Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Особенности познавательной деятельности

Читайте также:
  1. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  2. III.4.1) Общие особенности вменения ответственности.
  3. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  4. PR и смежные сферы деятельности
  5. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  6. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  7. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  8. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  9. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  10. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).

Традиции познавательной деятельности в Средневековье определили формирование средневековых традиций познания, которые опирались на принципы:

- Авторитета (схоластико-умозрительная традиция),

- Ритуала (герметическая традиция),

- личного опыта (базис эмпирической традиции).

Схоластическая традиция.Авторитарность выступала опорой в таких формах познания, которые требовали теоретико-рефлексивной деятельности – богословии, философии, математике и др. Авторитарность проявлялась в комментаторском характере познания и обучения, выработке процедур простейшей систематизации и логической упорядоченности знаний. На такой основе складывается схоластика, главным вопросом которой был вопрос о том, что в реальном бытии соответствует общим понятиям человеческого разума – добру, злу, истине, Богу, времени и т.д.

На начальных этапах своего развития схоластика сыграла определенную положительную роль, т.к. предполагала расчленение и определение множества понятий. Более того, схоластика в тот период была необходимой формой развития знаний. И лишь на закате Средневековья схоластика становится тормозом развития познания. Основные положительные результаты были получены схоластикой в процессе исследования чисто теологических и космологических вопросов – бессмертия души, смысла Троицы, конечности и бесконечности мира и т.д. Т.е. в тех областях, где предмет познания не представлен непосредственно.

Важнейшая проблема схоластики – отношение знания и веры. Именно в русле решения этого вопроса Фома Аквинский создает теолого-философский синтез современного ему знания с позиций установки на то, что теология выше философии. Но не потому, что вера выше разума, а потому, что существует различие между разумом человека и сверхразумом Бога. Истины Бога не иррациональны, они – сверхразумны; их доказательство не под силу человеческому уму, они непознаваемы для него, но тем не менее носят рациональный характер. Естественные науки имеют право на существование, их задача состоит в конкретизации и детализации положений Библии, но они не могут постигнуть основных начал мира.

Герметическая традиция.В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения были пронизаны ритуалами. Ритуальные действия, так же как и магические, и обрядовые, рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. Точное соблюдение ритуальных действий считалось необходимым условием благоприятного исхода деятельности. На ритуальной основе возникает средневековая герметическая традиция, воплотившаяся в алхимии, астрологии, кабалле и др. Ориентированная на предметное созидание качественно нового, эта традиция опиралась на своеобразные мировоззренческие представления:



- взаимосвязь всего со всем,

- неразличимость взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения,

- тождество, взаимопревращение макрокосма и микрокосма,

- биологизация мира,

- безграничные возможности влияния на события посюстороннего мира со стороны не только Бога, но и некоторых избранных людей,

- убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое,

- сущность вещи усматривалась в ее производстве. Познать вещь означало прежде всего ее создать.

Опытно-эмпирическая традиция.Личный опыт был и точкой отсчета, и критерием истинности, и основой композиционной структуры текста, а также доверия аудитории в прагматически ориентированных сферах деятельности – в политике, производстве, праве, некоторых жанрах литературы, в стихийно-эмпирическом познании природы. Традиция стихийно-эмпирического познания природы, начиная с 13 века, постепенно развивается в систему естественно-научного познания, под влиянием, в частности произведений Аристотеля. Наиболее выдающиеся представители (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и др.) этой традиции были нацелены на программу практического назначения знания. В естественно-научном познании начинают видеть средство, с помощью которого человек может добиться расширения своего практического могущества, улучшения своей жизни.



 


Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 18; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности средневековой духовной культуры | Познание природы в эпоху Возрождения
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты