КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание природы в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения происходит переворот в системе культуры. Эпоха Возрождения – эпоха становления капиталистических отношений, увеличения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатанья. Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В социально-психологическом плане ренессансный индивидуализм порождал такую особенность образа жизни, которую А.Ф. Лосев называл «… жаждой жизненных ощущений независимо от их религиозных или моральных ценностей». Жизнь на свой страх и риск, предполагающая индивидуализм и самоутверждение личности, возможна только в условиях активно-деятельного отношения к миру. Деятельное отношение к миру формирует систему новых ценностей буржуазной городской культуры свободных и независимых ремесленников, торговцев, мастеров, средневековой интеллигенции. Среди этих ценностей: высокая работоспособность, умение трудится, инициативность, умение ценить время и личная ответственность за результаты своей деятельности. Правда есть вещи, неподвластные времени: личная доблесть, знание и семья, их реализация приводит к утверждению вечных ценностей и исторически значимых дел, которые по достоинству могут оценить лишь потомки. В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, свершившейся в эту эпоху и состоявшей в изменении системы человек – мир человека. Эта система распалась на три относительно самостоятельных отношения: отношение Человека к Природе, к Богу и к самому себе. Напомню, что в эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к богу как высшей ценности. Отношение человека к природе и самому себе были производными от этого основного отношения. На основе индивидуализации личности в эпоху Возрождения на первый план постепенно выдвигается отношение человека к природе, а отношения человека к Богу и самому себе выступают как производные. В логике такого идейного движения Ренессанс преодолел дуализм земного и небесного миров. В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть в нем божественного: один человек сам способен превращаться для другого в некоторое божество. Поскольку все связано со всем, постольку все, а не только Бог достойно быть предметом познания. В этом смысле предмет познания один – богоприрода или природа-бог. Это повлекло за собой гносеологический плюрализм: не только все может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на свое мировоззрение. Подобный плюрализм мнений приводит к постепенному формированию исторического мышления, духа новаторства. Противоречивость Возрождения состояла в том, что ренессансное сознание новое искало в античном прошлом. Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый план познавательную составляющую сознания. Уже у Николая Кузанского познание мира бесконечно и ведущим средством познания является разум. Николай Кузанский – мыслитель зрелого Возрождения. А в период позднего Возрождения Николай Коперник, создавая гелиоцентрическую модель мира, на деле показывает творческие возможности разума, который позволяет проникать в сущность вещей, несмотря на то, что она может быть противоположна явлению. Теоретическая мысль Возрождения еще не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания природы, однако предварила ее рядом принципиальных идей: Идеи Возрождения, лежащие в основе современного естествознания: - гуманизма, - рационализма, - познаваемости мира, - историзма, - и социально-исторического оптимизма. В Ренессансном типе познания мыслительное и образно-чувственное не вполне разграничивались, часто выступая в синкретическом единстве. Это не позволяло создать инструментарий для конкретно-научного познания природы. Не дала эпоха Возрождения и сложных, логически непротиворечивых фундаментальных теорий. Она решала другую задачу: осуществить объективистскую перестройку сознания, сформировать его новый исторический тип, в котором бы познавательная составляющая сознания доминировала над ценностной. В культуре Возрождения главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценности складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания.
|