Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Голландия




Голландия сыграла заметную роль в становлении европейской периодической печати. В названиях многих европейских газет в XVII в. содержалось голландское слово «корантос» ─ «текущие новости».

Голландия в XVII столетии ─ самая либеральная страна Европы, в которой произошла успешная буржуазная революция. Быстро растущий класс свободных торговцев был глубоко заинтересован в новостях международной и коммерческой жизни. Местные печатники поняли, какую выгоду они могли бы извлечь, печатая листки новостей, публикуя информацию, которую замалчивали официальные власти соседних стран. Все это привело к тому, что в Голландии было очень хорошо поставлено типографское дело. Она стала своеобразным центром печати, куда обращались типографы из других стран Западной Европы, встречавшиеся с препятствиями в своих государствах.

Голландские газеты, часть которых издавалась на западноевропейских языках, распространялись во многих европейских странах и были главным источником новостей для всей Европы в XVII─XVIII вв. Голландцы начали издавать и распространять газеты на итальянском и немецком языках, но без особого успеха. Коммерческий успех имели газеты на французском языке, издававшиеся в Голландии, поскольку французский язык был тогда языком общеевропейского общения. Как правило, это были издания, печатавшиеся эмигрантами-гугенотами, содержавшие весьма критические оценки внутриполитической ситуации во Франции и ее внешнеполитического курса. Сами французы жаждали получить информацию о делах внутри своей страны, которой они были лишены и черпали ее из голландских газет.

В результате в 1686 г. голландские Генеральные штаты запретили печатать и распространять все газеты на французском языке под названием «Корантос». Было также запрещено обсуждать в прессе отмену Нантского эдикта, вызвавшую бурю негодования в среде гугенотов и их массовую эмиграцию. Но это решение плохо исполнялось. А противодействие французских властей распространению подобного рода голландских газет имело обратный эффект и лишь усилило интерес к ним по всей Европе.

 

Англия

Первые английские газеты. Драматические события общественной жизни (противостояние короля и парламента, семилетняя гражданская война, казнь Карла I, «Славная революция» 1688 г.) привлекли внимание англичан к политической ситуации, вызвали широкий интерес к публицистике и способствовали развитию газетной периодики. Предшественниками английских газет были распространявшиеся в начале 20-х гг. печатные листовки, содержавшие новости («newssheets»).

Первыми газетами, которые появились в Англии, были немецкие газеты на латинском языке. В 1621 г. из Голландии были завезены голландские «корантос» на английском языке. Это были печатные листики новостей с двуколонной версткой, содержавшие исключительно иностранные новости. Выходили они нерегулярно, по мере того как собиралось достаточно новостей, чтобы заполнить две странички. Названия корантос варьировались от номера к номеру.

В 1622 г. увидела свет первая собственно английская газета ─ лондонская «Уикли ньюс» («Еженедельные новости из Италии, Германии и Венгрии, Богемии». Ее издателями были Николас Борн и Томас Арчер. «Уикли ньюс», как и прочие образцы ранней английской периодики, содержала преимущественно зарубежные новости, так как в 1637 г. решением Звездной палаты было запрещено распространение в печати информации о внутриполитической жизни страны и деятельности парламента. Кроме сведений о событиях международной жизни, полосы английских газет заполняют сообщения о несчастных случаях, преступлениях, «утки» (вымышленные рассказы о морских чудовищах, диковиных зверях, «чудесных происшествиях»). В большом количестве публикуются фрагменты из Библии.Форматпервых английских газет напоминал либо формат голландских «корантос» (2─4 полосы), либо германских еженедельников-брошюр (8─24 страницы). Никакой редакторской правке публикуемые материалы не подвергались.

В 1641 г. Долгий парламент упразднил Звездную палату, и все ее постановления потеряли законную силу (включая указ о цензуре 1637 г.). С этого времени появляются первые периодические издания политического характера, печатавшие еженедельные отчеты о парламентских заседаниях ─диурналии. Первый лондонский «Диурналий событий в Парламенте» был основан в 1642 г.

Деятельность Парламента, созванного Карлом I в 1640 г., под давлением обстоятельств, трудностей, переживаемых страной, привлекает внимание общества. Вообще усиливается интерес к политическим событиям, к перипетиям борьбы королевской власти и Парламента, в результате чего широкое распространение получают брошюры новостей («news-books»). Это были нерегулярные издания, небольшие напечатанные мелким шрифтом брошюрки объемом от восьми до двенадцати страниц, заполненные весьма разнородным материалом и содержавшие не только информацию, но и комментарий.К 1640 г.брошюры новостей приобретают газетный формат: используют заголовки, иллюстрируют статьи гравюрами, печатают объявления.

Периодика и публицистика гражданской войны. Нараставший конфликт парламента и короны привел к семилетней гражданской войне 1642─1649 гг. Накануне и во время этих драматических событий на улицах Лондона разворачивается «памфлетная война», в которой публицисты враждующих лагерей старались переложить ответственность за подготовку открытого военного конфликта на другую сторону. В Лондоне распространялись многочисленные сатирические листовки, в которых высмеивались лидеры враждующих лагерей: роялисты насмехались над красным носом Кромвеля, республиканцы оттачивали свое остроумие в нападках на командующего армией Карла I ─ принца Руперта и его любимую собачку.

За двадцать лет между 1640 и 1660 гг. в Англии было опубликовано 30 000 пам­флетов, воззваний, обращений, листовок, адресованных широким слоям английского общества. Эта «уличная печать» гражданской войны стала предвестником массовой периодики.

Выдающимся публицистом этой эпохи был Джон Лильберн (1614?─1657). Лильберн был противником официальной англиканской церкви и короля Карла I, поддерживал пуритан. Он помогал распространять в Англии еретические памфлеты, печатавшиеся в Голландии, за что был приговорен к тюремному заключению. Проведя в заточении два года, в 1640 г. по требованию парламента он был освобожден и вскоре принял активное участие в гражданской войне на стороне оппозиции. Он возглавил движение левеллеров, радикально настроенных солдат и представителей мелкой буржуазии, выступавших за республику, всеобщее избирательное право и равенство перед законом. Основной жанр, в котором работал Лильберн-публицист ─ памфлет. Его перу принадлежат памфлеты «Анатомия тирании лордов» (1648), «Договор свободного народа Англии» (1648), «Новые цепи Англии» (1649), «Вторая часть “Новых цепей Англии”» (1649). В этих произведениях он отстаивал идею, что источником легитимной власти является договор между народом и правящим классом, выступал за всеобщее избирательное право, веротерпимость, республиканскую форму правления, свободу печати. «Подтверждено на практике, что всегда все, стремившиеся к тирании, зажимали рот народу, чтобы он не производил шума, когда похищают его свободы», ─ писал Лильберн.

За свои памфлеты и политическую деятельность Лильберн неоднократно подвергался арестам, много лет провел в тюрьмах. Его популярность в народе была огромной.

В периодической печати времен гражданской войны на смену «диурналиям» довоенного времени пришли «меркурии». Так назывались лондонские газеты, в латинских названиях которых было слово «Меркурий» ─ «Mercurius Politicus», «Mercurius Aulicus», «Mercurius Britanicus», «Mercurius Civicus», «Mercurius Pragmaticus». Как и другие ранние периодические издания, «меркурии» представляли собой небольшие брошюры с титульным листом, на котором печатались выходные данные (место и год издания). Это были газеты невысокого полиграфического качества, печатавшиеся на плохой бумаге, имевшие довольно тусклый оттиск. На первой странице помещался перечень важнейших материалов номера. Основным содержанием «меркуриев» была информация о политической жизни Англии, особенно подробно рассказывалось о событиях гражданской войны, публиковались отчеты о боевых действиях. В отличие от «корантос» «меркурии» имели уже свой собственный голос, журналисты стремились привлечь и удержать читательскую аудиторию. В общей сложности во время гражданской войны издавалось 20 газет.

Воскресная газета «Mercurius Aulicus» («Дворцовый Меркурий»), основанная в 1643 г. замечательным журналистом Джоном Беркенхедом в развернувшейся борьбе между роялистами и сторонниками парламента отстаивала интересы короля, была голосом правящего режима. Она видела свою задачу в «восстановлении нравственности и порядка», печатала материалы, обличавшие язвы Парламента, нападала на Кромвеля. После падения монархии Беркенхед покинул Англию, был тайным агентом на континенте. В эпоху Реставрации вернулся к журналистской деятельности в Англии.

Основным оппонетом «Mercurius Aulicus» был пропарламентский «Mercurius Britanicus» («Британский Меркурий»). Газету издавал другой блестящий журналист той эпохи Марчемонт Недхэм. Газета отличалась антироялистской направленностью. В защиту республики выступала «Mercurius Politicus», редактором которой некоторое время был Дж. Мильтон.

Парламент, раздраженный нападками со стороны сторонников короля, принял в 1643 г. закон о предварительной цензуре, которым предусматривалось, что «ни одна книга, брошюра или листок не могут быть преданы тиснению, пока не будут предварительно просмотрены назначенными для этого людьми или по крайней мере одним из таковых».

«Ареопагитика» Дж. Мильтона. Против этого закона выступил Джон Мильтон в своей знаменитой «Ареопагитике» (1644). Эссе написано в форме речи, обращенной к английскому парламенту, которой в действительности Мильтон никогда не произносил. Мильтон призывал парламентариев пересмотреть принятый закон и отменить цензуру. Не то чтобы писатель вообще отказывал власти в праве контролировать прессу. Напротив, он убежден, что «для церкви и государства в высшей степени важно бдительным оком следить за поведением книг, так же как и за поведением людей, и в случае надобности задерживать их, заключать в темницу и подвергать строжайшему суду как преступников…». Но Мильтон решительно выступает против такой формы контроля за прессой, как предварительная цензура.

Писатель в своей критике закона о цензуре исходит не из политических соображений или юридических норм. Он отвергает цензуру по причинам этического и философского характера. Автор «Ареопагитики» убежден, что принятый закон не достигнет своей цели, не будет способствовать распространению добродетели прежде всего потому, что всякая цензура есть ограничение свободы выбора, а, по мнению Мильтона, свобода выбора, дарованная человеку богом, ─ основа добродетели. Бог ценит не беспрекословное принудительное повиновение предписаниям, а сознательный и свободный выбор человека в пользу добра. Мильтон убежден, что всякий человек наделен разумом, а «разум есть способность выбора». Поэтому, признавая разумность человека, необходимо признать за ним и право узнавать и сопоставлять разнообразные (в том числе и ложные) мнения и доводы. Свобода печати есть испытание добродетели, но это единственный путь приблизиться к истине.

Во-вторых, цензура на печатную продукцию не оградит читателей от вредных, ложных и безнравственных идей, ибо они распространяются не только посредством печатного слова. Помимо книг, существует много иных источников вредного знания. Многие ереси, ─ напоминает Мильтон, ─передавались из уст в уста. Отсюда вывод: цензура ─ пустое и бесплодное предприятие.

В-третьих, Мильтон усматривает в цензуре серьезную опасность для развития науки. Цензура обедняет науку, сковывает полет мысли ученого, поскольку ни один цензор в силу своей должности и характера деятельности не допустит обнародования оригинальных идей, опережающих свое время и противоречащих общепринятым представлениям. Кроме того, цензура ставит ученых в унизительное положение. Бдительность цензора обрекает ученых на жалкую роль «учителей-мальчишек», которые находятся под его опекой и потому не заслуживают уважения со стороны читателей.

Более того, цензура есть проявление неуважения не только к представителям науки, но и ко всей нации.

Логика Мильтона весьма убедительна. Он неоднократно вступает в диалог с воображаемыми оппонентами, чьи аргументы в пользу введения цензуры он последовательно опровергает, используя для этой цели различные приемы. Так, например, Мильтон доводит идею сторонников цензуры до логического конца, что оборачивается демонстрацией ее абсурдности. Если вводят запрет, ─ размышляет автор «Ареопагитики», ─ то почему ограничиваются только печатью. Нужно быть последовательными и запретить все, что доставляет человеку удовольствие: музыку, танцы, ношение красивой и удобной одежды, употребление вкусной пищи и т. д. Так цензура на книги «необходимым образом влечет за собой и разного рода другие цензуры». Далее, если исходить из убеждения, что человек самостоятельно не в силах отличить хорошее от дурного, то почему исключение из этого правила делается для цензоров, чья непогрешимость весьма сомнительна именно в силу того, что они тоже люди.

Мильтон защищает пользу чтения многочисленными ссылками на авторитеты, прежде всего на Библию. Он часто прибегает к историческим аналогиям. Предпринимаемый автором в начале эссе экскурс в историю цензуры призван доказать, что цензура не есть нечто естественное, всегда и повсюду существовавшее, что этот институт возник исторически, на определенном этапе общественного развития.

В эссе Мильтона цензуре как малоэффективному институту, основанному на запрете, внешнем принуждении и, в конечном счете, насилии над разумом и свободной волей человека, противопоставлена культура. Культура есть система «непринудительных законов добродетельного воспитания», ограничений, которые разумный и свободный человек добровольно налагает на себя, дабы жить в социуме.

Парламент не прислушался к призыву великого писателя, и предварительная цензура в Англии не была отменена. Однако «Ареопагитика» получила широкий отклик в Европе и стала одной из первых манифестаций либертарианской концепции печати, основанной на признании разумности человека, законности его естественных прав и свободы воли.

Между тем Мильтон демонстрирует ясное понимание ограниченности принципа свободы слова и печати. Требуя свободы слова для своих единомышленников и соратников, он отказывал в ней политическим противникам, адептам католицизма и абсолютизма. В «Ареопагитике» писатель выражает сожаление, что действие закона о цензуре не распространилось на газету «Mercurius Aulicus», этот, по его словам, «непрерывный придворный пасквиль на парламент и наш город». После того, как гражданская война закончилась полным разгромом роялистов, казнью Карла I и провозглашением республики, Мильтон в течение трех лет занимал должность правительственного секретаря в Государственном совете и выполнял цензорские обязанности.

Правда, после победы Кромвеля цензурный гнет был ослаблен, и английская пресса вздохнула свободнее. Более широкому распространению газет способствовало возникновение в Лондоне в 1652 г. первых кофеен. Постепенно их количество увеличивалось, и они становились местом чтения, распространения и обсуждения газет. Однако такая ситуация сохранялась недолго. В 1653 г. Кромвель разогнал Долгий парламент и запретил публикацию парламентских отчетов без разрешения государственного секретаря. Став лордом-протектором, Кромвель, получивший огромную власть в стране, ужесточил цензуру и начал преследование периодических изданий, кроме официального «Mercurius Politicus».

Английская печать в эпоху Реставрации. Между тем худшие времена для английской прессы были еще впереди. После реставрации монархии и возвращения к власти Стюартов в 1660 г. положение газет существенно ухудшилось. В 1662 г. Карл II подписал «Акт о лицензировании печати», который усиливал контроль за печатью и запрещал издание «мятежных, изменнических книг и памфлетов, не прошедших цензуру». Ни одна книга, газета, брошюра не могла быть напечатана без предварительного разрешения властей. Количество печатников в королевстве было ограничено двадцатью. Типографии были сосредоточены главным образом в столице. Кроме Лондона, центрами книгоиздания остались университетские центры ─ Оксфорд и Кембридж. В эпоху Реставрации газет в Англии было мало. Провинциальной периодики не существовало. Большая часть страны узнавала новости из рукописных листков новостей, писавшихся в Лондоне и затем рассылавшихся в провинцию. В столице существовала целая армия переписчиков, предшественников позднейших журналистов.

Главным цензором был назначен талантливый публицист и убежденный роялист Роже Л’Эстранж (1616─1704). Он запретил все газеты, критиковавшие корону, за что получил от короля патент на издание своей газеты «Паблик интеллидженсер» («Общественный информатор»), основанной в 1662 г. Это была двухстраничная официозная газетенка весьма скудная по содержанию. Милости власти этим не ограничились. Л’Эстранж был первым английским журналистом, заседавшим в палате общин. В 1663 г. он опубликовал эссе «Регулирование прессы», в котором доказывал необходимость строгого централизованного контроля над прессой. При Л’Эстранже пресса оказалась в жалком положении: журналисты подвергались постоянным преследованиям и суровым наказаниям, тиражи газет падали.

Однако в этой неблагоприятной для английской журналистики обстановке родилась «Лондон гэзэт» («Лондонская газета»), которой будет суждено стать лучшим, наиболее информированным официальным периодическим изданием в Англии эпохи Реставрации. Основателем газеты был известный публицист и журналист Генри Маддиман, который вполне мог бы сказать об обстоятельствах рождения своего детища «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В 1665 г. Лондон был охвачен страшной эпидемией чумы. Спасаясь от угрозы, король со своим двором переезжает в Оксфорд, где в том же году и была основана «Оксфорд гэзэт» («Оксфордская газета»), впоследствии после возвращения двора в Лондон переименованная в «Лондон гэзэт». Издание стало первой регулярной лондонской газетой, выходившей два раза в неделю. Сначала это был небольшого формата сложенный вдвое лист бумаги. Текст печатался в университетской типографии Оксфорда в две колонки на обеих сторонах листа великолепным шрифтом. Один из современников писал, что газета «очень хороша, полна новостей и не содержит глупостей». Издание носило официальный характер и публиковало материалы о заседаниях парламента, официальные документы и заметки о церковной и религиозной жизни.

Маддиман ввел в практику сбор информации из широкого круга разнообразных источников. Например, информатором Маддимана был один из двух госсекретарей. Кроме официальных источников, поставщиками сведений для газеты выступали также офицеры таможни, местные священнослужители, почтмейстеры, сотрудники английской разведки и т. д. Информационная насыщенность «Лондон гэзэт» превосходила осведомленность официозной газеты «Интеллидженсер» ( «Информатор»), издававшейся Роже Л’Эстранжем. Однако оба издания были официальными, поддерживали короля и выступали против врагов Его Величества. Политическая пресса в Англии оказалась в загоне. Такое положение сохранялось до «Славной революции» 1688 г.

«Славная революция» и отмена цензуры. Революция свергла последнего представителя династии Стюартов на английском престоле Якова II. Королем Англии стал зять Якова II Вильгельм Оранский. При Вильгельме III, пользовавшемся поддержкой вигов, был положен конец монополии тори на власть. Годы правления Вильгельма III Оранского (1689─1702) отмечены либерализацией общественной жизни. В 1689 г. английский парламент принял «Билль о правах», в котором, в частности, была провозглашена свобода слова для парламентариев. Девятый параграф «Билля о правах» гласил: «Свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не может быть поводом для преследования, предметом рассмотрения в суде и нигде, кроме парламента». В этом документе впервые появилось словосочетание «свобода слова» как обозначение одного из важнейших прав личности. И хотя закон о цензуре, принятый в 1685 г., продолжал существовать, Вильгельм III не применял его на практике.

В конце XVII столетия развитие английской журналистики происходило в относительно более благоприятных социокультурных и экономических условиях, чем те, в которых складывались зажатые в тиски жесткой цензуры журналистики Франции и Германии. Англия демонстрировала быстрый прогресс в социальной и экономической сфере. Формирование периодической печати в Англии совпало с периодом буржуазной революции, политического плюрализма и отхода от устоявшихся норм и правил. К этому времени относится зарождение политической периодики в Англии. Отныне две влиятельные враждующие политические партии - виги и тори ─ отстаивают свои позиции в прессе. Виги представляли интересы крупной торговой и финансовой буржуазии, а тори - интересы консервативной земельной аристократии и высшего духовенства англиканской церкви.

В 1694 г. истек срок действия закона о цензуре. Попытка продлить его действие в парламенте провалилась. Даже верхняя палата английского парламента палата лордов большинством голосов проголосовала против продления закона, так как сочла, что он «подчиняет все знание и информацию произволу … корыстного и, возможно, невежественного цензора». В 1695 г. цензура в Англии была отменена навсегда. Каждый англичанин отныне мог писать и публиковать написанное, не спрашивая разрешения ни церкви, ни государства. Уголовному преследованию подлежали только пасквили и призывы к мятежу. Подобные дела должен был рассматривать суд присяжных. Идеи, изложенные Мильтоном в «Ареопагитике», стали осуществляться на практике, но порадоваться этому обстоятельству он не мог: к этому времени великого писателя уже одиннадцать лет как не было в живых.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты