовала и за пределами Франции. Центрами французской оппозиционной периодики стали протестантские страны (Голландия, Англия, Швейцария), куда эмигрировали гугеноты после отмены в 1685 г. Нантского эдикта. Правительство Людовика XIV было не в состоянии противодействовать проникновению протестантских изданий во Францию. Одним из наиболее популярных среди французской культурной и политической элиты изданий подобного рода стал журнал «Новости литературной республики», издававшийся в Голландии писателем и протестантским философом Пьером Бейлем (1647-1706). В своем журнале Бейль вел заочную полемику с католицизмом и абсолютизмом, выступал апостолом терпимости. Правда, делал он это в завуалированной форме, сообщая читателям о литературных новинках, рассказывая о событиях в «литературной республике». Однако ему не удалось обмануть французские власти, которые скоро поняли, что под личиной литературного критика скрывается острый и проницательный разоблачитель внутренней политики Людовика XIV. Ввоз журнала во Францию был запрещен, но брошюрки маленького карманного формата переправляли через границу нелегально. Поклонниками таланта Бейля и читателями «Новостей литературной республики» были Ж. де Лафонтен, принц Конде и другие представители французской элиты.

Авторитетный французский критик XIX в. Ш.-О. Сент-Бёв в статье «О критическом уме и о Бейле» (1835) отзывался о нем как о блестящем журналисте, которому были свойственны критический, свободный в своих суждениях ум, неуемное любопытство, интерес ко всему новому, широкая, хотя и неглубокая образованность, умение вникнуть в интересы и аргументы другого человека. Сент-Бёв считал, что журналистика была призванием Бейля.

В своих публицистических статьях и заметках Бейль выступал против репрессий, которые обрушились во Франции на протестантов после отмены Нантского эдикта, когда специально созданные карательные отряды (драгонады) преследовали протестантов. Вместе с тем в статьях «Ответ новообращенного на письмо изгнанника» (1690), «Важный совет изгнанникам к их будущему возвращению во Францию» (1690) Бейль полемизировал и с протестантами, отвергая их фанатизм и нетерпимость, как и фанатизм и нетерпимость католиков. В 1687 г. Бейль заболевает от переутомления и прекращает издание журнала.

Дав замечательные образцы журналистики и публицистики, Франция отставала от других стран Западной Европы (Англии, Италии, Голландии) по количеству периодических изданий. Одной из важнейших причин этого отставания была строгая цензура.

Французская печать рождается в эпоху религиозных войн, Фронды, политических и религиозных конфликтов, острой литературной полемики, отсюда ее ангажированный характер: она сразу становится выразительницей мнений, интересов враждующих лагерей. Сравнивая французскую журналистику с английской, известный немецкий исследователь истории журналистики Людвиг Саламон отмечал, что парижская печать более разнообразна и изменчива, ее отличает изящество, остроумие, темперамент и стремление возбудить в читателе сочувствие к определенным идеям.

При всех национальных различиях общим для журналистики на раннем этапе ее развития было то, что она, пользуясь тем же инструментом, что и литература, то есть словом, везде возникла как ответ на политические, экономические, а не литературные и эстетические потребности общества. Журналистика зарождается как функция политики и экономики и мыслится как инструмент власти.

 

 



Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты